Доклад для педагогов на тему: «Дихотомия. Основные виды игры «Да-Нет»
методическая разработка по математике (старшая группа)

Дихотомия - раздвоенность, последовательное деление на две части.

«Да-нетка» - это загадка, которая «разыгрывается» с помощью формальной логики,

при этом отгадывающие задают вопросы для выяснения дополнительной информации,

а загадывающий отвечает на них «да», «нет» или «не имеет значения»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад для педагогов42.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Снегурочка»

Доклад для педагогов на тему:

 «Дихотомия. Основные виды игры «Да-Нет»

Воспитатель: Пислегина Л.Н.

г. Югорск, 2019 год.

Добрый день, уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию доклад на тему: «Дихотомия. Основные виды игры «Да-Нет»

Дихотомия - раздвоенность, последовательное деление на две части.

ДА НЕТКА - это загадка, которая «разыгрывается» с помощью формальной логики, при этом отгадывающие задают вопросы для выяснения дополнительной информации, а загадывающий отвечает на них «да», «нет» или «не имеет значения»

Существуют такие виды «Да-нет» как: числовая, линейная, плоскостная, объёмная, классификационная, ситуативная и др. В разном дошкольном возрасте есть свои особенности их проведения.

Игры «Да - Нет» на освоение пространства мы подразделяем на следующие виды:

  1. Линейная игра «Да-Нет». Сужение поля поиска в одномерном пространстве.  Объекты выстроены в линию вертикальную или горизонтальную – поэтому и названа эта игра линейная предметная «Да-Нет».

 Играя – развиваем

Еще одним отличием данного вида игр является то, что сужение поле поиска идет по понятиям ориентировки в пространстве, а не порядкового счета. Поэтому вводятся термины «право – лево», «дальше – ближе», «выше – ниже», «серединный объект».

В процессе игры в линейную предметную «Да-Нет» с детьми дошкольного возраста мы сможете решить следующие задачи: 

  • развить у ребёнка умение задавать вопросы, сужающие поле поиска;
  • в игровой форме быстро научить ориентировке в линейном пространстве;
  • обучить целенаправленному поиску нужной информации, развить самостоятельность, интеллектуальную активность и настойчивость в достижении поставленной цели;
  • развить умение выделять имя признака, по которому идет сужение поля поиска, формировать навыки рефлексии.

Правила линейной игры «Да-Нет»

  • объекты (цифры, числа, картинки, игрушки) выстроены в горизонтальный (вертикальный, удаленный) ряды;
  • воспитатель дается задание найти загаданный им объект;
  • дети должны задавать вопросы по поиску, не перечисляя объекты данного ряда;
  • принимается вопросы, сужающие поле поиска (механизмом сужения является отсечение половины от обозначенного линейного ряда).
  • воспитатель имеет право отвечать на вопросы, давать следующие ответы: «Да», «Нет», «И да, и нет», «Это не существенно». Результатом является найденный объект за наименьшее количество вопросов и проанализированный ход игры.
  1. Плоскостная игра «Да-Нет». Сужение поля поиска в двухмерном пространстве. Объекты находятся на вертикальной или горизонтальной плоскости.

Правила плоскостной игры «Да-Нет»

Данный вид пространственной «Да-Нет» может разворачиваться на горизонтальной или вертикальной плоскостях. Горизонтальной, как правило, служит стол; вертикальной - учебная доска. Объектами для игры могут служить как объемные предметы, так и картинки любого содержания.

Задачи: 

  • развить умение сужать поле поиска объекта на плоскости.
  • обучить умению ориентироваться в двумерном (плоскостном) пространстве.
  • научить детей находить точку отсчета в пространстве (по отношению к себе или к другому объекту).
  • развить умение давать словесную характеристику пространственной ситуации на плоскости.
  • обогатить словарь предлогами, наречиями и другими частями речи, отражающими знания о предметно – пространственном окружении. Использовать термины «правая – левая», «дальняя – ближняя», «верхняя – нижняя» части плоскости; центр, угол, сторона плоскости.

В пространственной игре есть определенные правила:

  • загадывается объект, расположенный в плоскостном пространстве, и его надо найти.
  • отгадывающий должен задавать вопросы, не перечислять объекты на плоскости.
  • при поиске объекта использовать слова, обозначающие его местонахождение на плоскости.
  • загадывающим принимаются вопросы, сужающие поле поиска (механизмом сужения является отсечение части плоскости).
  • загадывающий имеет право отвечать на вопросы, давать следующие ответы: "Да", "Нет", "И да, и нет", "Это не существенно".
  • результатом является найденный объект за наименьшее количество вопросов и проанализированный ход игры.

  1. Объемная игра «Да-Нет». Сужение поля поиска происходит в трехмерном в пространстве.  Это может быть шкаф, коробка, комната и др.

Объемная игра «Да-Нет» проводится в показателях трехмерного пространства, поэтому сужение поля поиска проходит через понятия «правая-левая», «верхняя-нижняя», «передняя-задняя» части комнаты; центр, угол и стороны объемного пространства.

Правила объемной игры «Да-Нет»

Данный вид пространственной игры «Да-Нет» может разворачиваться:

  • в комнате - взгляд на объемное пространство изнутри.
  • в коробке (черный ящик»), взгляд на объемное пространство сверху.

Объектами для игры могут служить все предметы, находящиеся в комнате или коробке.

В игре есть определенные правила:

-В объемной игре «Да-Нет» объекты находятся в трехмерном пространстве (комната, коробка).

-Загадывающий предлагает отгадать предмет, находящийся в комнате (коробке), с помощью сужения поля поиска в объемном пространстве.

