Занятие по формированию элементарных математических представлений с воспитанниками средней группы «Проделки Бабы Яги».
план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Федорова Елена Юрьевна

Данный материал, это конспект занятия  для воспитанников средней группы  по формированию элементарных математических представлений.  Занятие разработано для закрепления у детей счета до 5 на основе наглядности, для формировния представлений о порядковом счете. Дети совершенствуют умение сравнивать два предмета по длине, закрепляют умение различать геометрические фигуры. Формируется навык самооценки и самоконтроля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prodelki_baby-yagi_6_1.docx22.42 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по формированию элементарных математических представлений

с воспитанниками средней группы

«Проделки Бабы Яги».

Составитель:

Федорова Елена Юрьевна,

воспитатель,

ГБДОУ детский сад №102

Невского района Санкт-Петербурга

Задачи:

Обучающие задачи:

  • Учить считать до 5 на основе наглядности, пользуясь правилами счета: называть числительные по порядку, соотносить каждое числительное только с одним предметом пересчитываемой группы, относить последнее числительное ко всем пересчитываемым предметам.
  • Учить сравнивать группы предметов по количеству, уравнивать их двумя способами (убрать или добавить 1 лишний (недостающий) предмет).
  • Формировать представление о порядковом счете, учить правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?».
  • Учить отсчитывать определенное количество предметов из большего количества в пределах 5.
  • Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине.
  • Закреплять умение различать геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, овал).

Развивающие задачи:

  • Развивать внимание, память, мышление.
  • Формировать навык самооценки и самоконтроля.

Воспитательные задачи:

  • Формировать навыки сотрудничества в игровой деятельности.

Оборудование:

  • Сундук.
  • Кукла-перевертыш (Баба Яга и Фея).
  • «Ковер-самолет» (платок с дырками по форме геометрических фигур) с набором «заплаток» (геометрических фигур).
  • Дерево, плоскостные фигуры зверей и птиц.
  • Кубики.
  • Две веревки разной длины.

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Используемые технологии: игровые, элементы проблемного обучения, здоровьесберегающие.

Методы и приемы:

- словесные;

- игровые;

- наглядные;

- практические.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.


Ход занятия:

Дети выполняют движения в соответствии со словами и по показу воспитателя:

Выходи скорей, дружок,

И вставай со мной в кружок.

За руки возьмемся,

Друг другу улыбнемся!

Мы сначала будем топать,

А сейчас мы будем хлопать,

А потом мы повернемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель: ребята, сегодня по дороге в детский сад я встретила Фею. Она живет в большом замке, но ей там одной очень скучно. И я решила пригласить ее в нашу группу. Вы согласны? Но она очень стесняется и поэтому куда-то спряталась. Давайте мы ее поищем.

Дети находят сундук.

Воспитатель: Может быть, она туда спряталась?

Ребята открывают сундук, а из него появляется Баба-яга.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что произошло?

Дети: Здесь вместо Феи спряталась Баба-яга.

Воспитатель: А куда же пропала Фея?

Дети: Наверное, она испугалась и убежала.

Воспитатель: Что же мы будем делать?

Дети: Нам надо найти Фею.

Воспитатель: А для этого мы с вами отправимся в волшебную страну. А на чем мы можем отправиться в наше путешествие? (машина, самолет, поезд и т.д.) Хорошо, но мы же с вами едем в страну волшебства, и я хочу предложить вам отправиться туда на ковре-самолете. Согласны? А куда деть Бабу-Ягу?

Дети: давайте обратно спрячем в сундук.

Воспитатель: Теперь берем наш ковер и отправляемся на поиски Феи.

Дети и воспитатель расстилают «ковер-самолет».

Игровое упражнение «Почини ковер».

Воспитатель: Что случилось с ковром-самолетом? Можно ли на таком лететь? Что нам делать? Ребята, дружно возьмемся за работу. Давайте вместе посчитаем дырки.

Дети: один, два, три, четыре, пять.

Воспитатель: Сколько всего? (5)

Воспитатель: Давайте посчитаем заплатки. Сколько заплаток? (много)

Воспитатель: а заплаток у нас много, и они все разные (на столе лежат геометрические фигуры разной формы и размера).

Воспитатель: Давайте мы с вами выберем те геометрические фигуры, которые подойдут для того, чтобы мы смогли починить наш ковер и отправиться на нем в путешествие.

Дети выбирают нужные детали.

Воспитатель: Сколько заплаток мы поставили? А сколько было дырок? Что мы можем сказать о количестве дырок и заплаток? (одинаковое количество) Что можно сказать о форме заплаток? (они разной формы) Заплатки какой формы поставили? (круглую, квадратную, овальную, прямоугольную, треугольную). Мы починили ковер-самолет? Значит отправляемся на ковре на поиски Феи. Садимся на ковер, летим!

Игровое упражнение «Сосчитай зверей и птиц».

Воспитатель: Смотрите, мы на поляне перед лесом. Ребята, а кто живет на полянке?

Дети: животные.

Воспитатель: А здесь все в порядке на полянке? Или что-то случилось?

