Технологическая карта организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений.
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Горбачева Тамара Николаевна

Тема: «Волшебный сундучок  короля Считай 2-го»

УМК (программа): Интегрированная ООД разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е, Т.С Комаровой, М.А Васильевой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта организованной образовательной деятельности

по формированию элементарных математических представлений.

ООД: формирование элементарных математических представлений у детей старшего возраста.

Составила: Воспитатель подготовительной группы «Почемучки»  Горбачева Тамара Николаевна

Возрастная группа: подготовительная группа.

Тема: «Волшебный сундучок  короля Считай 2-го»

УМК (программа): Интегрированная ООД разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е, Т.С Комаровой, М.А Васильевой.

Интеграция образовательных областей в соответствии с требованиями ФГОС: «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Форма совместной деятельности: занятие-квест

Форма организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная,  конструктивная, двигательная.

Цель: Продолжать формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения); упражнять в счете в пределах 10 в прямом и обратном порядке.

Закрепить у детей знания о геометрических фигурах.

Задачи:

Познавательное развитие:

Развитие любознательности и познавательной мотивации, формирование представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (количестве и числе);

- закрепить знания о геометрических фигурах; умение собрать из частей

- закреплять знание детей о математических знаках:

- закреплять понимание отношений рядом стоящих чисел в пределах 10.

- совершенствовать умение решать арифметические задачи,

- развивать зрительно – пространственное восприятие и ориентировку при работе в тетради в клетку.

Социально-коммуникативное развитие:

Формировать положительную мотивацию на занятии;

Воспитывать у детей коммуникативную культуру, умение вести разговор на заданную тему;

Закреплять умения применять полученные знания в играх, воспитывать доброжелательные отношения между детьми.

Речевое развитие:

Развивать связную, грамматически правильную диалогическую речь,

Способствовать формированию мыслительных операций, умению аргументировать свои высказывания;

Развивать логику, зрительную память, воображение.

Физическое развитие:

Совершенствовать умение точно, в заданном темпе и ритме выразительно выполнять физические движения.

Технологии и методы работы: ИКТ, игровые, словесные, наглядные, практические, личностно – ориентированные.

Приемы: Сюрпризный момент, игровые развивающие упражнения, занимательные приёмы, использование проблемных вопросов и заданий, рассказ воспитателя с элементами беседы, поощрение, самостоятельная деятельность детей.

Материал: презентация, цифры от 1 до 10; сундучок с замками и ключами; на ключах написаны задания; мягкая игрушка; 3 набора геометрических фигур разрезанные на 2 и 4 части; тетрадные листочки в клетку и простые карандаши на каждого ребенка, домашнее печенье в виде цифр.

Предполагаемый результат:

Знают геометрические фигуры, умеют составлять из 2 и 4 частей целое;

Решают арифметические задачи, примеры;

Ориентируются на листе бумаги.

Этапы, последовательность

Организация совместной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Результат

Психологический настрой

Цель: Создание благоприятной психологической атмосферы, эмоциональная поддержка ребёнка.

Методы организации работы; сюрпризный момент.

Дружно за руки возьмёмся,

И друг другу улыбнёмся,

Раз ладошка, два  ладошка, три, четыре,

Топай ножкой.

Дружно в группе мы живём,

В гости всех всегда мы ждём.

(Стук в дверь) В; - Ребята! Сегодня у вас в гостях добрая  Пересчитайка. Почему ее так называют, потому что она любит все считать.  Она принесла нам посылку. Написано: «От короля  Считая 2-го из страны Математики»! Давайте ее распечатаем и узнаем, что там внутри.

Воспитатель: Сундучок – то не простой! С шестью замками!  

Создание эмоционального настроя на работу.

Организация образовательного пространства.

Воспитатель выходит и заносит игрушку, в руках которой посылка показывает, заинтересовывает детей.

Дети и воспитатель распечатывают посылку, достают оттуда сундучок и письмо)

Слайд 1с изображением короля Считая 2-го

Установление зрительного

слухового

 контакта.

Приветствуют гостей,

Рассматривают игрушку

 и посылку

Рассматриваем сундучок, конверт.

Психологическая готовность к предстоящей деятельности.

