"Приключения колобка в дорожной стране"
план-конспект занятия по математике (младшая группа)

Русинова Ольга Григорьевна

Развитие математических способностей детей младшего дошкольного возраста, систематизация знаний по правилам дорожного движения (ПДД), стимулирование творческой активности

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Приключения Колобка в Дорожной стране»

Конспект занятия по математическому развитию во второй младшей группе на тематической неделе «Правила дорожного движения»

Цель занятия: развитие математических способностей детей младшего дошкольного возраста, систематизация знаний по правилам дорожного движения (ПДД), стимулирование творческой активности.  

Задачи:

Обучающие (образовательные):

- Познакомить детей с понятиями: высокий, низкий, выше, ниже, а также с приёмами сравнения предметов по высоте.

- Закрепить знания о геометрических фигурах (квадрат, треугольник, круг).

 - Отработка пространственных понятий влево – вправо.

-  Закрепление понятий много – мало.

- Закрепить знания детей о ПДД, о безопасном поведении на улице, рядом с оживлённой дорогой, в городе.

Развивающие:

- Развивать логическое мышление, математические способности, внимание, речевую активность, зрительное восприятие и восприятие на слух, память, воображение.

- Развивать общую и мелкую моторику.

Воспитательные:  

- Формировать организованность, самостоятельность, усидчивость.

- Формировать навыки сотрудничества и умения работать в коллективе, выполнять правила в совместной деятельности.

Тип занятия:

Непосредственная образовательная деятельность. Интегрированное занятие по формированию элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста, познавательному развитию, закреплению знаний ПДД.  

Форма занятия: сюжетно-ролевая игра-путешествие.

Продолжительность занятия: 15 минут.

Участники: воспитанники второй младшей группы, воспитатель, помощник воспитателя.

Возраст обучающихся: 3 – 4 года.

Оборудование и материалы:

Стулья по количеству детей (расставлены в форме машинок: 2+2 стула и впереди 1 стул), фуражка регулировщика и жезл – для воспитателя. Руль (по количеству получившихся машин для детей). Маленький желтый мяч с приклеенными глазками (Колобок), вырезанное изображение дома Колобка из тонкой бумаги, например, кальки (сложено и приклеено скотчем к Колобку), длинные полоски белой бумаги (по количеству детей) – для физкультминутки по созданию пешеходного перехода для Колобка, фланелеграф или магнитная доска (в этом случае – магниты по необходимости). Квадраты и треугольники разной величины (с учётом на каждого ребенка – для создания домов в Дорожной стране). Светофор из бумаги, к нему дополнительно желтый квадрат, чуть больше, чем круг на Светофоре. Картинка с изображением Колобка, которая приклеивается на желтый квадрат (на Светофоре). Музыкальный центр.  

Звуковое сопровождение:      

Детская песня «Би-би-би-би бибика! Поехали кататься!» (детская группа «Волшебники двора»). Звук бьющихся машин (или сигнал тревоги).

Предварительная подготовка

Знакомство с геометрическими фигурами (квадрат, треугольник и круг) в рамках непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений, дидактические игры на пространственные понятия (влево – вправо, вверх – вниз), упражнения на знания фигур. Конструирование домов из блоков Дьенеша, применение счетных палочек Кюизенера. Рассматривание наглядного пособия «Геометрические фигуры», дидактические игры на сравнение геометрических фигур. Решение логических задач соответственно возрасту на занятиях по математике. Сюжетно-ролевые игры и физкультминутки по ПДД. Беседы по правилам дорожного движения, чтение художественной литературы по ПДД, организация выставок детских работ по ПДД (рисунки, аппликация), проведение тематической недели «Правила дорожного движения».    

 

Методы и приемы работы с детьми:  

- Дидактические игры.

- Выполнение педагогом и детьми игровых действий.

- Упражнения.

- Применение наглядности.

- Наблюдения.

- Демонстрация (демонстрация образца).

- Беседа (диалогический метод осуществления познавательной деятельности).

- Объяснение.  

Структура  занятия:

Этап занятия

Содержание

Время

Организационный момент

- Приглашение ребят в путешествие в Дорожную страну, вовлечение в сюжетно-ролевую игру.

- Встреча со Светофором, постановка проблемы – заблудился Колобок.  

3 минуты

Основная часть

- Появление Колобка, который едва не попадает снова в аварию (под машины ребят).

- Физкультминутка: строительство пешеходного перехода для Колобка.

- Поиски дома Колобка по особым приметам: высокий, но не самый высокий, есть в городе дома и ниже. Объяснение ребятам понятий: высокий, низкий, сравнение на практических методах: выше – ниже.  

- Закрепление знаний о фигурах. Упражнение по строительству домов. Практическое закрепление понятий: выше – ниже, высокий – низкий.

