Конспект по ФЭМП на тему: «Зимнее путешествие»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Долгополова Елена Васильевна

Цель: Создание условий для формирования элементарных математических представлений, на основе познавательной активности и любознательности, закрепление и обобщение полученных знаний.

Задачи:
Образовательная: способствовать накоплению умений решать задачи в пределах 7; знания геометрических фигур, упражнять в ориентировке на плоскости и пространстве.
Развивающая: развивать логическое мышление, социальные навыки умения работать в группе; находить решение и делать выводы; закреплять умение работать со схемами.
Воспитательная: воспитывать сдержанность, усидчивость, доброжелательность, чувства взаимовыручки, желание прийти на помощь.

Виды детской деятельности: познавательная,  игровая, продуктивная, музыкально-художественная.

Демонстрационный материал и оборудование: ноутбук, проектор геометрические фигуры, картинки с предметами к геометрическим формам.

Раздаточный материал: Билеты, жетоны, кубики Дьенеша, колумбово яйцо, круги и квадраты по 2 на каждого ребенка, манная крупа, клей, кисти, клеенки, салфетки, подставки под кисти, рамки для картин.

Методы и приемы:
словесный - вопросы к детям, стихотворение, загадка, поощрение;

наглядный – ИКТ;

практический – (выполнение действий с предметами при решении проблемных задач).

Форма организации: подгрупповая, индивидуальная.

Предварительная работа: индивидуальная работа: счет до 7; дидактические игры: «Сосчитай-ка», «Какое число следующее», «Назови соседей числа»; на прогулке: «Собери букет из 4, 5, 6 листиков», в повседневной жизни: «Поставь 4, 5, 6 предметов посуды», «построй дом из 5, 6 предметов строительного материала»; «Найди в группе предметы квадратной, треугольной, круглой формы» «Раздели на части».

Ход непрерывной образовательной деятельности:

Организационный момент.

Воспитатель: Как много к нам пришло гостей, скажите, здравствуйте скорей.

Встанем мы в круг дружно, 

Поздороваться нам нужно
Говорю я вам «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие в зимнее время года. Но дорога туда не простая, нам предстоит преодолеть много препятствий. Согласны. Ну что,  тогда отправимся в путешествие?

Воспитатель: Но с начала, чтобы не замерзнуть в пути, я предлагаю вам согреться. Давайте возьмемся за руки, посмотрев при этом, кто рядом с вами стоит, и улыбнемся соседям своей самой доброй улыбкой. А теперь закройте глаза, вытянете руки вперед и соедините их в центре нашего круга. Представьте себе, что каждый из вас теплый солнечный лучик. Вы чувствуете рядом с собой такие же теплые лучики.

 Откройте глаза. У нас накопилось много тепла, и мы готовы поделиться этим теплом со всем миром! Потому что мы все вместе – большое яркое солнце, и не какие тучи не смогут нас разъединить. Теперь можно опустить руки и эта сила останется с вами до конца нашего путешествия.

Воспитатель: Ребята, я забыла, а как называются зимние месяцы? Я буду называть месяцы всех времен года, а вы громко хлопните в ладоши, когда услышите название зимнего месяца.

Игровое упражнение «Угадай месяц» (название месяцев в разброс).

Воспитатель: Спасибо, что вы мне помогли вспомнить названия зимних месяцев: декабрь, январь и февраль. Теперь можно отправляться в путь. На чем можно отправиться в путешествие? (Варианты детей).

Воспитатель: Я вам предлагаю поехать на поезде, а для этого нужно купить билеты. Я возьму на себя роль кассира, буду продавать билеты, а вы будете пассажирами и должны купить себе билеты. Посмотрите внимательно, ребята, на билетах изображены геометрические фигуры, а на посадочных местах  предметы различной геометрической формы. Получив билет вам нужно найти свое посадочное место. Подходите к кассиру и получите билет. Просьба не толкаться у кассы. Кого, ребята, нужно пропустить вперёд?

Игра «Геометрические фигуры»

Воспитатель: Билеты у нас есть, мы согрелись, с направлением определились. Можно отправляться. (Под музыку едем).

Слайд 1(Изображение заснеженного леса)

Воспитатель: Первая остановка зимний лес. Ох, как же много снега намело ни одной дорожки не видно.

Воспитатель: Вот и первое препятствие. Чтобы быстрее добраться до опушки леса, нам надо расчистить дорожки.

Слайд 2,3,4,5,6 (кубики Дьенеша)

Д/И «Выложи дорожку по схеме»

Дети по схеме выкладывают дорожки из кубиков Дьенеша.

После выполнения задания на экране появляется картинка леса с тропинками.

Слайд 7

Воспитатель: Вот как замечательно мы потрудились расчистили все дорожки от снега. Теперь нам легко будет ехать дальше. А вот и опушка леса.

Слайд 8 (картинка опушки леса) уханье филина или совы

Воспитатель: Ой, ребята, послушайте внимательно, кто это?…

Ответы детей (сова, филин)

Слайд 9 Схема совы для Колумбова яйца

Воспитатель: Что же это случилось с лесной совушкой? Она как будто бы рассыпалась на кусочки. Как же теперь лес без совы? Мыши разведутся , корни деревьев и кустарников подгрызут. Что же станет с нашим лесом, он же погибнуть может. Надо нам немедленно принимать меры по спасению. И мне кажется, что я знаю как нам быть. Для того, чтобы сова ожила нам необходимо собрать ее из частей.

