Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей младшего дошкольного возраста «МИШУТКА»
методическая разработка по математике (младшая группа)
Задачи:
1. Формировать представление о величине предметов – большой, маленький.
2. Формировать представление о форме предметов – квадрат, квадратный и о возможности нахождения в окружающем предметов квадратной формы.
Интеграция образовательных областей ФГОС ДО: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие
Речевое развитие, задачи:
- Развивать грамматический строй речи в процессе сочетания имени прилагательного «большой» и «маленький» с именами существительными: большой стол, маленькая коробка и т. д.
Социально-коммуникативное развитие, задачи:
- Развивать коммуникативные умения детей в общении со сверстниками в процессе выполнения игровых упражнений
Материалы и оборудование: ширма, игрушка медведя «Мишутка», Красные большие и синие маленькие кубики на имеющиеся количество детей, коробки (одна красная большая и одна синяя маленькая), мешочек, кубики с иллюстрацией медведя, мелки и белые листы
Подготовительная работа – ЧХЛ сказка «Большой – маленький», «Три медведя», аппликация «Шарики и кубики», Конструирование «Башенки» из больших и маленьких кубиков»,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений
для детей младшего дошкольного возраста
«МИШУТКА»
Задачи:
1. Формировать представление о величине предметов – большой, маленький.
2. Формировать представление о форме предметов – квадрат, квадратный и о возможности нахождения в окружающем предметов квадратной формы.
Интеграция образовательных областей ФГОС ДО: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие
Речевое развитие, задачи:
- Развивать грамматический строй речи в процессе сочетания имени прилагательного «большой» и «маленький» с именами существительными: большой стол, маленькая коробка и т. д.
Социально-коммуникативное развитие, задачи:
- Развивать коммуникативные умения детей в общении со сверстниками в процессе выполнения игровых упражнений
Материалы и оборудование: ширма, игрушка медведя «Мишутка», Красные большие и синие маленькие кубики на имеющиеся количество детей, коробки (одна красная большая и одна синяя маленькая), мешочек, кубики с иллюстрацией медведя, мелки и белые листы
Подготовительная работа – ЧХЛ сказка «Большой – маленький», «Три медведя», аппликация «Шарики и кубики», Конструирование «Башенки» из больших и маленьких кубиков»,
Ход занятия:
Организационная часть
Воспитатель: Ребята, к нам пришел сегодня гость, это – Мишутка, но он стесняется, спрятался за ширмой. Давайте мы его позовем! (дети зовут Мишутку).
Воспитатель показывает Мишутку, у него в лапах – кубик.
Воспитатель: Посмотрите, что принёс нам Мишутка? (Кубик!) Мишутка говорит, что вам он тоже кубики принёс! Посмотрите, он их спрятал под вашими стульчиками!
Под стульчиками для каждого ребёнка приготовлено по 1 большому и по 1 маленькому кубику разных цветов (большие – красные, маленькие – синие). Дети находят кубики под своими стульчиками.
Основная часть
Воспитатель: Сколько кубиков у Мишутки? (Один!) Сколько кубиков он вам принёс? (Много!) Они одинаковые? (Нет!) Какие кубики зайчик вам принёс? (Большие и маленькие!) А какого они цвета? (Красного и синего!) Посмотрите на свои кубики. Покажите большой красный кубик! (Дети показывают) Покажите маленький синий кубик! (Дети показывают).
Воспитатель: Мишутка просит помочь разложить кубики по коробкам: большие красные кубики в большую красную коробку, а маленькие синие в маленькую синюю коробку.
На столе у воспитателя демонстрационные кубики: большой красный и маленький синий. Воспитатель раскладывает кубики по коробкам, сопровождая действия речью.
Воспитатель: Посмотрите, это какая коробка? (Большая!) А какого она цвета? (Красного!). А эта коробка какая? (Маленькая!) А какого она цвета? (Синего!) Большой кубик красного цвета я положу в большую красную коробку, а маленький кубик синего цвета - в маленькую синюю коробку!
Дети выполняют задание после объяснения воспитателя - подходят и складывают свои кубики в коробки.
Воспитатель: Посмотрите, что принес для вас Мишутка! Это – волшебный мешочек! (Показывает мешочек с кубиками, на которых рисунок)
Воспитатель: Ребята! Наш Мишутка опять просит помочь ему. Нужно решить головоломку. Мишутка загадывает нам загадку и на правильный ответ он даёт нам два кубика! Нужно собрать картинку и помочь Мишутке.
Воспитатель: 1 загадка!
Не овал я и не круг,
Треугольнику я друг!
Прямоугольнику я брат.
Ведь зовут меня… (Квадрат!)
Мишутка достаёт из мешочка один кубик.
Воспитатель: 2 загадка!
Паутину сплёл паук,
Паутина – это… (Круг!)
Воспитатель: 3 загадка!
