Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Число и цифра 9»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Число и цифра 9»
Цель: Знакомство с числом и цифрой 9.
Ориентировка во времени :дни недели.
Задачи:- - тренировать детей в количественном и порядковом счете в пределах 9;
-отгадывать математические загадки;
-закрепить умение соотносить количество с соответствующим числом.
-развивать внимание детей, способность внимательно слушать воспитателя и самостоятельно действовать по словесной инструкции.
-воспитывать умение доводить начатое дело до конца.
-учить детей выполнять движение согласно словам.
-развивать мышление, внимание, речь детей.
-воспитывать интерес к математике, умение заниматься вместе с другими детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika.docx | 25.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Число и цифра 9»
Цель: Знакомство с числом и цифрой 9.
Ориентировка во времени :дни недели.
Задачи:- - тренировать детей в количественном и порядковом счете в пределах 9;
-отгадывать математические загадки;
-закрепить умение соотносить количество с соответствующим числом.
-развивать внимание детей, способность внимательно слушать воспитателя и самостоятельно действовать по словесной инструкции.
-воспитывать умение доводить начатое дело до конца.
-учить детей выполнять движение согласно словам.
-развивать мышление, внимание, речь детей.
-воспитывать интерес к математике, умение заниматься вместе с другими детьми.
Закрепить умение ориентироваться на наборном полотне – верхний и нижний ряд.
Оборудование: Наборное полотно, набор цифр, цифры –билеты на каждого ребенка, цифра 9, счетные палочки, геометрические фигуры, цифры от 1 до 10 в хаотичном порядке, карандаш
Ход занятия:
1 Оргмомент. : Колокольчик зазвонил, в круг собраться пригласил!
Круг радости: давайте все встанем в круг.
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся,
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем,
И трудиться все пойдем. (Дети выполняют упражнения, в соответствии с текстом.)
Воспитатель: Дети скажите мне, пожалуйста, Какое сейчас время года?
какие зимние месяцы вы знаете?
Какой сейчас месяц? Какое число?
Какой день недели сегодня ?
Какой день недели будет завтра?
Какой день недели был вчера?
Дети: Ответы детей.
-Воспитатель. Ребята сегодня под дверью я нашла письмо. Давайте прочтем его.
Читаем письмо. Нам пришло письмо от царицы Математики. В нем царица пишет, что слышала про ребят старшей группы , что они очень умные и сообразительные. Она отправила нам новые задания. я уверанна вы с ними справитесь!
Чтобы выполнять задания нам нужно приобрести билет, в котором будет номер вашего место за столом. (Воспитатель раздаёт карточки(на которых написаны цифры)(Дать вытаскивать билеты самим), с точками от 1-8.. (Дети выполняют задание.) Дети считают точки и находят свою цифру за столом и садятся. Ребята обратите внимание у каждого свой номер.
Вы должны будете занять нужное место за столом. (Дети выполняют задание.)
1 задание «Числовая» занимаем все свои места на столом .Сели на стульчики ,ножки поставьте вместе, спинка прямая.
Беру конверт.
- Ребята здесь для нас царица Математика приготовила задания: Вспомнить счет от 1до 8
• давайте вспомним счет от 1 до 8 (дети считают хором).
• назовите соседей числа 3, 5, 6.
• какое число находится между числом 5 и 7, 4 и 6, 5 и 3?
• какое число следует после 4?
• какое число находится перед числом 7?
- Ребята Царица Математики просит вас о помощи, нужно
На наборном полотне в верхнем ряду расставьте 8 квадратов
на нижнем ряду 7 кругов
Сколько всего квадратов?
Сколько кругов? Чего больше? (меньше)
Как проверить? Один ребенок считает квадраты а другой круги. Выяснив сколько квадратов и сколько кругов, какое число больше (меньше): 8 или 7 ?
«Что надо сделать, чтобы стало видно, чего больше квадратов или кругов? Затем вызывает ребенка и предлагает ему поместить круги под квадратами точно одно под одним, и объяснить, какое число больше, какое меньше. Педагог уточняет ответы детей: Правильно, теперь хорошо видно, что 8 больше 7. Где 8 кубиков -1 лишняя, а там где 7кругов - 1 круга не хватает . Значит 7 меньше 8, а 8 больше 7.
Что нужно сделать, чтобы стало поровну?
-Убрать один квадрат.
-Нужно добавить еще один круг
ТЕПЕРЬ КВАДРАТЫ И КРУГИ ПОРОВНУ
- Ребята, мы сейчас добавим еще 1 квадрат .
Сколько было квадратов?
Сколько добавилось? СКОЛЬКО ВСЕГО СТАЛО КВАДРАТОВ?
Как мы получили цифру 9? К 8 добавили один
Посмотрите – это цифра 9,она стоит за цифрой 8.
Вот мы и познакомились с цифрой 9.
