Мастер-класс для педагогов на тему "Дихотомия" (Объёмная, в трёхмерном пространстве) 2019-2020 уч.год.
консультация по окружающему миру (подготовительная группа)

Формирование пространственных представлений  детей через метод дихотомии в трёхмерном пространстве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мастер класс для педагогов486.46 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер класс для педагогов

ДИХОТОМИЯ (ОБЪЁМНАЯ)

Воспитатель: Пислегина Л.Н.

Тема инновационного педагогического маршрута: «Формирование пространственных представлений детей через метод дихотомии в трёхмерном пространстве»

Цель: формирование у детей навыков использования мыслительных операций, основанных на умении сужать поле поиска.

Задачи: 1. Изучить методическую литературу по теме инновационного педагогического маршрута.

2. Формировать умение воспитанников находить объект ссужать поле поиска объекта отсекая лишние признаки, с помощью наименьшего количества вопросов в трёхмерном пространстве.

3. Способствовать просвещению родителей воспитанников в вопросах формирования у детей умения находить объекты в трёхмерном пространстве.

Объёмная игра «Да-Нет»

Объёмная игра «Да-Нет» проводится в показателях трёхмерного пространства, поэтому сужение поля поиска проходит через понятия «правая-левая», «верхняя-нижняя», «передняя-задняя» части комнаты; центр, угол и стороны объёмного пространства. 

Для совершенствования умения детей определять данных понятия я использую:

  1. Линейную «ДА-НЕТКУ»;
  2. Плоскостную «ДА-НЕТКУ»;
  3. Циферблат часов: ребёнок встаёт в центр и определяет, что 12 – впереди, 6 – сзади, 3- справа, 9 – слева;
  4. Лист бумаги в клетку. Например, это дидактическая игра «Фигуры высшего пилотажа»https://sovetclub.ru/tim/bed43092187b3f2599d05ebfeb8971d4.png

Представляем, что лист бумаги - это лётное поле. Я буду диспетчером, а вы будете лётчиками. Мы проверим, сможете ли Вы показать фигуры высшего пилотажа. А я буду координировать полёт вашего самолёта. Чтобы вы удачно взлетели и приземлились. Наш карандаш превращаться в самолёт. Перед вами лежит карта полёта.

Поставьте свой самолёт в нижний левый угол. Ваш полёт начинается с этого угла. Самолёт быстро поднимается верхний левый угол.

- где находится ваш самолёт? (в верхнем левом углу);

- затем стремительно падает в нижний правый угол;

- назовите координаты своего самолета? (нижний правый угол);

- резко поднимается в верхний правый угол;

- следующий маршрут с уголка на уголок (в противоположный угол);

- вы приземлились в ту точку с которого начали свой маршрут.

Дидактическая игра «Ангар»

- Мы приземлились, а теперь наш самолёт нужно поставить в ангар на техническое обслуживание. Но прежде, чем это сделать, проверим готовы ли мы.

Ангар – это гараж для самолёта. На лётном поле очень много находится самолётов и нам нужно провести наш самолёт, не задев их другие. А поможет ему в этом диспетчер. (переверните лист, на нем изображены клеточки с цифрами от одного до десяти и буквы, а также место положения ангара). Сейчас будем лавировать между самолетами. Каждый шаг - 1 клеточка.

Воспитатель:

- Поставьте свой самолет на цифру А1;

- теперь сделайте два шага вниз;

- на какой клетке сейчас стоит ваш самолёт? (А3)

- следующий шаг в каком направлении нужно выполнить? (Вправо 2 шага);

- где сейчас ваш самолет? (В3);

- затем 2 шага куда? (Вниз);

- на каком поле оказался наш самолёт? (В5);

- подскажите, в каком направлении нам теперь двигаться? (4 шага вправо);

- скажите, куда и сколько нужно сделать шагов, чтобы добраться до ангара? (5 шагов вниз).

- Наш самолёт прибыл в место назначения.

Мы выполняли задания в двухмерном пространстве, а теперь перемещаемся в трёхмерное

Правила объёмной игры «Да-Нет»

Данный вид пространственной игры «Да-Нет» может разворачиваться:

  • в комнате - взгляд на объёмное пространство изнутри.
  • в коробке (черный ящик»), взгляд на объёмное пространство сверху.

Объектами для игры могут служить все предметы, находящиеся в комнате или коробке.

В игре есть определенные правила:

-Загадывающий предлагает отгадать объект, находящийся в комнате (коробке), с помощью сужения поля поиска в объёмном пространстве.

-Не допускается перечисление объектов. Принимаются вопросы, сужающие поле поиска в пространстве комнаты.

-Загадывающий имеет право давать следующие ответы: «Да», «Нет», «И да, и нет», «Это не существенно».

-Результатом является найденный объект за наименьшее количество вопросов и проанализированный ход игры.

Игра «Да – нет» Угадай объект в комнате.

Цель: учить детей задавать вопросы о месте нахождения объекта в комнате.

Правила игры: дети задают вопросы по ориентировке в пространстве, сужающие поле поиска

Оборудование: комната и объекты в ней.

Игровое действие: отгадать объект в комнате   с помощь алгоритма сужения поля поиска (загадана погремушка). 