У малины и клубники,
Помидора и брусники
Вкус, конечно, очень разный,
Ну а цвет похожий — … (Красный)
Физкультминутка «Мишки по лесу гуляли»
Мишки по лесу гуляли
Мишки по лесу гуляли,
(идем вперевалочку)
Мишки ягоды искали.
Вот так, вот так
(ставим одну руку на бочок – это «корзинка»)
Мишки ягодки искали.
Сладку ягодку малинку
Положили всю в корзинку
Вот так, вот так.
(собираем ягоды и складываем в «корзинку»)
Положили всю в корзинку.
Как малинкой угостились,
Все на травке развалились.
Вот так, вот так
(гладим себя по животику)
Все на травке развалились.
А потом Мишки плясали
Лапки кверху поднимали
Вот так, вот так.
(выставляем ножки на пятку, поднимаем руки вверх)
Воспитатель: Отлично ребята! Вот мы и собрали картинку! Скажите, кто нарисован на этой картинке? (Мишка!) А какого он размера? (Большого!) Сколько тут мишек? (Один)
Воспитатель: Наш Мишутка очень любит рисовать. Давайте покажем Мишутке, какие красивые рисунки мы умеем делать!
Дети рассаживаются, каждому ребёнку выдаются мелки и листок бумаги
Воспитатель: Сейчас мы с Вами будем рисовать домики разного размера для Мишутки и его друга. Листочек пододвигаем к себе, берём мелок любого цвета и рисуем большой квадрат, как у меня на рисунке (воспитатель одновременно проговаривает и рисует), а затем берём мелок другого цвета и рисуем маленький квадрат.
Заключительная часть.
Воспитатель: Мишутка принёс нам подарки. (Воспитатель показывает коробку). Давайте посмотри, что в этой коробке! (Дети достают из коробки по карточке). Скажите дети, что это такое? (Карточки!) А что на них нарисовано? (Мишка!)
Воспитатель: Сколько карточек у каждого из вас? (Одна!) Сколько карточек осталось в коробке? (Ни одной!) Давайте скажем спасибо Мишутке, ему пора возвращаться к своим друзьям. До свидания, Мишутка!
Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию
(формирование элементарных математических представлений)
«Мишутка»
Возрастная группа: младшая группа
Вид деятельности: формирование элементарных математических
Представлений
Тема НОД: формирование элементарных количественных представлений,
представлений о форме, освоение простых связей и отношений: большой
(маленький), формирование умения пользоваться эталонами форм:
квадрат, треугольник.
Образовательная область: познавательное развитие
Познавательное развитие, задачи:
1. Формировать представление о величине предметов – большой, маленький.
2. Формировать представление о форме предметов – квадрат, квадратный и о возможности нахождения в окружающем предметов квадратной формы.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие
Речевое развитие, задачи:
- Развивать грамматический строй речи в процессе сочетания имени прилагательного «большой» и «маленький» с именами существительными: большой стол, маленькая коробка и т. д.
Социально-коммуникативное развитие, задачи:
- Развивать коммуникативные умения детей в общении со сверстниками в процессе выполнения игровых упражнений
Планируемый результат занятия: У детей формируется способность различать, называть геометрические фигуры по их величине (большой квадрат, маленький квадрат)
. Дети называют основные цвета –
красный, синий. Развивается речь, наблюдательность,
мыслительная активность, логическое мышление.
Подготовительная работа: ЧХЛ сказка «Большой – маленький», «Три медведя», аппликация «Шарики и кубики», Конструирование «Башенки» из больших и маленьких кубиков»
Материалы и оборудование: ширма, игрушка медведя «Мишутка», Красные большие и синие маленькие кубики на имеющиеся количество детей, коробки (одна красная большая и одна синяя маленькая), мешочек, кубики с иллюстрацией медведя, мелки и белые листы
№п/п | Этапы занятия (время) | Задачи этапа | Деятельность педагога | Предполагаемая деятельность детей | ||
1 | Организационно-мотивационный этап (1 мин.) | - Переключить внимание детей на предстоящую деятельность - Стимулировать интерес к этой деятельности | - Ребята, к нам пришел сегодня гость, это – Мишутка, но он стесняется, спрятался за ширмой. Давайте мы его позовем! | Зовут Мишутку. | ||
2 | Основной этап (13 мин) | |||||
2.1 | Этап постановки проблемы (1 мин.): | - Мотивировать детей и вовлечь в деятельность | Воспитатель показывает мишутка, у него в лапках – кубик. - Посмотрите, что принёс нам Мишутка? - Мишутка говорит, что вам он тоже кубики принёс! Посмотрите, он их спрятал под вашими стульчиками! - Сколько кубиков у Мишутки? Сколько кубиков он вам принёс? Они одинаковые? Какие кубики Мишутка вам принёс? - Посмотрите на свои кубики. Покажите большой красный кубик! Покажите маленький синий кубик! - Мишутка просит помочь разложить кубики по коробкам: большие красные кубики в большую красную коробку, а маленькие в маленькую синюю коробку | Отвечают на вопрос воспитателя. Достают кубики. Отвечают на вопросы воспитателя. Показывают кубики. Соглашаются помочь Мишутке. | ||