Дети: Птицы сидят на земле, а звери на дереве.

Воспитатель: А как правильно? Давайте исправим.

Дети переставляют тех птиц и зверей, которые оказались не на своем месте.

Воспитатель: Ребята, скажите, а сколько здесь всего птиц?

Дети: 5 птиц.

Воспитатель: Как вы узнали?

Дети: Посчитали.

Воспитатель: А сколько зверей?

Дети: 4.

Воспитатель: Что можно сказать про количество птиц и зверей?

Дети: Птиц больше, чем зверей. Зверей меньше, чем птиц.

Воспитатель: Как сделать, чтоб их стало поровну?

Дети: Убрать одну птичку. Можно добавить одного зверя.

Дети добавляют 1 птицу.

Воспитатель: Сколько теперь у нас птиц?

Дети выставляют цифру в карман возле картинок птиц.

Воспитатель: А зверей сколько? (тоже 5). Как мы можем сказать про количество птиц и зверей?

Дети: Птиц столько же, сколько и животных. Птиц и зверей поровну.

Воспитатель: Который по счету заяц? Волк? Кто находится между волком и медведем? Кто стоит за лисой? Кто перед лисой?

Физминутка

Мы считали и устали,

Дружно все мы тихо встали,

Ручками похлопали,

Раз, два, три. (Хлопки в ладоши под счет)

Ножками потопали,

Раз, два, три. (Шаги ногами на месте.)

Сели, встали, сели, встали,

И друг друга не задели. (Приседания.)

Игровое упражнение «Построй дома».

Воспитатель: Молодцы, ребята, навели порядок в лесу, а Фею нашли? Может быть, надо поискать Фею в ее королевстве?

Воспитатель: А вот и королевство Феи, но что здесь произошло?

Дети: Кто-то сломал все дома.  

Воспитатель: А ведь в этих домах живут разные Феи. Давайте мы построим новые.

Воспитатель: Какие бывают дома? По высоте? По размеру?

Дети: высокие, большие, низкие, маленькие.

Воспитатель: Мы можем сказать, что они разные?

Дети: Да.

Воспитатель: Нужно построить разные дома по высоте.  Посмотрите, у меня есть цифры. Назовите их (1, 2, 3 и т.д.) Если цифра 1, то у дома сколько будет этажей?  (один этаж), 2 (два этажа), 3 (три этажа). Выберите себе цифры и постройте дома.

Воспитатель: Вот мы и построили новый город, но нашей Феи так и не нашли. Видимо нам придется как можно быстрее отправляться назад в детский сад, может, мы ее там найдем.

Игровое упражнение «Сравни 2 дорожки».

На полу лежат две веревки, сложенные в виде змейки.

Воспитатель: Посмотрите здесь две тропинки. Как вы думаете, одинаковые они по длине или нет? Как это проверить?

Дети: Приложить одну к другой.

Воспитатель: Давайте мальчики возьмут одну веревку, а девочки другую. Приложили.

Какая короче? Какая длиннее? Если нам надо попасть в детский сад как можно быстрее, то какой дорожке мы пойдем? (по короткой)

Дети «проходят» по короткой дорожке.

Воспитатель: вот мы и вернулись назад в детский сад. Смотрите, а сундук стоит на том же месте, давайте мы еще раз в него заглянем, может Баба-яга убежала.  

Дети открывают сундук, а из него появляется Фея.

Воспитатель: А вот и наша Фея нашлась.

Фея благодарит ребят за то, что ее нашли, и предлагает остаться с ними поиграть.

Рефлексия.

Где мы с вами сегодня побывали?

Какие задания вы выполняли?

Что у вас получилось лучше?

А какое из заданий вам понравилось больше всего?

Вам понравилось наше путешествие?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе (4-5) лет на тему "Путешествие на воздушном шаре в страну Геометрических фигур"пр

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе (4-5 лет) на тему:  «Путешествие на воздушном шаре в страну Геометрических фигур».Цель: Создать...

КОНСПЕКТ Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Жадные медвежата»

ЦЕЛЬ: 1. Формировать представление об измерении объема с помощью мерки, о зависимости результата измерения от величины мерки.2. Закреплять счет в пределах 9, пространственные представления, умен...

Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе «В магазине игрушек»

ЦЕЛЬ: 1. Познакомить с понятием таблицы (строка, столбец), учить пользоваться простейшими таблицами.2. Закреплять порядковый счет в пределах 9, представления о числе 0, закон сохранения количеств...

Конспект комплексного занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе.

Конспект  комплексного занятия по формированию элементарныхматематических представлений в средней группе.  Тема: "В гостях у сказки"...

Занятие по формированию элементарных математических представлений в средней группе.

Программное содержание: ·        Закреплять представления о том, что результат счета не зависит от расстояния между предметами (в пределах 5).·...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Путешествие на поезде»

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе«Путешествие на поезде»...

Конспект интегрированного занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе "Математические звёздочки"

На занятии дети делятся на две команды с помощью "математических" медалей и занимаются математикой, играя в различные игры. Занятие заканчивается аппликацией....