Кружковая деятельность "Совята" 5-6 лет
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Костюра Виктория Сергеевна

Цель кружковой работы:

Создание условий для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста через организацию занимательных развивающих игр, заданий, упражнений математического содержания

Основные задачи кружка:

  • Продолжать развивать логическое мышление и основных мыслительных операций;
  • Продолжать развивать математические способности;
  • Отрабатывать арифметические и геометрические навыки у дошкольников;
  • Развивать произвольность психических процессов, абстрактно-логических и наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация), основных свойств внимания, доказательную речь и речь-рассуждение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_23-24.docx41.38 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация г. Улан-Удэ

Комитет по образованию

МАОУ «Прогимназия № 108» г. Улан-Удэ

Программа кружка «Совята»

Формирование и развитие математических представлений у дошкольников (старшая группа)

Провела: воспитатель Костюра В.С.

г. Улан-Удэ, 2023-2024 г.

Программа кружка «Совята»

Формирование и развитие математических представлений у дошкольников (старшая группа)

Пояснительная записка

Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребёнка.

Организация кружка «Совята» даёт возможность продолжать развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление уже в старшей дошкольной группе. Кружок проводится 1 раз в неделю, 25 минут, во вторую половину дня. Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе. Организуется деятельность на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулируя желание детей заниматься математикой. Особое внимание при проведении кружковой работы уделяется развитию логических форм мышления.

Цель кружковой работы:

Создание условий для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста через организацию занимательных развивающих игр, заданий, упражнений математического содержания

Основные задачи кружка:

  • Продолжать развивать логическое мышление и основных мыслительных операций;
  • Продолжать развивать математические способности;
  • Отрабатывать арифметические и геометрические навыки у дошкольников;
  • Развивать произвольность психических процессов, абстрактно-логических и наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация), основных свойств внимания, доказательную речь и речь-рассуждение

Ожидаемый результат:

к концу обучения по кружковой деятельности «Совята» у детей должны быть развиты:

- арифметический и геометрический навык на основе зрительного, тактильного и слухового восприятия;

- произвольность психических процессов, абстрактно-логических и наглядно-образных видов мышления типов памяти, основных мыслительных операций, основных свойств внимания, доказательная речь и речь-рассуждение;

-основы логического мышления, умение рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики;

-навыки сотрудничества, взаимодействия со сверстниками, умение подчинять свои интересы определенным правилам;

-желание заниматься математической деятельностью.

Творческие способности, умение выражать свои чувства и представления о мире различными способами;

Используемые пособия: подбирается и систематизируется в соответствии с учебно-тематическим планом, возрастным особенностям детей, уровнем их развития и способностей. Видео-презентации, электронные математические игры для дошкольников

В начале и конце учебного года проводится мониторинг, сравниваются результаты на начало и на конец учебного года и делается вывод об усвоении программного материала.

Список детей

«Количество и счет»

«Ознакомление с геометрическими фигурами»

«Определение величины»

«Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости»

«Решение логических задач»

1

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

«5» – ребенок владеет информацией в полном объеме
«4» – имеет частичное представление по данному разделу

«3»-затрудняется, требуется помощь воспитателя

«2»- не имеет представления.

Тематическое планирование

Тема, месяц

Содержание

Цели

Методические приемы

1

СЕНТЯБРЬ

Диагностика на начало учебного года

Выявить уровень знаний воспитанников

Беседа, вопросно-ответная форма работы

Для чего нужна математика?

Познакомить и дать общее понятие об элементарных математических представлениях. Рассказать об истории появления математической науки. Определить важность математической науки в жизни человека

Беседа, рассказ, применение ИКТ

Счет до 5

Упражнять в счете до 5;

Учить сравнивать две группы предметов, добавляя к меньшей группе недостающий предмет или убирая из большей группы лишний; учить ориентироваться в пространстве и обозначать направление словами: «слева», «справа», «перед», «за», «сбоку»

«считай дальше»

«уравняй по-разному»

«Что, где находится?»

Компьютерная игра «10 пальчиков»

Логическая игра «Найди фигуру»

2

ОКТЯБРЬ

Квадрат

Учить составлять из счетных палочек;

Упражнять в счете в пределах пяти;

Учить соотносить число с цифрой и карточкой с кружками;

Учить ориентироваться на листе бумаги, обозначать направление движения словами: «слева», «справа», «сверху», «внизу» и т.п.

