НОД ФЭМП
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Титченко Лариса Михайловна

Непрерывная образовательная деятельность ФЭМП

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл femp_titchenko.docx43.92 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД П. НОВОПУШКИНСКОЕ»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

Конспект занятия по   формированию элементарных математических представлений (ФЭМП)  группа №5 «Колосок»

Лексическая тема:
«Домашние животные»

Подготовил: Воспитатель Титченко Л.М.

МДОУ «Детский сад п. Новопушкинское»

Энгельсского муниципального района

Саратовской области

2022г.

Занятие по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) в подготовительной  группе
Лексическая тема: «Домашние животные»

Образовательные задачи: Совершенствование навыков  ориентировки на плоскости и в пространстве, навыка измерения жидких тел с помощью условной мерки. Развитие понимания зависимости измерения объема от величины мерки. Совершенствование временных представлений (части суток, дни недели).

Формирование умения называть числа в ряду в порядковом и в обратном порядке. Закрепление умения увеличивать число на два.

Совершенствование навыков распознания и преобразования геометрических фигур, закрепление в речи названий геометрических фигур: квадрат, прямоугольник, треугольник , круг.

Цель: Продолжать формировать представления о порядковом значении числа в пределах 10.

Коррекционно – развивающие задачи:  Развитие математического мышления, речевого слуха, пальцевой моторики.

Воспитательные задачи: Формирование положительного отношения к учебной деятельности, воспитание навыков сотрудничества на занятии, самостоятельности, активности, инициативности.

Методы и приёмы: словесные, игровые, наглядно-демонстрационные, практические.

Оборудование:  Магнитная доска, макет «Ферма», фигурки домашних животных, наборы для экспериментирования (4 ведерка, 3 условных мерки, салфетки).

Раздаточный материал: математические наборы, листы – ступеньки.

Предварительная работа: Изготовление макета «Ферма», работа с геометрическими фигурами, измерение объема жидкости с помощью условной мерки в совместной деятельности.

Продолжительность: 30 минут

Непосредственно-образовательная деятельность

 Вводная часть: 

Коммуникативная игра:

«Собрались все дети в круг:

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

и друг другу улыбнёмся 

Игра «Дни недели»

- Сегодня ребята мы с вами продолжим разговор о домашних животных. У нас в группе есть макет «Ферма».  А кто знает, что такое «Ферма»?

- Правильно ферма это жилье для домашних животных.

- А давайте вспомним с вами кто такие домашние животные?

- Вы можете мне перечислить их?

Игра «Ферма»

- А теперь посмотрите на ферму , что находится в верхнем левом углу фермы?

- В нижнем левом углу?

- В правом верхнем углу?

- В правом нижнем углу ?

- И что находится в середине Фермы?

-На ферме только, что подоили 2х коров. Нам нужно узнать одинаковое ли количество молока дали эти коровы. Оба ведра наполнены доверху.

-Одинаковые ведерки на вид?

- Давайте проверим. Как это сделать?

- А теперь поделимся на две группы.

- в синем ведре 4 мерки молока

- в красном ведре тоже 4 мерки молока

- ведра разные а молока в обоих ведрах налито доверху

- как же так?

- я вам даю одинаковые мерки

В синем ведре - 4 мерки

В красном ведре – 3 мерки

- Мы можем сделать вывод:  что результат измерения зависит от величины мерки.

Физминутка

«У Оленя дом большой»

Игра «На молокозаводе»

- Молоко привезли на молокозавод и разлили по бутылкам.

- Сосчитайте, сколько бутылок молока стоит на конвейере?

- Правильно 10 бутылок молока, почти все бутылки пронумерованы, но на некоторых нет номеров.

Какие номера нужно поставить на них?

- Как вы догадались?

- Молодцы!

- Теперь я буду убирать бутылки по одной, а вы будите говорить полным ответом не торопясь, сколько бутылок осталось на контейнере?

- Кто может назвать числа по порядку от 10 до 1го.

Физминутка  «Любопытная Варвара»

Игровое упражнение  «Назови сутки».

Ребята, я предлагаю вам отгадать загадки  о частях суток.

1. «Солнце яркое встаёт,

Петушок в саду поёт,

Наши дети просыпаются,

В детский садик собираются»

- Когда это бывает? (Утром)

2. « Солнце в небе ярко светит

На прогулку вышли дети»

- Когда это бывает? (Днём)

3. «День прошел, садится солнце,

Сумрак медленно крадётся,

Зажигайте, лампы, свечи.

