Проект "Занимательная математика"
проект по математике (старшая группа)

Лобанова Светлана Владимировна

Проект "Занимательная математика" для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл p-t_zanimatelnaya_matem.docx28.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 83»

                                                    Утверждаю

Директор МАДОУ «Детский сад № 83»                      

____________________Г.Н. Вахнина                                

от    «   »                   2022г.

Проект по ФЭМП для детей

старшего дошкольного возраста

 «Занимательная математика»

Авторы - составители:

                                                                                                                         Лобанова С.В.

                                                                                                                                        Зезегова Н.Н.

                                                                  Сыктывкар

2022г.

Вид проекта:

Групповой, информационно –познавательный.

Участники проекта:

Дети старшей группы №8, родители воспитанников, воспитатели.

Срок реализации проекта : Февраль  2021 г.

Актуальность: 

Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.                                                                                                                                                               Однако  у многих детей отсутствует интерес к математике, существуют затруднения с мышлением, вниманием. Чтобы повысить уровень математического развития, активность детей, развить у них интерес к математике, мы  решили использовать занимательный материал: загадки, стихи, дидактические игры, занимательные вопросы, задачи-шутки, математические сказки, пословицы и поговорки, пальчиковую гимнастику.                                                                                                                          Знания, данные детям в занимательной форме, усваиваются быстрее, прочнее и легче, чем те, которые представлены сухими упражнениями. С помощью дидактических игр и заданий на смекалку, сообразительность, задач-шуток уточняются и закрепляются представления детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, временных и пространственных отношениях. Занимательный материал не только увлекает детей, но и способствует совершенствованию наблюдательности, внимания, памяти, мышления и речи дошкольников .

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

 Цель проекта: Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через занимательный материал .

 Задачи:

1. Создать условия для усвоения дошкольниками математических представлений, обеспечить успешное развитие способностей и мышления детей.

2. Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10, способствовать закреплению умения узнавать и называть геометрические фигуры.

3.Содействовать совершенствованию умения выделять совокупности предметов или фигур, обладающих общим свойством.

4.Содействовать развитию мыслительных операций: логического мышления, смекалки, зрительной памяти, воображения, умения сравнивать и анализировать.

5.Способствовать развитию интереса к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия.

6. Способствовать воспитанию самостоятельности, умения понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

7. Побуждать родителей к участию в реализации проекта и заниматься с детьми дома.

 Предполагаемые результаты проекта:

- развитие у детей интереса к математике, стремления к преодолению трудностей.                                          − положительная динамика мониторинга по ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста;                                − формирование операций логического мышления (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение);                                                                                                                                                                   − применение детьми математических знаний и умений в самостоятельной   деятельности, проявлений творческой инициативы;                                                                                                                        − осознание родителями важности формирования элементарных математических представлений у детей с помощью занимательного материала, расширение знаний родителей о занимательном материале;

Основной этап:

Формы реализации проекта:

Вид деятельности

задачи

Методы и приемы

ОО "Познание"

Совершенствовать умения считать в пределах 10;

Закреплять навыки порядкового счёта; Формировать понимания отношений рядом стоящих чисел; закреплять умения составлять число из единиц в пределах 5;

Совершенствовать умения сравнивать до 10 предметов по длине (ширине, высоте) и раскладывать их в возрастающем  и убывающем порядке;

Формировать умения видеть в окружающих предметах форму знако-мых геометрических фигур;

Развивать умения ориентироваться в пространстве и времени.

 

Содействовать развитию мыслительных операций: логического мышления, смекалки, зрительной памяти, воображения, умения сравнивать и анализировать.

  • НОД « Математика важна, математика нужна».
  • Беседа «Раз, два, три, четыре, пять – все мы можем посчитать»
  • Дидактические игры: 

Количество и счет: «Живые числа», «Назови «соседей» числа», «Что звучит и сколько», «Бабушкин подарок», «Весёлые цифры», «Найди пару», «Исправь ошибку»…                                                                                Величина: «Расставь по порядку», «Наведи порядок», «Найди недостающее»…                                  Форма: «Сложи узор», «Подбери по цвету  и форме», «Выложи орнамент», «Составь фигуру», «Какой фигуры не стало?» «Прятки»…                                                        Ориентировка в пространстве: ««»Художники», «Расскажи про свой узор», «Путешествие», «Правильно пойдёшь – секрет найдёшь», «Поручение», «Где спрятались игрушки?»... Ориентировка во времени: «Сутки», «Что сначала, что потом», «Живая неделя», «Когда это бывает?», «Времена года», «Наш день» …

  • Логические задачи математического содержания  по теме: «Количество и счет», «Форма», «Величина», «Ориентировка в пространстве», «Ориентировка во времени»
  • Загадки, задачи - шутки, занимательные вопросы, логические концовки, задания на сообразительность.
  •  Игры и задания с логическими блоками «Блоки Дьенеша»;
  •  Палочки Кюизенера

ОО "Речевое развитие"

Закрепить математические понятия через знакомство с художественными произведениями; умение замечать в текстах сказок предметы заданных форм, цифр, творческого преобразования отдельных художественных образов.

