Проект "Числа в сказках"
проект по математике

Самосудова Елена Анатольевна

проект по математике для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект числа в сказках23.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4 имени В.В. Бианки»

Проект «Числа в сказках»

для детей  старшего  дошкольного возраста.

Подготовила: Самосудова  Е.А.

Бийск, 2022

Паспорт проекта:

- Социально – коммуникативное развитие

- Познавательное развитие

- Речевое развитие

- Художественно – эстетическое развитие

- Физическое развитие

Пояснительная записка.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость и терпение. Математика – один из наиболее трудных учебных предметов.

Духовная жизнь ребёнка полна лишь тогда, когда он живёт в мире сказок, творчества, воображения, фантазии. Мир сказки является ярким эмоциональным средством, воздействующим на воображение ребёнка словом. Она доставляет детям большое удовольствие, приносит много радости.

Для дошкольника содержание должно быть чувственно воспринимаемо, поэтому в работе с дошкольниками так важно применение занимательного материала (стихи, знания из истории математики, задания на развитие логического мышления, математические праздники и развлечения).

Стихотворения, рассказы и сказки о цифрах оказывают влияние на развитие речи, требуют от ребёнка определённого уровня речевого развития. Если ребёнок не может высказывать свои пожелания, не может понять словесную инструкцию, он не может выполнить задание. Именно через использование элементов сказочной математики, отражаются и развиваются знания и умения, воспитывается интерес к предмету.

Актуальность.

Меня как педагога волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Я считаю, что один из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению - уровень развития математических и коммуникативных способностей. Математика для детей имеет важное значение в плане развития памяти и дальнейшего восприятия математической информации.

Проблема. Как с помощью чтения сказок можно изучать математику?

Цель проекта: Формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности, через чтение художественной литературы.

Задачи проекта

Образовательные:

- Закрепить элементарные математические представления о числах от 1 до 10, через тесную связь восприятия и познания окружающего мира; способствовать умению сравнивать предметы по величине; продолжать формировать умение классифицировать предметы; закрепить знания цветов; выяснить, как часто встречаются числа в сказках и определить, какие это числа.

Развивающие:

- Развивать познавательный интерес и активность к чтению; развивать логическое мышление, внимание, память; развивать эмоциональную сферу детей в игровой деятельности.

Воспитательные:

- Воспитывать дружеские чувства детей друг к другу, согласовывая действия в игровой и учебной деятельности; воспитывать стремление, оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, чувство коллективизма; воспитать бережное, внимательное отношение к окружающим людям, бережное отношение к миру вещей, миру природы.

Гипотеза проекта: если реализовать многогранные возможности сказки, то возможно более качественное усвоение математических представлений у детей дошкольного возраста.

Предполагаемый результат:

1. Развитие у детей интереса к математике при помощи чтения сказок.

2. Активация позиции родителей как участников образовательного процесса.

Методы проекта: познавательные игровые занятия; игры-сказки; работа с математическими пособиями.

Тип проекта: обучающий, творческий.

По времени проведения: краткосрочный (январь-февраль).

Основная часть

Вся работа строилась в три этапа:

1.Подготовительный: определение цели проекта, мотива предстоящей деятельности, прогнозирование результата.

2. Второй этап - реализация проекта через разные виды деятельности. Виды детской деятельности:

• Дидактические игры: «Найди пару», «Найди друг друга», «Весёлый счёт».

• Пальчиковые игры (на закрепление счёта).

• Подвижные игры: «Волк и зайцы», «Третий лишний», «Ловишки ».

• Заучивание считалок, стихов, потешек, загадок, пальчиковых игр на закрепление счёта.

• Слушание русских народных сказок: «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Царевна лягушка», «Колобок» , «Теремок», «Хаврошечка», «Илья Муромец», чтение сказок Пушкина А.С, Г.Х. Андерсена

• Циклы игр по теме: «Цифры», «Веселый паровоз», «Количество и счёт».

3. Третий этап – заключительный – создание схемы оотношения цифры и количества героев в сказке, выставка рисунков  «Цифры в сказках».

Однажды, беседуя с детьми, я сказала: « Математика – настоящее волшебное сказочное царство. А цифры, числа, если вы сильно захотите, могут превратиться в удивительные сказочные персонажи и действия».

Теперь, когда я читала детям сказки, ребята стали обращать внимание на числа, которые там встречались. Число «три» встречается во многих пословицах и поговорках: «в трех соснах», «в три ручья», «с три короба» и так далее. Прочитав ряд сказок, мы обнаружили следующее:

Сказка «Царевна лягушка»

Было у царя 3 сына. 3 задания давал царь невестам: испечь хлеб, соткать ковёр и смотр невест. Лягушка 3 раза превращалась в царевну. На царевну было наложено заклятие: 3 года быть лягушкою.

Сказка «3 медведя»

Главных героев – 3. Всех предметов по 3(кровати, миски, стулья).

Сказка «Хаврошечка»

Было у хозяйки 3 дочери: Одноглазка, Двухглазка и Трёхглазка. 3 раза засыпала Хаврошечка.

Сказка «Теремок»

7 зверей заселялись в Теремок: муха, комар, мышка, лягушка, заяц, лиса, волк. Медведь – 8-й – развалил Теремок.

Сказка «Илья Муромец»

Коня 3 месяца кормил пшеницей, через 3 зари выгуливал коня на шёлковом поле. В дремучем лесу был дуб в 3 обхвата, 30 богатырей и 30 коней. Святобогатырь спал 300 лет. Илья Муромец в Киеве прожил 200 лет.

Проанализировав только малую часть русских народных сказок, можно убедиться в том, что самым распространённым числом является «3».

