"Дидактические игры по Формированию Элементарных Математических Представлений
картотека по математике (младшая, подготовительная группа)

Вишнякова Светлана Александровна

В данном материале, представлены несколько дидактических игр по формированию элементарных математических представлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл d.i._femp.docx20.14 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра «Один, много, ни одного»

Возраст: II младшая группа.

Цель: продолжать формировать понятия «один-много-ни одного»;

развивать познавательно - мыслительную деятельность, зрительно - двигательную координацию;

воспитывать положительную установку на участие в занятии, усидчивость.

Оборудование: карточки: аквариумы, рыбки, овощи (помидоры, огурцы, морковки (можно использовать муляжи)); таз с мячами (по возможности по количеству детей).

Ход игры: Воспитатель организует их внимание. Воспитатель показывает детям таз с мячами:

- Ребята, что это? (Это мячи.)

- Сколько мячей? (Много мячей.)

- (Имя ребенка), возьми один мяч.

- Сколько у тебя мячей? (У меня один мяч.)

- (Имя ребенка), возьми один мяч.

- Сколько у тебя мячей? (У меня один мяч.) и т. Д. со всеми детьми.

- У каждого из вас по одному мячу, а в тазу не осталось ни одного.

- Теперь все положите мячи в таз.

- Сколько мячей стало в тазу? (в тазу стало много мячей.)

- (Имя ребенка), а у тебя сколько мячей? (У меня ни одного мяча.)

- (Имя ребенка), а у тебя сколько мячей? (У меня ни одного мяча.) и т. д.

- Ребята, посмотрите, на этом столе у меня лежит один помидор. А на этом столе - много помидоров. На этом столе - один огурец, а на этом столе - много огурцов.

- (Имя ребенка), подойди к столу, на котором лежит один помидор.

-Сколько помидоров лежит на столе? (На столе лежит один помидор.) и т. д.

Затем воспитатель кладет на стол один помидор и много огурцов.

- Ребята, назовите каких овощей много? А какой овощ один? (Помидор один, а огурцов много.)

- А сколько морковок? (Ни одной морковки.)

Далее проводится аналогичная работа с аквариумами, воспитатель просит выйти и поместить в один аквариум одну рыбку, в другой много, а в третий ни одной.

Воспитатель подводит итог, уточняя, что сегодня делали. Хвалит детей.

Дидактическая игра «Малина для медвежат»

Возраст: II младшая группа.

Цель: формировать у детей представление равенства на основе сопоставления двух групп предметов, активизировать в речи слова: «столько – сколько, поровну», «одинаково».

Оборудование: карточки: медвежата, малина и корзинка.

Ход игры: Воспитатель говорит: посмотрите мишка косолапый в гости к нам пришел.

- Ребята, медвежонок очень любит малину, он собрал в лесу целую корзинку, чтобы угостить своих друзей. Посмотрите, сколько пришло медвежат! Давайте их расставим правой рукой слева направо. А теперь угостим их малиной. Надо взять столько ягод малины, чтобы хватило всем медвежатам. Скажите, сколько медвежат? (много). А теперь надо взять столько же ягод. Давайте угостим медвежат ягодами. Каждому медвежонку надо дать по одной ягодке. Сколько вы принесли ягод? (много) Сколько у нас медвежат? (много) Как еще можно сказать? Правильно, их одинаково, поровну; ягод столько, сколько медвежат, а медвежат столько, сколько ягод. Медвежатам очень понравилось с вами играть они говорят своему другу и вам спасибо.  

Дидактическая игра «Воздушные шары»

Возраст: подготовительная группа.

Цель: закреплять знания о составе числа 6.

Оборудование: числовые карточки и корточки воздушных шаров.

Ход игры:  Воспитатель загадывает загадку:

Круглый, гладкий, как арбуз…
Цвет – любой, на разный вкус.
Коль отпустишь с поводка,
Улетит за облака.

(воздушный шар)

(Имя ребенка), подойди и сосчитай сколько тут шаров? (На столе 7 матрешек). Какой цифрой можно обозначить количество шаров (ребенок показывает карточку).

(Имя ребенка), попробуй составить из этих шаров число 6. Помнишь, как выглядит эта цифра? Найди и покажи ее.

Усложнение (задание по представлению): (имя ребенка), представь, перед тобой лежат много геометрических фигур. Попробуй пожалуйста из них составить число 6, но есть одно условие фигура должна повторяться 2 раза. Расскажи, как ты составил число 6? Какие фигуры ты выбрал?  

 

Дидактическая игра «Прекрасный урожай»

Возраст: подготовительная группа.

Цель: закрепление состава числа 8 из 2 меньших чисел.

Оборудование: карточки двухсторонних яблок (зеленые и красные).

Ход игры:

По саду мы гуляли (ходьба на месте)
И яблоки мы искали (на носочки, разводить руками в стороны поочерёдно),
Потом в корзину клали (попрыгать),
Внимательно считали (показывать в ритм пальчиком).

- Ребята посмотрите, на столе лежат зеленые и красные яблоки, зеленые не зрелые, но со временем лежа на солнышке начнут созревать. (Имя ребенка), скажи сколько на столе красных яблок? (ответ ребенка) (воспитатель показывает числовую карточку с цифрой 1). (Имя ребенка), а теперь скажи сколько на столе зеленых яблок и покажи эту цифру (ответ ребенка (7)). (Имя ребенка), скажи сколько всего на столе лежит яблок? Правильно, а как ты это определил? Найди и покажи мне карточку с изображением этой цифры (ребенок показывает). Ты запомнил, как мы получили эту цифру? Скажи мне как она получилась? А как можно по-другому составить цифру 8? Покажи, как это можно сделать если наши яблоки начнут созревать. Положи на стол по столько красных и зеленых яблок чтобы в общем получилось 8 яблок. (1 и 7, 2 и 6, 3 и 5, 4 и 4, 5 и 3, 6 и 2, 7 и 1, 8 и 0). Как мы составили число 8?

Дидактическая игра «Флажки»

Возраст: подготовительная группа.

Цель: упражнять в порядковом счете, умение правильно отвечать на вопрос: «который по счету?», «на каком месте?». 

Оборудование: карточки флажков.

Ход игры: Воспитатель загадывает загадку:

Праздник, праздник у ворот!

Кто встречать его пойдёт?

Я и верный мой дружок -

Красный, маленький …

(флажок)

К любому празднику наш город преображается. На улицах включают разноцветные гирлянды, лампочки, развешивают флаги. Флажки бывают самыми разными по цвету.  Назовите, какого цвета флажки лежат на столе? (Ответы детей). 

Давайте по читаем сколько всего флажков. А теперь мы посчитаем их по порядку. На каком месте лежит красный флажок? На каком месте белые флажки? и т.д. А который по счету лежит желтый флажок? Какого цвета восьмой флажок? Замените шестой оранжевый флажок красным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений

В данной презентации представлены  игры по формированию количественных, временных и пространственных представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития....

Дидактические игры для формирования элементарных математических представлений.

Дидактические игры на занятиях по математике в детском саду....

Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений детей от 3 до 4 лет.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, реч...

Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений для детей 4 – 5 лет

«Геометрическое лото»:Детям  раздают карточки, на которых в ряд изображены три геометрических фигуры разного цвета и формы. Карточки отличаются расположением геометрических фигур, сочетанием их п...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ.

Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Интеллектуальн...