НОД по математике. Тема "Сложение"
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Гейченко Наталья Павловна

НОД по математике для детей старшей группы. Тема "Сложение". Дети знакомятся с понятиями "часть - целое", составление целого из частей, со знаком "+" - как знаком записи действия сложения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Сложение

Образовательная область – «Познавательное развитие». Раздел «Математика».

Цель: знакомство с действием сложение.

Задачи:

  • Создать условия для получения детьми нового знания о сложении как объединении групп предметов, о записи сложения с помощью знака «+»;
  • Под руководством воспитателя сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля, закрепить способ действий «если что не знаю, придумаю, найду, проверю»;
  • Закрепить умение выделять и называть свойства предметов, умение сравнивать предметы по свойствам;
  • Совершенствовать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, инициативность, творческие способности, коммуникативные качества, мелкую моторику рук.

Группа: старшая группа (5-6 лет).

Время реализации занятия: – 25 минут.

Методические приёмы:

  • словесные: вопросы, объяснения, пояснения, инструкция, рассказ.
  • наглядные: показ слайдов
  • практические: моделирование, самостоятельная работа;
  • игровые – игровая мотивация, контроль - анализ выполненных заданий, оценка результатов деятельности словом.

Формы: игровая, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная, коммуникативная, коллективная, фронтальная, индивидуальная, проблемный диалог.

Материалы и оборудование: игрушки в коробочках: кукла, мяч; большая коробка, цветные карандаши, карточки для игры «Прятки», листы для самостоятельной работы, вазы, разрезанные на две части, нарисованные маленькие коробочки и большая коробка, круги разных цветов

Мультимедиа оборудование: интерактивная доска, проектор, документ – камера.

Предварительная работа: беседы, направленные на формирование безопасного поведения; игры и дидактические игры на развитие эмоциональной сферы, игры на развитие умения определять признаки объекта, сравнивать по признакам.

Планируемые результаты (целевые ориентиры): ребенок понимает принцип сложения, как объединение групп предметов, запись сложения с помощью знака «+»; ребёнок может использовать слова для выражения своих мыслей и активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, обладает развитым воображением, мышлением, памятью.

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста

«Сложение»

Деятельность педагога

Деятельность детей

Введение в игровую ситуацию

способствовать созданию мотивации на включение в игровую деятельность, развивать знания детей об окружающем мире, напомнить правила безопасного поведения дома.

- Хочу рассказать вам еще одну историю. Вы уже знакомы с ребятами: Таней и Ваней. Кто это?

- Сегодня у Тани день рождения, и пока ребята ждали гостей, они решили сыграть в футбол.

- По вашему мнению, это подходящая игра для дома? Почему?

- Во время игры, ребята разбили мамину вазу. Как можно исправить эту ситуацию?

- Вы готовы это сделать?

Дети отвечают на вопросы.

Дети рассказывают, правила безопасного поведения дома.

Дети отвечают на вопрос: «Можно склеить вазу»

Дети отвечают на вопрос, формулируя тем самым «детскую цель».

Актуализация знаний

познакомить с понятиями целое и часть, показать взаимосвязь между ними, составление целого из частей, совершенствовать мыслительные операции: анализ, сравнение.

На столах разложены разрезанные на две части вазы (на каждого ребенка)

- Ребята, ваза разбилась на две части, помогите Тане и Ване сложить вазу.

- На сколько частей разбилась ваза?

- Покажите одну часть.

- Покажите другую часть.

- Что вы сделали, чтобы ваза стала целой?

- Что больше – целая ваза или ее часть?

- А вот и гости пришли.

Маша подарила Тане куклу в маленькой коробке, а Света – мяч, тоже в маленькой коробке. Таня сложила подарки в большую красивую коробку. Воспитатель складывает игрушки в коробку

- Из каких частей состоял весь подарок?

- Каким словом можно заменить слово «сложила»? 

- Действие, которое выполнила Таня, в математике называют сложением. Посмотрите, какие подарки лежат в общей большой коробке? Что получилось в результате сложения?

- Подведем итог: части: куклу и мяч мы сложили, соединили, объединили в целое – коробка.

Дети выполняют задание.

Дети отвечают: «На две».

Дети показывают части вазы.

Дети отвечают: «Сложили части вазы»

Дети отвечают: «Целая ваза больше, чем ее часть»

Дети отвечают: «Из куклы и мяча».

Дети отвечают: «Положили вместе, объединили и так далее».

Дети отвечают: «В коробке лежат кукла и мяч. Всего два подарка»

Затруднение в игровой ситуации

уточнить представления детей о действии сложения, сформировать опыт фиксации затруднения в деятельности, понять его причины, постановка цели.

- Таня решила написать бабушке письмо, в котором хочет рассказать о своих подарках и о том, как сложила их в красивую коробку. Поможем Тане?

- Что подарила Тане Маша?

- Нарисуйте в одной маленькой коробке куклу.

- Что подарила Тане Света?

- Нарисуйте во второй маленькой коробке мяч.

- Что сделала Таня со своими подарками?

- Таня сложила части подарков, объединила их в целое.

- Ребята, для того, чтобы показать сложение, не обязательно складывать части вместе – можно между частями поставить знак, который расскажет, что части складываются.

- Запишите между коробочками знак, показывающий, что подарки сложили в большую коробку.

- Какой знак вы поставили?

- Как вы думаете, почему вы смогли поставить знак действия сложения?

- А как нам это можно узнать?

На столах «бланк письма». Дети выполняют задание.

Дети выражают согласие.

Дети отвечают: «Маша подарила куклу»

Дети рисуют в первой маленькой коробке куклу.

Дети отвечают: «Света подарила мяч»

Дети рисуют во второй маленькой коробке мяч.

Дети отвечают: «Таня сложила подарки в большую красивую коробку»

Детям предоставляется самостоятельность. Возникает затруднение.

Дети отвечают: «Мы не смогли поставить знак действия сложения, потому что не знаем этого знака».

Дети отвечают: «Посмотреть в книге, в интернете, спросить у взрослых»

Открытие нового знания

уточнить смысл действия сложения, познакомить со знаком «+» как знаком записи действия сложения, сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения и переживания радости открытия.

Воспитатель ставит знак «+» между маленькими коробочками.

- В математике для записи действия сложения используют знак плюс и обозначают его этим знаком «+».

- Запишите знак плюс у себя.

- Что оказалось в большой красивой коробке, после того как Таня сложила туда части подарков?

- Нарисуйте в большой коробке куклу и мяч.

- Обратите внимание на две маленькие коробки со знаком плюс между ними и на большую коробку. Что заметили?

- Мы получили два целых. Как выдумаете, эти целые равны?

- Почему?

- Как это можно проверить?

- Какой знак можно поставить между маленькими коробками и большой коробкой?

- Запишите знак равенства.

- Покажите части подарков.

- Покажите все подарки – целое.

- Итак, о чем говорит знак плюс?

- О чем говорит знак равно?

Дети выполняют задание.

Дети отвечают: «Кукла и мяч»

Дети рисуют куклу и мяч в большой коробке.

Дети отвечают: «Сначала мы сложили части и получили целое с помощью знака плюс, потом мы части положили в большую коробку и тоже получили целое»

Дети отвечают: «Равны»

Дети отвечают: «Потому что в двух маленьких коробках кукла и мяч и в большой коробке те же самые кукла и мяч»

Дети отвечают: «Можно провести волшебные ниточки». Дети проводят волшебные ниточки от подарков в маленьких коробках к подаркам в большой коробке.

Дети отвечают: «Знак =».

Дети записывают знак равенства.

Дети выполняют задание.

Дети отвечают: «Знак плюс говорит о том, что части сложили, соединили в целое».