Наступает тёмный    (вечер)

4. «Спят медведи и слоны,

Заяц спит и ёжик,

Все вокруг уснуть должны.

Наши дети тоже».

-Когда все спят? (Ночью)

- Работа с раздаточным материалом:

«Веселые ступеньки»

1 ступенька  - 2 многоугольника

2ступенька на 2 больше 4 треугольника

3ступенька на 2 больше 6 квадратов

4 ступенька  на 2 больше 8 квадратов

5 ступенька на 2 больше…кругов

Счет двойками 2,4,6,8,10.

Пальчиковая игра «Дружат в нашей группе девочки и мальчики…»

-Ребята выберите домашнее животное и постройте своему животному дом из геометрических фигур.

Анализ работы  детьми .

Итог занятия:

- Мне очень понравилось с вами заниматься, играть «Мы ребята просто класс, Получилось всё у нас! »

- Благодарю вас.

Литература: Н.Нищева  

Интернет ресуры

Структура НОД:

1. Вводная часть НОД предполагала организацию детей: переключение внимания и установку на предстоящую деятельность, стимуляцию интереса к ней, создание эмоционального настроя. Это было сделано с помощью игрового сюжета: «Дни недели»

2. Основная часть НОД – это самостоятельная умственная и практическая деятельность детей, направленная на выполнение всех поставленных задач: основная — закрепление ранее изученного материала.

На этом этапе решалось сразу несколько задач: Совершенствование навыков  ориентировки на плоскости и в пространстве, навыка измерения жидких тел с помощью условной мерки. Развитие понимания зависимости измерения объема от величины мерки. Совершенствование временных представлений (части суток, дни недели).

Формирование умения называть числа в ряду в порядковом и в обратном порядке. Закрепление умения увеличивать число на два.

Совершенствование навыков распознания и преобразования геометрических фигур, закрепление в речи названий геометрических фигур: квадрат, прямоугольник, треугольник , круг.

Цель: Продолжать формировать представления о порядковом значении числа в пределах 10.

- обобщение и обращение к ранее накопленному опыту (знание математических понятий);

- закрепить пространственные представления: слева, справа, центр,  верхний левый, нижний левый угол, верхний правый, нижний правый угол.

В течении занятия с целью снятия статического напряжения, повышения умственной работоспособности, снижения утомления были проведены: физкультминутка «У Оленя дом большой..», «Любопытная Варвара», пальчиковая игра «Дружат в нашей группе….» (проводились детьми)

На каждый момент НОД были подобраны наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Пособия достаточного размера и в необходимом количестве. Я думаю, что их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в НОД.

Индивидуализация обучения проявлялась в оказании затрудняющимся при выполнении заданий детям помощи, дополнительного объяснения. Для достижения результатов деятельности каждым ребенком, был предусмотрен дифференцированный подход к обучению, выразившийся в использовании заданий разного уровня сложности.

3. Заключительная часть НОД — подведение итога деятельности. Я использовала метод анализа и самооценки детьми своих возможностей.

На занятии были созданы комфортные условия для каждого из детей: организация пространства с учетом их размещения и перемещения.

Был подведён итог с помощью ответов детей на вопросы.

Формирование знаний детей на протяжении деятельности способствовала логичность подачи материала, доступность, создание игровой ситуации. Переход от одного задания к другому позволил вовлечь каждого ребёнка в активный процесс. Для перехода к следующему заданию, обеспечила игровую мотивацию. Опираясь на знания детей, задавала проблемные вопросы. Всем детям предоставляла возможность проявить себя.

Анализируя деятельность детей хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали, использовали имеющиеся знания и умения. Они были заинтересованы, внимательны, организованы.

Я удовлетворена участием детей в данном мероприятии. Считаю, что мне удалось достичь желаемого результата через реализацию всех поставленных задач.

   Игра «Для чего нам нужны деньги?»

Воспитатель: Итак, деньги нам нужны:

-для покупки продуктов питания;

-для оплаты бытовых услуг;

-для оплаты развлечений (воспитатель уточняет у детей, для каких развлечений нам нужны деньги?);

-для оплаты услуг (уточнить, каких именно);

-для оплаты проезда на транспорте;

-для покупки подарков;

-для оказания помощи бедным (воспитатель уточняет, что такая деятельность

называется благотворительностью) и т.д.

Воспитатель опрашивает всех детей по очереди. Если дети указывают не все значения денег, можно предложить решение данного вопроса в виде проблемных ситуаций.

