Сравнение и счет геометрических фигур
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Белова Евгения Владимировна

Данное занятие направлено на закрепление знаний детей о геометрических фигурах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sravnenie_i_schet_geometricheskih_figur.docx34.61 КБ

Предварительный просмотр:

Организационная информация

Примеча

ния

1.

Ф.И.О. педагога

Белова Евгения Владимировна

2.

Доминирующая образовательная область

Познавательное развитие

3.

Вид детской деятельности

Познавательная, коммуникативная, двигательная, продуктивная

Методическая информация

1.

Тема образовательной деятельности

«Сравнение и счет геометрических фигур»

2.

Методы и приемы реализации содержания занятия

1.Постановка целей и мотивации деятельности детей (плащ и коробка фокусника, необходимо найти 9 блестящих геометрических фигур для фокуса «Исчезающие геометрические фигуры»)

2.Активация деятельности в процессе занятия (поиск геометрических фигур, переход от одного места к другому, в ходе остановок выполняют задания)

3.Организация практической деятельности (объяснение, помощь, образец)

4.Поддержание интереса у детей (использование изображений на экране телевизора, поисковая деятельность, фокус в конце занятия)

5.Оценка и самооценка (поощрение, взаимопомощь детей, подведение итогов)

3.

Интеграция образовательных областей

1.Социально-коммуникативное развитие: социализация - желание оказать помощь, говорить грамотно.

Коммуникация – развитие свободного общения с взрослым и детьми; соблюдение элементарных правил поведения во время занятия.

2.Познавательное развитие:

Умение классифицировать фигуры по разным признакам: длине, цвету, форме.
Упражнять в счете в пределах 10. Закреплять представление о расположении предметов в пространстве. Учить порядковому счету.

3.Речевое развитие: Учить грамотно и четко отвечать на поставленный вопрос

4.Художественно-эстетическое развитие: Развивать интерес к сказочным персонажам.

5. Физическое развитие: двигательная активность на протяжении занятия, физминутка.

4.

Возрастная группа

Группа общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет

5.

Цель

закрепление представлений о геометрических фигурах

6.1

Задачи

- закрепить названия геометрических фигур (треугольник, квадрат, прямоугольник, четырёхугольник);
- умение классифицировать фигуры по разным признакам: длине, цвету, форме;
- упражнять в счете в пределах 10, прямой и обратный счет;
- закреплять представление о расположении предметов в пространстве;
- учить порядковому счету в пределах 10.

6.2

воспитывать интерес к математике и активную любознательность.

6.3

- развивать память, логическое мышление, внимание, умение ориентироваться на листе бумаги.

7.

Планируемые результаты

1.Дети проявляют эмоциональную отзывчивость, любознательность, интерес к заданиям.

2.Развита речевая активность, мышление, воображение

3.Обучающиеся активно участвуют во всех видах деятельности совместно с педагогом.

8.

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

- Плащ фокусника, коробка фокусника

-  Сундук с блестящими геометрическими фигурами – круг, квадрат, треугольник.

- Магнитная доска, елки 6 шт, квадрат и прямоугольник для сказки, плоскостная фигурка девочки, домик, 2 блестящих четырехугольника.

- Буратино – плоскостная фигурка, мультимедийная картинка – лестница из разноцветных прямоугольников,  2 блестящих круга.

- Двухполостые карточки и геометрические фигуры по количеству детей – желтый треугольник, оранжевый круг, зеленый квадрат, синий прямоугольник; 2 блестящих треугольника, спрятанные под тарелками с раздаточным материалом.

9.

Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты

- Дидактическая игра «Геометрическое лото»

- Дидактическая игра «Продолжи узор»

- Дидактическая игра «Посчитай по порядку»

Конспект занятия

1.

Вводная часть

1.1

Создание проблемной ситуации

Организационный момент

В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо,

А теперь пойдём налево.

В центре круга соберёмся,

И на место все вернёмся.

Улыбнёмся, подмигнём.

Утро доброе начнём!

Воспитатель загадочным голосом: 

-Ребята! Что я нашла сегодня! Вы не поверите!

Перебирала вещи в шкафу и нашла вот этот пакет (воспитатель прижимает пакет к себе)

1 мин

1.2

Целевая установка (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)

- Хотите знать, что в нем? (ответы детей)

Достает из пакета костюм фокусника – колпак и плащ украшенные  геометрическими фигурами, коробка фокусника.

- Как вы думаете, что это такое? (ответы детей)

Давным-давно я мечтала стать великим фокусником, но потом выбрала другую профессию. Правда успела кое-чему научиться! Лучше всех у меня получался фокус под названием «Исчезающие геометрические фигуры».

Хотите, я вам покажу его? (ответы детей)

2 мин

1.3

Мотивирование к деятельности детей.

Воспитатель рассматривает коробку и задумчиво произносит: 

-Вот только мне кажется, что чего-то не хватает…

Вам так не кажется? (ответы детей)

Воспитатель приводит детей к тому, что не хватает геометрических фигур.

- Без них фокус никак не получится!

1 мин

1.4

Проект решения проблемной ситуации.

- Что же теперь делать? (дети предлагают нарисовать, вырезать, снять с плаща)

- Это все правильно! Можно было бы сделать так! Вот только проблема в том, что фигуры для этого фокуса нужны не простые, а блестящие! И их должно быть ровно 9!Иначе ничего не получится!

(дети предлагают поискать, раз коробка в группе, то и фигуры должны быть где-то здесь)

Это вы здорово придумали! Иду искать! Но, боюсь, это будет долго! (дети предлагают помощь)

- А вы хорошо знаете геометрические фигуры? А посчитать до 9 сумеете?

(ответы детей)

- Вместе мы непременно справимся!

1 мин

2.

Основная часть

Ребята, посмотрите. На первом столе стоит сундучок, интересно, в нем нет фигур, которые мы ищем?

Дети подходят к столу 1.

Задание 1.

- Разные фигуры,

В том сундуке живут.

Скажите мне ребята

Как же их зовут?

Отгадывание загадок про геометрические фигуры

1-ая загадка:

Три сторонки, три угла,

Три вершинки - это я!

(треугольник)

2-ая загадка:

     Нет углов у меня,

И похож на солнце я,

На тарелку и на крышку,

На кольцо, на колесо

Знаете меня в лицо. (круг)

3-я загадка:

Не овал я и не круг,

Треугольнику не друг!

Прямоугольнику я брат

А зовут меня … (квадрат)

После каждой загадки достаем блестящие фигуры.

Беседа «Сравнение геометрических фигур»

- Чем они отличаются друг от друга? (формой)

- Какие особенности есть у круга?

- Чем похожи квадрат и треугольник?

- Чем они отличаются?

- Ребята, подходят ли нам эти фигуры? Почему вы так решили? 

Дети отмечают, что они блестящие и именно такие нужны для фокуса.

- Сколько мы с вами фигур нашли? (3) А нужно сколько? (9) 3 – это больше или меньше 9? (меньше) Что же нам делать? (искать дальше)

Кладем их в коробку для фокуса.

Куда отправимся дальше? Где будем искать?

Дети видят цифру 2 на магнитной доске, предлагают отправиться туда.

Задание 2.

(на доске квадрат и прямоугольник, елки 6 шт, девочка, избушка, макет - река )

Посмотрите, ребята. Что это за фигуры? (квадрат и прямоугольник) Чем же похожи они? У них 4 стороны и 4 угла.  

- Все фигуры, у которых 4 угла называются четырехугольниками. Квадрат и прямоугольник тоже являются четырехугольниками.

Я знаю сказку про квадрат и прямоугольник. Хотите послушать?

Сказка про квадрат и прямоугольник

«В царстве - государстве геометрических фигур жили - были Прямоугольник и Квадрат. «Я такой неуклюжий» - говорил Прямоугольник «Если поднимусь во весь рост, становлюсь высоким и узким. Вот таким.

