Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Число и цифра 9»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Антонова Бахты-Гуль Курбановна

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Число и цифра 9» 
 Цель: Знакомство с числом и цифрой 9.

    Ориентировка во времени :дни недели.

 Задачи:- - тренировать детей в количественном и порядковом счете в пределах 9;

-отгадывать математические загадки; 
-закрепить умение соотносить количество с соответствующим числом.

 -развивать внимание детей, способность внимательно слушать воспитателя и самостоятельно действовать по словесной инструкции.

-воспитывать умение доводить начатое дело до конца.
 -учить детей выполнять движение согласно словам.

 -развивать мышление, внимание, речь детей.

 -воспитывать интерес к математике, умение заниматься вместе с другими детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika.docx25.48 КБ

Предварительный просмотр:

          Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Число и цифра 9» 
 Цель: Знакомство с числом и цифрой 9.

    Ориентировка во времени :дни недели.

 Задачи:- - тренировать детей в количественном и порядковом счете в пределах 9;

-отгадывать математические загадки; 
-закрепить умение соотносить количество с соответствующим числом.

 -развивать внимание детей, способность внимательно слушать воспитателя и самостоятельно действовать по словесной инструкции.

-воспитывать умение доводить начатое дело до конца.
 -учить детей выполнять движение согласно словам.

 -развивать мышление, внимание, речь детей.

 -воспитывать интерес к математике, умение заниматься вместе с другими детьми.

  Закрепить умение ориентироваться на наборном полотне – верхний и нижний ряд.

   Оборудование: Наборное полотно, набор цифр, цифры –билеты на каждого ребенка, цифра 9,   счетные палочки, геометрические фигуры, цифры от 1 до 10 в хаотичном порядке, карандаш 

                         Ход занятия: 
1 Оргмомент. : Колокольчик зазвонил, в круг собраться пригласил! 

Круг радости: давайте все встанем в круг. 
В круг широкий, вижу я, 
Встали все мои друзья. 
Мы сейчас пойдем направо, 
А теперь пойдем налево, 
В центре круга соберемся, 
И на место все вернемся. 
Улыбнемся, подмигнем, 
И трудиться все пойдем. (Дети выполняют упражнения, в соответствии с текстом.) 

Воспитатель: Дети скажите мне, пожалуйста, Какое сейчас время года?

какие зимние  месяцы вы знаете?

Какой сейчас месяц? Какое число?  

Какой день недели сегодня ?

Какой день недели будет завтра?

Какой день недели был вчера?

  Дети: Ответы детей.

-Воспитатель. Ребята сегодня под дверью я нашла письмо. Давайте прочтем его.

Читаем письмо. Нам пришло письмо от царицы Математики. В нем царица пишет, что слышала про ребят старшей группы  , что они очень умные и сообразительные.  Она отправила  нам новые задания. я уверанна вы с ними справитесь!

      Чтобы выполнять задания   нам нужно приобрести билет, в котором будет номер вашего  место за столом. (Воспитатель раздаёт карточки(на которых написаны цифры)(Дать вытаскивать билеты самим), с точками от 1-8.. (Дети выполняют задание.) Дети считают точки и находят свою цифру за столом  и садятся.  Ребята обратите внимание у каждого   свой номер.

  Вы должны будете занять нужное место за столом. (Дети выполняют задание.) 

1 задание  «Числовая»  занимаем все свои  места  на столом .Сели на стульчики ,ножки поставьте вместе, спинка прямая. 

Беру конверт.

- Ребята здесь для нас царица Математика  приготовила  задания:  Вспомнить счет от 1до 8


• давайте вспомним счет от 1 до 8 (дети считают хором). 
• назовите соседей числа 3, 5, 6. 
• какое число находится между числом 5 и 7, 4 и 6, 5 и 3? 
• какое число следует после 4? 
• какое число находится перед числом 7? 

- Ребята Царица Математики просит вас о помощи, нужно  

На наборном полотне в  верхнем  ряду    расставьте 8 квадратов  

на нижнем ряду   7 кругов  

 Сколько всего квадратов?

Сколько кругов? Чего больше? (меньше)

Как проверить?  Один ребенок считает квадраты а другой круги. Выяснив сколько квадратов  и сколько кругов, какое число больше (меньше): 8 или 7 ?

  «Что надо сделать, чтобы стало видно, чего больше  квадратов или кругов? Затем вызывает ребенка и предлагает ему поместить круги  под квадратами точно одно под одним, и объяснить, какое число больше, какое меньше. Педагог уточняет ответы детей: Правильно, теперь хорошо видно, что 8 больше 7. Где 8 кубиков -1 лишняя, а там где 7кругов - 1 круга не хватает  . Значит 7 меньше 8, а 8 больше 7.

Что нужно сделать, чтобы стало поровну?

-Убрать один квадрат.

-Нужно добавить еще один круг

ТЕПЕРЬ КВАДРАТЫ И КРУГИ ПОРОВНУ

- Ребята,  мы сейчас  добавим еще 1 квадрат .

 Сколько было квадратов?

 Сколько добавилось? СКОЛЬКО ВСЕГО СТАЛО КВАДРАТОВ?