-Не допускается перечисление объектов. Принимаются вопросы, сужающие поле поиска в пространстве комнаты (коробки).

-Загадывающий имеет право давать следующие ответы: "Да", "Нет", "И да, и нет", «Это не существенно".

-Результатом является найденный объект за наименьшее количество вопросов и проанализированный  ход игры.

Игра "Да – нет" Угадай объект в комнате.

Цель: учить детей задавать вопросы о месте нахождения объекта в комнате.

Правила игры: отгадывающий задает вопросы по ориентировке в пространстве, сужающие поле поиска

Оборудование: комната и объекты в ней.

Игровое действие: отгадать объект в комнате   с помощь алгоритма сужения поля поиска (загадан цветок на подоконнике).

Вопросы, на которые загадывающий ответил «да»:

  • Это в передней части комнаты?
  • Это в правой передней части комнаты?
  • Это ближе к правому углу комнаты?
  • Это связано с окном?
  • Это в нижней части окна?
  • Это цветок на подоконнике?

Результат: Играющий, задав 6 вопросов, отгадывают объект, закрепляет правила игры.

На начальном этапе при сужении поля поиска используются обводящие жесты, которые позволяют играющим представить, в какой части комнаты ведется поиск.

Задачи:

  • развить умение сужать поле поиска в объемном пространстве.
  • в игровой форме обучить умению ориентироваться в трехмерном (объемном) пространстве, используя разные точки отсчета.
  • обогатить словарь ребенка терминами: «правая – левая» «верхняя – нижняя», «передняя – задняя» часть комнаты; «верхний – нижний», «ближний - дальний», «правый – левый» угол; «правая – левая», «задняя – передняя» часть комнаты; «выше – ниже» уровня глаз.
  • развить умение выделять имена признаков, по которым идет сужение поля поиска, формировать навыки рефлексии.

  Угадай, где находится игрушка в комнате.

Правило игры: все играющие должны стоять в середине комнаты, глядя в одну сторону; задавать вопросы, которые отсекали часть комнаты.

Оборудование: кукла, спрятанная в шкафу, находящемся в комнате.

Игровое действие: отгадать, где в комнате  спрятана игрушка  с помощь сужения поля поиска (кукла, расположена в левом углу  на верхней полке шкафа, который стоит в комнате  в правом заднем углу от играющего).

Вопросы, на которые загадывающий отвечают «да»:

  • Эта игрушка находится в комнате сзади нас?
  • Эта игрушка находится сзади нас в правом углу?
  • Она спрятана в шкафу?  - Отгадав примерное местонахождение игрушки, шкаф объявляется «черным ящиком». Не открывая шкафа, ребенок должен представить стороны, углы внутри шкафа и задать соответствующие вопросы.
  • Эта игрушка находится в верхней части шкафа?
  • Она находится на верхней полке?
  • Она находится в левом углу верхней полки?  

Результат: открывается шкаф и достается кукла, проговаривается ее местонахождение. Закрепляются правила поиска объекта в объемном пространстве.

       В зависимости от качества освоения детьми игры выдерживается стратегия усложнения с последующим закреплением:

Игра «Да- нет» со сменой точки зрения в объемном пространстве.

Производится изменение позиций играющих:

  • загадывающий и отгадывающий находятся напротив друг друга, то есть в "зеркальном" положении относительно друг друга,
  • загадывающий и отгадывающий находятся в боковом расположении друг относительно друга.

При этом играющие должны задавать вопросы с точки зрения позиции загадывающего. Используются  фразы типа: «Загаданный объект находится в правой части комнаты от вас?", " Этот объект расположен впереди вас?».

Игра «Черный ящик».

 Загадывающий прикрепляет предмет внутри какой – либо коробки и предлагает с помощью вопросов, сужающих поле поиска в объемном пространстве отгадать, где он находится.

Игра «Робот».

Ребенку предлагают попробовать себя в роли Робота, ставится задача перемещения в комнате. Роботу надо пройти в дальнюю правую часть комнаты и сесть на стул. Играющие должны «управлять» роботом с помощью заданий, связанных с ориентировкой в пространстве. Даются команды типа: «Сделай пять шагов влево от себя!", "Повернись кругом" и т.д. Обязательным условием игры является то, что играющие должны дать как можно меньше указаний роботу для выполнения поставленной задачи.

Используемая литература.

  1. Воображаем, размышляем, творим…: пособие для педагогов, руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования/ Т.А. Сидорчук, А.В.Корзун.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Формирование основного вида деятельности дошкольника – сюжетно-ролевой игры в рамках образовательной области "Речевое развитие"

Игру принято называть "спутником жизни". В сюжетно-ролевой игре дети отражают свои впечатления, своё понимание окружающего мира и отношение к нему. Игра развивает язык, а язык организует игру....

ДОКЛАД-СООБЩЕНИЕ « Подвижная игра, как средство совершенствования основных видов движений»

Актуальность проблемы повышения эффективности физкультурных занятий игровой направленности приобретает особую остроту для дошкольных образовательных учреждений, переходящих на интенсивный режим образо...

Доклад "Дидактическая игра как один из основных видов деятельности дошкольника"

Доклад составлен для систематизации и углубления знаний педагогов по теме «Дидактические игры детей дошкольного возраста»....

Доклад для педагогов "Основные приемы руководства игрой"

Доклад для педагогов "Основные приемы руководства игрой "...

Мастер-класс для педагогов на тему "Дихотомия" (Объёмная, в трёхмерном пространстве) 2019-2020 уч.год.

Формирование пространственных представлений  детей через метод дихотомии в трёхмерном пространстве....

Рекомендации для педагогов по осовению детьми основных видов движений

Индивидуальная работа с детьми не высоккого уровня физического  развития...