А если лягу на бок, то становлюсь низким и толстым. Вот таким.

А ты всегда остаешься одинаковым, - говорил он, обращаясь к Квадрату, - и стоя, и сидя, и лежа» «Да уж, - отвечал с гордостью Квадрат. - У меня все стороны равны». И переворачивался с боку на бок, но его рост и ширина от этого не менялись.

Но однажды случилось вот что. Одна девочка гуляла в лесу и заблудилась. Она не знала, в какую сторону ей идти, где её дом. И вдруг она встретила Квадрат и Прямоугольник. Поскольку у Квадрата был очень важный вид, девочка обратилась к нему: «Можно я заберусь на вас и посмотрю, где мой дом? ». Она забралась с начала на одну его сторону, но не чего не увидела из - за деревьев. (Давайте посчитаем, сколько было елок?) Потом попросила Квадрата перевернуться, но и на этот раз ничего не увидела, поскольку все стороны квадрата равны. «Может быть, я смогу помочь тебе? » - спросил скромный Прямоугольник. Он встал во весь рост, девочка забралась на него и оказалась выше деревьев. Она увидела свой дом и узнала куда идти. «Давай мы тебя проводим», - предложил Квадрат. «Спасибо, - сказала девочка геометрическим фигурам, - вы не оставили меня в лесу и помогли найти дорогу домой. Теперь я знаю, - обратилась девочка к Прямоугольнику, - что вы очень полезная фигура». «Ну что ты, - скромно ответил Прямоугольник, - просто мои стороны разной длины: две длинные, а две короткие».

Так чем отличаются квадрат и прямоугольник? (у квадрата все стороны равны, а у прямоугольника разные по длине – 2 длинные, 2 короткие)

- Посмотрите, в избушке что-то блестит! Уж не наши ли фигуры там спрятались? (достают 2 четырехугольника)

- Сколько углов у этих фигур? Сколько сторон? Значит, как называются эти фигуры? (четырехугольники)

Давайте, ребята, посчитаем, сколько фигур у нас теперь в коробке?(5) А нужно сколько?(9)  5 – это больше или меньше 9?

Дети отмечают, что фигур меньше, чем надо, поэтому идут искать дальше.

Игровая ситуация «Буратино шагает по лестнице»

Телевизор накрыт накидкой, на которой цифра 3. Дети решают идти туда.

на нем сверху прикреплены 3 блестящие геометрические фигуры. А снизу Буратино.

Ребята, Буратино взял мои фигуры из набора фокусника! Он хотел поиграть с ними, но теперь готов вернуть нам их. Только фигуры высоко, и Буратино не может их достать.

Физминутка «Буратино потянулся»

Буратино потянулся,

раз нагнулся, два нагнулся

Руки в сторону развел,

Фигуры так и не нашел.

Чтоб фигуры нам достать,

Буратино нужно на носочки встать.

Ребята, не смог дотянутся Буратино, придется ему подниматься по лестнице.

На экране телевизора лестница из разноцветных прямоугольников.

Игровое упражнение «Который по счету?»

Воспитатель называет цвет ступенек, дети определяют, какой она идет по счету. Сначала по порядку, потом в хаотичном порядке.

Прямой и обратный счет.

Затем дети помогают при помощи счета подняться по лестнице, сопровождая счет движениями рук.

снять фигуры и спуститься вниз.

Фигуры кладут в коробку для фокуса, пересчитывают их, понимают, что их мало. Ведь должно быть 9.

Задание 3.

Работа с раздаточным материалом «Слушай и выполняй»

Ребята, мы еще не искали за столами.

Что у нас на столах? (ответы  детей)

- Посмотрите, у нас перемешались все фигуры, чтобы найти нужные нам, нужно разложить их, но делать мы это будем в определенном порядке.

