Картотека игр направленных на развитие восприятия цвета и формы предметов и геометрических фигур у детей первой младшей группы.
методическая разработка по математике (младшая группа)
Картотека игр для младшей группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 739.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Березка»
Г. Белоярский
Картотека игр направленных на развитие восприятия цвета и формы предметов и геометрических фигур у детей первой младшей группы.
Воспитатель:
Султалиева З.М.
2023г.
Назови геометрическую фигуру.
Цель: учить детей зрительно обследовать, узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).
Материал. 14 таблиц с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник,), на каждой таблице контурные изображения двух-трех фигур в разных положениях и сочетаниях. Таблицы вложены в конверты.
Ход.
Воспитатель достает из конвертов таблицы и предлагает детям рассмотреть геометрические фигуры, движением руки обвести контуры фигур , называет их , просит детей повторить название. Детям, затрудняющимся самостоятельно обвести контуры, воспитатель помогает- рукой ребенка проделывать нужные действия в воздухе.
Гоша предлагает с ни поиграть «Найди свой домик»
Цель: целенаправленное, осмысленное восприятия формы геометрических фигур.
Оборудование: детям раздают геометрические фигуры, отличающиеся по цвету и величине. В трех обручах в разных углах комнаты на полу лежат круг, квадрат, треугольник.
Задача детей по сигналу воспитателя (удар в бубен) разложить по кармашкам Гоше фигуры сравнивая свою геометрическую фигуру с той, что находится в домике. Игра повторяется несколько раз.
На что похожи фигуры Гоши?
Цель: Формировать умение соотносить фигуры с предметами и называть цвета (красный, синий, жёлтый и зелёный).
•Высыпаем фигуры из корзины и перемешиваем. Потом предлагаем детям вспомнить цвета: задаём вопросы, например, «Какие предметы похожи на квадрат » или «Какие вы знаете предметы треугольной формы».
Фигуры потерялись у Гоши.
Оборудование: 4 фигуры разного цвета.
Предложите ребенку собрать фигуры в домик. В процессе игры спрячьте одну фигуру. Обратите внимание ребенка на то, что фигур стало меньше. Поинтересуйтесь, какой фигуры не хватает.
Усложняя задание, увеличивайте количество фигур, расширяйте цветовой диапазон; прячьте по два, по три кубика.
Уборка вместе с Гошей.
Игра способствует разбитию мелкой моторики классифицирования предметов по цвету.
Оборудование: корзина, геометрические фигуры разного цвета.
Предварительно разложите на полу фигуры. Объясните ребенку, что сейчас вы будете гулять по комнате и собирать в корзину все фигуры желтого цвета.
Отыскивая предметы, советуйтесь с малышом: «Это желтая фигура? Мы его возьмем?».
Поднимите вещь другого цвета и постарайтесь сделать так, чтобы ребенок объяснил вам, что вы ошибаетесь.
Игры с Гошей по ознакомлению с цветом.
Собери пары
Оборудование: несколько пар геометрических фигур, вырезанных из цветной бумаги. Пару должны составлять фигуры одного цвета.
Перемешайте фигурки и попросите ребенка разобрать их по парам, исходя из цвета и формы.
Найди предмет такой же формы.
Цель. Учить детей выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами. Дети впервые учатся сопоставлять форму предметов с геометрическими фигурами.
Ход.
Геометрические фигуры лежат на столе, предметы- на другом. Воспитатель просит подойти к столу (дети встают вокруг стола), обращает внимание на различные предметы, лежащие на столе, и объясняет задание. Сначала показывает фигуры и предлагает одному ребенку назвать ее форму, затем найти на другом столе предмет такой же формы, положить его к соответствующей фигуре, все дети хлопают в ладоши. На одном занятии можно подобрать не более трех форм каждому ребенку. Если ошибается, то воспитатель предлагает ребенку обвести фигуру и предмет. Этот прием помогает ребенку правильно выполнить задание.
Фигуры потерялись у Гоши.
