Путешествие в страну математики
план-конспект занятия по математике (старшая, подготовительная группа)

Бадмаева Наталья Павловна

Путешествие в страну математики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_stranu_matematiki.docx27.49 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Путешествие в страну Математики»

Цель: Создание условия для выявления знаний по формированию элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группе, организовать совместную деятельность детей.

Задачи:

Развивать психические процессы: логического мышления, сообразительность, зрительное внимание, слуховую память. Способствовать развитию связной и доказательной речи.

Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке.

Совершенствовать знания детей о геометрических фигурах: умения различать геометрические фигуры, умения описывать геометрическую фигуру.

Продолжать развивать умение решать простые математические задачи на сложение и вычитание в пределах 10.

Развивать конструктивные способности детей.

Воспитывать интерес к математическим занятиям, чувство товарищества, желание прийти на помощь.

Оборудование: магнитная доска, цифры, ноутбук, проектор.

Демонстрационный материал: презентация.

Раздаточный материал: набор цифр

Ход занятия:

В группу входит воспитатель соседней группы с конвертом в руках и говорит: «Вам письмо».

Воспитатель: «Большое спасибо. Сейчас посмотрим…»

Рассматривает конверт и удивленно говорит: «Ребята, это письмо нам прислала сама Царица Математика. Вот, послушайте, что она пишет». Читает письмо.

Конверт с письмом оформлен цифрами, знаками, геометрическими фигурами.

Письмо Царицы Математики: «Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Царица Математика. Мне нужна ваша помощь. Дело в том, что в мое математическое царство пробралась злая колдунья. Она заколдовала мое царство, и всё погрузилось во мрак. Жители моей страны страшно напуганы, и некому нам помочь. Я прошу вас о помощи, вернуть былую красоту моего королевства. Но для этого вы должны правильно выполнить все задания. Дорогие ребята, если вы смелые, сообразительные, внимательные и не боитесь трудностей, поспешите к нам на помощь! Математическое царство в опасности. Ваш друг Царица Математика».

Воспитатель: «Ну, что, ребята, поможем Царице Математике навести порядок в ее математическом царстве-государстве?»

Воспитатель: «Помните, чтобы справиться со всеми трудностями, мы должны быть сообразительными, смелыми, внимательными и наблюдательными. Но самое главное, что вернуться мы сможем только в том случае, если справимся со всеми заданиями. Ну, что, не передумали? Тогда в путь! Ребята попасть в это царство совсем не просто, для этого нужно каждому отгадать свой пароль».

Прохождение пароля-задания - цель: закреплять у детей образное мышление и восприятие, умение воспринимать задание на слух, считать в уме, развивать сообразительность и быстроту реакции.

Дети выстраиваются в колонну и по очереди отвечают на вопросы воспитателя:

1. Сколько ушей у двух кошек? (4)

2. Сколько дней в неделе? (7)

3. Сколько глаз у светофора? (3)

4. Сколько пальцев на одной руке? (5)

5. Сколько солнышек на небе? (1)

6. Сколько лап у двух собак? (8)

7. Сколько пальцев на двух руках? (10)

8. Сколько в неделе выходных дней? (2)

9. Сколько солнышек на небе ночью? (0)

10. Какое число больше 8, или 9? (9).

Воспитатель: «Молодцы, ребята, вы успешно прошли пароль, и теперь мы с вами в математической стране.

1 задание: Закрепление порядкового счета от 1 до 10:

- Перед вами на столе лежат цифры, которые необходимо разложить по порядку, кто ребята желает выполнить это задание? Назовите цифры.

- А теперь необходимо разложить цифры в обратном порядке от 10 до 1, кто пойдет и выполнит это задание. Как считаете, правильно выполнили задание? (раскладывают цифры в обратном порядке от 10 до 1 и проговаривают счет от 10 до 1).

-А, теперь ребята сосчитаем от 1 до 20 все вместе.

(Все вместе считают от 1 до 20.)

-Ребята, а какое время года наступило, назовите осенние месяцы? В стране математическом царстве тоже осень и нам нужно помочь собрать урожай в саду, для жителей этой страны:

- Какие фрукты выросли в саду? Нужно сосчитать, сколько яблок, груш и апельсин растет на деревьях, определите, на каком дереве больше выросло фруктов? (Дети считают, при правильном ответе, на экране появляется цифра).