Как мы получили цифру 9? К 8 добавили один
Посмотрите – это цифра 9,она стоит за цифрой 8.
Вот мы и познакомились с цифрой 9. 

 МЫ СПРАВИЛИСЬ С ЗАДАНИЕМ      и  ЦАРИЦА нам прислала небольшой подарок.(Цифра 9 в конверте)

Воспитатель: А теперь, давайте подумаем на что похож  цифра 9?

Игра на воображение «На что похожи цифры»

Посмотрите внимательно на цифру 9 и послушайте стихотворение. 
Цифра девять это есть-перевернутая 6

Наверху рисуй кружок

Вниз -дугу на искосок.

Начинай писать с кружка

Да не делай уголка.

У девятки нет углов

Круг дуга –и знак готов.

Следующая задание «Спортивная» 

В понедельник я купался, (изображаем плавание)

А во вторник – рисовал. (изображаем рисование)

В среду долго умывался, («умываемся»)

А в четверг в футбол играл. (бег на месте)

В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем)

Очень долго танцевал. (кружимся на месте)

А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)

Целый день я отдыхал.

Следующая задание «Занимательная» -проходим за столы. 

С помощью цветных жетонов дети делятся на пары.

Перед вами карточки с цифрами, но цифры расположены не по порядку. Нужно среди цифр отыскать цифру 9 и обвести ее в кружок. (воспитатель раздает каждому листочки с напечатанными вразброс цифрами от 1 до 10, в карандашнице-фломастеры по количеству детей). Молодцы. Теперь в парах проверьте, правильно ли вы выполнили задание. Сколько всего цифр 9 вы нашли вместе с образцом?

Следующее задание – выложить цифру 9 из счетных палочек.

Какое число мы выкладываем?

Следующее задание  Игра «Загадки».

- Я предлагаю вам поиграть в игру. Разложите перед собой цифры от 1 до 9. Я буду загадывать загадки про цифры, вы их отгадывать, показывать цифру мне и складываете в коробочку.

- найдите  цифру, которая встречается в сказке о Маше и медведях (3).

-  найдите цифру, которая показывает, сколько раз я хлопну в ладоши (5).

-  найдите цифру, которая показывает, сколько предметов на этой картинке (6).

-  найдите цифру, которая встречается в сказке о Белоснежке (7).

-   найдите цифру, которая показывает, сколько окон у нас в группе (4).

-  найдите цифру, которая показывает, сколько у человека глаз (2).

-   найдите цифру, которая показывает, сколько предметов на картинке (8).

- Давайте проверим, какие цифры остались на ваших столах. (1 и 9). Молодцы! Все справились с заданием.

Воспитатель:

 Вот и закончились все задания . Царица подарила нам подарок цифру 9. Мы добавим цифру девять в наш числовой ряд.

 Понравилось ли вам занятие?

Что больше всего понравилось?

Что нового мы узнали?

 

Конспект НОД на тему: 

«Число 9 и цифра 9»

образовательная область: познавательное развитие

возрастная группа: старшая группа

Цель: закрепить порядковый и количественный счёт в пределах девяти, знание цифр в пределах 9.

Задачи:

– закреплять умение считать до 9, различать запись числа 9 и соотносить ее с девятью  предметами;

– тренировать умение сравнивать количество путем пересчета, соотносить цифры 1-9 с количеством;

– сформировать умение подбирать предметы в соответствии с заданной меркой;

– развивать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, мелкую моторику рук.

Оборудование:

  • Конверт с письмом от Матроскина и Шарика, посылка;
  • Демонстрационный материал: геометрические фигуры: 8 кругов («ватрушки»), 9  овалов («пирожки»), цифра 9, образец, демонстрирующий образование числа 9 (8+1);
  • Раздаточный материал: «условные мерки» – полоски картона длиной 3 см, набор цифр от 1 до 9;
  • Шнурки для выкладывания цифр.
  • Звездочки (зеленого и желтого цвета)
  • Картинка с цифрой 9 и стихотворением
  • Картинка с Шариком и Матроскиным и покосившемся забором

Ход НОД

I. Вводная часть.

– Ребята, я очень рада всех вас видеть. Давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга. 

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг!

Крепко за руки возьмитесь

И друг другу улыбнитесь!

II. Основная часть.

1. Чтение письма.

Кто-то бросил к нам в оконце письмецо,

Может, это лучик солнца,

Что щекочет мне лицо?

Может, это воробьишко,

Пролетая, обронил?

Может, это кот, как мышку,

На оконце заманил? 

– Смотрите, нам пришло письмо.  «Детям старшей группы № 12 от друзей Матроскина и Шарика». Хотите узнать, что написано в письме? 

«Добрый день, наши друзья! Мы живем в деревне Простоквашино. Забор    у дома за зиму  сломался, покосился. Вот мы и хотели его починить. Только не знаем, сколько досок нужно, и какой длинны доски для этого выбрать».

 Ребята, поможем Матроскину и Шарику? Вы сможете это сделать?

– Ребята, а это еще не все. Посмотрите еще посылка. А вы хотите узнать, что в посылке? Шарик, как радушный хозяин приглашает вас  за стол и хочет вас  угостить.