- Если мы едим на автобусе, мы платим?

- Если мы захотели кушать и пошли в магазин, за что мы платим? И т.д.

Воспитатель: А вам интересно узнать, что лежит в копилке, какие деньги там есть? Давайте посмотрим вместе.

Рассматриваем сначала монеты.

- Это что такое? Правильно, монеты. Какая монета?

Если дети не называют все признаки монет, то воспитатель помогает им.

Воспитатель: Круглая, металлическая, звенит (можно взять в руки несколько монет и позвенеть ими, после этого дети смогут назвать данный признак).

- Какие монеты вы знаете?

Дети называют монеты разного достоинства, воспитатель демонстрирует данную монету всем детям.

- Смотрите, у нас в копилке ещё что-то осталось. Давайте достанем.

Воспитатель достаёт банкноты.

- Как можно назвать эти деньги?

- Банкноты. А какие они?

- Бумажные, прямоугольные, шуршат.

Можно продемонстрировать шуршание банкнотой.

- Какие банкноты вы знаете?

Дети называют банкноты, воспитатель демонстрирует их детям, затем проговаривают хором.

Воспитатель: Итак, ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Дополни». Я называю признак монеты, а вы называете противоположный признак банкноты и наоборот.

Игра «Дополни»

Монета круглая, а банкнота …

Банкнота бумажная, а монета …

Монета звенит, а банкнота …

Монета металлическая, а банкнота…

Воспитатель: Где мы носим деньги, монеты и банкноты? (в кошельке). Они у нас в наличии и называются они «наличные деньги». Ещё бывают безналичные деньги. Их у нас нет в кошельке, а хранятся они на пластиковой карте (показать пластиковые карты). Вы видели такие карточки у родителей? Расскажите о них (пластиковую карту нужно вставлять в банкомат и знать пароль).

Воспитатель Воспитатель: Молодцы! Ребята скажите за деньги все можно купить или нет? (предполагаемые ответы детей)

Игра «Что можно и нельзя купить за деньги»

На столе лежат разные картинки, дети выбирают, показывают и объясняют, почему выбрали эту картинку. Сначала, например, что можно купить, потом что нельзя купить за деньги. Дети берут по одной картинке, например: солнце, его купить за деньги нельзя, улыбку бабушки купить за деньги нельзя, а велосипед купить можно за деньги и т.д.

 Деньги - это средство обмена. Люди меняют деньги на товары, которые им

необходимы»

Воспитатель: Деньги - это средство обмена. Как вы понимаете это?

Дети: Размышляют.

Воспитатель: Посмотрите на оборудование. Не перечислять, что есть в лаборатории. Как вы думаете, что будут символизировать бумага?

Дети: Бумага - купюры.

1 эксперимент:

- бумага мнётся, рвется; монета нет.

ВЫВОД.

Воспитатель: Какой вывод можно сделать?

Дети: Монета лучше. Она не мнётся и не рвется.

Воспитатель: На карточке напротив монеты ставим плюс, в этом эксперименте монета показала лучшие качества.

2 эксперимент:

Дети: Намочим бумагу.

Воспитатель: Отлично. Кладите бумагу в воду. Что происходит?

Дети: Она намокает.

Воспитатель: А если она намокнет, что произойдёт?

Дети: Она развалится.

Воспитатель: А теперь проверим монету. Что произойдёт? Какой вывод сделаем, кто в этом эксперименте выигрывает? Андрей отметь в нашей карте.

ВЫВОД

А теперь разбейтесь на пары, чтобы у вас была и монета, и купюра.

3 эксперимент:

Воспитатель: Давайте определим, что тяжелее монета или купюра.

Дети: Предполагают.

Воспитатель: Давайте опытным путём проверим. Возьмите на ладошки монету и купюру - бумажку. Что тяжелее? Может, подуем? Что происходит с монетой? А что происходит с купюрой? Какой вывод сделаем? Что легче?

ВЫВОД: что выигрывает? Ставим плюсик.

4 эксперимент:

Воспитатель: Я приготовила для вас кошельки. Положите купюру и монету в кошелёк. Потрясите. Переверните. Сделайте вывод, что удобнее хранить в кошельке?

Дети: Проверяют.

ВЫВОД.

Воспитатель: Посмотрите в карту. Кто выигрывает?

Дети: Ничья.

Воспитатель: А что значит ничья?

Дети: Одинаковое количество плюсиков.