МЫ СПРАВИЛИСЬ С ЗАДАНИЕМ и ЦАРИЦА нам прислала небольшой подарок.(Цифра 9 в конверте)
Воспитатель: А теперь, давайте подумаем на что похож цифра 9?
Игра на воображение «На что похожи цифры»
Посмотрите внимательно на цифру 9 и послушайте стихотворение.
Цифра девять это есть-перевернутая 6
Наверху рисуй кружок
Вниз -дугу на искосок.
Начинай писать с кружка
Да не делай уголка.
У девятки нет углов
Круг дуга –и знак готов.
Следующая задание «Спортивная»
В понедельник я купался, (изображаем плавание)
А во вторник – рисовал. (изображаем рисование)
В среду долго умывался, («умываемся»)
А в четверг в футбол играл. (бег на месте)
В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем)
Очень долго танцевал. (кружимся на месте)
А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)
Целый день я отдыхал.
Следующая задание «Занимательная» -проходим за столы.
С помощью цветных жетонов дети делятся на пары.
Перед вами карточки с цифрами, но цифры расположены не по порядку. Нужно среди цифр отыскать цифру 9 и обвести ее в кружок. (воспитатель раздает каждому листочки с напечатанными вразброс цифрами от 1 до 10, в карандашнице-фломастеры по количеству детей). Молодцы. Теперь в парах проверьте, правильно ли вы выполнили задание. Сколько всего цифр 9 вы нашли вместе с образцом?
Следующее задание – выложить цифру 9 из счетных палочек.
Какое число мы выкладываем?
Следующее задание Игра «Загадки».
- Я предлагаю вам поиграть в игру. Разложите перед собой цифры от 1 до 9. Я буду загадывать загадки про цифры, вы их отгадывать, показывать цифру мне и складываете в коробочку.
- найдите цифру, которая встречается в сказке о Маше и медведях (3).
- найдите цифру, которая показывает, сколько раз я хлопну в ладоши (5).
- найдите цифру, которая показывает, сколько предметов на этой картинке (6).
- найдите цифру, которая встречается в сказке о Белоснежке (7).
- найдите цифру, которая показывает, сколько окон у нас в группе (4).
- найдите цифру, которая показывает, сколько у человека глаз (2).
- найдите цифру, которая показывает, сколько предметов на картинке (8).
- Давайте проверим, какие цифры остались на ваших столах. (1 и 9). Молодцы! Все справились с заданием.
Воспитатель:
Вот и закончились все задания . Царица подарила нам подарок цифру 9. Мы добавим цифру девять в наш числовой ряд.
Понравилось ли вам занятие?
Что больше всего понравилось?
Что нового мы узнали?
Конспект НОД на тему:
«Число 9 и цифра 9»
образовательная область: познавательное развитие
возрастная группа: старшая группа
Цель: закрепить порядковый и количественный счёт в пределах девяти, знание цифр в пределах 9.
Задачи:
– закреплять умение считать до 9, различать запись числа 9 и соотносить ее с девятью предметами;
– тренировать умение сравнивать количество путем пересчета, соотносить цифры 1-9 с количеством;
– сформировать умение подбирать предметы в соответствии с заданной меркой;
– развивать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, мелкую моторику рук.
Оборудование:
- Конверт с письмом от Матроскина и Шарика, посылка;
- Демонстрационный материал: геометрические фигуры: 8 кругов («ватрушки»), 9 овалов («пирожки»), цифра 9, образец, демонстрирующий образование числа 9 (8+1);
- Раздаточный материал: «условные мерки» – полоски картона длиной 3 см, набор цифр от 1 до 9;
- Шнурки для выкладывания цифр.
- Звездочки (зеленого и желтого цвета)
- Картинка с цифрой 9 и стихотворением
- Картинка с Шариком и Матроскиным и покосившемся забором
Ход НОД
I. Вводная часть.
– Ребята, я очень рада всех вас видеть. Давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга.
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг!
Крепко за руки возьмитесь
И друг другу улыбнитесь!
II. Основная часть.
1. Чтение письма.
Кто-то бросил к нам в оконце письмецо,
Может, это лучик солнца,
Что щекочет мне лицо?
Может, это воробьишко,
Пролетая, обронил?
Может, это кот, как мышку,
На оконце заманил?
– Смотрите, нам пришло письмо. «Детям старшей группы № 12 от друзей Матроскина и Шарика». Хотите узнать, что написано в письме?
«Добрый день, наши друзья! Мы живем в деревне Простоквашино. Забор у дома за зиму сломался, покосился. Вот мы и хотели его починить. Только не знаем, сколько досок нужно, и какой длинны доски для этого выбрать».
– Ребята, поможем Матроскину и Шарику? Вы сможете это сделать?
– Ребята, а это еще не все. Посмотрите еще посылка. А вы хотите узнать, что в посылке? Шарик, как радушный хозяин приглашает вас за стол и хочет вас угостить.
2. Игровое упражнение «Счет до 9».