  • С. Маршак  «Двенадцать месяцев»                                  
  • В. Катаев «Цветик – семицветик»;                                                    
  • К. Ушинский «Четыре желания»;                                           Альф Прейсен «Про козлёнка, который умел считать до десяти» (пересказ с норвежского В. Островского);
  • Заучивание стихов: С. Маршак "Веселый счет", заучивание считалок, стихов, потешек, загадок, пальчиковых игр на закрепление математических понятий.

ОО "Художественно-эстетическое развитие

Закрепить математические понятия через рисование разных предметов, лепку, аппликацию, рисование.

Совершенствовать умения ориентироваться на листе бумаги.

  • «На что похожи цифры» превращение фигур, цифр и линий в предметы.
  • НОД «Что напутал Незнайка»
  • «Волшебные превращения геометрических фигур» (сгибание, разрезание, вырезывание)

ОО "Физическое              развитие"

Закрепить математичес-кие понятия через подвижные игры, игры-соревнования;                        через использование предметов определенных форм.

  • Подвижные игры:

«Смелый охотник», «Линеечка», «По местам», «Части – тела», «Запретный номер», «Передай мяч»…

Самостоятельная деятельность

Через разнообразную игровую деятель-ность  закреплять полученные знания;     формировать умение детей играть в разные игры, организовывать их.

  • Настольно-печатные игры:                       « Домино: «Цифры», Лото «Магазин», «Геометрическое лото», «Геометрические дорожки», «Найди 10 отличий»

  • Логические задачи математического содержания:

«Помоги кошке добраться до мышки», «Помоги мышонку», «Нарисуй треугольник ниткой»,

  • Игры и задания с логическими блоками «Блоки Дьенеша»;

« Палочки Кюизенера»

Работа с родителями

 Раскрыть значение математики во всестороннем развитии личности ребёнка.

Познакомить родителей с математическими играми;  

Учить организовывать с ребенком игры по развитию математических способностей.

  • Родительское  собрание :  

 «Как привить интерес к математике?»

  • Наглядно- информационный материал                             

«Игры для развития элементарных математических представлений дома  и на улице»;

 «Развиваемся, играя» (игры, развивающие познавательный интерес)

  • Выставка                                         

«Математические игры для дошкольников»

  • Консультации:

« Математика – это интересно».                                  

« Математика вокруг нас»

«Значение логических дидактических игр в умственном развитии старшего дошкольного возраста».

Заключительный этап:

  •  Выставка развивающих игр, изготовленных вместе с детьми и родителями.
  •  Самостоятельная деятельность детей в математическом уголке.
  •  Использование дидактических, ИКТ игр по ФЭМП
  •  Итоговое мероприятие – занятие «Путешествие в волшебную страну Математику».
  •  Обработка и оформление материалов проекта.

Литература:

1.   Козина Л. Ю. « Игры по математике для дошкольников»-М.: Сфера, 2008 г.

2. Степанова Н.В. «Дидактические игры по математике»;                                                                                        

3. .А. А. Смоленцева «Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием» -

М.; Просвещение 1987г.                                                                                                                          

            4.  Т. И. Ерофеева, Л. Н. Павлова, В. П. Новикова «Математика для дошкольников» - М.;   Просвещение 1992г.

            5.  А. Михайлова «Занимательные игры и упражнения математического содержания в самостоятельной детской деятельности» Дошкольное воспитание – 2002 №8

6. Н.А. Арапова-Пискарѐва «Формирование элементарных математических

представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации для занятий с

детьми 2-7 лет» – М.: Мозаика-Синтез. 2006.

7. В. Волчкова Занимательный счѐт. // Дошкольное воспитание. – 1993. – № 1. – С. 45.

8. З.А. Михайлова « Занимательные материалы в обучении дошкольников элементарной

математике» – СПб.: Детство-Пресс, 2001.

9. З.А. Михайлова « Игровые занимательные задачи для дошкольников» – М.:

Просвещение, 1990.

10. В.П. Новикова «Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст» – М.:

Мозаика-Синтез, 2002.

11. К.В. Шевелев «Дошкольная математика в играх: Формирование элементарных математических представлений у детей 5-7 лет» – М.: Мозаика-Синтез, 2004.

Источник: https://doshvozrast.ru/metodich/pedoput72.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по математике и обучению детей правилам дорожного движения в подготовительной группе «Математика в дороге»

Программное содержание: Совершенствовать навыки счета в пределах 10, учить на наглядной основе составлять и решать задачи на сложение и вычитание, закрепить умение измерять длину предмета с помощью ус...

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

конспект по математике " Юный математик"

Группа: Подготовительная , старшая.Технология: Социо-игровая Цель:Развитие логического мышления через блоки Дьенеша.Задачи: Развитие умений рассшифровывать ( декодировать информацию)о наличии или...

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности физкультура+математика "Путешествие по островам королевы математики в старшей группе.

Интегрированная организованная образовательная деятельность физкультура+математика "Путешествие по островам  "Королевы математики"...

Конспект занятия по математике в подготовительной группе "Путешествие в страну Математики"

Конспект занятия по математике в подготовительной группе "Путешествие в страну Математики" Программное содержание. Закрепить с детьми свойства геометрических фигур (цвет, форма, величина), ...