Мотивационно побудительный

Цель:

Установление взаимодействия между всеми субъектами на занятии, мотивация познавательной деятельности.

Методы организации работы:

- занимательные приемы,

- игровые моменты,

- наглядный показ,

- сюрпризный момент,

- чтение четверостишья

Организационно - поисковый

Актуализация имеющихся знаний.

Цель для воспитанников:

- развивать  мыслительную деятельность в ходе занятия

Цель для педагога:

В процессе включения учащихся в активную познавательную деятельность через использование различных педагогических методов и приемов:

- оценить уровень практической  подготовленности воспитанников, скорректировать их знания,

-развитие речи как показателя  интеллектуального и общего развития ребенка через представление собственных знаний;

-развитие эмоциональной сферы воспитанников через применение активных форм ведения занятия.

Методы организации работы:

занимательное упражнение,

загадывание загадок,

-беседа-рассуждение,

- наглядный показ образца,

- решение проблемной ситуации,

-игровые развивающие упражнения.

Динамическая пауза.

Цель:

Смена видов деятельности, предупреждение утомляемости.

Пальчиковая гимнастика «Дружба»

Давайте прочитаем письмо

Читает письмо: 

«Дорогие ребята подготовительной группы! Пишет вам король Считай – 2 из страны математики! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься математикой. Я прислал для вас подарок в сундучке. Но сундучок волшебный, с пятью замками. К каждому замку есть свой ключ. Найти ключи несложно, нужно лишь угадать, где они лежат. Мои волшебные помощники спрятали ключи у вас в группе. Отгадайте мои загадки и узнаете, где искать ключи. Приложите ключи к замкам и сундучок откроется! Правда есть еще один секрет! Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха! Король  Считай 2!»

Вос –ль: Вот это да! Ну, что, интересно узнать, что находится в сундучке? Будем искать ключи? Ребята, а что нам надо сделать чтобы открыть сундучок? Кто внимательно слушал? Давай ребята составим план. Ну что приступим к выполнению нашего плана и заданий?

Вос –ль: А вот и задания здесь в письме.

Ищем первый ключ.

Он находится там, о чем идет речь в загадке:

С хитрым носиком сестрица Счет откроет   (единица)

Вос –ль: А ключ – то непростой! На нем задание. Вот о каком секрете говорилось в письме короля Считай 2-го! Справимся с этим заданием – один замок откроем!

Задание на ключе:

1, Вспомнить порядковый счёт от 1 до 10.

2. Вспомнить обратный счёт от 10 до 1.

3. Посчитайте от 3 до 9, от 4 до 8.

4. Посчитайте от 10 до 5, от 7 до 3.

6. Угадай число, живущее между числами 5 и 7, 4 и 6, 9 и 7.

7. Какое число больше 3 или 4, 7 или 8.

8. Какое число меньше 1 или 3, 10 или 6.

Какое число я задумала, если оно на 1 больше 8, и на 1 меньше 5? (4)

Вос –ль: Молодцы, справились с заданием. Вот мы и открыли 1 замок

Вос-ль: Ну что ребята будем искать  второй ключ? А для этого надо отгадать вторую  загадку

2.Цифру эту угадай – ка!

Она большая зазнавайка

Единицу сложишь с двойкой.

И получишь цифру (тройку)

 -Ребята пока мы решаем задачи наша гостя будет вас слушать и проверять правильно ли вы решили задачи.

2.Задание  “Задача”

1.В класс вошла Маринка,

А за ней Аринка,

А потом Игнат.

Сколько стало ребят? (3)(1+1+1=3)

2.Пять ребят в футбол играли.

Одного домой забрали.

Он в окно глядит, считает,

Сколько их теперь играет. (4)

(5-1=4)

3. Вот грибочки на лужайке

В желтых шапочках стоят:

Два грибочка, три грибочка.

Сколько вместе будет?(2+3=5)

4. Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят:

Ваню земляникою,

Таню костяникою,

Машеньку орешками,

Петю сыроежками,

Катеньку малиною,

Васю хворостиною

О каком богатыре идет речь в этой загадке? Перечислите, чем может угостить лес?; Сколько детей он угостил – кого чем? (6)

 (1+1+1+1+1+1=6)

5. К серой цапле на урок

Прилетели семь сорок.

А из них лишь три сороки

Приготовили  уроки.