- Зрительная гимнастика с элементами эмоциональной разгрузки.

10 минут

Заключительная часть

- Вопросы для проверки усвоения нового материала и закрепления.

- Совместный анализ проделанной работы детьми во время путешествия.  

- Возвращение в детский сад в игровой форме.

-  Вручение медалей «За спасение Колобка в Дорожной стране»

2 минуты

Ход занятия:

Ребята «заезжают» в группу под детскую песенку «Би-би-би-би бибика! Поехали кататься!» (детская группа «Волшебники двора»). В руках - воображаемый руль. Подъезжают к машинкам, стоящим в группе (стулья расставлены в виде машинок: 2+2, а впереди один – с рулем, по бокам – колеса). Мальчики и девочки рассаживаются на свободные места (кроме первого, где лежит руль).  

Воспитатель (роль Регулировщика дорожного движения:  – в форменной фуражке, с жезлом):

- Дорогие юные автомобилисты! Сегодня вы отправляетесь в Дорожную страну. Я буду помогать вам в пути. На дороге я, регулировщик, смотрю, как все соблюдают правила дорожного движения. Приготовились!

Пальчиковая гимнастика

Один, два, три!

Руль возьми (дети соединяют большой и указательный пальцы на руках – делают круг) 

Кнопки проверяем (Каждой рукой ударяют по пальчикам)

Вместе уезжаем! (Хлопают в ладоши) 

Воспитатель-регулировщик:  Молодцы! Поехали!  И нас встречает постоянный житель Дорожной страны. Кто это, ребята? Вы узнали?

Переворачивается фланелеграф, на нем - светофор. Но вместо трех круглых глазиков у него один квадратный - желтый. 

Дети: Светофор!  

Воспитатель-регулировщик: А все ли с ним в порядке?

Дети: Почему-то один из глазиков квадратный, а должен быть круглый.

Воспитатель-регулировщик: А как вы узнали, что это не круг, а квадрат?

Дети: У квадрата – углы, у круга – нет. Круг похож на солнышко (другие варианты, на что похож круг).

Воспитатель- регулировщик: В нашей Дорожной стране это знак того, что случилась беда. Сейчас узнает у Светофора, в чем же дело.

Переворачивается квадрат на светофоре, а там картинка с изображением Колобка.  

Воспитатель-регулировщик: Кто это на картинке, вы узнали?

Дети: Колобок!

Воспитатель-регулировщик: Верно! И представляете, этот самый Колобок, оказывается, когда убежал от бабушки и дедушки, заблудился в Дорожной стране. Колобок совсем не знает Правила дорожного движения,  да к тому же чуть-чуть не попал под машину, перекатываясь через дорогу там, где нельзя. Неизвестно, что было бы с Колобком, если бы ему не встретился Светофор. А вот и сам Колобок!

(Помощник воспитателя выкатывает из коридора в группу мячик – Колобок). В это время раздается визг тормозов (звуковое сопровождение).

Воспитатель-регулировщик: Посмотрите-ка, даже сейчас Колобок едва не угодил под  наши машины! Ребята, а вы-то знаете, где надо переходить дорогу правильно? Что должно быть изображено на проезжей части?

Дети: Белые полоски как на зебре. Должен быть пешеходный переход!

Воспитатель-регулировщик: Поможем Колобку? Сделаем для него пешеходный переход?

(Ребята-автомобилисты выходят из машинок, каждому выдается белая длинная полоска бумаги).

Физкультминутка «Пешеходный переход для Колобка»

Воспитатель-регулировщик показывает движения (по тексту)

Мы полоску вверх подняли

И недолго подержали.

Влево – вправо посмотрели

И немножечко присели.

А теперь вперед нагнулись,

Распрямились, потянулись.

Ты полоску положи,

Шаг назад – других пусти!

Вот так «зебра», чудеса

Так спасли мы Колобка!

 

(Колобка перекатывают через пешеходный переход, построенный детьми. Он оказывается на другой стороне дороги. Ребята садятся по своим машинам).

Воспитатель-регулировщик: Но мы ведь не можем с вами, ребята, оставить Колобка на обочине, то есть у самого края дороги? Это тоже опасно. Отправимся искать дом Колобка?

Дети: Да!

Воспитатель-регулировщик:  Колобок мне рассказал, что дом его очень  высокий, но не выше самого большого в городе.  Вот его фотография.

(от Колобка отклеивается бумажка, разворачивается – на ней вырезан дом)

Воспитатель-регулировщик:  Давайте поищем вместе в Дорожной стране?  Интересно, что же это значит: «Дом высокий»? Или «Дом низкий»? «Выше» или «Ниже» - как это узнать?..  

(Воспитатель делает задумчивое лицо).

Дети: Давайте поищем!

На фланелеграфе или магнитной доске – три дома из геометрических фигур – квадрата и треугольника. Самый высокий  дом – во всю доску, поменьше (аналог фотографии Колобка), и еще меньше.  