Воспитатель: Совершенно верно. По одним свойствам выигрывают монеты, а по другим купюры. Какой вывод мы сделаем?

Дети: Размышляют.

Воспитатель: Вы правы, нужны нам и монеты, и купюры. Ребята, а какое средство оплаты может быть в кошельке? Что кроме денег можно использовать при оплате?

Дети: Банковская карта.

Воспитатель: Спросим гостей, а удобно ли пользоваться картой? Уважаемые гости поднимите руку, если считаете, что картой удобно пользоваться.

Воспитатель: Какой вывод сделаем?

Ответы детей.

А вы делали покупки самостоятельно?

Дети: Да.

Воспитатель: Ребята я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Что можно купить?» Перед вами картинки, отберите те из них, на которых

изображено, что можно купить за деньги (Дети рассматривают картинки, вместе с воспитателем, рассуждают, что можно купит).

Воспитатель: А почему 4 картинки остались. А что нельзя купить за деньги?

Дети: Ответы (Дружбу, любовь, жизнь).

Воспитатель: Есть такие вещи, которые не продаются и не покупаются. Вот сколько стоит ваша дружба?

Дети: Нисколько.

Воспитатель: Она бесценна, совершенно верно.

Ребята у нас гости, давайте поздороваемся

 становятся в круг.

Дети передают по кругу мячик и называется день недели.

Ответы детей:

Дом для животных

За кем ухаживает человек

Кошка, собака, корова,

лошадка,

свинья, баран, коза

ответы детей….Нет,  не одинаковы:

Синее ведерко большое

Красное ведерко маленькое

- Нужна мерка

-дети с помощью мерки переливают из полных ведер в пустые

У нас были разные по величине мерки

Синяя большая

Красная маленькая

Дети выполняют измерения еще раз

Проводит ребенок

Дети садятся за столы

Дети считают бутылки

-нужно поставить 2,4,6,8,10 дети прикрепляют карточки с цифрами.

Между числами 1 и 3стоит число 2

3 и 5 -4; 5 и 7 -6,7 и 9 -8

9,8,7,6,5,4,3,2,1,0.

Дети выполняют физминутку

Дети садяться на стульчики

Ответы детей:

Дети работают с раздаточным

Материалом

Счет двойками

- Проводит ребенок

Строят жилье для домашних животных

Выбирают работу какая больше всех понравилась и почему понравилась?

 

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

« ДЕТСКИЙ САД. П. НОВОПУШКИНСКОЕ»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

Конспект ОО «Речевое развитие»

НОД по развитию речи (игровые технологии)

подготовительной  к школе группы

«Путешествие в Фиолетовый лес»

воспитатель Титченко Л.М.      

МБДОУ «Детский сад п. Новопушкинское»

Энгельсского муниципального района

 Саратовской области 

        2016 год.

 Основная общеобразовательная программа

«От рождения до школы», (под редакцией Н.Е. Вераксы, 2015г.)

 подготовительная к школе  (6-7лет)

Тема НОД: «Путешествие в Фиолетовый лес»

Цель: ознакомление с игровыми технологиями ТРИЗ ,  В.В.Воскобовича .

Задачи:

Образовательные:  учить находить в рассказе небылицы.

Познавательные:  Сравнивать текст с картинками, закреплять  названия цветов радуги.

Развивающие: развивать желание участвовать в обсуждении проблемной ситуации. Развитие само - и взаимоконтроля.

развивать образное мышление, память,  логику, мелкую моторику рук.

Развивать речь детей, обогащать словарный запас.

Воспитательные: положительные качества личности в процессе взаимодействия в детском коллективе, желание прийти на помощь.

Продолжительность: 30минут.

Предварительная  работа: беседы -  на тему «Моя деревня», рассматривание картин ,  наблюдение, дидактическая игра «Животные»

Ведущая образовательная область: познавательная, речевая.

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная.

Формы организации: групповая работа .

Форма реализации:

использование пособий,  демонстрация иллюстративных пособий;

поисковые и проблемные вопросы к детям, поощрение, пояснение, подведение к выводу;

создание игровой мотивации, сюрпризный момент, игры, активная деятельность детей, сравнение, сопоставление.

Демонстрационный материал: текст «В деревне», игры В.Воскобовича «Чудо – цветик», « Шнурок – затейник», картинки персонажей. Панно «Фиолетовый Лес»

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Вводная часть

Ребята, вы знаете кто такой Мальчик Гео? Он приглашает нас вами в путешествие в Фиолетовый Лес, там есть необычная деревня и он ждёт нас в гости. Давайте подумаем как мы сможем попасть в Фиолетовый Лес.

Вот мы в Фиолетовом Лесу. Чтобы попасть в необычную деревню нам надо произнести заклинание «Кохле-охле-желе-зеле-геле-селе -фи» Вот мы оказались в необычной деревне, садитесь поудобней .

1часть. Игровое упражнение «Небылицы»

- Мальчик Гео предлагает вам внимательно  послушать рассказ.

 - ребята  найдите в тексте небылицы

-сравните текст с картинкой, «бывает не бывает»

- каких вы знаете животных

- чем кормят этих животных

-как называются их детёныши

- какие овощи, ягоды, фрукты растут в деревне.

  ФИЗМИНУТКА:

«Любопытная Варвара»

- Мальчик Гео предлагает детям продолжить путешествие  

2 часть. Игровое упражнение «Чудо - цветик».

- Ребята ,какое сейчас время года?

Мальчик Гео хочет подарить девочке Дольке букет цветов. И просит у вас помочь ему собрать букет цветов.

-сколько цветов у радуги?

- назовите цвета радуги.

Пальчиковая игра «Лес»

3 часть « Волшебный шнурок»

- Ребята, мы с вами продолжаем путешествие по играм, Мальчик Гео предлагает поиграть с волшебным шнурком. Он хочет узнать знаете ли вы буквы.

-Буквы мы видим и пишем.

-А звуки – слышим.

-Я вам говорю звук, а вы с помощью волшебного  шнурка выполняете задание.

Ответы детей

- предложения детей - воздушные шары

- дети произносят заклинание

- дети слушают рассказ о деревне

(Ответы, предположения)

-Дети  обсуждают свои варианты.

- ребёнок проводит физ.минутку

- дети составляют цветы из чудо - цветиков

-  дети называют   цвета радуги

 выполняют задание.

- проводят анализ понравившихся букетов цветов.

- проводит игру Милена С.

- ответы детей

- дети выполняют задание

-анализ детей .

Заключительная часть

- Ребята, давайте поблагодарим Мальчика Гео за путешествие, за игры. А нам пора возвращаться -  Внимание!

Производим посадку

-Вот мы и вернулись из путешествия!

-Вам понравилось путешествие?

- Где мы с вами были?

-Сегодня вы показали, что вы умные и внимательные. Молодцы!

-Всем спасибо!

ЛитератураГ.М.Бондаренко

-  ответы детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЭРИ ПОППИНС СПЕШИТ НА ПОМОЩЬ Конспект НОД по разделу «Познание ФЭМП» в средней группе. Интеграция образовательных областей: «Познание ФЭМП», «Художественное творчество», "Социализация", Коммуникация", "Физическая культура".

Конспект НОД  по разделу "Познание ФЭМП" средняя группа. Интеграция образовательных областей "Познание ФЭМП", "Художественное творчество", "Социализация", "Коммуникация", "Физическая культура"....

Занятие по ФЭМП во второй младшей группе по ФГОС Конспект занятия по ФЭМП во 2 младшей группе по Фгос.

Цели: Закреплять знания о геометрических фигурах, отвечать на вопрос "сколько? \'\' словами один, много, ни одного.Продолжать формировать умение составлять группу из отдельных предметов и выделять из не...

Занятие по ФЭМП в подготовительной к школе группе (6 – 7 лет) по ФЭМП на тему «В поисках сокровищ».

Цель: закрепление математических знаний и умений.Интеграция образовательных областей:Познавательное развитиеРечевое развитиеСоциально – личностное развитиеХудожественно – эстетическое развитиеВид...

Конспект открытого занятия по ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста «Мышка-норушка на занятии по ФЭМП»

«Мышка-норушка на занятии по ФЭМП» (открытое занятие в стр. группе «Утята» 5.02Л 5г.). Цели и задачи: -закрепить прямой, обратный порядковый счет в пределах 10;-выкладывать числовой ряд от 0...

Мастер – класс по ФЭМП теме: Квест –игра по ФЭМП «Путешествие с колобком»

Цель: Способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по формированию элементарных математических  представлений . Повысить уровень професси...

Конспект занятия по ФЭМП И. А.Помораеева «Занятия по ФЭМП» стр. 139 Занятие № 2

Образовательная область: познание.Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, кругозор, здоровье, чтение художественной литературы.Тип: интегрированноеВозраст детей: 6 летФорма не...