Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей младшего дошкольного возраста «МИШУТКА»
методическая разработка по математике (младшая группа)

Задачи:

1. Формировать представление о величине предметов – большой, маленький.

2. Формировать представление о форме предметов – квадрат, квадратный и о возможности нахождения в окружающем предметов квадратной формы.

 

Интеграция образовательных областей ФГОС ДО: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие

Речевое развитие, задачи:

- Развивать грамматический строй речи в процессе сочетания имени прилагательного «большой» и «маленький» с именами существительными: большой стол, маленькая коробка и т. д.

Социально-коммуникативное развитие, задачи:                                                                                              

-   Развивать коммуникативные умения детей в общении со сверстниками в процессе выполнения игровых упражнений

 

Материалы и оборудование: ширма, игрушка медведя «Мишутка», Красные большие и синие маленькие кубики на имеющиеся количество детей, коробки (одна красная большая и одна синяя маленькая), мешочек, кубики с иллюстрацией медведя, мелки и белые листы

 

Подготовительная работа – ЧХЛ сказка «Большой – маленький», «Три медведя», аппликация «Шарики и кубики», Конструирование «Башенки» из больших и маленьких кубиков»,

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_mishutka.docx34.67 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений

для детей младшего дошкольного возраста

 «МИШУТКА»

Задачи:

1. Формировать представление о величине предметов – большой, маленький.

2. Формировать представление о форме предметов – квадрат, квадратный и о возможности нахождения в окружающем предметов квадратной формы.

Интеграция образовательных областей ФГОС ДО: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие

Речевое развитие, задачи:

- Развивать грамматический строй речи в процессе сочетания имени прилагательного «большой» и «маленький» с именами существительными: большой стол, маленькая коробка и т. д.

Социально-коммуникативное развитие, задачи:                                                                                              

-   Развивать коммуникативные умения детей в общении со сверстниками в процессе выполнения игровых упражнений

Материалы и оборудование: ширма, игрушка медведя «Мишутка», Красные большие и синие маленькие кубики на имеющиеся количество детей, коробки (одна красная большая и одна синяя маленькая), мешочек, кубики с иллюстрацией медведя, мелки и белые листы

Подготовительная работа – ЧХЛ сказка «Большой – маленький», «Три медведя», аппликация «Шарики и кубики», Конструирование «Башенки» из больших и маленьких кубиков»,

Ход занятия:

Организационная часть

Воспитатель: Ребята, к нам пришел сегодня гость, это – Мишутка, но он стесняется, спрятался за ширмой. Давайте мы его позовем! (дети зовут Мишутку).

Воспитатель показывает Мишутку, у него в лапах – кубик.

Воспитатель: Посмотрите, что принёс нам Мишутка? (Кубик!) Мишутка говорит, что вам он тоже кубики принёс! Посмотрите, он их спрятал под вашими стульчиками!

Под стульчиками для каждого ребёнка приготовлено по 1 большому и по 1 маленькому кубику разных цветов (большие – красные, маленькие – синие). Дети находят кубики под своими стульчиками.

Основная часть

Воспитатель: Сколько кубиков у Мишутки? (Один!) Сколько кубиков он вам принёс? (Много!) Они одинаковые? (Нет!) Какие кубики зайчик вам принёс? (Большие и маленькие!) А какого они цвета? (Красного и синего!)  Посмотрите на свои кубики. Покажите большой красный кубик! (Дети показывают) Покажите маленький синий кубик! (Дети показывают).

Воспитатель: Мишутка просит помочь разложить кубики по коробкам: большие красные кубики в большую красную коробку, а маленькие синие в маленькую синюю коробку.

На столе у воспитателя демонстрационные кубики: большой красный и маленький синий. Воспитатель раскладывает кубики по коробкам, сопровождая действия речью.

Воспитатель: Посмотрите, это какая коробка? (Большая!) А какого она цвета? (Красного!). А эта коробка какая? (Маленькая!) А какого она цвета? (Синего!) Большой кубик красного цвета я положу в большую красную коробку, а маленький кубик синего цвета - в маленькую синюю коробку!

Дети выполняют задание после объяснения воспитателя - подходят и складывают свои кубики в коробки.

Воспитатель: Посмотрите, что принес для вас Мишутка! Это – волшебный мешочек! (Показывает мешочек с кубиками, на которых рисунок)

Воспитатель: Ребята! Наш Мишутка опять просит помочь ему. Нужно решить головоломку. Мишутка загадывает нам загадку и на правильный ответ он даёт нам два кубика! Нужно собрать картинку и помочь Мишутке.

Воспитатель: 1 загадка!

Не овал я и не круг,

Треугольнику я друг!

Прямоугольнику я брат.

Ведь зовут меня… (Квадрат!)

Мишутка достаёт из мешочка один кубик.

Воспитатель: 2 загадка!

Паутину сплёл паук,

Паутина – это… (Круг!)

Воспитатель: 3 загадка!

У малины и клубники,

Помидора и брусники

Вкус, конечно, очень разный,

Ну а цвет похожий — … (Красный)

Физкультминутка «Мишки по лесу гуляли»

Мишки по лесу гуляли

Мишки по лесу гуляли,

(идем вперевалочку)

Мишки ягоды искали.

Вот так, вот так

 (ставим одну руку на бочок – это «корзинка»)

Мишки ягодки искали.

Сладку ягодку малинку

Положили всю в корзинку

Вот так, вот так.

(собираем ягоды и складываем в «корзинку»)

Положили всю в корзинку.

Как малинкой угостились,

Все на травке развалились.

Вот так, вот так

(гладим себя по животику)

Все на травке развалились.

А потом Мишки плясали

Лапки кверху поднимали

Вот так, вот так.

(выставляем ножки на пятку, поднимаем руки вверх)

Воспитатель: Отлично ребята! Вот мы и собрали картинку! Скажите, кто нарисован на этой картинке? (Мишка!) А какого он размера? (Большого!) Сколько тут мишек? (Один)

Воспитатель: Наш Мишутка очень любит рисовать. Давайте покажем Мишутке, какие красивые рисунки мы умеем делать!

Дети рассаживаются, каждому ребёнку выдаются мелки и листок бумаги

Воспитатель: Сейчас мы с Вами будем рисовать домики разного размера для Мишутки и его друга. Листочек пододвигаем к себе, берём мелок любого цвета и рисуем большой квадрат, как у меня на рисунке (воспитатель одновременно проговаривает и рисует), а затем берём мелок другого цвета и рисуем маленький квадрат.

 Заключительная часть.

Воспитатель: Мишутка принёс нам подарки. (Воспитатель показывает коробку). Давайте посмотри, что в этой коробке! (Дети достают из коробки по карточке). Скажите дети, что это такое? (Карточки!) А что на них нарисовано? (Мишка!)

Воспитатель: Сколько карточек у каждого из вас? (Одна!) Сколько карточек осталось в коробке? (Ни одной!) Давайте скажем спасибо Мишутке, ему пора возвращаться к своим друзьям. До свидания, Мишутка!

Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию

(формирование элементарных математических представлений)

«Мишутка»

Возрастная группа: младшая группа

Вид деятельности: формирование элементарных математических

Представлений

Тема НОД: формирование элементарных количественных представлений,

представлений о форме, освоение простых связей и отношений: большой

(маленький), формирование умения пользоваться эталонами форм:

квадрат, треугольник.

Образовательная область: познавательное развитие

Познавательное развитие, задачи:

1. Формировать представление о величине предметов – большой, маленький.

2. Формировать представление о форме предметов – квадрат, квадратный и о возможности нахождения в окружающем предметов квадратной формы.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие

Речевое развитие, задачи:

- Развивать грамматический строй речи в процессе сочетания имени прилагательного «большой» и «маленький» с именами существительными: большой стол, маленькая коробка и т. д.

Социально-коммуникативное развитие, задачи:                                                                                              

-   Развивать коммуникативные умения детей в общении со сверстниками в процессе выполнения игровых упражнений

Планируемый результат занятия: У детей формируется способность различать, называть геометрические фигуры по их величине (большой квадрат, маленький квадрат)

. Дети называют основные цвета –

красный, синий. Развивается речь, наблюдательность,

мыслительная активность, логическое мышление.

Подготовительная работа: ЧХЛ сказка «Большой – маленький», «Три медведя», аппликация «Шарики и кубики», Конструирование «Башенки» из больших и маленьких кубиков»

Материалы и оборудование: ширма, игрушка медведя «Мишутка», Красные большие и синие маленькие кубики на имеющиеся количество детей, коробки (одна красная большая и одна синяя маленькая), мешочек, кубики с иллюстрацией медведя, мелки и белые листы

№п/п

Этапы занятия (время)

Задачи этапа

Деятельность педагога

Предполагаемая деятельность детей

1

Организационно-мотивационный

этап (1 мин.)

- Переключить внимание детей на предстоящую деятельность 

- Стимулировать интерес к этой деятельности

- Ребята, к нам пришел сегодня гость, это – Мишутка, но он стесняется, спрятался за ширмой. Давайте мы его позовем!

Зовут Мишутку.

2

Основной этап

(13 мин)

2.1

Этап постановки проблемы (1 мин.):

- Мотивировать детей и вовлечь в деятельность

Воспитатель показывает мишутка, у него в лапках – кубик.

- Посмотрите, что принёс нам Мишутка?

- Мишутка говорит, что вам он тоже кубики принёс! Посмотрите, он их спрятал под вашими стульчиками!

- Сколько кубиков у Мишутки? Сколько кубиков он вам принёс? Они одинаковые? Какие кубики Мишутка вам принёс?

- Посмотрите на свои кубики. Покажите большой красный кубик! Покажите маленький синий кубик!  

- Мишутка просит помочь разложить кубики по коробкам: большие красные кубики в большую красную коробку, а маленькие в маленькую синюю коробку

Отвечают на вопрос воспитателя.

Достают кубики.

Отвечают на вопросы воспитателя.

Показывают кубики.

Соглашаются помочь Мишутке.

2.2

Этап ознакомления с материалом

(10 мин.)

 - Актуализировать формируемые представления

- Формировать новые представления

Воспитатель раскладывает кубики по коробкам, сопровождая действия речью. 

- Посмотрите, это какая коробка? А эта коробка какая? Большой кубик красного цвета я положу в большую красную коробку, а маленький синий кубик - в маленькую синюю коробку!

Воспитатель помогает детям по мере необходимости.

- Посмотрите, что принес для вас Мишутка!

Воспитатель достаёт из-за ширмы мешок с кубиками и демонстрирует детям. 

- Что это?

Воспитатель предлагает детям помочь Мишутке разгадать головоломку.

- Нужно решить головоломку.

Мишутка загадывает нам загадку и на

правильный ответ он даёт нам два

кубика! Нужно собрать картинку и

помочь Мишутке.

- 1 загадка:

Не овал я и не круг,

Треугольнику я друг!

Прямоугольнику я брат.

Ведь зовут меня… (Квадрат!)

Мишутка достаёт из мешочка один кубик.

2 загадка:

Паутину сплёл паук,

Паутина – это… (Круг!)

3 загадка:

У малины и клубники,

Помидора и брусники

Вкус, конечно, очень разный,

Ну а цвет похожий — … (Красный)

- Посмотрите, мы собрали картинку! Что на ней нарисовано?

- Наш Мишутка очень любит играть со своими друзьями. Давайте и мы поиграем с Мишуткой, сегодня мы все будем мишками.

Показывает движения физкультминутки.

Запоминают действия воспитателя, отвечают на вопросы воспитателя.

Игровое упражнение «Помоги Мишутке»

Запоминают действия воспитателя.

Отвечают на вопрос воспитателя.

Запоминают игровые действия и соглашаются помочь Мишутке

Отвечают на вопросы воспитателя и за правильный ответ получают по два кубика

Физкультминутка «Мишки по лесу гуляли»

2.3

Этап практического решения проблемы (2мин.)

- Актуализировать формируемые представления

- Ребята! Наш Мишка очень любит рисовать. Давайте вместе с ним нарисуем для него и его друзей домики!

Воспитатель раздает материалы для рисунка «Домики»

- Посмотрите, на столе для вас Мишутка приготовил мелки и листочки.

Воспитатель помогает детям по мере необходимости.

- Сколько домиков у нас будет на рисунке? Какого они будут размера? Какого цвета будут домики?

Отвечают на вопросы воспитателя.

Каждый ребёнок рисует большой домик и маленький домик. По желанию могут еще нарисовать несколько домиков разного цвета.

Отвечают на вопросы воспитателя.

2.4

Заключительный этап 

(1 мин.)

-Закрепить формируемые представления

- Обобщить формируемые представления

- Мишутка принес нам подарки.

Воспитатель показывает коробку с карточками.

- В коробке карточки, которые Мишутка очень любит. Сколько в коробке карточек? Какой формы коробка? Коробка большая, а карточки - …?

Воспитатель раздаёт детям по одной карточке. 

- Сколько карточек у каждого из вас? Сколько карточек в коробке?

- Давайте скажем спасибо Мишутке, ему пора возвращаться к своим друзьям. До свидания, Мишутка!

Рассматривают коробку с карточками

Отвечают на вопросы воспитателя.

Берут по 1 карточке.

Отвечают на вопросы воспитателя.

Прощаются с Мишуткой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений для детей младшего дошкольного возраста "Путешествие в волшебный лес"

Конспект непосредственно образовательной деятельности  по формированию элементарных математических представлений  для детей младшего дошкольного возраста с использованием логических блоков Д...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей среднего дошкольного возраста с использованием методического комплекта «Мате: плюс. Математика в детском саду» Путешествие на остров Чунга-Чанга

Цель: формирование математических представлений у детей среднего возраста. Задачи:Образовательные: продолжать формировать математические представления детей; учить решать элементарные логические ...

Конспект занятие по формированию элементарных математических представлений для детей среднего дошкольного возраста с использованием методического комплекса «Мате: плюс» «В гости к мишкам»

Цель: Продолжать формировать математические представления у детей посредством нового  дидактического  материала Мате плюс.Задачи:Образовательные: Закреплять  умение находить и называть ...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста

продолжать формировать умение  различать предметы по цвету и правильно называть цвета; формировать умение группировать предметы по форме, размеру и цвету; формировать представление о сп...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста "Мы солдаты" ( День Защитника Отечества)

Цель:Создание условий для развития познавательной активности детей через игровую деятельность, решение проблемно-поисковых задач....