«Составь квадрат»

«Веселый счет»

«Подбери пару»

«Компьютерная игра «Давай посчитаем»

Логическая игра «Что художник перепутал

Сравнение предметов по длине

Учить сравнивать предметы по длине путем складывания пополам и с помощью условной мерки;

Упражнять в счете в пределах пяти;

Учить увеличивать число на одну единицу;

Формировать представление о том, что число не зависит от величины и цвета предмета

«Сравни по длине»

«продолжи счет»

«увеличь на один»

Компьютерная игра «прямой счет»

Логическая игра «Назови одним словом»

Четырехугольник

Познакомить с признаками четырехугольник; учить составлять четырехугольник из счетных палочек; учить ориентироваться в пространстве, отражать в речи направление: «слева», «справа»; закреплять названия частей суток: «утро», «день», «вечер», «ночь»

Компьютерная игра «Фигуры в окружающих предметах»

Логическая игра «Что лишнее»

«что, где находится?»

3

Разновидности четырёхугольников

Познакомить детей с разновидностям четырехугольников. Закрепить полученные знания о четырехугольниках; учить составлять разновидности четырехугольников из счетных палочек

«Назови четырехугольник»

«что лишнее»

Число и цифра 6

Познакомить с образованием числа пять и шесть; учить называть числительное по порядку, правильно соотносить числительные с предметами

«число 5»

Компьютерная игра «учим цифры»

Логическая игра «Малыш и Карлсон»

4

НОЯБРЬ

Число и цифра 6

Закрепить знания о числе и цифре 6.

Учить словами определять положение предмета: «рядом», «сбоку»; находить в окружении предметы четырехугольной формы

Компьютерная игра «Мурка»

«укрась коврик»

«сложи из треугольников»

Логическая игра «какого фрагмента не хватает на картинке»

Трапеция

Познакомить с трапецией, упражнять в счете в пределах шести; больше на 1, меньше на 1, учить составлять из счётных палочек

«кто лишний и почему?»

«какой цифры не стало?»

«назови соседей»

Трапеция, ромб

.учить классифицировать фигуры по разным признакам; познакомить с трапецией и ромбом; упражнять в счете в пределах шести; учить на глаз определять длину предмета

Логическая игра «учим фигуры»

«длиннее, короче»

«трапеция, ромб»

Число и цифры от 1 до 6. Соотнесение количества предметов с цифрой. Знаки «+», «-«

Закрепление знаний о цифре 6. Знакомство с математическими знаками «+», «-«

«назови больше на 1, меньше на 1»

«Назови соседей»

«назови следующее и предыдущее число»

5

ДЕКАБРЬ

Число и цифра 7

Познакомить с образованием числа семь и цифрой семь;

Учить считать в пределах семи, соотносить цифру с числом; упражнять в ориентировке на ограниченной плоскости: «слева», «справа»

Логическая игра «Гришкин счет»

«продолжи счет»

«калейдоскоп»

Цифра и число 7

Закрепить знания о числе и цифре 7. Работа в тетради «обведи по точкам». Закреплять приемы сложения

«какой цифры не стало?»

Измерение и величина

Учить измерять длину предмета с помощью условной мерки; упражнять в счете в пределах семи; учить видоизменять фигуру путем добавления счетных палочек. Учить различать величину «Длинный, короче, еще короче, самый короткий»

Логическая игра «Сравни»

«Измерь длину»

«Измени фигуру»

Далеко-близко

Учить делить квадрат на четыре части путем его складывания по диагонали; составлять предмет из четырех частей; измерять протяженность с помощью условной мерки; развивать представление о расстоянии: «далеко», «близко»

компьютерная игра «Емелина неделя»

логическая игра «Какого фрагмента не хватает на картинке»

«раздели на части»

«далеко-близко»

6

ЯНВАРЬ

Число и цифра 8

Познакомить с образованием числа и цифрой восемь; учить соотносить цифру с числом; считать в пределах восьми; закреплять временные представления: «утро-вечер», «день-ночь»

Логическая игра «части суток»

«число 8»

Компьютерная игра «учим цифры»