Дети отвечают: «Знак равно говорит о том, что две части, сложенные вместе, равны целому».

Включение нового знания в систему знаний ребенка

закрепить представление о действии сложении и его записи с помощью знака «+».

- Письмо написали, сложили в конверт, завтра мама Тани пойдет на работу и отправит его по почте бабушке.

- Ребята решили отдохнуть и поиграть в прятки. Вы знаете правила этой игры? А хотите поиграть?

- Тогда слушайте задание: вы получаете карточки, на которых нарисованы две маленькие коробочки с подарками. Необходимо выполнить сложение и найти результат, нужную карточку с большой коробкой (картинки с большой коробкой расположены по периметру группы)

- А еще Таня очень любит играть в настольные игры. Она приготовила для своих гостей новую игру. Давайте посмотрим.

- Рассмотрите задание. Как вы думаете, что нужно сделать?

Дети складывают письма в конверт и отдают воспитателю.

Дети отвечают: «Да».

Дети выходят из-за столов и подходят к воспитателю.

Дети получают карточки с заданием, выполняют сложение, находят карточку – ответ, проверяют друг друга.

Дети садятся за столы и получают листы с нарисованными пустыми коробками.

Дети отвечают: «Нужно заполнить маленькие коробочки, выполнить сложение и заполнить большую коробку». Дети самостоятельно выполняют задание, проверка с помощью документ – камеры.

Ребенок, первым выполнивший задание, проходит к документ – камере и рассказывает как он работал: «В первой коробке я нарисовал два красных круга – это первая часть, во второй коробке я нарисовал один синий квадрат – это вторая часть. Между коробками поставил знак «+». В большой коробке сначала нарисовал первую часть: два красных круга, потом вторую часть – один синий квадрат. Проверил сложение  волшебными ниточками. Между маленькими коробочками и большой коробкой поставил знак «=».

Дети выражают согласие.

Рефлексия

провести рефлексию деятельности на занятии

- Что полезного мы свами сегодня сделали?

- Важно ли то, что сегодня узнали?

- Для чего это может пригодиться вам в жизни?

- Какое задание было для вас самым трудным? Почему?

- Какое задание больше всего понравилось? Почему?

- Какие новые знания дали нам возможность написать письмо бабушке, сыграть в прятки, в настольную игру?

На доске две коробочки, круги разных цветов: синий, желтый.

- Если у вас все получилось, то синий круг прикрепите на первую коробочку, а если что-то не получилось, то желтый круг прикрепите на вторую коробочку. Предлагаю вечером рассказать родителям, что это за коробочки и показать им как мы научились складывать группы предметов

Дети отвечают: «Помогли ребятам склеить вазу»

Дети отвечают: «Да»

Дети отвечают: «Легко будет учиться в школе. Сможем помогать родителям складывать и считать и др.»

Дети отвечают: «Мы научились складывать группы предметов».

Дети выбирают круги, наклеивают на коробки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по математике и обучению детей правилам дорожного движения в подготовительной группе «Математика в дороге»

Программное содержание: Совершенствовать навыки счета в пределах 10, учить на наглядной основе составлять и решать задачи на сложение и вычитание, закрепить умение измерять длину предмета с помощью ус...

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

конспект по математике " Юный математик"

Группа: Подготовительная , старшая.Технология: Социо-игровая Цель:Развитие логического мышления через блоки Дьенеша.Задачи: Развитие умений рассшифровывать ( декодировать информацию)о наличии или...

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности физкультура+математика "Путешествие по островам королевы математики в старшей группе.

Интегрированная организованная образовательная деятельность физкультура+математика "Путешествие по островам  "Королевы математики"...

Конспект занятия по математике в подготовительной группе "Путешествие в страну Математики"

Конспект занятия по математике в подготовительной группе "Путешествие в страну Математики" Программное содержание. Закрепить с детьми свойства геометрических фигур (цвет, форма, величина), ...