Оборудование: 4 фигуры разного цвета.
Предложите ребенку собрать фигуры в домик. В процессе игры спрячьте одну фигуру. Обратите внимание ребенка на то, что фигур стало меньше. Поинтересуйтесь, какой фигуры не хватает.
Усложняя задание, увеличивайте количество фигур, расширяйте цветовой диапазон; прячьте по два, по три кубика.
Что лежит в мешочке у Гоши?
Цель. Закрепить знания детей о форме , упражнять в правильном соотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическим образцом.
Ход.
На краю стола раскладываются геометрические фигуры. Дети сидят полукругом. Мешочек находится у воспитателя. Дети по очереди вынимают предметы из мешочка, называют их, определяют форму. В случае затруднения воспитатель помогает соотнести предмет с геометрической фигурой: «Это яйцо, оно овальной формы». Кладет яйцо рядом с геометрической фигурой-овалом. Постепенно дети располагает все предметы на столе рядом с определенной фигурой. При повторном проведении игры можно изменить набор предметов в мешочке, увеличить или уменьшить количество этих предметов.
Геометрическое лото.
Цель. Учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой и подбирать предметы по геометрическому образцу.
Ход.
Воспитатель рассматривает вместе с детьми материал. Дети называют фигуры и предметы. Затем по указанию воспитателя подбирают к своим геометрическим образцам карточки с изображением предметов нужной формы. Воспитатель помогает детям правильно называть форму предметов (круглая, овальная, квадратная, и треугольная). В игре принимают участие 5 детей. Выигрывает тот, кто быстрее подберет все карточки к геометрическому образцу, затем дети меняются образцами друг с другом.
«Найди то, что я покажу».
Цель. Учить детей находить предмет определенной формы с использованием геометрических фигур-образцов.
Ход.
Воспитатель показывает детям геометрические фигуры-образцы, предлагает показать движением руки очертания этих фигур и назвать их. Затем дети рассматривают предметы различной формы: коробку, шарик, кольцо- круглой формы; флажок, кубик, пирамидку- треугольной формы; книжка, зеркало поднос – прямоугольной формы и т.п. после этого воспитатель ведет детей в другую комнату и рассматривает находящиеся в ней предметы, объясняет, что среди них есть предметы таких же форм, какие они сейчас видели. Затем объясняет детям, как они будут играть: «Надо правильно подобрать к предмету геометрическую форму соответствующей формы, например, к коробке круглой формы нужно подобрать круг, с этой фигурой в другой комнате найти такой же предмет круглой формы, т.е. такую же коробку». При повторном проведении игры воспитатель усложняет задание: ребенок в другой комнате находит, используя фигуру в качестве образца, другой предмет такой же формы. Например, к кругу подбирает кольцо круглой формы и отмечает : «Коробка и кольцо - предметы круглой формы».
Дети поочередно выполняют задание.
«Какие бывают фигуры?»
Цель. Познакомить детей с двумя формами: кругом и квадратом. Учить обследовать геометрические фигуры (обводить пальцем контуры, называя их)
Ход.
Воспитатель:
«К нам в гости пришел Гоша. Он что-то принес. Давайте посмотрим, что у него в корзиночке. (Взрослый достает из корзиночки пакет, а из пакета вынимает красные и синие круги и квадраты). Оказывается, он принес нам разные фигуры. Вот это, дети, круг. Я обведу его пальцем, вот так. А теперь ко мне подойдет Лера и покажет Гоше, как надо обводить пальчиком круг. Правильно, Лера, садись. Давайте все вместе нарисуем пальчиками в воздухе кружок». Все делают нужное движение. При необходимости воспитатель вызывает ребенка, не справившегося с заданием, помогает ребенку. «Как называется эта фигура? Правильно это круг. А вот это-квадрат. Я тоже обведу его пальцем, только теперь у меня палец двигается вот так: прямо, потом угол-палец повернул вниз, снова повернул, и снова угол-палец пошел на верх. Теперь все вместе покажем пальчиком в воздухе квадрат». Далее воспитатель попеременно показывает картонные фигуры (круги и квадраты) и спрашивает их название у отдельных детей.