Д/И «Колумбово яйцо»

Дети на столах выкладывают по схеме сову. На экране появляется фото совы.

Слайд 10 (фото совы)

Воспитатель: Ребята, сова говорит вам спасибо за помощь.  А чтобы в дороге было не скучно, она  предлагает посостязаться с ней

и решить задачи.

Д/И «Реши задачу»

  1. Дети решают задачи в стихах.

Испугались медвежонка

Еж с ежихой и ежонком.

Сколько было всех ежей?

Посчитай-ка поскорей! (3)

  1. Раз к зайчонку на обед 

Прискакал дружок сосед. 

На пенек зайчата сели 

И по две морковки съели. 

Кто считать, ребята, ловок? 

Сколько съедено морковок? 

  1. В снег упал Антошка, 

А за ним Иринка. 

А за ней Сережка, 

А за ним Маринка. 

А потом упал Игнат. 

Сколько на снегу ребят?   

Воспитатель: Ребята, мне кажется, что мы очень засиделись, пора и размяться немного.

Слайд 11

 Физминутка

Зимушка-зима

Здравствуй Зимушка-зима!           (кланяемся)
Что в подарок принесла?            (разводим руки в стороны)
Белый снег пушистый,                (приседаем, проводим руками по воображаемому снегу)
Иней серебристый                     (встаём, поднимаем руки вверх)
Лыжи, санки и коньки,               (имитируем движения лыжников и конькобежцев)
И на ёлке огоньки!                     (поднимаем руки вверх, крутим «фонарики»)

Воспитатель: Ах как хорошо в зимнем лесу, и домой возвращаться совсем не хочется. Ой посмотрите, да тут лесная мастерская. Давайте в нее заглянем. Дети усаживаются за столы.

Воспитатель: Да тут какие-то схемы не понятные. Как вы думаете, что они обозначают?

Слайд 12 (схемы деления круга и квадрата)

 Дети: Круги и квадраты нужно разделить. Круги на 2 части, а квадраты на 2 и 4.

Воспитатель: Ответьте мне пожалуйста, что больше часть или целое?

Дети: Часть всегда меньше целого.

Воспитатель: Правильно. А теперь давайте приступим к работе.

Дети разрезают фигуры на части.

Воспитатель: Зима - чудесная пора, но время идет, и времена года сменяют друг друга. Но чтобы у нас в памяти остались прекрасные воспоминания об этом времени года, я предлагаю вам создать зимнюю картину. И создавать ее мы будем из уже готовых частей геометрических фигур. Как вы думаете, что можно делать из треугольников, а из частей круга?

Дети: Из частей круга можно сделать сугробы, а из треугольников елочки.

Дети выполняют аппликацию.

Воспитатель: Подскажите мне пожалуйста, а снег он какой?

Дети: Снег белый, пушистый, холодный…..

Слайд 13 образец итога работы

Воспитатель: Сейчас на ваших картинах снега нет, а чтобы пошел снег, как вы думаете, что мы можем сделать?

Дети: Мы можем посыпать крупой.

Воспитатель: Я думаю, что ваша догадка верна, а чтобы крупа не обсыпалась надо сначала воспользоваться клеем.

Воспитатель:Все вы молодцы, с заданиями справились, теперь мы может отправляться домой. Скорее в поезд (музыка).
Заключительная часть.

Звучит волшебная мелодия, под которую дети, попадают в детский сад.
Воспитатель: Вот мы и в детском саду. Сегодня мы с вами совершили увлекательное путешествие в Зимний лес.

- Какое задание было самым сложным?

- С каким заданием вы справились быстро?

- Вам понравилось путешествие?

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект развлечения в подготовительной группе Тема: «Зимнее путешествие»

Конспект развлечения в подготовительной группеТема: «Зимнее путешествие». Веселые игры для детей с участием Зиушки - зимы и снеговика...

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОЯТИ по областям Познание (ФЭМП), Музыка Тема: «Лесное путешествие»

Программным содержанием образовательной деятельности является формирование представления о длине двух предметов: короткий, длинный; закрепление представления о пространственных отношениях: вверху – вн...

Конспект НОД Образовательная область «Речевое развитие» по теме: «Зимнее путешествие»

Цель. Развитие коммуникативных способностей детей. Задачи.Образовательные: Ø Закрепить в словаре детей слова-названия зимних месяцев;Ø Формировать навыки словообразования;Ø Учить составлять ...

Конспект интегрированной НОД детей третьего года жизни по теме «Зимнее путешествие в лес»

Цель: Обобщить знания детей о зиме.Задачи образовательных областей:«Социально-коммуникативное»: развивать навыки свободного общения с взрослыми и детьми, эмоциональную отзывчивость, сопереживание...

Конспект логопедического занятия по теме: «Зимнее путешествие» в подготовительной группе с использованием мнемотехники

Цель: решение задач по коррекции речи через составление рассказа по образцу  о зиме с помощью мнемотаблицы.Задачи:Коррекционно-образовательные: 1. Совершенствовать умение обо...