Комплексное занятие «Формирование элементарных математических представлений дошкольников через сказку»
план-конспект занятия по математике (средняя, старшая группа)

Юманова Валентина Александровна

Цель: Формирование математических представлений, умений мыслить и логически рассуждать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleksnoe_zanyatie_po_matematike.docx27.63 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа № 967

Структурное подразделение № 3

Комплексное занятие «Формирование элементарных математических

представлений дошкольников через сказку»

Провела:

Воспитатель гр. 2

Юманова В.А.

г. Москва

2019 г.

Образовательная область: Познавательное развитие.

Цель: Формирование математических представлений, умений мыслить и логически рассуждать.

Задачи:

Формирующие:

- Закреплять понятие о времени года, знания дней недели, части суток.

- Закреплять умение считать в пределах 10 и отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?». Называть числа в прямом и обратном порядке.

- Правильно выбирать арифметическое действие при решении задач.

- Закрепить навыки при сравнении предметов по величине: длине, ширине, высоте. 

- Закрепить умение различать и называть геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник).

- Упражнять в ориентировки на листе бумаге, закреплять и использовать понятия: слева, справа, в правом нижнем углу, в левом нижнем углу, посередине.

Развивающие:

• Развивать внимание, логическое мышление, речь, усидчивость, глазомер, память.

• Развивать зрительное восприятие.

• Развивать двигательную активность.

Воспитательные:

- Воспитывать умение прислушиваться к мнению других, внимательно слушать вопросы воспитателя и ответы друг друга.

- Воспитывать интерес к занятиям математикой.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Материалы и оборудование:

- картинки с изображением героев сказок;

- изображения деятельности человека в разное время суток;

- геометрические фигуры - «заплатки», (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал);

- математические цифры и арифметические знаки.

Предварительная работа: проведены занятия по счету и отсчету предметов в пределах 10-ти по образцу и названному числу, по сравнению предметов по длине, ширине, даны начальные знания о днях недели, даны знания о геометрических фигурах. Чтение сказок.

Словарная работа: названия дней недели, слова – определения положения предметов (посередине, в правом верхнем углу, в левом нижнем углу и т. д.)

Ход занятия:

Организационный момент:

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас гости. Давайте скажем им здравствуйте.

Дети вместе с воспитателем становятся в круг.

Воспитатель:

Для начала встанем в круг,

Сколько радости вокруг!

Мы все за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Мы готовы поиграть,        

Можно сказку начинать!

Воспитатель: Садитесь, ребята, на свои места.

Воспитатель: Я предлагаю нам сегодня отправиться в путешествие по сказкам.

Воспитатель: Для того, чтобы быть внимательными и быстро находить правильные ответы в сказках, я предлагаю сделать разминку. Каждый внимательно должен выслушать вопрос и дать правильный ответ. Воспитатель задает вопросы.

Интеллектуальная разминка. Ответы детей.

- Какие времена года вы знаете?

- Какое сейчас время года?

- Назовите части суток?

- А какое сейчас время суток?

- Сколько дней в неделе? (7) Назовите их.

- Какие дни недели мы называем «выходными»?

Воспитатель: Молодцы! 

Воспитатель: Как правило, сказки начинаются с зачина: «Жили-были», «В некотором царстве, в тридесятом государстве», но наша сказка не совсем обычная. Это сказка, которую нам помогает рассказать математика. И поэтому мы начнем со счета.

Воспитатель задает вопросы.

Задания:
- посчитай от 1 до 5

- посчитай от 4 до 6

- посчитай от 3 до 8

- посчитай от 2 до 5

Воспитатель: Вы молодцы, хорошо считали. Проведем физкультминутку.  

Проводится физкультминутка.  

Буратино потянулся,
Раз — нагнулся,
Два — нагнулся,
Три — нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.

Воспитатель: Молодцы! Вот немного отдохнули, укрепили здоровье.

Воспитатель: Ребята, нам пора отправляться дальше и попробуйте угадать загадку:

Я умный, усатый,

Хитрый, хвостатый,

Сапоги на лапах,

На макушке - шляпа. (Кот в сапогах)

Воспитатель: Нас встречает Кот в сапогах. Он верой и правдой служил своему хозяину. И даже побывал в замке людоеда. А в этом замке очень много лестниц. Давайте поднимемся вместе с котом вверх по лестнице и спустимся вниз. Но мы будем не просто ходить, а считать ступени – подниматься вверх и обратно вниз. (Прямой и обратный счет до 10).

Воспитатель: Ребята, двигаемся дальше, угадайте загадку:

На радость народу

растет на огороде

Из земли ее тащили

мышка, кошка, Жучка, внучка,

бабка, дедка.

Кто же это? Ответы детей. (Репка)

Воспитатель: Давайте вспомним сказку «Репка». Посмотрите на картинку на доске и ответьте на вопросы:

- кто стоит первый?

- кто последний?

- какая по счету внучка?

- кто стоит между внучкой и кошкой? Какая Жучка по счету?

Воспитатель:  Шли мы, шли, прямо к проруби пришли. А в проруби щука плавает. Из какой она сказки? Ответы детей. («По щучьему велению»).

Воспитатель: По щучьему велению, по моему хотению выполняйте упражнения. Но так как щука говорит тихо, то упражнения будем делать так. Я показываю карточки, вы на них смотрите, и выполняете задание столько раз, сколько на карточке написано. (Например, присесть 4 раза, хлопнуть в ладоши 5 раза, подпрыгнуть на месте 2 раза, поднять руки вверх 3 раза).

Воспитатель: Чтобы узнать, какой сказочный герой нас будет встречать, нужно отгадать загадку:

Маленькая девочка весело бежит

По тропинке к домику,

Что в лесу стоит.

Нужно этой девочке

К бабушке скорей

Отнести корзиночку,

Отправленную ей. (Красная Шапочка)

Воспитатель: Правильно, мы в сказке «Красная шапочка».

Воспитатель: На картинке изображены две дорожки, красная шапочка и серый волк, зайчата, ежики, на полянке изображены деревья, цветы, грибочки).

Воспитатель:

- посмотрите и скажите, что делают Красная Шапочка и серый волк? (идут по дорожкам).

- по какой дорожке идет Красная Шапочка? (по узкой).

- по какой дорожке идет волк? (по широкой)

- кто идет по короткой дорожке? (Волк).

- А Красная Шапочка по короткой дорожке идет? (по длинной).

- Покажите на картинке и назовите высокие и низкие предметы, высокие и низкие предметы (Ответы детей).

Воспитатель: Молодцы, хорошо справились.

Воспитатель: Проведем физкультминутку.  

Проводится физкультминутка.  

Все ребята дружно встали

(Выпрямиться)

И на месте зашагали.

(Ходьба на месте.)

На носочках потянулись.

(Прогнуться назад, руки положить за голову.)

Как пружинки мы присели

(Присесть.)

И тихонько разом сели.

(Выпрямиться и сесть.)

Воспитатель: Продолжаем наше путешествие.

В каждой сказке есть сказочный транспорт. Это и кареты, и летающие лодки. А вот старик Хоттабыч летал на ковре-самолете. Да только случилось с ковром несчастье. Завелась у Хоттабыча в шкафу моль и прогрызла в ковре дыры.

Задания:

- какого цвета заплатка в середине ковра? какой она формы?

- какого цвета заплатка в левом верхнем углу? какой она формы?

- какого цвета заплатка в правом нижнем углу? какой она формы?

- какого цвета заплатка в правом верхнем углу? какой она формы?

- какого цвета заплатка в левом нижнем углу? какой она формы?

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие. Нам уже пора из сказки возвращаться обратно в детский сад.

Давайте вспомним, в каких сказках мы побывали? Какие задания выполняли?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы «Формирование элементарных математических представлений дошкольников через проектную деятельность и моделирование»

Актуальность и перспективность опыта. “Умное” детство закладывает хороший фундамент интеллектуальной деятельности личности. Современные психологи (А. А. Венгер, С. П. Проскура и др...

Комплексное занятие «Формирование элементарных математических представлений старших дошкольников через сказку»

Цель: формировать математические представления старших дошкольников через сказку, выявить знания детей, полученные на занятиях в течение первого полугодия....

Тема самообразования на 2017-2018 учебный год «Формирование элементарных математических представлений дошкольников через использование современных технологий» старшего возраста.

Цель: совершенствовать теоретические знания, педагогическое мастерство; овладеть новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей; изучить и использовать в практике новейшие достижения ...

План по самообразованию на тему:" Формирование элементарных математических представлений дошкольников через дидактические игры"

В данном материале представлено планирование педагогической деятельности по теме " Формирование элементарных математических представлений дошкольников через дидактические игры"...

Обобщение опыта по теме: "Формирование элементарных математических представлений дошкольников через игровую деятельность"

Математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей....

Конспект педагогического совета: «Формирование элементарных математических представлений дошкольников через применение традиционных и инновационных технологий»

Повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросу формирования элементарных математических представлений у дошкольников посредством разнообразных форм работы, в том числе с испо...

«Формирование элементарных математических представлений дошкольников через проектную деятельность и моделирование»

Моделирование является одним из относительно «молодых» методов умственного воспитания. Развитие творческого воображения дошкольников и, основанной на нем, системе творческих способностей (...