3 задание «Весёлые математические задачки»

Воспитатель: «Молодцы, ребята, вы успешно прошли задание.

А следующее задание, это математические задачки. Но мы не называем ответ, а показываем карточку.

Задачка № 1.

На крыльце сидит щенок,

Греет свой пушистый бок.

Прибежал ещё один

И уселся рядом с ним.

(Сколько стало щенят) (1+1=2)

Задачка № 2

Три яблока из сада

Ежик притащил.

Самое румяное

Белке подарил.

С радостью подарок

Получила Белка.

Сосчитайте яблоки

У ежа в тарелке! (2) (3-1=2)

Задачка № 3.

Три ромашки-желтоглазки,

Два веселых василька

Подарили маме дети.

Сколько же цветов в букете? (5) (3+2=5)

Задачка № 4.

Хозяйка однажды с базара пришла.

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку, капусту,

Морковку, горох,

Петрушку и свеклу… ОХ!

Как можно назвать одним словом все то, что принесла хозяйка с базара? (овощи). Сколько всего овощей принесла хозяйка? (6)

(1+1+1+1+1+1=6)

Задачка № 5.

Повезло опять Егорке,

У реки сидит не зря.

Два карасика в ведерке

И четыре пескаря.

О, смотрите — у ведерка

Появился хитрый кот.

Сколько рыб домой Егорка

На уху нам принесет?

(Нисколько)

Задачка № 6

В вазе три ромашки, и три тюльпана. Сколько всего ромашек в вазе? (3).

Задачка № 7. Сколько орехов в пустом стакане? (0).

2 СЛАЙД (4 задание)

- Ребята, давайте с вами, правильно решим примеры, только будьте внимательны, иначе мы с вами не сможем помочь Царице математики и не спасем ее королевство (Дети решают примеры).

3 СЛАЙД (На экране появляется слайд с радугой за правильные ответы).

4 СЛАЙД (5 задание)

-А теперь ребята, возьмите поднос с разноцветными палочками. Какого цвета палочки вы видите? Чем еще отличаются палочки? Какого цвета самая длинная палочка? Какого цвета самая короткая палочка?

- Я загадаю вам загадку, и тогда узнаем, какую игрушку мы вместе с вами сделаем, используя эти палочки:

Любит наряжаться свечка

В разноцветные колечки.

Надевай скорее, ну же:

Снизу - шире, сверху - уже.

- Молодцы! Обратите внимание на экран.

- Давайте попытаемся сделать пирамидку из этих разноцветных палочек. Какого цвета палочка будет внизу? (Желтая).

- А следующая палочка, какого цвета? (Красная).

- Молодцы. А теперь продолжите составлять пирамидку сами.

Смотрите на образец.

-Ребята, скажите мне, какого цвета палочка пятая сверху?

-Какого цвет палочка 3 снизу? И т. д.

Молодцы ребята, вы все справились с заданием.

ФИЗМИНУТКА.

5 СЛАЙД - Сколько грибочков в нашем в круге,

Сколько раз поднимем руки (Расслабленное поднимание и опускание рук.)

6 СЛАЙД - Наклонитесь столько раз,

Сколько палочек у нас. (Наклоны в стороны, руки на пояс)

7 СЛАЙД - Сколько солнышек до черты,

Столько раз подпрыгни ты (Прыжки на месте)

8 СЛАЙД зрительная гимнастика - А теперь головою не крутите, а за бабочками лишь глазками смотрите.

6 Задание «Геометрические фигуры».

Воспитатель: В сказочном лесу потерялись геометрические фигуры.

Перед вами лежат шнурочки, возьмите их в руки, и при помощи шнурка сложите любую геометрическую фигуру. (дети выкладываю фигуры) называют, описывают фигуру, которую они выложили)

10 СЛАЙД - За правильные ответы появляются цветы.

7 задание «Составь картину из частей» (дети садятся на стульчики).

- У каждого из вас есть по 1 картинке, вам нужно составить, из этих частей одну общую большую картину. Каждый из вас будет по очереди по моей подсказке выходить и помещать свою картинку на доске.

- Расположи солнышко в правом верхнем углу.

- Расположи тучку, в левом верхнем углу.

- Расположи домик посредине листа.

- Расположи дерево в правом нижнем углу.

- Расположи цветок в левом нижнем углу.

- Расположи птичку на дерево.

- Расположи грибок справа от дерева.

- Молодцы ребята, вы справились с заданием, эту картину мы с вами подарим Царице математики.

8 задание «Быстро отвечай»

Мы видим солнышко на небе днём, а луну – (ночью).

Утром ты пришла в детский сад, а вернулась домой – (вечером).

Если днем мы обедаем, то вечером - (ужинаем).

Зиму сменяет весна, а весну сменит – (лето).

Листья на деревьях распускаются весной, а опадают – (осенью).

Ночью мы спим, а гуляем – (днем).

Если вчера был понедельник, то сегодня – (вторник).

Когда приходишь, говоришь «здравствуйте», а уходишь, говоришь – (до свидания).

Ночью ты спишь, а просыпаешься – (утром).

Летом дожди, а снег – (зимой).

9 Задание «Какого предмета недостает»

- Ну, ребята не зевайте, а быстрее отвечайте. Назовите, какого предмета недостает в пустой клетке?

- Вот и закончилось наше путешествие. Выполнили мы все задания и при том правильно!

Рефлексия

В конце занятия детям можно предложить самим оценить себя. Для этого на доске вывешивается картинка, а детям раздаются цветы двух видов.

- Ребята, Царица Математики оставила вот эти цветы и попросила вас выбрать красный или синий цветок.

Красный обозначает, то, что вам понравилось занятие и у вас хорошее настроение, а синий, обозначает, что настроение у вас не очень хорошее.

- Оказывается у вас у всех прекрасное настроение. Я, наверное, догадываюсь почему. Потому что вы молодцы, правильно выполнили все задания, проявили смекалку, сообразительность, доказали, что умеете хорошо считать, сравнивать и делать выводы.

Самоанализ по математике с использованием ИКТ «Поможем Царице Математики»

Занятие: непосредственно организованной образовательной деятельности по познавательному развитию.

Тема: «Путешествие в страну Математики»

Возрастная группа : Подготовительная группа №2

Воспитатель: Згоняйко Виктория Федоровна

Количество детей : 18 человек

Цель: уточнить знания о геометрических фигурах и счет до 10.

Задачи:

Образовательные:

- совершенствовать навык счета в пределах 10 в прямом и обратном порядке;

- учить понимать отношения между числами в числовом ряду;

- продолжать учить детей составлять и решать математическую задачу на сложение и вычитание, записывать решение с помощью знаков и цифр;

- закрепить с детьми математические понятия.

Развивающие:

- способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания;

- развивать мелкую моторику рук;

- создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.

Воспитательные:

1. воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи;

2. воспитывать умение понимать поставленную задачу и выполнять её самостоятельно;

3. воспитывать у детей интерес к математике.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественно – эстетическое развитие», «Коммуникация», «Социализация», «Физическое развитие»

Цель, задачи соответствует программным требованиям возрастной группы (Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под. редакцией Н.Е. Вераксы).

Длительность занятия – 30 минут. Вводная часть – 3 мин.; основная часть – 23 мин. ; заключительная часть – 4 мин.

Длительность соответствует требованиям программы.

Подготовительная работа: дидактические игры «Какой по счету», «Дни недели», «Веселый счет», «Танграмм», «Колумбово яйцо», «Сбежавшая цифра», «Скажи наоборот», «Нади закономерность»; составление и решение задач на сложение и вычитание.

Условия проведения:

Для проведения мною было подготовлено следующее оборудование:

ноутбук,

проектор, экран,

карточки с числовыми рядами, в которых пропущены некоторые цифры;

веер с цифрами,

ручки на каждого ребенка,

мяч,

медали на каждого ребенка.

Перед занятием помещение группы проветривалось, было достаточно освещено. Материал, наглядное пособие, оборудование для НОД было подобрано на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим особенностям и был рационален для решения поставленной цели и поставленных задач. Их внешний вид – красочный, яркий, оформлен эстетически, отвечает общим требованиям. Особая расстановка перед экраном, достаточный размер демонстрационного материала, посадка за столы – все было сделано с учетом индивидуальных особенностей детей.

Задачи НОД были выбраны в соответствии с образовательной программой ДОУ и перспективным тематическим планированием по данной образовательной области.

НОД была построена таким образом, чтобы вызвать и поддерживать у детей познавательный интерес, и имела следующую структуру:

Вводная часть – организационный момент, приветствие, пальчиковая игра для стимуляции зрительного восприятия и внимания.

Основная часть была проведена с использованием ИКТ, дети наблюдали все задания на экране. Эту часть составляла познавательно – исследовательская деятельность, сюрпризный момент, физкультминутка, что позволило удержать внимание, познавательный интерес и работоспособность детей на протяжении всей образовательной деятельности. В середине занятия с целью снятия статического напряжения, повышения умственной работоспособности, снижения утомления была проведена физкультминутка.

Заключительная часть – подведение итогов, рефлексия.

В ходе занятия были использованы следующие методические методы и приёмы:

- наглядные (мультимедийная презентация),

- словесные (вопросы к детям, повторение и уточнение, поощрение)

- практические (решение математических упражнений),

- игровой («Скажи наоборот»),

- репродуктивный («Разминка», «Числовые ряды», «Составь и реши задачу», «Геометрическая мозаика», «Найди закономерность»), направленные на применение познавательно-исследовательских, двигательных, логических, практических умений и навыков. Методы и приемы были подобраны в соответствии с образовательными, развивающими и воспитательными задачами.

НОД была построена с использованием элементов современных образовательных технологий: индивидуально-дифференцированного обучения, информационно-коммуникативных технологий, развивающих дидактических пособий.

Во время НОД применялись различные способы включения детей в образовательный процесс: интонирование речи, эмоциональная выразительность, мимика. Для активизации мыслительной деятельности задавались вопросы поискового характера.

В процессе НОД непрерывно велась работа над развитием логического мышления, воображения, умения согласовывать слова в предложении.

Индивидуализация обучения проявлялась в оказании затрудняющимся при выполнении заданий детям помощи, напоминания, а также в учете педагогом особенностей мышления и темп восприятия каждого ребенка.

Использование мультимедийной презентации «Задания царицы Математики» обеспечивало активность, высокую работоспособность, интерес детей к содержанию деятельности, способствовало успешному решению поставленных задач.

По итогам проведенной непосредственно образовательной деятельности можно сделать следующие выводы:

Дети успешно справились с заданиями, получили благодарность и подарки от царицы Математики, тем самым получив удовлетворение от результатов своей деятельности;

Дети усовершенствовали навык решения задач на сложение и вычитание;

Дети усовершенствовали навык моделирования по представлению, проявили творческое самовыражение.

Поставленные в НОД задачи были выполнены. Логичность построения различных видов деятельности позволила провести ее, не выходя за рамки времени – 30 минут.

Итог занятия .

В конце занятия детям можно предложить самим оценить себя. Для этого на доске вывешивается картинка, а детям раздаются цветы двух видов.

- Ребята, Царица Математики оставила вот эти цветы и попросила вас выбрать красный или синий цветок.

Красный обозначает, то, что вам понравилось занятие и у вас хорошее настроение, а синий, обозначает, что настроение у вас не очень хорошее.

- Оказывается у вас у всех прекрасное настроение. Я, наверное, догадываюсь почему. Потому что вы молодцы, правильно выполнили все задания, проявили смекалку, сообразительность, доказали, что умеете хорошо считать, сравнивать и делать выводы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математике в подготовительной группе "Путешествие в страну Математики"

Конспект занятия по математике в подготовительной группе "Путешествие в страну Математики" Программное содержание. Закрепить с детьми свойства геометрических фигур (цвет, форма, величина), ...

Итоговое занятие по математике Тема: «Путешествие в страну математика»

Программное содержание:Выявить знания у детей:знания о составе числа 6 из двух наименьших;знаки >,  <,  = и правильно их записывать;составлять и решать арифметические задачи на основе ...

Конспект занятия по математике в подготовительной группе «Путешествие в страну Математика»

Программное содержание:Обучающие задачи:-закреплять у детей умение составлять числа из двух меньших;-продолжать учить решать  простые арифметические задачи на сложение;-закрепить с детьми...

Конспект НОД по математике в средней группе "Путешествие в страну математика"

Занятие -путешествие с использованием дидактических игр....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе «Интеграция физкультуры с математикой» «Путешествие в страну Математика»

Программное содержание. Цель: закрепление и систематизация накопленного опыта, уменьшение учебной нагрузки на ребенка при сохранении качества образования; соблюдение норм длительности учебных за...

Занятие по математике на тему: "Путешествие в страну Математики. В гостях у Буратино"

Занятие было проведено как мастер - класс в рамках районного месячника педагогического мастерства. Это одно из - занятий. которые я провожу на кружке по математике. Цель кружка: увлечь детей математик...