– Посмотрите, сколько пирожков и ватрушек нам напек Шарик!
– Ребята, а какой формы пирожки? А ватрушки? Давайте их посчитаем.
– Лиля, посчитай сколько пирожков, а Марина посчитает сколько ватрушек.
– Лиля, сколько пирожков? (8).
– Марина, сколько ватрушек? (тоже 8).
– Как сказать одним словом, сколько пирожков и ватрушек (одинаково или поровну).
– А, у Шарика осталось немного теста, и он решил еще испечь пирожок.
Чего стало больше?
Чего стало меньше?
На сколько больше?
На сколько меньше?
– Как же так получилось, что пирожков стало больше на один? (мы к 8 пирожкам прибавили еще 1, получилось 9пирожков).
– Ребята, а какой знак покажет Шарику, что пирожков больше? Что можно сказать о количестве пирожков и ватрушек (пирожков больше).
Выкладывают знаки «больше» и «меньше», «равно».
3. Письмо цифры 9.
– Как же Шарику не забыть, сколько стало пирожков, а сколько осталось ватрушек? Что нам поможет? (Нам помогут цифры).
– Вы знаете, на что похожа цифра 9? (дети делают предположения. Воспитатель показывает картинку с цифрой 9. Дети тренируются в воздухе писать цифру 9, повторяя стихотворение за воспитателем).
Кот улегся на карниз,
Хвост пушистый свесил в низ.
Котик, котик, до чего ж,
На девятку ты похож.
– Ребята, как написать Шарику сколько стало пирожков? (Нужно записать количество с помощью цифр).
– Ребята, а в посылке у Шарика есть волшебные шнурки. Давайте покажем Шарику, как можно выложить цифру 9 шнурком (дети выкладывают цифру 9 шнурком).
4. Игровое упражнение «Назови последующее число».
– Вы славно потрудились, пора и отдохнуть. Матроскин предлагают вам немного поиграть. Я бросаю вам мяч и называю какое-нибудь число. Вы должны поймать мяч и бросить мне его назад, сказав число следующие за названным. Будьте внимательны. 4-5; 6-7; 3-4; 7-8; 2-3, 5-6.
5. Игровое упражнение «Забор».
– Нам надо помочь Матроскину и Шарику. Они хотят построить новый забор. Как мы можем помочь? Что для этого нужно? (Да. Нужны доски).
– Правильно, надо выбрать новые доски для забора. Посмотрите, сколько их. (Девять). Чтобы наш забор был ровный и красивый, нам нужно выбрать только такие доски, которые одинаковы по высоте. Как можно узнать, какие доски подойдут к забору? (Предложения детей).
– Правильно, нам поможет мерка. Давайте проверим высоту мерки и забора. Она одинаковая? (дети проверяют и приходят к выводу, что высота мерки и забора одинаковая).
– Теперь давайте найдем с помощью мерки нужные нам доски. Сколько вы нашли таких досок? А остальные доски? (дети отвечают, что они выше или ниже нашего забора и не подходят).
– Молодцы! Что мы сравнивали с помощью нашей мерки? (высоту досок).
– Молоды. А теперь постройте забор на доске.
III. Заключительная часть.
– Вы смогли помочь Матроскину и Шарику? Как вы думаете, ребята, вы справились с заданиями Матроскина и Шарика? (ответы детей).
– Давайте вспомним, что помогло Шарику определить количество ватрушек и пирожков? (научились пользоваться меркой, считать до 9, познакомились с цифрой).
– Какое показалось трудным?
– Какими вы были? (дружными, умными, помогали друг другу и т.д.).
– Матроскин и Шарик прислали вам звездочки разного цвета. Если вы считаете, что у вас все получилось, выберите зеленую звездочку. Если у вас еще не все получается, то звездочку желтого цвета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ФЭМП (в старшей группе)« Число и цифра 4.»
Конспект занятия по математике для дошкольников по теме « Число и цифра 4.» /Соотнесение цифры и количества. Состав чисел (игра «Волшебные домики»)....
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Число и цифра 1»
Занятие в старшей группе "Познание"- ФЭМП...
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Число и цифра 9»
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Число и цифра 9»...
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Число и цифра 8. Игры со Снеговиком.»
Закрепить представление о числе 8; написание цифры 8; место числа в ряду цифр....
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Число и цифра 9»
Цель: Знакомство с числом и цифрой 9. Ориентировка во времени :дни недели. весенние месяцы. Задачи:- - тренировать детей в количественном и порядковом счете в пределах 9;-о...
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Число и цифра 9» Выполнила воспитатель МБДОУ "Д/с №5 "Теремок" ГО ЗАТО Комаровский Аксарина Елена Александровна
Цель: Знакомство с числом и цифрой 9. Ориентировка во времени :дни недели. весенние месяцы. Задачи:- - тренировать детей в количественном и порядковом счете в пре...
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Число и цифра 8. Состав числа 8»
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Число и цифра 8. Состав числа 8»...