«Путешествие в страну «Экономика».
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Кузнецова Елена Петровна

создать условия для формирования первичных представлений детей о потребностях, труде, товаре, деньгах и семейном бюджете.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа: Инновационной программой дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М.Дорофеевой. – 6-е изд.,доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ.

Возрастная группа: старшая (5 - 6 лет).

Образовательная область: познавательное развитие.

Тема: «Путешествие в страну «Экономика».

Цель: создать условия для формирования представления финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.

Задачи:

- совершенствовать умение правильно делать покупки (потребительская грамотность);

- развивать у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления, выделять слова и действия, относящиеся к экономике;

- воспитывать любознательность.

Виды деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная.

Формы организации: фронтальная, подгрупповая.

Оборудование и материалы к занятию: нарисованные монеты номиналом 1,2,5,10 рублей, листы с заданием, карандаши простые, мяч, атрибуты для игр «Магазин Строймастер», магнитная доска, ноутбук, проектор.

Конспект занятия по финансовой грамотности

«ПРИКЛЮЧЕНИЯ КОТ БЕЛОБОКА, ИЛИ ЭКОНОМИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ»

Цель: создать условия для формирования первичных представлений детей о потребностях, труде, товаре, деньгах и семейном бюджете.

Задачи:

– формирование первичных экономических представлений и компетенций;

– развитие экономического мышления дошкольников;

–воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.

Форма проведения: индивидуально-групповая.

Оборудование:

– карточки с изображением потребностей;

–слайдс изображением представителей различных профессий;

– карточки с изображением предметов и денежных знаков;

– мешочек с деньгами (монеты и банкноты);

– маркеры.

Ход НОД

1.        – Здравствуйте, ребята! Я хочу познакомить вас с необычным котом, его зовут Белобок, он будет приходить к вам на занятия и рассказывать увлекательные истории из своей жизни. Сегодня мы с вами прочитаем первую сказку про кота Белобока. Слушайте очень внимательно, потом мы будем отгадывать загадки, рисовать и выполнять много интересных заданий.

Воспитатель читает детям сказку про кота Белобока.

Жил-был на белом свете кот Белобок. Вы думаете, он был белым и пушистым? Нет, Белобок – кот черный, с зелеными глазами, белыми носочками на передних лапах и белым пятном на боку. Жил кот, не тужил. Хозяев своих воспитывал: требовал, чтобы гладили ласково спинку, за ушами почесывали нежно, чтобы еды полная миска была и его кресло никто не занимал. Зажмурив глаза и тихонько урча, грелся Белобок на солнышке на балконе, лапкой пытался пролетающих птичек ловить. Уж очень раздражали птахи ленивого кота своим чириканьем; летают туда-сюда, как будто других дел у них нет. То ли дело у Белобока – ни минуты свободной. О диван хозяйский когти поточить надо, землю из цветочного горшка разбросать по комнате, рыбьим хвостом поиграть, а потом спрятать его в спальне, под подушкой, пусть хозяин с хозяйкой находке порадуются. Устанет Белобок от дневных забот, дремлет перед телевизором, размышляет, что бы такое назавтра придумать, чем хозяев удивить и самому порадоваться.

И так день за днем. Обленился кот, растолстел, трудно ему стало с боку на бок переворачиваться. Даже мысли о разных проделках приходили в его голову все реже и реже. Еда, потом сон, сон да еда. И так изо дня в день. И ничего нового, интересного с Белобоком не случается. Хозяева по струнке ходят, все желания кота выполняют. Но разве это жизнь? А за окном солнце светит, голуби воркуют и воробьи чирикают о том, что недалеко от города, в лесу, странные события происходят. Зверье объединилось в лесное братство, никто никого не ест, живут все дружно, каждый делает все, что умеет. Как грибы после дождя, появились в лесу магазины, мастерские разные, даже банк открылся. Подумал кот и решил пойти в лес, своими глазами все увидеть. Хоть и жалко ему было хозяев, но и свою жизнь надо устраивать самостоятельно.

Белобок выскользнул через приоткрытую дверь и был таков…

После прочтения отрывка сказки организуется беседа по вопросам.

1 задание – Что было нужно коту Белобоку для счастливой жизни в семье?

У ребят на столах карточки с изображением потребностей.

Дети рассматривают карточки с изображением потребностей (желаний) кота и называют их.

– Что из этого является жизненно важным, а без чего можно обойтись?

Дети обводят важные потребности.

2 задание

– Какие занятия были у кота Белобока, когда он жил в семье?

Дети называют.

– Можно ли сказать, что он был занят трудом?

– А какую деятельность можно назвать трудом?

Воспитатель демонстрирует слайд с изображением представителей различных профессий.

– Знаете ли вы название этих профессий? Перечислите их.

– Каким трудом занимаются люди, изображенные на картинках?

После выполнения заданий, воспитатель зачитывает следующий отрывок из сказки.

«Вот она, долгожданная свобода!» – воскликнул Белобок, подойдя к лесной опушке. Он уже не раз наведывался к своим лесным собратьям и знал, что в лесу многое изменилось. По дороге попалась ему мышка, кот поймал ее, но не для того, чтобы съесть (Белобок принципиально не ел мышей, существует же более приличная еда). «Пригодится, – подумал Белобок, – поменяю на что-нибудь нужное в хозяйстве». Так, с охотничьим трофеем в зубах, Белобок вступил в лесное царство. А навстречу ему уже спешит Лиса Рыжий хвост. Увидала у кота мышку, облизнулась и говорит: «Ну, здравствуй, кот, давненько мы тебя не видели. Как поживаешь?» Сообразил Белобок, что на самом деле интересно Лисе, хотел было ответить вежливо, но вовремя опомнился, хвостик мышки был зажат у него в зубах. Взяв мышку в лапы для надежности, кот поприветствовал Лису и спросил о ее здоровье. И в ответ услышал, что Лисе плохо живется, лесные жители не разрешают ей мышей ловить. Дескать, они тоже наши лесные братья. А охотиться в поле она не может, слишком заметна ее рыжая шубка, сама может стать добычей для охотников. Посочувствовал ей кот, но и о себе не забыл. Рассказал, что ушел из дома, ищет в лесу жилье. «Есть у меня одно дупло на примете – купи его у меня», – предложила Лиса. «Что значит купить?» – спросил удивленный Белобок. Как дарить или обменять, он знал. Но как покупать? Что для этого нужно делать? Белобок растерялся.

3 задание – А вы, ребята, знаете, что значит купить? Подскажите Белобоку!

– Что нам необходимо, чтобы делать покупки? (Что мы носим в кошельке?)

– Как вы думаете, в чем отличие покупки от подарка?

Игра «Угадай: что в мешочке?».

Детям предлагается ситуация: кот Белобок гулял по лесу и нашел волшебный мешочек. Воспитатель показывает мешочек, дети на ощупь определяют по очереди, что лежит в мешочке. Воспитатель показывает, что находилось в мешочке на самом деле (монеты и банкноты).

4 задание

Организуется обсуждение, в ходе которого выясняются представления детей о том, для чего нужны деньги, о достоинстве банкнот, умении считать и сравнивать деньги разного номинала.

– А вы знаете, для чего нужны деньги?

– Что можно купить за деньги, а что нельзя?

– Какие бывают деньги?

(Бумажные, монеты, валюта разных стран.)

Для выяснения представлений детей о достоинстве денег воспитатель проводит игровое упражнение «Что сколько стоит?». Детям раздают карточки, на которых изображены товары и деньги разного номинала (банкноты, монеты), им предлагается соотнести товары с тем количеством денег, которое за них нужно отдать. Дети при помощи маркера отмечают соответствия.

5 задание

– Откуда появляются деньги в семье? (ответы детей)

Воспитатель бросает ребенку мяч, называет действия, а дети определяют, больше станет денег в семье или меньше в каждой конкретной ситуации.

  1. Покупка хлеба в магазине – …
  2.  Оплата коммунальных услуг – …
  3. Папа получил премию – …
  4. Дедушка выиграл в лотерею – …
  5. Поездка на море – …
  6. Ремонт квартиры – …
  7. Продали яблоки с дачи – …
  8. Бабушка получила пенсию – …
  9. Покупка игрушки – …

После выполнения заданий воспитатель продолжает знакомить детей с содержанием сказки.

Давай поступим так, – предложила Лиса Белобоку.

– Есть у меня большое дупло на примете, – проговорила она, выразительно поглядывая на мышку. – Я показываю тебе новый дом, где ты сможешь укрыться от дождя и холода, а ты отдаешь мне мышь.

Белобок призадумался:

– Если мышка для Лисы так желанна, то, может быть, за нее можно выпросить гораздо больше: пусть Лисонька поможет ему обустроиться на новом месте, расскажет о лесных обычаях, даст полезные советы. Стоит подумать над этим, тем более, что кроме мышки, у него ничего нет. А Лиса в нетерпении помахивает кончиком хвоста, переступает с лапы на лапу, словно торопит кота, мол, не жадничай, решайся. Но кот оробел, в первый раз он делает самостоятельный выбор, от которого зависит его дальнейшая жизнь в лесу. Кот покрутил лапкой ус и…

– Дай мне посмотреть твою добычу, – вдруг попросила кота Лиса, ей надоело ждать. И у нее уже созрел коварный план, недаром в лесу она слыла плутовкой.

«Да это и не мышка вовсе, – воскликнула Лиса, – а так, маленький мышонок, в нем и мяса-то нет, один хвостик, – запричитала она. Удивленный такой несправедливостью, кот разжал лапы, и мышка вырвалась на волю. «Держи ее, лови ее», – разом закричали Лиса и Белобок. «Что это вы тут делаете?» – услышали они грозный голос главного стража порядка в лесу – Волка: «Опять ты, Рыжая, ловить мышей вздумала?» «Что ты, что ты, Серый, – оправдывалась Лиса. – Этот малыш случайно потерялся, и мы вместе с котом решили отнести его к мамаше, но он, глупый, от нас удрал».

«Чем лесные законы нарушать, за мышами охотиться, – строго предупредил Волк, – лучше занялись бы полезным делом».

– Мне жить негде, – пожаловался кот. «Сначала можно пожить в дупле, осмотреться, познакомиться с соседями, найти себе дело по душе, – с важным видом проговорил Волк. – А потом, как только освоишься, станешь достойным лесным жителем, всем миром построим тебе настоящий дом и справим новоселье». Тут Белобок размечтался.

– Стоп, – вдруг сказал самому себе кот, – мечты мечтами, а дупло где найти? – прокричал он уже в спину удаляющегося Волка.

«Тоже мне проблема, – усмехнулся страж порядка, – выбирай любое дупло и живи сколько хочешь». «И много свободных?» – осторожно поинтересовался кот. «Да как деревьев в лесу», – ответил Волк. Только теперь понял Белобок коварство Лисы. Воспользовалась Лисонька его наивностью, незнанием жизни леса и его обитателей. Да, трудно будет ему, новичку, в лесном царстве. Но делать нечего, нужно искать жилплощадь, да и запали ему в душу слова Волка о собственном деле. «Что это такое? Эх, без Лисы тут не обойтись», – подумал кот. А Лиса Рыжий хвост как почувствовала сомнения кота. «Пригожусь я тебе, Белобок, еще как пригожусь», – пообещала она.

Свободное дупло нашлось почти сразу же: невысоко над землей, просторное, теплое – живи, не горюй. Воспрянул духом кот. Жизнь-то налаживается.

   – Ребята! Вы хотите узнать продолжение истории про кота Белобока? Скоро узнаем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Путешествие в страну-Экономика!"

   Цель: познакомить детей с основами экономического воспитания через знакомство со  сказкой и её героями. Программные задачи: 1.      Образов...

Примерный конспект интегрированного занятия: "Путешествие в страну Экономика" Сюжетно – ролевая игра «Супермаркет»

Задачи: Учить детей  действовать согласно предложенной ситуации общения, делать обобщения  и выводы, решая экономические задачи; понимать значение  экономических пословиц, поговорок; да...

Путешествие в страну экономика

Программное содержание Дать детям элементарные экономические представления о современной жизни.Раскрыть сущность понятия доход и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия); расход (о...

Полезное путешествие по стране Экономика

Сформировать экономическое мышление через сюжетно-ролевую игру «Магазин-Супермаркет»; добиваться правильного отношения к деньгам как предмету жизненной необходимости, воспитывать начала разумного пове...

Путешествие в страну Экономика

Формирование зачатков экономического мышления детей старшего дошкольного возраста через игровые методы для воспитания социально - адаптированной личности....

Проект "Путешествие в страну Экономика"

Обращение к экономическому воспитанию детей дошкольного возраста является актуальным вопросом на современном этапе, так как дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней....

Конспект занятия " Путешествие в страну Экономика!"

Конспект занятия " Путешествие в страну Экономика!"...