2.2 | Этап ознакомления с материалом (10 мин.) | - Актуализировать формируемые представления - Формировать новые представления | Воспитатель раскладывает кубики по коробкам, сопровождая действия речью. - Посмотрите, это какая коробка? А эта коробка какая? Большой кубик красного цвета я положу в большую красную коробку, а маленький синий кубик - в маленькую синюю коробку! Воспитатель помогает детям по мере необходимости. - Посмотрите, что принес для вас Мишутка! Воспитатель достаёт из-за ширмы мешок с кубиками и демонстрирует детям. - Что это? Воспитатель предлагает детям помочь Мишутке разгадать головоломку. - Нужно решить головоломку. Мишутка загадывает нам загадку и на правильный ответ он даёт нам два кубика! Нужно собрать картинку и помочь Мишутке. - 1 загадка: Не овал я и не круг, Треугольнику я друг! Прямоугольнику я брат. Ведь зовут меня… (Квадрат!) Мишутка достаёт из мешочка один кубик. 2 загадка: Паутину сплёл паук, Паутина – это… (Круг!) 3 загадка: У малины и клубники, Помидора и брусники Вкус, конечно, очень разный, Ну а цвет похожий — … (Красный) - Посмотрите, мы собрали картинку! Что на ней нарисовано? - Наш Мишутка очень любит играть со своими друзьями. Давайте и мы поиграем с Мишуткой, сегодня мы все будем мишками. Показывает движения физкультминутки. | Запоминают действия воспитателя, отвечают на вопросы воспитателя. Игровое упражнение «Помоги Мишутке» Запоминают действия воспитателя. Отвечают на вопрос воспитателя. Запоминают игровые действия и соглашаются помочь Мишутке Отвечают на вопросы воспитателя и за правильный ответ получают по два кубика Физкультминутка «Мишки по лесу гуляли» | ||
2.3 | Этап практического решения проблемы (2мин.) | - Актуализировать формируемые представления | - Ребята! Наш Мишка очень любит рисовать. Давайте вместе с ним нарисуем для него и его друзей домики! Воспитатель раздает материалы для рисунка «Домики» - Посмотрите, на столе для вас Мишутка приготовил мелки и листочки. Воспитатель помогает детям по мере необходимости. - Сколько домиков у нас будет на рисунке? Какого они будут размера? Какого цвета будут домики? | Отвечают на вопросы воспитателя. Каждый ребёнок рисует большой домик и маленький домик. По желанию могут еще нарисовать несколько домиков разного цвета. Отвечают на вопросы воспитателя. | ||
2.4 | Заключительный этап (1 мин.) | -Закрепить формируемые представления - Обобщить формируемые представления | - Мишутка принес нам подарки. Воспитатель показывает коробку с карточками. - В коробке карточки, которые Мишутка очень любит. Сколько в коробке карточек? Какой формы коробка? Коробка большая, а карточки - …? Воспитатель раздаёт детям по одной карточке. - Сколько карточек у каждого из вас? Сколько карточек в коробке? - Давайте скажем спасибо Мишутке, ему пора возвращаться к своим друзьям. До свидания, Мишутка! | Рассматривают коробку с карточками Отвечают на вопросы воспитателя. Берут по 1 карточке. Отвечают на вопросы воспитателя. Прощаются с Мишуткой. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по Формированию элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста «Весёлая математика»
Конспект для педагогов детских садов....

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений для детей младшего дошкольного возраста "Путешествие в волшебный лес"
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей младшего дошкольного возраста с использованием логических блоков Д...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей среднего дошкольного возраста с использованием методического комплекта «Мате: плюс. Математика в детском саду» Путешествие на остров Чунга-Чанга
Цель: формирование математических представлений у детей среднего возраста. Задачи:Образовательные: продолжать формировать математические представления детей; учить решать элементарные логические ...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста
продолжать формировать умение различать предметы по цвету и правильно называть цвета; формировать умение группировать предметы по форме, размеру и цвету; формировать представление о сп...

Занятие по формированию элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста с использованием кубиков Никитина
Занятие по формированию элементарных математических представлений удетей младшего дошкольного возраста с использованием кубиков Никитина "Сложи узор" с использование ИКТ....

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей младшего дошкольного возраста
Во второй младшей группе начинают проводить специальную работу по формированию элементарных математических представлений. От того, насколько успешно будет организовано первое восприятие количественных...

Конспект занятия по Формированию Элементарных Математических Представлений в группе младшего дошкольного возраста 3-4 года. На тему «Поможем художнику»
Ф Учить Сравнивать две неравные группы предметов способом наложения, обозначать результаты сравнения словами больше — меньше, стольк...