2. Игровое упражнение «Счет до 9».

– Посмотрите, сколько пирожков и ватрушек нам напек Шарик!

– Ребята, а какой формы пирожки? А ватрушки? Давайте их посчитаем.

– Лиля, посчитай сколько пирожков, а Марина  посчитает сколько ватрушек.

– Лиля, сколько пирожков? (8).

– Марина, сколько ватрушек? (тоже 8).

– Как сказать одним словом, сколько пирожков и ватрушек (одинаково или поровну).

– А, у Шарика осталось немного теста, и он решил еще испечь пирожок.

Чего стало больше?

Чего стало меньше?

На сколько больше?

На сколько меньше?

– Как же так получилось, что пирожков стало больше на один? (мы к 8 пирожкам прибавили еще 1, получилось 9пирожков).

– Ребята, а какой знак покажет Шарику, что пирожков больше? Что можно сказать о количестве пирожков и ватрушек (пирожков больше).

Выкладывают знаки «больше» и «меньше», «равно».

3. Письмо цифры 9.

– Как же Шарику не забыть, сколько стало пирожков, а сколько осталось ватрушек? Что нам поможет? (Нам помогут цифры).

– Вы знаете, на что похожа цифра 9? (дети делают предположения. Воспитатель показывает картинку с цифрой 9. Дети тренируются в воздухе писать цифру 9, повторяя стихотворение за воспитателем).

Кот улегся на карниз,

Хвост пушистый свесил в низ.

Котик, котик, до чего ж,

На девятку ты похож.

– Ребята, как написать Шарику сколько стало пирожков? (Нужно записать количество с помощью цифр).

– Ребята, а в посылке у Шарика есть волшебные шнурки.  Давайте покажем  Шарику, как можно выложить цифру 9 шнурком (дети выкладывают цифру  9 шнурком).

4. Игровое упражнение «Назови последующее число».

– Вы славно потрудились, пора и отдохнуть. Матроскин предлагают вам немного поиграть.  Я бросаю вам мяч и называю какое-нибудь число. Вы должны поймать мяч и бросить мне его назад, сказав число следующие за названным. Будьте внимательны. 4-5; 6-7; 3-4; 7-8; 2-3, 5-6.

5. Игровое упражнение «Забор».

– Нам надо помочь Матроскину и Шарику. Они хотят построить новый забор.  Как мы можем помочь? Что для этого нужно? (Да. Нужны доски).

– Правильно, надо выбрать новые доски для забора. Посмотрите, сколько их. (Девять). Чтобы наш забор был ровный и красивый, нам нужно выбрать только такие доски, которые одинаковы по высоте. Как можно узнать, какие доски подойдут к забору? (Предложения детей).

– Правильно, нам поможет мерка. Давайте проверим высоту мерки и забора. Она одинаковая? (дети проверяют и приходят к выводу, что высота мерки и забора одинаковая).

– Теперь давайте найдем с помощью мерки нужные нам доски. Сколько вы нашли таких досок? А остальные доски? (дети отвечают, что они выше или ниже нашего забора и не подходят).

– Молодцы! Что мы сравнивали с помощью нашей мерки? (высоту досок). 

– Молоды. А теперь постройте забор на доске.

III. Заключительная часть.

– Вы смогли помочь Матроскину и Шарику? Как вы думаете, ребята, вы справились с заданиями Матроскина и Шарика? (ответы детей).

– Давайте вспомним, что помогло Шарику определить количество ватрушек и пирожков? (научились пользоваться меркой, считать до 9, познакомились с цифрой).

– Какое показалось трудным?

– Какими вы были? (дружными, умными, помогали друг другу и т.д.).

– Матроскин и Шарик прислали  вам звездочки разного цвета. Если вы считаете, что у вас все получилось, выберите зеленую звездочку. Если у вас еще не все получается, то звездочку желтого цвета.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ФЭМП (в старшей группе)« Число и цифра 4.»

Конспект занятия по математике для дошкольников по теме       « Число и цифра 4.»  /Соотнесение цифры и количества. Состав чисел (игра «Волшебные домики»)....

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Число и цифра 1»

Занятие в старшей группе "Познание"- ФЭМП...

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Число и цифра 9»

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Число и цифра 9»...

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Число и цифра 8. Игры со Снеговиком.»

Закрепить представление о числе 8; написание цифры 8; место числа в ряду цифр....

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Число и цифра 9»

Цель: Знакомство с числом и цифрой 9.    Ориентировка во времени :дни недели. весенние месяцы. Задачи:- - тренировать детей в количественном и порядковом счете в пределах 9;-о...

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Число и цифра 9» Выполнила воспитатель МБДОУ "Д/с №5 "Теремок" ГО ЗАТО Комаровский Аксарина Елена Александровна

Цель: Знакомство с числом и цифрой 9.    Ориентировка во времени :дни недели. весенние месяцы. Задачи:- - тренировать детей в количественном и порядковом счете в пре...

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Число и цифра 8. Состав числа 8»

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Число и цифра 8. Состав числа 8»...