ОСОБЕННОСТИ ОСВОЕНИЯ МЕР СТОИМОСТИ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
методическая разработка по математике (старшая группа)

          Целью  эксперимента было выявить и изучить особенности освоения мер стоимости детьми 5-6 лет.

На данном этапе исследования были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить особенности экономического образа мышления старших дошкольников и их отношение к такому явлению как «деньги», отношение к бедности и достатку;
  2. Выявить уровень представлений детей по блоку «Мир денег»: достоинство монет, их размен, набор, умение различать понятия «монета», «копейка»;
  3. Выявить представления детей о цифрах, их последовательности;
  4. Определить уровень освоения детьми 5-6 лет мер стоимости и связанных с ними математических представлений  о составе чисел из двух меньших и из единиц.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 ОСОБЕННОСТИ ОСВОЕНИЯ МЕР СТОИМОСТИ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

          Целью  эксперимента было выявить и изучить особенности освоения мер стоимости детьми 5-6 лет. На данном этапе исследования были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить особенности экономического образа мышления старших дошкольников и их отношение к такому явлению как «деньги», отношение к бедности и достатку;
  2. Выявить уровень представлений детей по блоку «Мир денег»: достоинство монет, их размен, набор, умение различать понятия «монета», «копейка»;
  3. Выявить представления детей о цифрах, их последовательности;
  4. Определить уровень освоения детьми 5-6 лет мер стоимости и связанных с ними математических представлений  о составе чисел из двух меньших и из единиц.

          Констатирующий эксперимент включал в себя 4 серии. Для решения поставленных задач мы использовали диагностические задания кандидата педагогических наук А.Д. Шатовой, З.А. Михайловой и Р.Л. Непомнящей.  Предлагаемая диагностика в первой и второй сериях осуществлялась в виде специально разработанных диагностических вопросов, а третья и четвертая серии в виде диагностических заданий. Диагностика проводилась индивидуально с каждым ребенком.

         Первая серия была направлена на изучение особенностей экономического образа мышления старших дошкольников и их отношение к такому явлению как «деньги», выявить отношение к бедности и достатку. Им было предложено ответить на ряд вопросов. Следуя рекомендациям А.Д. Шатовой , у детей спрашивали, как они думают, богатые - это хорошие люди или плохие; какими они хотят стать, когда вырастут: богатыми или бедными; как стать богатым; и как они поступят, если выиграют миллион.

         Мы считаем, что если ребенок понимал смысл вопроса и четко и быстро отвечал на него, то он успешно прошел данный блок диагностики. Если же ребенок не смог ответить, допускал ошибки,  то это свидетельствует об определённых трудностях. В процессе выполнения задания мы обращали внимание на правильное понимание вопроса и оценка проводилась в соответствии с  данным критерием.

        Вторая серия была направлена на выявление уровня представлений детей по блоку «Мир денег»: достоинство монет, их размен, набор, умение различать понятия «монета», «копейка». Беседы проводились индивидуально с каждым ребенком. Часть вопросов была направлена на выявление представлений детей о ценах на некоторые товары, другая группа вопросов и специальных заданий вскрывала уровень знаний детей о достоинстве монет, их размене, умения различать «монеты», «копейки».

           Детям задавались вопросы на понимание, откуда берутся деньги; что такое монета и название достоинств монет; знают ли они, что можно купить в магазине на 5 рублей, на 10 рублей; сколько стоит мороженое, йогурт. Также предлагалось разменять монеты достоинством в 5 рублей и в 10 рублей. Мы считали правильными ответы тех детей, которые отражали сущность содержания понятия денег. Особое значение придавали знанию достоинства монет.

           Третья серия была направлена на выявление представлений детей о цифрах, их последовательности. Детям предлагалось выполнить задание, связанное с цифровой последовательностью. Дети выполняли задание на рабочем листе: соединить точки в том порядке, как идут цифры.  Если ребенок соединял точки в правильной последовательности, то он получал рисунок.

Здесь критерием успешности выполнения задания было знание последовательности цифр и их написания.

          Четвертая серия также носила практический характер. Она была направлена на выявление уровня освоения детьми 5-6 лет мер стоимости и связанных с ними математических представлений (о составе чисел из двух меньших и из единиц). Дети опять работали на листах. Задание заключалось в следующем: нужно составить несколько букетов для мамы; всего есть 10 монеток, цена каждого цветка указана в таблице. Считается, что ребенок успешно справился с заданием, если составил 3-4 варианта букетов, ориентируясь на цену цветов и количество денег, а также объяснил свои действия, называя цену каждого цветка, их количество и общую стоимость букета.

 Результаты диагностики помогут воспитателю определить и спроектировать работу с детьми 5-6 лет по освоению мер стоимости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические подходы к проблеме освоения краеведческих представлений детьми старшего дошкольного возраста

         В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям. В состав базиса лично...

"Особенности проведения наблюдений с детьми старшего дошкольного возраста"

Наблюдение как понятие. Средства наблюдения. Подготовка к наблюдению. Общие требования к организации наблюдения. Характеристика видов наблюдения....

"Особенности овладения эмоциональной лексикой детьми старшего дошкольного возраста"

Формируется эмоциональная лексика у детей на основе вербальных и невербальных средств общения. Развивая чувство языка вела работу поэтапно.I этап - подготовительный. Он готовит детей к правильному вос...

Особенности восприятия пейзажной картины детьми старшего дошкольного возраста.

Особенности восприятия пейзажной картины детьми старшего дошкольного возраста....

Особенности логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с ФФН

У детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-арткуляционными приз...

ПЛАСТИЛИНОВАЯ АНИМАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ОСВОЕНИЯ ПРИЕМОВ ЛЕПКИ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Составление серии занятий по работе в пластилиновой анимации, направленной на освоение приемов лепки детьми старшего дошкольного возраста....