Сколько  лодырей-сорок

Прилетело на урок?

(7 – 3=4)

Вос-ль: Веселая Пересчитайка говорит что вы Молодцы и с этим заданием вы справились!

Физкультминутка:

 Раз - подняться, потянуться,

Два - согнуться, разогнуться,

  Три – в ладоши три хлопка,

  Головою три кивка,

  На четыре – руки шире,

  Пять – руками помахать,

  Шесть – на место сесть опять.

Вос-ль: А сейчас 3 загадка – подсказка чтобы найти 3 ключик.

Если навесной замок

Вверх поднимет хоботок,

То тогда увидим здесь

Не замок, а цифру (шесть)

И задание на ключике вот такое

 «Графический диктант»

А наша гостья сядет рядом и посмотрит как вы умеете трудится

«Цифра пять»

 Начальная точка – 2 клетки вниз, 1 клетка вправо. *1 клетка вправо, *1 клетка вверх, *1 клетка влево, *4 клетки вниз, *2 клетки вправо, *2 клетки вверх, *2 клетки вправо, *1 клетки вниз, *1 клетка влево, *5 клеток вниз, *2 клетки влево, *1 клетка вверх, *1 клетка вправо, *1 клетка вверх, *2 клетки влево, *2 клетки вниз, *2 клетки влево, *1 клетка вверх, *1 клетка вправо, 4 клетки вверх, *1 клетка влево, *2 клетки вверх

Вос-ль:  Что у нас получилось ?. (Цифра пять)

А теперь давайте сделаем гимнастику для наших пальчиков  «Дружат в нашей группе девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим маленькие пальчики. Один, два, три, четыре, пять. Пять, четыре, три, два, один.

Вос-ль: Слушаем 4 загадку – подсказку

Эта циферка с секретом.

И зимой, и жарким летом

Различишь едва – едва,

Где в ней ноги, голова (8)

Задание; Главная фигура

«Ребята а теперь посмотрите на экран и скажите, какая фигура у нас самая главная?». Правильно круг - все остальные фигуры состоят из множества кругов.

Восп – ль: А теперь мы с вами разделимся на группы и пройдем к столам.

Вос – ль: « У каждой группы на столе лежат нетающие льдинки  если их правильно приложить друг к другу, то получаются целые фигуры» Надо составить столько фигур, чтобы были задействованы все льдинки

Как вы считаете ребята с этим задание вы справились?

Молодцы ребята  с этим заданием вы справились

Воспитатель: Вот и последний ключ нам осталось найти. Ну, а где искать, постарайтесь угадать:  

Нолик, стань за единицей,

За своей родной сестрицей.

Только так, когда вы вместе

Называть вас будут (десять)

Формирование представлений о предстоящей деятельности.

Читая письмо, показывает что в письме лежат задания с указаниями где искать ключи,

показывает сундучок с шестью замками, чем стимулирует интерес к занятию.

Слайд 2 (Волшебные помощники в виде цифр)

Предлагает детям составить план работы; 1.Отгадать загадки и найти ключи

2. Выполнить все задания

3.Открыть замки и достать подарок

Читает первую загадку Слайд 3

Читает задание на ключе

Хвалит детей и открывают первый замок

Читает вторую загадку Слайд 4

Читает 2 задание «Задачи»  на ключе

Игрушку посадили возле ребят

Хвалит детей и открывает второй замок

Предлагает детям отдохнуть, читает текст и демонстрирует движения.

Читает загадку

Слайд 5

Читает задание на ключе.

Просит детей пройти и сесть за столы и приступить к работе.

Игрушку садят рядом с детьми

Спрашивает детей что у них получилось

Хвалит детей.

Открывают третий замок

Читает загадку

Слайд 6

Читает задание на ключе 

Геометрические фигуры изображенные на слайде 7( составленные из кругов)

Воспитатель вызывает одного ребенка соединить круги  указкой и назвать фигуры.

Потом предлагает детям пройти к столам и сесть

Хвалит детей

Загадывает загадку Слайд8

Организационный и эмоциональный

 настрой на работу

Осознают и принимают поставленную

 задачу,

слушают воспитателя,

 

Ответы детей

Ответы детей

Дети включаются в работу

воспитателя по ходу

комментируя услышанное

 увиденное.

