«Формирование элементарных математических представлений дошкольников через проектную деятельность и моделирование»
статья по математике

Пащенко Ольга Николаевна

Моделирование является одним из относительно «молодых» методов умственного воспитания. Развитие творческого воображения дошкольников и, основанной на нем, системе творческих способностей (продуктивное мышление, рефлексия), креативности как ведущем свойстве личности – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике и решается на основе использования метода моделирования в  развитии ребёнка-дошкольника. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_elementarnyh_matematicheskih_predstavleniy.docx17.51 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование элементарных математических представлений

дошкольников через проектную деятельность и моделирование»

Актуальность и перспективность опыта. “Умное” детство закладывает хороший фундамент интеллектуальной деятельности личности. Современные психологи (А. А. Венгер, С. П. Проскура и др.) считают, что 80% интеллекта формируется до 8 лет. Такое положение выдвигает высокие требования к организации воспитания и обучения старших дошкольников.  Одним из наиболее перспективных методов реализации умственного воспитания является моделирование, поскольку мышление старшего дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью. Метод моделирования открывает перед педагогом ряд дополнительных возможностей в умственном воспитании, в том числе и в развитии математических представлений дошкольников. 

Цель моделирования - активно воздействовать на всестороннее развитие детей, обогащать новыми представлениями и понятиями, закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать). Это значит готовить детей к успешному обучению.

  • добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;
  • формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;
  • применение наглядного моделирования оказывает положительное влияние на развитие: внимания, памяти, мышления, речи.

Концептуальность. Моделирование является одним из относительно «молодых» методов умственного воспитания. Развитие творческого воображения дошкольников и, основанной на нем, системе творческих способностей (продуктивное мышление, рефлексия), креативности как ведущем свойстве личности – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике и решается на основе использования метода моделирования в  развитии ребёнка-дошкольника. Моделирование - это современный наглядно-практический метод обучения, в основе которого лежит принцип замещения, помогающий ребенку зрительно представить многие абстрактные понятия. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. (Т.В. Егорова; А.Н. Леонтьев). Программа инновационной деятельности построена на основе основных принципов, которые решаются с учетом запросов будущего:

1.Принцип деятельности включает ребенка постепенно в познавательный процесс.

2.Принцип целостного представления о мире в деятельном подходе тесно связан с дидактическим принципом научности. У детей формируется личностное отношение к полученным знаниям и умение применять их в своей практической деятельности.

3.Принцип психологической комфортности предполагает снятие, по возможности, всех стрессообразующих факторов на занятиях и других режимных моментах.

4.Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления, т. е. понимания возможности различных способов решения заданий и умения осуществлять систематический перебор материалов.

5.Принцип творчества (креативности) предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в деятельности детей, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.

Педагогической идеи:

  1. В центре внимания – ребенок.
  2. Образовательный процесс строится в логике деятельности, имеющий личностный смысл для ребенка, что повышает его мотивацию к познанию.
  3. Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ребенка на свой уровень развития.
  4. Глубоко осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях и видах деятельности.

Результативность опыта. Работа с наглядными моделями не только помогает детям научиться анализировать, сравнивать, обобщать, но и существенно обогащает их речь; анализируя новый материал и графически его обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворённость результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на его интеллектуальном развитии и является одним из хороших показателей готовности ребенка к обучению в школе.

Анализ проведенной работы и результаты мониторинга показали, что:

1. Дети без затруднения ориентируются в знаковой системе и способах кодирования информации с помощью мнемотаблиц и графических моделей.

2. Умеют анализировать, сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки предмета.

3.Повысился интерес к познавательной деятельности.

4. Совершенствуется устная речь детей и развивается логическое, образное мышление, память, внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы «Формирование элементарных математических представлений дошкольников через проектную деятельность и моделирование»

Актуальность и перспективность опыта. “Умное” детство закладывает хороший фундамент интеллектуальной деятельности личности. Современные психологи (А. А. Венгер, С. П. Проскура и др...

Тема самообразования на 2017-2018 учебный год «Формирование элементарных математических представлений дошкольников через использование современных технологий» старшего возраста.

Цель: совершенствовать теоретические знания, педагогическое мастерство; овладеть новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей; изучить и использовать в практике новейшие достижения ...

Комплексное занятие «Формирование элементарных математических представлений дошкольников через сказку»

Цель: Формирование математических представлений, умений мыслить и логически рассуждать....

Формирование эколого - патриотических представлений дошкольников через проектную деятельность в условиях реализации ФГОС ДО

Цель проекта:Формирование активной действенной позиции по отношению к природе, предполагающей развитие высших нравственных чувств – гуманизма и справедливости (помочь, защитить, позаботиться)....

План по самообразованию на тему:" Формирование элементарных математических представлений дошкольников через дидактические игры"

В данном материале представлено планирование педагогической деятельности по теме " Формирование элементарных математических представлений дошкольников через дидактические игры"...

Обобщение опыта по теме: "Формирование элементарных математических представлений дошкольников через игровую деятельность"

Математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей....

Конспект педагогического совета: «Формирование элементарных математических представлений дошкольников через применение традиционных и инновационных технологий»

Повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросу формирования элементарных математических представлений у дошкольников посредством разнообразных форм работы, в том числе с испо...