«А теперь достаньте фигурки из своих конвертов и разложите их на две группы: в одной квадраты, в другой круги». Если кто-нибудь ошибается, воспитатель предлагает обвести фигуру пальцем по контуру.
Гоша хвалит детей, за правильно выполненное задание.
«Подбери фигуры для Гоши».
Цель. Закреплять представления детей о геометрических фигурах, упражнять в их названии. Учить подбирать фигуры по образцу. Закреплять навык обследования геометрических форм приемом обведения и накладывания.
Ход.
Воспитатель показывает круг и обводя его пальцем, спрашивает: «Как называется эта фигура, какая она по форме?» Показывает овал, тоже обводит его пальцем: «А это какая форма?». Тоже самое проделывает с другими фигурами в следующей последовательности: треугольник, квадрат. Обводя фигуры, следует фиксировать внимание на углах. Неточные и ошибочные ответы детей воспитатель исправляет.
«У вас на столах лежат фигуры и такие же фигуры на подносах. Разложите все фигуры в кармашки Гоше так, чтобы совпадали с нарисованными».
В конце занятия воспитатель подводит итог: «Мы сегодня научились подбирать фигуры по форме- круг, квадрат, овал, треугольник».
«Разложи по форме геометрические фигуры Гоше»
Цель. Учить детей выделять форму предмета, отвлекаясь от других его признаков: цвета, величины.
Ход
Детям раздают на подносах фигуры и. Воспитатель: «Дети, мы сейчас будем играть в игру «Подбери по форме». Для этого нам надо вспомнить названия разных форм. Какой формы эта фигура? (Показывает круг, вызывает отдельных детей для ответа.) Далее этот вопрос повторяется с показом других фигур в следующем порядке: овал, треугольник, квадрат.
«Сейчас мы будем раскладывать фигуры по форме, на цвет не надо обращать внимание. Положите перед собой карточки и разложите по форме сначала большие фигуры, а потом на них поменьше». Детям, неправильно разложившим фигуры, воспитатель предлагает обвести пальцем, найти и исправить ошибку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека дидактических игр направленных на развитие восприятия формы предметов и геометрических фигур у детей второй младшей группы.
Картотека дидактических игр направленных на развитие восприятия формы предметов и геометрических фигур у детей второй младшей группы....
Картотека дидактических игр направленных на развитие восприятия формы предметов и геометрических фигур у детей второй младшей группы.
Картотека дидактических игр направленных на развитие восприятия формы предметов и геометрических фигур у детей второй младшей группы....
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/07/picture-872858-1483777415.jpg)
Дидактическая игра по ознакомлению с геометрическими фигурами для детей первой младшей группы «Выкупай свинку»
Данна игра способствует:развивать умение называть и различать предметы по цвету и форме;побуждать включать движение рук по предмету;развивать сенсорные способности ребёнка;развивать тактильные ощущени...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/12/picture-946873-1505240018.jpg)
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Длиннее – короче, геометрические фигуры» для детей 2 младшей группы
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Длиннее – короче, геометрические фигуры» для детей 2 младшей группы...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/20/picture-1060299-1537469087.jpg)
Конспект непрерывной образовательной деятельности «Сказ про геометрические фигуры» для детей 2й младшей группы детского сада.
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ ФГОС ДО – познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитиеЗАДАЧИ:ОО ФГОС ДО «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ&r...
Картотека дидактических игр направленных на развитие восприятия формы предметов и геометрических фигур у детей второй младшей группы.
Картотека дидактических игр направленных на развитие восприятия формы предметов и геометрических фигур у детей второй младшей группы....
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/22/picture-1060747-1537612163.jpg)
Конспект организованной образовательной деятельности «Сказ про геометрические фигуры» для детей 2й младшей группы
Конспект организованной образовательной деятельности «Сказ про геометрические фигуры» для детей 2й младшей группы ...