Дети отгадывают

Загадку, находят цифру

 единицу и приносят

ключ.

Ответы детей

Ответ детей.

Внимательно слушают

Разгадывают вторую загадку

 и ищут второй ключ

Находят приносят воспитателю

Дети считают, решают задачи

Произносят текст и

выполняют движение

 согласно тексту.

Дети слушают и

разгадывают загадку.

 Находят ключ.

 Приносят воспитателю

Дети находят цифру.

Дети садятся за столы и

слушая внимательно

 воспитателя выполняют

задание воспитателя,

пишут графический диктант,

Обхватить правой ладонью

Левую и покачивать в ритме

Стихотворения

Обхватить левую ладонь правой

И покачивать в ритме стихотворения.

Соединить пальчики обеих рук,

Начиная с большого. Затем соединить начиная с мизинца.

Дети отвечают на вопросы

 воспитателя,

называют полученную

 цифру

Дети находят цифру

 и приносят ключ

Ответы детей (круг)

Один ребенок выходит

 к проектору и выполняет

 задание

Дети проходят к столам

  и садятся по три  человека

за один стол

Выполняя задания дети

 рассказывают, из какого

 количества частей они

 составили фигуры.

Ответы детей

Дети находят цифру

 10 и приносят ключ

Формальная готовность к предстоящей деятельности,

привлечение произвольного внимания.

Внутренняя мотивация на деятельность.

Рефлексия

Вос –ль: Слушайте последнее, пятое задание!   загадки -  шутки. Будьте внимательны, и вы обязательно справитесь с ними».

1. Кто громче замычит, петух или корова?

2. Сели на воду три воробья, один улетел, сколько осталось?

3. Как лучше и быстрее сорвать арбуз с дерева?

4. Кто быстрее долетит до цветка – бабочка или гусениц

 5. Над лесом летели три рыбки. Две приземлились. Сколько улетело?

8. Летели два крокодила. Один красный, другой синий. Кто быстрее долетит?

9. Что едят крокодилы на северном полюсе?

9. Сколько цыплят вывел петух, если он снес 5 яиц?

10. На столе лежало 2 яблока и 2 груши. Сколько овощей на столе?

11.-На березе созрели 3 яблока, а на дубе – 2. Сколько яблок созрело на деревьях?

Вос-ль: Молодцы и с этим заданием вы справились.

Ребята посмотрите у нас все замочки открыты и мы можем посмотреть что здесь лежит.  Оно в форме цифр! Спасибо королю  Считаю 2! Ребята, а теперь давайте посмотрим по нашему с вами плану все мы сделали правильно или что то забыли?

Вы все молодцы! Мы все выполнили правильно.  С вашей помощью можно открывать любые замки и преодолевать любые преграды

А теперь предлагаю вам пригласить нашу гостью Веселую Пересчитайку попить с нами чаю.

Читает задание на ключе

Хвалит детей

Проверяют с детьми план и возле каждого пунктика ставят плюсики

Дети внимательно

 слушают и отвечают

 на загадки - шутки

Ответ детей (печенье)

Умение осознавать свои возможности,

умения, качества, формирование познавательной и социальной мотивации;

умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

умение планировать своё действие

в соответствии с конкретной задачей;

умение формулировать собственное мнение и позицию;

умение взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми;

умение вести монолог, отвечать на вопросы воспитателя.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта организованной учебной деятельности по формированию элементарных математических представлений в средней группе

Материал представлен технологической картой организованной учебной деятельности по ФЭМП.  Содержит этапы работы - мотивационно-побудительный, организационно-поисковый, рефлексивно-корригирующий и...

Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений по освоению образовательной области"познавательное развитие"

На тему "поможем кошечке" Возрастная группа 2-3 года,формировать у детей элементарные математические способности. Закрепить знания счета в пределах трех. Закрепить понятия размер большой-маленький,ши...

Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений«Геометрическая речка в стране Фребеля»

Технологическая картанепрерывной образовательной деятельностипо формированию элементарных математических представлений  «Геометрическая речка в стране Фребеля» Шляхтина Све...

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений. Тема: "Как помочь пчелке".

В данной технологической карте дети знакомятся с образованием числа 18.Продолжают учить состав числа, учатся решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание....