«Обучение детей счету в дошкольных образовательных организациях средствами игровой технологии В. В. Воскобовича»
консультация по математике
Одной из современных образовательных технологий является технология «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича, главной особенностью которой является то, что она содержит целый комплекс развивающих игр. Эти игры нацелены на развитие творческого начала и мышления ребенка, способствуют развитию пространственных представлений, навыков конструирования, математических способностей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_detey_schetu_sredstvami_igrovoy_tehnologii_v.v._voskobovicha.docx | 36.14 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Центр развития ребёнка «Детский сад № 1 «Жар-птица»
658227, г. Рубцовск, проспект Ленина, 271
тел. (38557) 7-00-63, тел/факс (38557) 7-00-76
e-mail: 1-dsad@mail.ru
Педагогический совет
«Развитие любознательности и познавательной мотивации в ходе формирования элементарных математических представлений
у детей дошкольного возраста»
выступление на тему
«Обучение детей счету в дошкольных образовательных организациях
средствами игровой технологии
В. В. Воскобовича»
Подготовила: Довгань Наталья Андреевна, воспитатель (первая квалификационная категория) |
Рубцовск, 2020
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в содержание образовательной области «Познавательное развитие» включает формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о таких их свойствах и отношениях: как форма, цвет, размер, материал, количество, число, часть и целое, пространство и время, движение и покой, причина и следствие и др..
Появление ФГОС ДО положило начало интенсивному обсуждению вопросов, связанных с обновлением дошкольного образования, с новыми формами и методами работы педагогов, с апробацией новых педагогических технологий.
Одной из современных образовательных технологий является технология «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича, главной особенностью которой является то, что она содержит целый комплекс развивающих игр. Эти игры нацелены на развитие творческого начала и мышления ребенка, способствуют развитию пространственных представлений, навыков конструирования, математических способностей.
Через игры комплекта «Играем в математику» технологии «Сказочные лабиринты игры» дети получают представления о количественном составе чисел, овладевают счетом, знакомятся с дробями и геометрическими фигурами. Все игры комплекта способствуют развитию мелкой моторики рук, способностей к конструированию.
В комплект «Играем в математику» входят следующие игры: «Математические корзинки 5», «Математические корзинки 10», «Планета умножения», «Счетовозик», «Кораблик Плюх-Плюх», «Кораблик Брызг- Брызг Ларчик», «Кораблик Буль-Буль Ларчик».
Дополнительно для решения задач математического развития также используются игры и пособия В. В. Воскобовича: комплекс «Коврограф Ларчик» и приложения к нему, комплект «МиниЛарчик», графический.
В данный момент появилась ковролиновая («ларчиковая») версия этой игры - тренажер «Игровизор» с приложениями «Лабиринты цифр. Счет до 5», «Катя, Рыжик и Рыбка», «Игровой калейдоскоп 1», а также комплекты игр «Геоконт», «Игровой квадрат», «Прозрачный квадрат», «Чудо-конструкторы», «Эталонные конструкторы» и «Знаковые конструкторы».
Благодаря своему разнообразию игры В. В. Воскобовича придают образовательному процессу творческий, импровизационный, активный характер. Их использование способствует созданию атмосферы свободного и радостного творчества.
Технология «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича успешно обогащают и дополняют инструментарий для обучения счету в детском саду, предложенный А. М. Леушиной.
В таблице 1 представлен материал, демонстрирующий наиболее важные составляющие обучения счету: цель счета, развивающие игры и форма расположения множества; педагогические методы и приемы, правила счета, результат. Жирным шрифтом в столбце 2 выделена игра, рассматриваемая как пример в следующем столбце. При составлении таблицы использовались в том числе разработки 3. А. Михайловой и И. Сушковой.
Таблица 1
Реализация технологии «Сказочные лабиринты игры»
в рамках обучения счету дошкольников
Цель счета | Дидактическое сопровождение (развивающие игры Воскобовича) | Методы и приемы | Ожидаемые результаты | ||
1. Количественный счет | |||||
Определение общего количества элементов множества | Развивающая среда «Фиолетовый лес»; «Математические корзинки 5»; «Математические корзинки 10»; Карточки «Забавные цифры»; «Разноцветные веревочки 1, 2»; Карточки «Забавные цифры» | Объяснения и образец действия педагога, ребенка. Повторение детьми правил количественного счета. Упражнения в счетной операции: дети вынимают все вкладыши-корзинки из игрового поля, считают корзинки, дети вынимают все грибки из игрового поля, считают грибки. Вопросы: Сколько корзинок? Сколько грибков? Сколько грибков поместится в корзинку с одной выемкой, с двумя и т. д. Указания типа «Считай, сколько грибков поместится в каждую корзинку. | Владение навыками количественного счета. Умение применять правила счета. Соотносить количество с цифрой | ||
Определи, где меньше, где больше, распределяли корзинки между персонажами» (карточки «Забавные цифры»). Обрисовка корзинок по контуру; рисование и закрашивание грибков в соответствии с цифрой; рисование грибков «волшебными веревочками». Какое число получилось в результате? Какое число получится, если посчитать грибочки справа налево? | |||||
2. Порядковый счет | |||||
Определение порядкового места элемента множества в ряду | Развивающая среда «Фиолетовый лес»; «Радужные гномы»; «Кораблик „Плюх- Плюх“»; «Кораблик „Брызг- Брызг Ларчик“»; «Кораблик „Буль-Буль Ларчик“» | Объяснения и образец действия педагога, ребенка. Повторение детьми правил порядкового счета. Указания типа «Считай по порядку мачты корабля, не меняя направления счета», «Считай не слева направо, а справа налево. На каком месте окажется самая низкая мачта? Самая большая мачта? Средняя мачта и т. д». Вопросы: Сколько флажков на самой низкой мачте, на самой большой мачте, на средней мачте? Указания типа «Снять по одному флажку с каждой мачты. На каком месте красный флажок, синий, желтый и т. д». Стихотворения, считалки, включающие перечисление персонажей или предметов | Владение навыками порядкового счета. Умение определять место элемента множества в ряду | ||
3. Счет групп | |||||
Определение количества групп элементов множества или порядкового места группы в ряду- | Развивающая среда «Фиолетовый лес»; «Радужные гномы»; «Фонарики»; «Кораблик „Брызг- Брызг“ Ларчик»; «Черепашки Ларчик»; «Чудо-Крестики 2» Трафарет «Чудо-кре- стики 2» | Объяснения и образец действия педагога, ребенка. Вопросы: Сколько геометрических фигур на игровом поле? (15) Сколько треугольников, овалов, кругов, квадратов, прямоугольников? Сколько больших фигур, маленьких? Сколько зеленых фигур, красных? Задания типа «Распредели все фигуры каждой формы в ряд», «Определи, на каком месте в ряду находится группа овалов, группа квадратов и т. д.». «Какая группа по счету? Которая группа в ряду? Что произойдет, если разделить множество не на пять групп, а на две?» «Разложи группы фигур по цвету, по размеру. Сколько групп фигур по цвету? Сколько групп фигур по размеру? Обрисовка фигур по контуру, рисование по трафаретам, закрашивание фигур по группам | Умение определять количество групп элементов множества или порядкового места группы в ряду | ||
4. Счет парами, тройками, четверками | |||||
Счет групп с заданным числом элементов | Развивающая среда «Фиолетовый лес»; комплекс «МиниЛар- чик»; «Черепашка Пирамидка» и «Черепашки Ларчик»; «Прозрачная цифра»; «Прозрачный квадрат»; трафарет «Чудо-Крестики 2» | Объяснения и образец действия педагога, ребенка. Указания типа «Считай, указывая рукой (прикрывая ладонью) сразу по два (три, четыре) предмета (детали игры «Черепашки Ларчик)». Если используется игра «Черепашки Пирамидка», предложить снять детали игры со штырьков, разложить на группы по цвету, по размеру. Сосчитать группы. Указания типа «Разложи персонажи Радужные гномы». Считай парами, тройками, четверками. Сколько групп получится? Какое число получится — большее или меньшее? | Владение навыками счета групп с заданным числом элементов (счет парами, тройками, четверками) | ||
| Рисование с последующим закрашиванием изображения. Составление сериационных рядов с закономерностью чередования с помощью трафарета «Чудо-Крести- ки 2» | ||||
5. Счет предметов в различном расположении | |||||