Воспитатель-регулировщик: А сколько домов вы видите? Один?

Дети: Много!

Воспитатель рукой проводит по домам, показывая высоту домов, показывая детям, как можно их сравнить. Каждый ребенок по очереди выходит из машины и прикладывает фото дома Колобка к тому, что есть на магнитной доске. Все приходят к выводу: дом Колобка находится посереди. Таким образом, дети упражняются в сравнении предметов и знакомятся с понятиями: выше и ниже.

Воспитатель-регулировщик: Молодцы, вернули Колобка домой к бабушке и дедушке! Посмотрите-ка на Светофор. Изменилось ли что-то с начала нашего путешествия?

Дети: Все три глазика – круглые. Красный, желтый и зеленый.

Воспитатель-регулировщик:  Ой, а это что такое лежит у дороги?

(По обочинам дороги – геометрические фигуры вразнобой)  

Дети: Фигуры – квадраты и треугольники разных размеров.

Воспитатель-регулировщик: Мне тут Светофор рассказывает, что, когда Колобок бегал в испуге по дороге, резко затормозил грузовик, чтобы его не сбить. Аварии удалось избежать чудом, а вот то, что было в грузовике, просыпалось! А этот грузовик ехал к строителям, которые строят дома в Дорожной стране. Вот в одном из домов, построенных строителями, и живет Колобок. А другим сказочным героям, похоже, придется остаться без домов. Или попробуем им помочь? Построим дома? Только давайте проверим, не раскидало ли строительные материалы по сторонам. Только внимание: проверять мы можем, не поворачивая головы – отвлекаться от дороги нельзя!

Гимнастика для глаз с элементами эмоциональной разгрузки

Посмотрели влево, вправо

И на «зебру» взгляд наш – прямо

Поморгали Светофору,

Улыбнулись мы шоферу!

На полу проверили и на потолке  -

Лишних треугольников

Нет сейчас нигде!

Дети по очереди строят из геометрических фигур дома по обочинам дороги. Потом упражняются в сравнении: выше – ниже, самый высокий, самый низкий.

Воспитатель-регулировщик: Ну что, юные автомобилисты, пора отправляться в обратный путь. Но чтобы завелись моторы в ваших машинах, надо вам ответить на мои вопросы.

Вопросы к детям. Ребята отвечают при обращении к ним по имени. На какую геометрическую фигуру похож Колобок? Почему Колобок мог попасть под машину? Как мы его спасли? Какие геометрические фигуры применялись при строительстве домов в Дорожной стране? Сколько домов в Дорожной стране? (один или много?) Есть ли в Дорожной стране дома, выше, чем у Колобка? А есть ли дома ниже? Как сравнивали дома в Дорожной стране?

Воспитатель-регулировщик: Молодцы, все смогли ответить на вопросы. А теперь готовим машины в путь

(имитация рева мотора, громче или тише – упражнение)

Воспитатель-регулировщик: Ребята, повторяйте за мной слова и движения

Мы моторы завели  

И домой поехали.

Путь закончен!

Поздравляю!

В детский сад приехали.

Ребята выходят из машин, машут рукой, прощаясь с регулировщиком.  

Помощник воспитателя: Ребята, в то время пока вы путешествовали по Дорожной стране, вам пришла посылка от Колобка. Посмотрите, что в ней!

Каждому вручается медаль: «За спасение Колобка в Дорожной стране».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект оод по развитию речи в старшей группе "Приключение колобка в стране гласных "

Обобщение пройденного материала по гласным звукам А, О. У, И, Ы....

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Приключения Колобка в стране гласных»

Развивать фонематический слух, зрительное восприятие, речьЗакреплять умения детей определять наличие заданного звука в слове;Продолжать учить определять количество слогов в слове;Формировать фонематич...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Приключения Колобка в стране гласных»

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Приключения Колобка в стране гласных»Конспект НОД «Приключения Колобка в стране гласных»Цель: обобщение пройденного материа...

Конспект НОД по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Приключения Колобка в стране Математики»

Задачи познавательных областей:«Познавательное развитие»: -  продолжать учить детей, раскладывать полоски в порядке убывания длины; -  способствовать усвоению счёта и о...

Конспект занятия по ОО «Познавательное развитие» во второй младшей группе по ПДД «Приключения Колобка в Дорожной стране»

Цель: Развитие математических способностей детей младшего дошкольного возраста, систематизация знаний по правилам дорожного движения (ПДД), стимулирование творческой активности....

Сценарий досугового мероприятия по безопасности Авторская сказка «ДОРОЖНОЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ КОЛОБКА»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 22    Сценарий досугового мероприятия по безопасности    Авторская сказка«ДОРОЖНОЕ ПРИКЛЮ...