Познавательно – исследовательский проект «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
проект по математике (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika_moy_proekt_19-20.docx | 30.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 100 Невского района Санкт-Петербурга
Познавательно – исследовательский проект
«Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Подготовила:
Сергеева Татьяна Анатольевна,
воспитатель
Санкт-Петербург - 2019
Вид проекта: познавательно - исследовательский
Тип проекта: долгосрочный
Участники проекта: дети подготовительной группы № 2, воспитатель, родители.
Срок проведения проекта: сентябрь 2019 – май 2020 г.
Исполнители проекта и основные участники: воспитатель и дети подготовительной группы № 2.
Пояснительная записка:
Что такое математика для дошкольника? Что такое математические способности в дошкольном возрасте, которые впоследствии станут базой успешного обучения в школе?
Математика для дошкольника — это:
- приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени;
- ознакомление с математическими зависимостями и отношениями;
- приобретение навыков первоначальной учебной деятельности: умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
- формирование навыка самоконтроля и самооценки;
- овладение математической терминологией (число, цифра, больше—меньше, плюс, минус, равняется, геометрические фигуры, сантиметр);
- развитие внимания, памяти, мышления;
- развитие графических навыков (написание цифр, рисование геометрических фигур).
При этом целью обучения является не только ознакомление детей с математическими представлениями, но и развитие у них математических способностей.
В дошкольном возрасте у ребенка начинают развиваться математические способности, которые включают в себя ряд частных способностей:
- Способность к обобщению математического материала (числа, цифры, знаки).
- Способность к обратимости мыслительных процессов (к переходу от прямого к обратному движению мыслей: прямой и обратный счет, сложение и вычитание).
- Способность к свертыванию математического рассуждения и соответствующих математических действий (переход от практических действий с предметами к действиям в уме).
Решающим фактором, от которого зависит, обнаружит ли ребенок способности к данной деятельности или нет, является метод обучения. Ведущей деятельностью дошкольника – является игра, поэтому игру, как метод обучения целесообразно использовать в развитии математических способностей детей. В играх обязательно должны присутствовать два начала: учебно-познавательное и занимательное. Ведь когда внимание ребёнка приковано к игре, к выполнению игровых задач, он сам того не замечая преодолевает трудности математического характера, учится оперировать имеющимися знаниями в изменившейся обстановке. Так, с помощью дидактических игр, упражнений и заданий на смекалку, сообразительность, задач-шуток, уточняются и закрепляются представления детей о числах, об отношениях между ними, о равенствах, о геометрических фигурах, временных и пространственных отношениях. Игровой материал не только увлекает ребенка, но и способствует совершенствованию наблюдательности, внимания, памяти, мышления и речи дошкольника. Материал стихотворный, загадки, считалки применяются в зависимости от целей познавательного общения. Возможности их использования широки: на групповых занятиях в детском саду, при индивидуальной работе с детьми, в семье, на викторинах, досугах, праздниках, в ходе познавательной беседы, в игротеке, когда дети принимают родителей в гости и играют с ними в математические игры. Игровая, занимательная математика ставит дошкольников в условия поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми и внимательными.
Цель проекта: развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность.
Задачи:
- Формировать мотивацию к учебной деятельности, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов;
- Способствовать проявлению исследовательской активности детей в самостоятельных математических играх, в процессе решения задач разных видов, стремлению к развитию игры и поиску результата своеобразными, оригинальными действиями.
- Развивать способности к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий, знаков и символов, отношений между частями целого, чисел, измерения и др.;
- Развивать такие свойства, как объем внимания и памяти, воображение, способность рассуждать, мыслить математическими символами, развивать гибкость мыслительных процессов, стремление к ясности, простоте и рациональности решений.
- Воспитывать самостоятельность, целеустремлённость, дружеские отношения в игре.
Методы реализации проекта:
- Практические (игровые)
- Словесные
- Наглядные
Формы реализации проекта:
Проект реализуется в режимных моментах, индивидуально и с подгруппой, 2-3 раза в месяц.
- Совместная и самостоятельная игровая деятельность;
- Дидактические игры и упражнения; игровые задания;
- Стихотворный материал, загадки, считалки;
- Рассматривание иллюстративного и демонстрационного материалов;
- Наглядная информация для родителей.
Ожидаемые результаты:
Предполагается, что организованная работа по развитию математических способностей дошкольников через игровую деятельность, будет способствовать повышению уровня развития математических способностей детей:
- у детей выработан интерес к самому процессу познания математики;
- дети самостоятельно находят способы решения познавательных задач; стремятся к достижению поставленной цели; преодолевают трудности, не боятся ошибок;
- умеют составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =, #), устанавливают математические связи и закономерности, ориентируются во времени, пространстве;
- активно включаются в игры на классификацию и сериацию; предлагают варианты; участвуют в преобразовательной деятельности; стремятся к ясности, простоте и рациональности решений.
- умеют переносить усвоенный опыт в новые ситуации.
I. Этапы реализации проекта:
1 этап (подготовительный):
- Изучение соответствующей научно-методической литературы по выбранной теме;
- Знакомство с проблемой для формирования целей и задач (определение уровня математических способностей детей подготовительной группы – мониторинг);
- Выбор педагогических технологий, обеспечение методической литературой, пособиями, наглядным и раздаточным материалом;
- Планирование работы по реализации проекта;
- Создание в группе, соответствующей РПП среды.
2 этап (практический, основной):
Совместная деятельность педагога и детей
Месяц | Работа с детьми | Работа с родителями | Совершенствование РПП среды |
сентябрь | Проведение мониторинга, с целью выявления объёма полученных ранее знаний. (Приложение № 1) | Знакомство родителей с темой, целью и задачами проекта, анкетирование | Подготовка инструментария для проведения мониторинга |
октябрь | Состав числа – систематизировать и закрепить знания детей о составе чисел первого десятка. Игровое задание: 1. «Считай дальше»; 2. «Сколько будет если…» Геометрические фигуры – классификация геометрических фигур по заданным признакам: 1. Д./ упражнение «Разложи в два кольца» 2.Д/и «Поменяй признак» | Помощь родителей в изготовлении игр, раздаточного материала | Подготовка практического материала |
ноябрь | Временные представления- закрепить знания детей о последовательности частей суток, дней недели, месяцев, времён года: 1.Д/и «Режим дня» 2.Д/и «Живая неделя» 3.Д/упр. «Круглый год» 4. Игровое задание «Соедини правильно» Состав числа из двух меньших в пределах 10: 1.Д/и «Подвижная математика»; 2.Д/и «Примеров много – ответ один» 3. Д/упр. «Составь число» | Консультация на тему «Математические игры по дороге в детский сад» | Пополнение игротеки математических игр по возрасту детей. |
декабрь | Математические знаки и задачи - закрепить умение оперировать знаками +, -, = ; составлять и записывать решение задач. 2. Логические задачи, загадки. Сравнение группы предметов по количеству» - учить детей сравнивать группы предметов по количеству. 1.Д/и «Посчитай и сравни» 2. Игровое задание «Поставь нужный знак»; | Д/з «Нарисуй и запиши задачу» | Изготовление картотеки математических задач:
|
январь | Порядковый счёт - совершенствовать навыки счёта в пределах 20, называть числа в прямом и обратном порядке. | Д/з «Соедини точки отрезками в порядке возрастания» Изготовление ленты чисел от 1 до 20. | Пополнение практического материала. |
февраль | Ориентировка во времени - учить определять время по часам с точностью до 1 часа. | Индивидуальные беседы, советы, консультации. | |
март | Палочки Кьюзенера - учить определять числовое значение цветных палочек, состав числа, отбирать полоски нужного цвета и числового значения по словесному указанию, развивать зрительный глазомер, закреплять понятие «который по счету», ориентироваться в пространстве «левый», «правый», «между». Счёт в прямом и обратном порядке. Количественный счёт - учить называть числа в прямом и обратном соотносить цифру и количество предметов (второй десяток) 1.Д/у «Числовой отрезок». «Наоборот», «Назови соседей», «Считай не ошибись». | Д/з «Засели домики» | |
апрель | Ориентировка на ограниченном пространстве (лист в клеточку) - развивают мелкую моторику рук, пространственное мышление. 1.Д/у «Рисуем по клеточкам» 2.Игровое задание «Пройди по лабиринту» 3. «Нарисуй и покажи» (ориентировка на листе) 4. «Продолжи узор» Логические задачи - учить решать логические задачи на поиск лишней фигуры, группировать предметы по форме, величине, месту расположения; Развивать мышления детей путем классификации предметов по разным признакам. 2. Д/и «Выложи дорожку» (блоки Дьеныша) -учить действовать в определённой последовательности в соответствии с заданным алгоритмом. | Консультация «Зачем нужна математика?» | Пополнение раздаточного материала |
май | Проведение мониторинга, с целью выявления объёма полученных знаний, динамики развития воспитанников. (Приложение № 2) | Отчёт по итогам проекта на родительском собрании. | Подготовка фотоматериалов по проекту. |
3 этап (заключительный):
Оформление фотоматериалов по проекту, представление фотоотчёта на педсовете.
II. Оценка результативности проекта:
Если в ходе реализации проекта у детей сформировались такие мыслительные умения и способности, которые помогут им в будущем легко освоить новое, развились такие свойства, как объем внимания и памяти, воображение, способность рассуждать, мыслить математическими символами, гибкость мыслительных процессов, стремление к ясности, простоте и рациональности решений. Выработались умения устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, сформировались умения планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять свои действия и легко переносить усвоенный опыт в новые ситуации, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Список литературы:
- Бойко Е.А. Лучшие подвижные и логические игры для детей от 5 до 10 лет. – М.: РИПОЛ классик, 2008. – 296 с.
- Белошистая А. Как обучить дошкольников решению задач // Дошкольное воспитание-2008-№8 с. 101
- Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003г.
- Бондаренко Т.М. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1991. — 160 с.
- Волинв В. Весёлая математика. – АСТ, 1999.
- Венгер А., Дьяченко О.М., Говорова Р.И., Цеханская Л.И. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста-М., 1999
- Овчиникова Е. О совершенствовании элементарных математических представлений // Дошкольное воспитание-2005-№8 с. 42
- Щербакова Е. И. Методика обучения математики в детском саду. – Саратов: Академия, 1998. – 272 с.
Интернет-ресурсы: nsportal.ru; maam.ru; dohcolonoc.ru; infourok.ru.
Приложение № 1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
План развития воспитателя на 5 лет...
План по самообразованию на тему:Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность.
Тема самообразования: Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность. Цель: Изучение актуальности использования игровых приёмов при формировании ...
Статья «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность».
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. С детьми нужно «играть» в математику. Дидактические игры дают возможность ...
Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность
В.Л. Сухомлинский: «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребёнка… Для него игра - это самое серьёзное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творч...
« Развития математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
В данном материале рассказываю о важности ФЭМП по средствам игровой деятельности....
Перспективный план по самообразованию "Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность с детьми 6-7 лет".
Эффективное развитие математических способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности.Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует раз...