Число и цифра 8

Закреплять знания о числе и цифре 8. Закрепить порядковый счет от 1 до 8. Обратный счет от 8 до 1. Решение простейших примеров на сложение и вычитание

«посчитай и скажи ответ»

«Продолжи счет»

7

ФЕВРАЛЬ

Овал и круг. Сходства и различия овала и круга

Дать понятия о геометрической фигуре «овал». Определить сходства и различия овала и круга. Совершенствовать навыки сложения и вычитания в простейших математических задачках

Компьютерная игра «Сосчитай-ка»

Логическая игра «логические задачки»

«веселый счет»

четырехугольник

Учить составлять четырехугольник из счетных палочек; упражнять в счете в пределах 8 и в счете на слух; развивать логическое мышление

Логическая игра «Логические задачки»

«составь из палочек»

«сосчитай на слух»

«продолжи счет»

измерение

Упражнять в измерение с помощью условной мерки; упражнять в счете в пределах восьми; развивать логическое мышление

Компьютерная игра «считалочка цыплята»

Логическая игра «про козленка, который умел считать до 10»

«измерь длину меркой»

Число и цифра 9

Познакомить с образованием числа девять и с цифрой девять; учить считать в пределах девяти;

Называть дни недели по порядку; формировать представление о том, что число не зависит от расположения предметов

Логическая игра «давай посчитаем»

«живая неделя»

«сосчитай, не ошибись»

Компьютерная игра «учим цифры»

8

МАРТ

повторение

Закрепить знания о числе и цифре 9. Учить считать в пределах 9. Учить решать элементарные математические задачки

Логическая игра «давай посчитаем»

«сосчитай, не ошибись»

календарь

Познакомить с календарем; рассказать о разных видах календарей; вызвать у детей стремление планировать свою жизнь по календарю; упражнять в счете в пределах 9; продолжать учить различать и называть геометрические фигуры

Компьютерная игра «12 МЕСЯЦЕВ»

Логическая игра «про козленка, который умел считать до 10»

«сосчитай, не ошибись»

«что такое календарь»

Число и цифра 0

Познакомить с нулем; упражнять в счете в пределах 9; учить различать количественный и порядковый счет в пределах 9; учить составлять группу из отдельных предметов

«который по счету»

Логическая игра «Мурка в зоопарке»

Компьютерн6ая игра «Учим цифры»

Число 10

Познакомить с образованием числа десять; учить считать в пределах десяти, соотносить цифры с числом; упражнять в обратном счете; упражнять в умении составлять геометрическую фигуру из счетных палочек; развивать воображение детей

Компьютерная игра «прямой и обратный счет»

Логическая игра «найди лишнее»

«число 10»

«продолжи счет»

«составь фигуру из палочек»

«живая неделя»

9

АПРЕЛЬ

неделя

Познакомить детей с названиями дней недели; учить ориентироваться в пространстве на ограниченной плоскости, используя слова «слева», «справа», «между», «вверху»; составлять силуэт из четырех равнобедренных треугольников; развивать воображение

Логическая игра «магазин игрушек»

«живая неделя»

«составь из треугольников»

«составь узор»

Компьютерная игра «дни недели»

месяц

Познакомить с понятием «месяц» (состоит из 4 недель, один месяц следует за другим);

Упражнять в классификации геометрических фигур по разным признакам

«живая неделя»

Логическая игра «времена года»

Компьютерная игра «свойства фигур»

Месяц, неделя, день

Повторить и обобщить значения слов «месяц», «неделя», «день». Закреплять названия дней недели. Повторять порядковый и обратный счет от 1 до 10. Работа в тетрадях.

Компьютерная игра «прямой и обратный счет»

Логическая игра «учим цифры»

«сколько? Который?»

«составь из единиц»

«сосчитай на ощупь»

Соотнесение числа и цифры. Знакомство с новыми математическими знаками «<», «>»

Учить соотносить число с цифрой; различать порядковый и количественный счет, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который?»; составлять число из единиц; развивать умение считать с помощью тактильного анализатора

Компьютерная игра «прямой и обратный счет»

Логическая игра «учим цифры»

«сколько? Который?»

«составь из единиц»

«сосчитай на ощупь»

10

МАЙ

Измерение. Сравнение чисел при помощи знаков«<», «>»

Учить с помощью условной мерки определять объем жидкости; продолжать упражнять в различении и назывании геометрических фигур; в увеличении и уменьшении числа на единицу. Закреплять сравнение чисел

Логическая игра «Малыш и Карлсон»

«измеряем объемы»

«увеличь-уменьши на 1»

Ориентировка в пространстве

Упражнять в ориентировке на листе бумаги; учить задавать вопросы, используя слова «сколько», «наверху», «внизу», «слева», «под», «между»; складывать силуэт без образца; развивать воображение детей; продолжать учить различать и называть цифры в пределах десяти

Логическая игра «математический мультконцерт»

«назови адрес»

«сложи также»

Часть и целое

Познакомить с математическими понятиями «целое» и «часть». Закреплять знания о геометрических фигурах

Игра «мы делили апельсин»

Графический рисунок

Учить детей работать в тетради в клетку. Закреплять понятия влево, право, внизу, вверху.

Развивать умение обводить по клеткам и работать с простым карандашом. Закреплять порядковый счет

Пальчиковая гимнастика

Показ

объяснение

Итоговое обобщающее занятие. диагностика

Обобщить знания детей полученные за учебный год.

Проверка уровня знаний полученных воспитанниками в течении учебного года

 

Используемая литература:

  1. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М.: Просвещение, 2002.-385с
  2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.-М.: Просвещение, 2001.-404с.
  3. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. –М.: Просвещение, 2003. -312с.
  4. Ерофеева Т.И. математика для дошкольников –М.: Просвещение, 2002-256с.
  5. Логика. Программа развития основ логического мышления у старших дошкольников. / Сост. Корепанова М.В. –Волгоград, 2004.
  6. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников, М.: Просвещение, 2010.-187с.
  7. Михайлова З.А. Математика – это интересно. Методическое пособие. –СПб: Детство-пресс, 2002.
  8. Михайлова З.А. Математика от трех до семи. Учебно-методическое пособите. СПб: Акцидент, 1997
  9. Носова Е.А. Логика и математика для дошкольников. –СПб.: Феникс, 2006. -123с.
  10. Первые шаги в математику. Методическое пособие / Сост. Буланова Л.В., Корепанова М.В. и др. –Волгоград, 2004.
  11. Тихомирвоа Л.Ф. развитие инте5ллектуальных способностей дошкольника. –Ярославль.: Академия развития, 2005.-267с.
  12. Учебное пособие Чего на свете не бывает? / под редакцией О.М. Дьяченко и Е.Л. Агаевой. –М.: Просвещение, 2007. -245с.
  13. Харько Т.Г., Воскобович В.В. Сказочные лабиринты игры. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет. –СПб., 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование Кружковой работы в ДОУ(театрализованная деятельность)-часть вторая

Представляемый вашему вниманию материал-вторая часть планирования и содержания работы в кружке по театрализации(подготовительная к школе группа)...

Планирование Кружковой работы в ДОУ (театрализованная деятельность)-часть первая

Данный материал представляет собой перспективное планирование работы в кружке по театрализованной деятельности с детьми старшей группы(первый год обучения)...

План кружковой работы по ОБЖ "Познай себя"

Целью кружковой работы:Культивирование у детей осмысленного и преобразовательного отношения к собственному физическому и духовному здоровью как единому целому; расширение на этой основе адаптивн...

Использование различных техник народных промыслов в кружковой работе с детьми, имеющие речевые нарушения в условиях ДОУ.

как влияет кружковая работа"Изонить" на развитие детей, имеющих речеые нарушения в условиях ДОУ....

Конспект занятия по кружковой работе "Логика и мышление"

Конспект занятия по кружковой работе "Логика и мышление"...

Конспект кружкового занятия Воспитатель Бушмакина Е.Н. МБДОУ «Детский сад №14 г.Красноармейска Саратовской области» Программа по работе с одаренными детьми «Палитра» Возрастная группа: вторая младшая Тема кружкового занятия: «Приглашаем снегирей»

Ведущая образовательная область: художественно-эстетическое развитиеЦель: Познакомить детей с техникой печатания карандашом-печаткой Учить изображать ягоды ритмично располагая точки на ветке ряби...