Вопросы, на которые загадывающий ответил «да»:

  • Этот объект находится в передней части комнаты?https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/28866/25ecb5a6-1d63-43aa-95b9-1cc650f125e3/s1200?webp=false
  • Это в правой передней части комнаты?
  • Этот объект находится правом нижнем углу комнаты?
  • Это погремушка?

Результат: Играющие, задав 4 вопроса, отгадывают объект, закрепляет правила игры. https://www.123.ru/xl_pics/80152224_1.jpg

Уважаемые коллеги, попробуйте угадать какой объект загадан в этой комнате: https://i.pinimg.com/originals/62/31/7a/62317a3064a6b00efce2337e85c9ea26.jpghttps://www.123.ru/xl_pics/80152224_1.jpg

Какие же задачи решаем с помощью данной игры?

  • развить умение сужать поле поиска в объёмном пространстве;
  • в игровой форме обучить умению ориентироваться в трёхмерном (объёмном) пространстве, используя разные точки отсчёта;
  • обогатить словарь ребёнка терминами: «правая – левая» «верхняя – нижняя», «передняя – задняя» часть комнаты; «верхний – нижний», «ближний - дальний», «правый – левый» угол; «правая – левая», «задняя – передняя» часть комнаты; «выше – ниже» уровня глаз.
  • развить умение выделять имена признаков, по которым идёт сужение поля поиска, формировать навыки рефлексии.

Так же могу рекомендовать игру «Робот».

Ребёнку предлагают попробовать себя в роли Робота, ставится задача перемещения в комнате. Роботу надо пройти в дальнюю правую часть комнаты и сесть на стул. Играющие должны «управлять» роботом с помощью заданий, связанных с ориентировкой в пространстве. Даются команды типа: «Сделай пять шагов влево от себя!», «Повернись кругом» и т.д. Обязательным условием игры является то, что играющие должны дать как можно меньше указаний роботу для выполнения поставленной задачи

МОЯ Дидактическая игра: «В кинотеатре 3D»

Цель: учить детей пространственной ориентировке на картине; активизировать словарный запас; учить детей составлять рассказ, используя слова, обозначающие пространственные ориентировки.              

Методические рекомендации: педагог помогает детям перенести объект на картине из 2 –х мерного пространства в 3 – х мерное (например: ковер).

Для 2- х мерного пространства дети работают со словами: центральная часть, левая – правая, нижняя – верхняя часть картины; правый – левый, нижний – верхние углы картины.

Для 3- х мерного пространства вводим слова: ближе – дальше, впереди – сзади, около, между, за, перед, после.

Правило игры: Сегодня мы с Вами отправляемся в кинотеатр 3D. Все ли, ребята, знают, что такое 3D кинотеатр. Вот и нам придется оживить объекты на экране проектора и перенести их в трехмерное пространство (например: на ковер)

Итак, выбираем объект (схематично педагог может обозначить объект любым предметом: водоем – платок синего цвета, дом – конструктор, дерево – цветок, птицы - прищепки и т.д.). Сначала дети описывают его местонахождение на картине, затем ставят объект на ковер и описывает его местонахождение на ковре, используя слова, обозначающие ориентировку в пространстве. Все множество задач на угадывание объекта можно разделить на несколько видов в зависимости от местоположения объекта, по которому сужается поле поиска.

Спасибо за внимание, буду рада ответить на Ваши вопросы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вокально-артикуляционные и фонопедические упражнения на развитие дыхания и певческих данных Мастер-класс на семинаре педагогов художественно-эстетического цикла

В данном методическом пособии представлены материалы, направленные на развитие у ребенка старшего дошкольного возраста основных навыков: правильной осанки, правильного певческого дыхания, звукоизвлече...

Мастер – класс совместно с педагогом-психологом по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Страна Волшебных красок»

Цель:Содействие сохранению физического, психологи­ческого, социального здоровья педагогов, формированию позитив­ного мышления.Задачи:1.     Создание благоприятных условий д...

Перспективный план сопровождения педагога-психолога ребенка раннего дошкольного возраста на 2019-2020 учебный год

Адаптация – это процесс, результаты которого могут быть как позитивными, так и негативными.Психологи и педагоги установили, что для успешной адаптации необходимы: внутренний комфорт (эмоциональн...

Мастер- класс для молодых педагогов "Рефлексия в работе педагогов"

Использование рефлексии в работе педагогов...

Участие педагогов ДОУ в конкурса профессионального мастерства в 2019-2020 учебном году

Мониторинг участия педагогов к профессиональных конкурсах...

Мастер – класс: «Думай креативно с конструктором Cuboro», развитие ориентировки в пространстве у детей с ОВЗ»

В современном мире целевыми ориентирами развития образования в РФ является создание: механизма устойчивого развития, обеспечение соответствия вызовам XXI века, требованиям инновационного развития обра...

Мастер-класс класс для педагогов «Дидактическая игра как средство сенсорного развития у детей дошкольного возраста»

Актуальность: Основным средством для сенсорного развития являются дидактические игры. Использование дидактических игр на занятиях и в свободное время расширяет представление детей об окружающем мире, ...