Число « 3» издревле считали магическим. В сказках всегда желания выполняются только в третий раз.

В сказках А.С.Пушкина числа также встречаются довольно часто.

«Сказка о попе и работнике его Балде»

Балда соглашается работать всего за 3 щелка.

Поп хочет погубить Балду, отправляет его к чертям собрать «недоимки за 3 года».

«Сказка о рыбаке и рыбке»

Старик со старухой много лет прожили вместе:

«Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года…».

Три раза старик кидал в море свой невод.

«Раз он в море закинул невод, –

Пришел невод с одной тиной,

Он в другой раз закинул невод, —

Пришел невод с травой морской,

В третий раз закинул он невод, —

Пришел невод с одной рыбкой,

С непростою рыбкой – золотой…»

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

«Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком».

Только желание третьей девицы родить для батюшки-царя богатыря «полюбилось» царю, подслушивавшему речь девиц.

Через 3 дня, как пустили бочку с матерью и с младенцем в океан, царевич и царица стали княжить в городе, подаренном им лебедем.

Чтобы царевич смог попасть в царство Салтана, 3 раза лебедь превращает его в насекомое.

Три раза выручает лебедь царевича, подарив ему чудеса.

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Три раза обращается к своему зеркалу злая царевна:

«Свет мой, зеркальце! Скажи

Да всю правду доложи!

Елисей в своих поисках три раза обращается за помощью: к красному солнцу, к месяцу ясному, к ветру буйному.

В приданое царевне было дано «семь торговых городов да сто сорок теремов».

«Сказка о золотом петушке»

Сказочное царство, где происходит действие «Сказки о золотом петушке», находится «в тридевятом царстве, в тридесятом государстве», что значит очень далеко.

И вновь мы встречаемся с числом 3. Три раза кричал петушок, три раза выезжало войско биться с врагом. Через 8 дней, как выехал старший сын царя, закричал петух. После выезда младшего сына опять через 8 дней петух снова возвестил о нападении врага.

В третий раз сам царь поехал. Через 8 дней доехал он до места.

Самым распространенным числом в сказках Пушкина является число 3. Число «3» в сказках наталкивает читателя на мысль о волшебстве, о совершенстве. Утроение мотива (поиски невесты) создает размеренный ритм повествования.

3 этап – заключительный.

1. Совместная деятельность педагога и детей по созданию творческой работы «Цифры в сказках» (цифру методом жеребьевки вытягивали ребята от 1 до 10).

Создание выставки рисунков «Цифры в сказках» и использование данного материала на своих занятиях.

Заключение:

На заключительном этапе определены результаты и продвижения детей. Уровень знаний и интересов у детей повысился. Цель проекта достигнута - формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности через чтение художественной литературы возможно. Гипотеза доказана - дети активны и заинтересованы. Процесс исследования детям понравился.

Выводы.

Используя чтение художественной литературы, были закреплены элементарные математические представления о числах (закреплен количественный и порядковый счет), через тесную связь восприятия и познания окружающего мира. Дети принимали активное участие в оформлении своей работы, раскрашивали и клеили вместе с родителями необходимый материал. У ребят улучшилась выразительность речи, изобразительные навыки. Проявилось бережное, внимательное отношение к окружающим людям, к миру вещей, природы, проявился острый интерес к слушанию сказок. Дети выяснили, что самое распространенное число, которое встречается в сказках – три. Как говорил М. В. Ломоносов: «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит». Результаты проекта подтверждают эту истину.

Используемая литература:

1. Веракса Н. Е. и др. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Издательство: Мозаика-Синтез, 2010г.

2. Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет. - Под ред. А. А. Столяра. - М. : Просвещение, 1991) .

3. Аникин В. П. К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках, пословицах, загадках, народном языке: Очерки. - М. : Дет. лит., 1988.

4. Михайлова, З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. - М. : Просвещение, 1985

5. Михайлова 3. А., Носова E. Д., Столяр А. А., Полякова М. Н., Вербенец А. М. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. «Детство-пресс»// СПб, 2008, стр. 392.

6. Носова Е. А. "Предлогическая подготовка детей дошкольного возраста. Использование игровых методов при формировании у дошкольников математических представлений". -Л. : 1990г. стр. 47-62.

7. Шаталова, Е. В. Использование математических загадок в детском саду / Е. В. Шаталова. - Белгород, 1997. - стр. 157

8. «Знакомим дошкольников с математикой», авторы-составители Л. В. Воронина, Н. Д. Суворова, Творческий Центр СФЕРА Москва 2011.

9. «Игры по математике для дошкольников», Л. Ю. Козина, Творческий Центр СФЕРА Москва 2008.

10. «Математика – учимся играя», М. Ю. Стожарова, Ростов-на-Дону «ФЕНИКС» 2008.

11. «Сказки», Пушкин А.С., М., 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С .Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».Ко дню памяти А. С. Пушкина, мы решили оформить выставку детских работ, посвященных творчеству поэта. Для этого з...

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Развлечение по сказкам Абдуллы Алиша "Сказка за Сказкой"

Материал подготовлен к юбилею татарского поэта и писателя А.Алиша для ознокомления детей дошкольного возраста с его творчеством...

Памятка для родителей: "Сказка....Сказка? Сказка!"

Значение сказки в жезни ребенка...

"Сказка ложь, да в ней намёк" Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста по сказке А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтене"

Сценарий музыкально - театрализованного развлечения по сказке А. С. Пушкина предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Дети рассматривают репродукции иллюстраций к сказке знаменитых русских...

Русские народные сказки. Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные сказки.

Русские народные сказки.Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные ...