Путешествие с страну математики!
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Царькова Наталья Вадимовна

На занятии ребята помогли продавцам осуществить ревизию и сравнить количество фруктов и овощей! Ну а в конце ребята встретились с обезянкой,которой помогли посчитать бананы и сравнить кто же больше подарил обезъянке - слонёнок или жираф!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsarkova_n.v_konspekt_matematika.docx19.75 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

занятия по математике

Тема : На сколько больше ? На сколько меньше ?

Цель : 1. Сформировать умение с помощью предметных действий отвечать на вопрос " На сколько одно число больше или меньше другого?" ;

2. Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, закрепить способ действий "если что-то не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя по учебнику ".

3. Закрепить представления детей о сложении и вычитании групп предметов и чисел, взаимосвязи между частью и целым, тренировать счётные умения ;

4. Тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции, анализ, синтез, сравнение, обобщение, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое и вариативное мышление, инициативность, творческие способности, коммуникативные качества, мелкую моторику рук.

Материалы к занятию.

Демонстрационный: 1) Образец выполнения задания 2.1.

2) Образец выполнения задания 3.1.

3) Математическая обезьянка.

Раздаточный : 1) Лист к заданию 2.1.

2) Лист к заданию 3.1.

3) Простые карандаши.

4). Нарисованные на листах бумаги ящики с яблоками.

5) Бананы для математической обезянки.

Ход занятия

1. Введение в игровую ситуацию.

Дидактические задачи: 1) Мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать и расширять их знания об окружающем мире, развивать речь. 2) Сформировать опыт составления задач на вычитание и сложение по картинке и их решения, тренировать счётные умения. 3) Организовать активный отдых детей, тренировать мыслительные операции- анализ, сравнение, абстрагирование, развивать внимание, память, коммуникативные качества.

Воспитатель собирает детей около себя.

- Ребята, ходите ли вы с родителями по магазинам ? (да)

- Бывало ли, что вы пришли в магазин, а он закрыт на переучёт ?

- Знаете ли вы , что это такое?

( После ответов детей, воспитатель рассказывает, что во время переучёта в магазине пересчитывают все товары , смотрят, какого товара осталось меньше и на сколько, для того, чтобы завезти недостающий товар в магазин.

- Ребята, работники магазина просят нас помочь им посмотреть, какого товара осталось в магазине больше, а какого меньше и на сколько.

Хотите помочь работникам магазина ?

Сможете это сделать ?

- Но вначале нам нужно разбиться на пары. Каждый из вас получает карточку с рисунком, по которому нужно составить задачу на сложение или вычитание. Затем задачу надо решить и найти на одном из столов числовую и решение вашей задачи. Рисунки на карточках такие, что две задачи имеют одинаковое решение. Таким образом, за одним столом должны оказаться два ребёнка.

( Задание проверяется индивидуально у каждого ребёнка).

 После того, как все дети встанут около столов, воспитатель помещает на доску две карточки с картинками с одного из столов, а также карточку с решением и предлагает детям, у которых были эти карточки , рассказать, какие задачи они придумали)

- Почему одна задача, например, про ёлочки, а другая - про яблоки, а решаются одинаково ? ( Потому что часть и целое в этих задачах содержат одинаковое количество предметов).

2. Актуализация знаний.

2.1. Игра " Переучёт".

Дидактические задачи: 1)Актуализировать способ сравнения групп предметов по количеству с помощью составления пар, использование знаков и

Дети садятся за столы.

Лист к заданию 2.1.

"Сравни количество яблок и груш, морковок и огурцов с помощью знаков ,

( Воспитатель читает детям задание и предлагает рассмотреть первые два мешочка)

- Как будем сравнивать по количеству яблоки и груши?

Дети рассказывают и проделывают названные действия: * пересчитываем груши и яблоки и проверяем, верно ли сосчитано их количество;

* проводим ниточки, соединяя между собой яблоки и груши;

* обводим яблоки, у которых нашлась пара;

* ставим знак

Воспитатель задаёт вопрос:

- На сколько груш меньше, чем яблок? Почему? ( На 1, так как одному яблоку не хватило пары.)

- На сколько яблок больше, чем груш ?( Тоже на 1.)

После обсуждения решения воспитатель выставляет образец записи, с которым дети сопоставляют свои записи.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть мешочки, в которых находятся морковки и огурцы. Дети пересчитывают овощи и находят ошибку - нарисовано на 1 огурец меньше, чем записано(два вместо трёх). Дети должны дорисовать 1 огурец.

Далее сравнивается количество морковок и огурцов и устанавливается, что :

* 6 3 ;

* количество морковок на 3 больше, чем огурцов, а количество огурцов - на 3 меньше, чем морковок.

Воспитатель выставляет образец, с которым дети сверяют свои записи.

- Ребята, у работников магазина обеденный перерыв, а у нас физминутка.

2.2. Физминутка.

- Обеденный перерыв закончился - пора на работу !

3.Затруднение в игровой ситуации.

3.1. Игра " Переучёт" ( продолжение).

Дидактические задачи : 1)Уточнить представления детей о сравнении чисел с помощью определения порядка их следования в числовом ряду и создать мотивационную ситуацию для построения способа действий для ответа на предметной основе на вопрос. на сколько одно число больше ( меньше) другого ; 2)Сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания ;

3)Тренировать мыслительные операции - анализ и сравнение, развивать внимание, воображение, логическое мышление, речь.

Дети садятся за столы, на которых находятся листы к заданию 3.1.

Лист к заданию 3.1.

"Поставь знак « больше» или «меньше».

- Ребята, теперь работникам магазина надо сравнить количество апельсинов и слив, но пакеты, в которых они положены, закрыты, а их количество указано на этикетках. Надо не только поставить нужный знак.

Детям предоставляется самостоятельность.

- Какое число больше, а какое меньше? Почему ?

- В какую сторону раскрыты полоски? ( В сторону числа 7, потому что оно больше.)

- Прочитайте запись. ( 4 меньше 7.)

- На сколько число 4 меньше, чем 7 ? ( Дети затрудняются ответить.)

Смогли ли вы помочь работникам магазина?

Почему не смогли? ( Потому что не знаем, как узнать, на сколько число 4 меньше, чем 7.)

Значит, чему нам нужно научиться ? ( Нужно научиться узнавать, на сколько одно число меньше или больше другого.)

4.Открытие нового знания.

4.1.Игра "Переучёт" ( продолжение).

Дидактические задачи. 1)Построить способ действий для ответа на предметной основе на вопрос, на сколько одно число больше ( меньше 0 другого ; 2)Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения и эмоционального переживания радости открытия. закрепить способ действий " если что- то не знаю. придумаю сам. а потом проверю себя по учебнику ". 3)Тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции- анализ, сравнение, обобщение, развивать логическое мышление, инициативность. творческие способности, речь, мелкую моторику рук.

- А как же мы можем этому научиться? ( Попробовать придумать самим. )

- Давайте попробуем. как вы думаете, почему вы смогли определить, на сколько груш меньше, чем яблок, а про апельсины и сливы вы этого сказать не можете? ( Там был рисунок. и мы составляли пары. а здесь коробки закрыты и рисунка нет.)

- А вы сами сможете нарисовать апельсины и сливы? ( Да.)

- Сколько апельсинов надо нарисовать в левом мешочке? ( 4.)

- Сколько слив надо нарисовать в правом мешочке? (7.)

Дети рисуют круги и овалы в своих листах.

- Как теперь узнать, на сколько 4 меньше 7? ( Провести ниточки и узнать, сколько слив осталось без пары.)

Дети соединяют 4 круга - апельсина и 4 овала - сливы, обводят 4 сливы и узнают, что без пары осталось 3 сливы. Значит, 4 меньше , чем 7, на 3 , и 7 больше , чем 4 , тоже на 3 .

После завершения работы воспитатель выставляет образец для самопроверки. ( Если требуется, воспитатель помогает исправить ошибки.)

- Смогли вы придумать, как помочь работникам магазина? ( Да.)

- Молодцы !

- Работники магазина благодарят вас за помощью.

5. Включение нового знания в систему знаний ребёнка.

5.1. Игра " Помоги обезьянке посчитать бананы".

Дидактические задачи . 1)Закрепить представления о сравнении чисел на предметной основе, тренировать счётные умения. 2)Тренировать мыслительные операции - анализ, сравнение, развивать память, речь, логическое и вариативное мышление, коммуникативные качества.

- Ребята,  в далекой стране Африке, живет обезьянка, и она прислала нам письмо, в котором просит научить ее считать. С ней случилась интересная история, однажды, на ее день рождение Слоненок подарил ей 3 банана, а Жираф 5 бананов. Зверята стали спорить, кто же больше подарил бананов, но считать они не умеют и не могут точно ответить на этот вопрос. Поможем обезьянке? ( Ответы детей .)

Игра с математической обезьянкой. Дети самостоятельно вешают бананы обезьянке, с помощью весов определяют, что Жираф подарил больше бананов, чем  мартышка. Далее детям раздаются карточки с изображением Жирафа и Слоненка и количеством подаренных бананов. Дети составляют пары, ставят знак «больше» или «меньше».

6. Итог занятия.

Дидактическая задача . Провести рефлексию деятельности на занятии.

Воспитатель собирает детей около себя.

- Ребята, где вы сегодня были ? ( В магазине на переучёте.)

- Кому вы помогали ? (Работникам магазина.)

- Чем мы сегодня с вами занимались на занятии ? ( Учились сравнивать количества овощей и фруктов.)

- Что на занятии вам больше всего понравилось ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математике в подготовительной группе "Путешествие в страну Математики"

Конспект занятия по математике в подготовительной группе "Путешествие в страну Математики" Программное содержание. Закрепить с детьми свойства геометрических фигур (цвет, форма, величина), ...

Итоговое занятие по математике Тема: «Путешествие в страну математика»

Программное содержание:Выявить знания у детей:знания о составе числа 6 из двух наименьших;знаки >,  <,  = и правильно их записывать;составлять и решать арифметические задачи на основе ...

Конспект занятия по математике в подготовительной группе «Путешествие в страну Математика»

Программное содержание:Обучающие задачи:-закреплять у детей умение составлять числа из двух меньших;-продолжать учить решать  простые арифметические задачи на сложение;-закрепить с детьми...

Конспект НОД по математике в средней группе "Путешествие в страну математика"

Занятие -путешествие с использованием дидактических игр....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе «Интеграция физкультуры с математикой» «Путешествие в страну Математика»

Программное содержание. Цель: закрепление и систематизация накопленного опыта, уменьшение учебной нагрузки на ребенка при сохранении качества образования; соблюдение норм длительности учебных за...

Занятие по математике на тему: "Путешествие в страну Математики. В гостях у Буратино"

Занятие было проведено как мастер - класс в рамках районного месячника педагогического мастерства. Это одно из - занятий. которые я провожу на кружке по математике. Цель кружка: увлечь детей математик...