Определение общего количества элементов множества или порядкового места в ряду в ситуации необычной формы его расположения | Развивающая среда «Фиолетовый лес»; Компоненты комплекса «Коврограф Ларчик»; «Кораблик „Буль-Буль Ларчик“» | Объяснения и образец действия педагога, ребенка; Повторение правил счета предметов в различном расположении. Инструкции типа «Запомни предмет, с которого начал счет», «Не пропускай ни одного предмета», «Не сосчитывай один и тот же предмет дважды». Указания типа «Считай в одном и том же направлении» (линейная форма расположения множества - по горизонтали, по вертикали, по наклонной, по кругу). Вопросы: Сколько, который в ряду, какой по счету, считая по часовой стрелке? Изменится ли количество счета от направления счета, скорости счета, если считать не по часовой стрелке, а против часовой стрелки? Использование фишек для обозначения предмета, с которого начался счет. Игровые упражнения | Освоение навыков счета предметов в различном расположении (линейная форма, по горизонтали, по диагонали, по кругу и т. д.) | ||
6. Отсчитывание | |||||
Выделение из общего количества заданного количества элементов | Развивающая среда «Фиолетовый лес»; «Кораблик „Плюх- Плюх“»; «Кораблик „Буль-Буль Ларчик“»; «Чудо-Крестики 2»; Трафарет «Чудо-Крестики 2» | Объяснения и образец действия педагога, ребенка. Повторение правил отсчитывания. Подготовительные упражнения в определении части из целого множества типа «отбери из множества деталей игры „Чудо-Крестики 2“ фигуры с тремя углами, с четырьмя углами и выбери из них только желтые; «отбери из множества флажков кораблика только зеленые и т. д.». Инструкции типа «Запомни, что тебе надо сделать. Отсчитай и принеси пять фиолетовых флажков и три желтых флажка. Пять фиолетовых флажка собери на шнурок, три желтых надень на мачту кораблика. Повтори, что ты должен сделать». Вопросы: Что ты сделаешь с отсчитанными пятью фиолетовыми флажками? Что сделаешь с тремя желтыми флажками? Обводка по контуру деталей игры «Чудо-Крестики», закрашивание. Рисование фигур по трафарету указанного количества изображений | Умение выделять части из целого множества |
Таким образом, количество, число и, соответственно, счет являются важными составляющими содержания дошкольного образования. Овладение счетом позволяет ребенку успешно социализироваться, обеспечивает его готовность к обучению в школе.
Используемая литература:
- Воскобович В. В., Мёдова Н. А., Файзуллаева Е. Д. и др. «Сказочные лабиринты игры». Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей. СПб., 2017.
- Универсальные средства «Коврограф Ларчик» и «МиниЛарчик» в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста / Под ред. Вакуленко Л. С., Вотиновой О. М. СПб., 2017.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья " Игровой Стретчинг – Как средство физического развития детей в условиях дошкольной образовательной организации."
Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Охрана собственного здоровья – непосредственная обязанность каждого. Что же является основой здорового образа жизн...
Развитие познавательно-творческих способностей дошкольников средствами игровой технологии В.Воскобовича «Сказки фиолетового леса».
Организованная Образовательная Деятельность «День рождения Дольки»-стимулировать у дошкольников желание и готовность познавать свойства, отношения, зависимости через сенсомоторные действия с пр...
Консультация "Обучение детей счету в дошкольных образовательных организациях средствами игровой технологии В.В. Воскобовича"
В консультации представлен материал для педагогов ДОУ, демонстрирующий наиболее важные составляющие обучения счету с детьми дошкольного возраста....
Внедрение в дошкольную образовательную организацию развивающих игр В. В. Воскобовича
Дошкольное детство - период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребёнка, становление основ индивидуальности. Общепризнанно, что основной вид деятельности дошкольника...
Внедрение в дошкольную образовательную организацию развивающих игр В. В. Воскобовича
Сегодня стоит острая проблема, связанная с организацией игровой деятельности как таковой. Современные дети зачастую избалованы изобилием и разнообразием игр и игрушек, которые не всегда несут в себе н...
Комплекс консультаций для родителей по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста по средствам игровых технологий
Актуальность И педагогов, и родителей всегда волновал тот факт, будут ли у дошкольников в полной мере развиваться такие личностные качества, как самост...
«Обучение детей счету в дошкольных образовательных организациях средствами игровой технологии В. В. Воскобовича»
Одной из современных образовательных технологий является технология «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича, главной особенностью которой является то, что она содержит целый комплекс ...