- В верхний ряд первой положите фигуру зеленого цвета, у которой 4 одинаковые стороны и 4 угла. (зеленый квадрат)

- Второй в верхнем ряду положите фигуру оранжевого цвета без углов и сторон. (оранжевый круг)

- В нижнем ряду положите фигуру желтого цвета, у которой 3 угла и 3 стороны (желтый треугольник)

- Фигуру, у которой 4 угла, 2 длинные стороны, 2 короткие стороны, синего цвета (синий прямоугольник)

Воспитатель показывает карточку с готовым результатом, дети самостоятельно сравнивают, исправляют недочеты.

Поищите, пожалуйста, внимательно на столах, нет ли фигур для фокуса?

Под тарелками с раздаточным материалом двое детей находят 2 треугольника.

- Давайте, посчитаем, сколько фигкр в нашей коробке? (9)

Достаточно ли теперь? (да)

Фокус «Исчезающие фигуры»

Воспитатель приглашает детей на ковер, где показывает фокус с исчезающими фигурами.

(в двухстороннюю коробку складывают фигуры, незаметно от детей переворачивает, произносит волшебные слова:

Крекс-фекс-пекс!

Фигура пропади!

открывает коробку, в ней оказываются мини-конфетки)

18 мин

3.

Заключительная часть

Анализ результатов деятельности детей

Ребята, чем  мы сегодня занимались?

Зачем мы это делали?

Со всеми ли заданиями справились?

Что запомнилось вам больше всего? Чем?

Что было сложно для вас?

Было ли интересно?

Мне очень понравилось выполнять задания с вами, а ваше желание прийти на помощь радует меня! Ведь самое главное, не оставаться в стороне, если кому-то нужна помощь!

2 мин

4.

Дальнейшая разработка темы (развивающая среда)

4.1

Дид. игра

«Угадай, чего не хватает»

4.2

Медиатека

Видеоматериал «В стране геометрических фигур»

4.3

Проект(совместный проект с родителями)

«Игры из подручного материала по развитию математических знаний детей»

4.4

Уголок «Математические ступеньки»

Наглядно-дидактическое пособие «Математические сказки»

муниципальное  дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад  № 59» г.Оренбурга

Конспект занятий

для группы общеразвивающей направленности детей 5-6 лет

 «Сравнение и счет геометрических фигур»

(образовательная область - познавательное развитие)

Подготовила:

Белова Евгения Владимировна,

воспитатель высшей  квалификационной категории


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе «Количественный и порядковый счет. Геометрические фигуры. Число и цифра 3»

конспект занятия для детей старшего дошкольного возрастаЦель: закреплять представления детей о геометрических фигурах; упражнять в количественной и порядковой счете; дать представление о числе три и с...

Конспект образовательной деятельности по ФЭМП в средней группе. Счет. Геометрические фигуры. Части суток .

Конспект образовательной деятельности по ФЭМП в средней группе. Счет. Геометрические фигуры. Части сутокМарина Балышева Конспект образовательной деятельности по ФЭМП в средней группе. Счет. Геоме...

Конспект по математике в старшей группе. Тема: "Количество и счет. Геометрические фигуры. Ориентировка в пространстве".

Занятие направлено на формирование математических знаний о геометрических фигурах и ориентировка в пространстве и на листе бумаги....

Конспект НОД в средней группе по «Познавательной деятельности (формирование элементарных математических представлений)". Тема: «Счет в пределах 4.Порядковый счет. Геометрические фигуры» .

Реализация содержания программы в образовательных областях: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное ...

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «Порядковый счет». Геометрические фигуры»

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе«Порядковый счет». Геометрические фигуры»...

Конспект занятия в старшей группе «Количественный и порядковый счет. Геометрические фигуры. Число и цифра 3»

Закреплять представления детей о геометрических фигурах; упражнять в количественной и порядковой счете; дать представление о числе три и состав числа три из двух меньших; ознакомить с цифрой 3....

Сравнение по высоте. Геометрические фигуры.

Конспект по математике в средней группе....