проект "Нескучная математика".6-7 лет.
проект по математике (подготовительная группа)

Гусейнова Надежда Александровна

Краткосрочный проект по формированию элементарных математических представлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx38.82 КБ

Предварительный просмотр:

Краткосрочный проект

«Нескучная математики»

(подготовительная группа)

426110

Вид проекта: Групповой.

Участники: Дети 6 - 7 лет, воспитатели группы.

Продолжительность: Краткосрочный (2 недели).

Актуальность проекта:

И родители, и педагоги знают, что формирование элементарных математических представлений обладает уникальными возможностями для развития детей, а также – это мощный фактор развития ребенка, который формирует жизненно важные личностные качества воспитанников – внимание и память, мышление и речь, аккуратность и трудолюбие, алгоритмические навыки и творческие способности. Но, для выработки определенных элементарных математических умений и навыков необходимо развивать логическое мышление дошкольников. В школе им понадобятся умения сравнивать, анализировать, обобщать. Поэтому необходимо научить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению

Для формирования логического мышления у дошкольников лучше всего использовать игру. Пусть дети думают, что они только играют. Но незаметно для себя в процессе игры они вычисляют, сравнивают предметы, занимаются конструированием, решают логические задачи и т. д. Это им интересно, потому что они любят играть.

Роль воспитателя в этом процессе – поддерживать интересы детей. Обучая малышей в игре, нужно стремиться к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Учение должно быть радостным. Знания нужны не ради знаний, а как важная составляющая личности, включающая умственное, нравственное, эмоциональное и физическое воспитание и развитие.

Таким образом, актуальность данного вопроса и натолкнула на мысль создать проект «Нескучная математика».

Цель проекта: создание условий для формирования у детей элементарных математических способностей через игровую деятельность.

Задачи:

Образовательные:

• продолжать учить самостоятельно, составлять и решать задачки на сложение и вычитание в пределах 20;

• закреплять умение считать в прямом и обратном порядке в пределах 20;

• закреплять представления об объемных и плоских геометрических фигурах;

• активизировать и обогатить словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по заданной теме.

Воспитательные:

• формировать навыки самостоятельной работы;

• воспитывать положительную мотивацию и интерес к получению знаний;

Развивающие:

• Развивать у детей внимание, память, логическое мышление.

• Развивать умение создавать сложные по форме предметы из отдельных частей.

Ожидаемые результаты проекта:

На основе систематизации и обобщении знаний через игровую деятельность дети научаться самостоятельно, составлять и решать задачки на сложение и вычитание, будут сформированы навыки счета в прямом и обратном порядке в пределах 20. Дети смогут свободно действовать с объемными и плоскостными геометрическими фигурами в игровой деятельности. Полученные знания окажут положительное влияние на дальнейшее формирование логического мышления.

Описание проекта

Этапы реализации проекта:

1 этап подготовительный:

• Обсуждение темы проекта

• Подбор материалов для реализации проекта.

• Изготовление дидактических игр и наглядного материала.

• Работа с методическим материалом, литературой по заданной теме.

2 этап - практическая деятельность:

• Планирование деятельности.

• Реализация проекта.

Проектная карта:

День недели. Тема НОД. Работа с детьми.

Понедельник. Ситуация общения «Путешествие в прошлое счётных устройств» Сообщить детям о том, как люди научились считать и измерять, как возникла наука математика.

Вторник. Зачем нужен календарь? Упражнять детей в названиях дней недели, двенадцати месяцев, времен года и дат.

Среда. В царстве часов Дидактические игры «Что раньше, что потом», «Где мое место?»

Четверг. Аппликация «Моя семья» из геометрических фигур; Расширять знания о геометрических фигурах

Пятница Чтение художественной литературы:

Чтение рассказа «Все началось с пятерни»; Чтение сказки «О цифрах»; Чтение сказки «Единица-озорница»; Чтение рассказа «Откуда появилась неделька. Цель: Дать знания о математике, как о науке, в развлекательной форме.

Понедельник. Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет», «Кафе».

Учить применять детей знания для моделирования бытовых ситуаций.

Вторник. Математические задачи. Дать детям понятие, что такое математическая задача, научить придумывать и решать задачи.

Среда. Заучивание считалок; проговаривание скороговорок;

дидактические игры на развитие внимания, памяти, мышления. Игры на развитие счета: «Математические лабиринты».

Четверг . Аппликация «Закладка из

геометрических фигур». Цель. Расширяем представление о геометрических фигурах

Пятница. Сочинение сказок про геометрические фигуры Сборник сказок

3 этап – итоговый.

• Подведение итогов через ООД «Путешествие в мир математике». Изготовление лепбука «Занимательная математика».

• Постановка новой проблемы (Как можно использовать игру «Блоки Дьенеша», как можно использовать в театрализованной деятельности «оживленные» геометрические фигуры).

• Анализ проведенной работы.

Результат:

Детям была интересна и близка тематика проекта, поэтому дети с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях; любят решать математические задачки; с удовольствием сами придумывают задания для детей.

Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат не только в познавательном, речевом, но и в социальном развитии детей.

Давайте, ребята, учиться считать.

Давайте, ребята, учиться считать,

Делить, умножать, прибавлять, вычитать

Запомните все, что без точного счета

Не сдвинется с места любая работа.

Без счета не будет на улице света.

Без счета не сможет подняться ракета.

Без счета письмо не найдет адресата

И в прятки сыграть не сумеют ребята.

Летит выше звезд арифметика наша

Уходит в моря, строит здания, пашет,

Сажает деревья, турбины кует,

До самого неба рукой достает.

Считайте ребята, точнее считайте,

Хорошее дело смелей прибавляйте,

Плохие дела поскорей вычитайте,

Учебник научит вас точному счету,

Скорей за работу, скорей за работу!

(Ю. Яковлев)

Приложение 1.

Рассказ «Все началось с пятерни»

Помню, когда мне приходилось сидеть за первой партой, прямо перед учительским столом, я изо всех сил старался заглянуть в классный журнал и сообщить своим одноклассникам, кому какую отметку поставили. Но говорить во время урока нельзя, поэтому мне приходилось прибегать к помощи пальцев.

Поставили Фаворскому пятерку — я, растопырив пальцы, показываю пятерню. Поставили Королькову четверку — я четыре пальца поднимаю. Если надо было сообщить о тройке — в ход шли три пальца, а о двойке — два, о единице — один.

Я был страшно горд, что придумал такой остроумный способ. То, что он самый древний, какой только может быть, мне и в голову тогда не приходило.

Оказывается, в. былые времена у всех народов только такой ручной счет и существовал — другого не было. Надо было записать числа — пальцы заменялись палочками. Какое число — столько и палочек. Иногда их располагали лежа, порой стоя. Римские цифры, которые особенно похожи на ручной, палочный, счет, так и писались — стоя. А в наших нынешних цифрах, что пришли к нам от арабов, стоит, словно вытянутый палец, только единица. Остальные улеглись набок. Двойка — две лежащие палочки, только от быстрого письма соединенные между собой косым росчерком; тройка — три лежащие на боку палочки с двумя косыми росчерками. Пятерка — это как бы очертания пятерни с отставленным в сторону большим пальцем и согнутыми остальными. Недаром же наши слова «пять» и «пясть», что по-древнерусски значит «кисть руки», так похожи друг на друга.

А четверка, разве она не похожа на четыре лежащие рядом палочки?

На лежащие в ряд не похожа, а вот на прерывистый крестик, где каждая палочка соединена с другой скорописным росчерком, — очень.

Эти первые пять цифр — самые главные, потому что из них составляются все остальные.

О том, что у большинства народов цифры изображались палочками, лучше всего рассказывает единица. В разных странах ее писали по-разному. Но всюду она была похожа на нынешнюю единицу.

Скоро вы узнаете более подробно о каждой цифре и поймете, что без знания математики обойтись невозможно. Как, например, подсчитать, сколько нужно кирпичей для постройки дома, сколько металла для корабля или сколько дерева для детского кубика? Поэтому математику называют королевой всех наук. Выучите ее получше — станете «королями»!

Рассказ «Откуда появились название дней недели».

В неделе семь дней. Это число е разделишь ни на два, ни на три, ни на четыре части без остатка. Оно делиться только на само себя или на единицу. Вот его и назвали - НЕДЕЛЯ.

А понедельник – это значит день, который идет после недели. Вторник – второй, среда – третий, четверг – четвертый, пятница - пятый. А суббота? Как это слово понять? Суббота зачит «шесть» на языке древних вавилонян. Народа уже нет, а слово есть.

Рассказ «Семь пятниц на неделе».

Это образное обозначение человеческого непостоянства. Так говорят о том, кто часто меняет свои решения, постоянно отступает от своего слова, не выполняет обещаний, то есть те люди, на которых нельзя положиться и которым нельзя доверять.

По какой причине выбрана именно «пятница»? дело в том что пятница раньше была у многих народов ( а не только у славян) днем свободным, базарным, то есть днем исполнения различных торговых обязательств. В пятницу, получая деньги, давали честное слово привезти на следующей неделе заказанный товар. В пятницу, получая товар, обещали в следующий базарный день отдать полагающиеся за него деньги. О нарушающих эти обещания и говори, что у них семь пятниц на неделе.

Вполне возможно и другое происхождение этой поговорки под влиянием сближения в народе слов «пятница» и «пятиться», отступать от своего дела, идти

Сказка «Единица-озорница»

Единица шла-шла-шла

И еще одну нашла.

Ухватила бойко, превратила

В двойку,

Длинношеего гуся.

Сказка тут еще не вся (1+1=2)

С двойкой единица

Сотворила чудеса.

Поглядите, что за птица

Полетела в небеса! (2+1=3)

Нет, ее не удержать,

Будем сказку продолжать.

Единица, как стрела,

Мигом тройку догнала.

Выстрел меткий,

Точно в тире,

Превратились три в четыре (3+1=4)

Цифра сильная четыре,

Выжимать умеет гири.

Поднимает целый пуд.

Единичка тут как тут.

Четверка я ЧС тобой дружу,

Хочешь, фокус покажу?

Единичка ее хвать!

Превратила в цифру пять (4+1=5)

Эта цифра не простая,

Как пружинка завитая.

С непривычк трудновата,

Да ведь это не беда.

Вам бы надо с ней ребята

Подружиться навсегда.

5-пятерка в дневнике,

5-пять пальцев на руке,

5-у звездочки концов,

5- в скворечнике скворцов.

Вдруг примчалась единица

Снова единица-единица озорница.

Скачет, забавляется

К цифрам прибавляется,

Потому и сказочка

Наша не кончается( (5+1=6)

Вот шестерка в дом стучится

Дверь открыла единица:

«Проходите, проходите»

Ой, ребята, поглядите

Ведь шестерки нет теперь,

А семерка входит в дверь (6+1=7)

Что с тобою цифра семь?

Что ты сгорбилась совсем?

Единицу я ищу,

Стать восьмеркою хочу

Озорница вмиг нашлась

Сказка дальше понеслась (7+1=8)

Цифра восемь два колечка

Выбегает на крылечко

Поскакала в перевалку

Зацепилася за палку

И упала и пропала

Нет, она девяткой стала (8+1=9)

Это все ведь единица,

Единица-озорница,

Это все ее вина,

Палочка то ведь она.

По тетрадке, как лошадка,

Скачет весело девятка

Единичку к ней приделать

Будет палка и кружок

Было девять стало десять ( 9+1=10)

Цифры знаешь ты дружок.

Сказка «про цифры».

8- бублик,

9 – кот с хвостом.

Отправляемся в путешествие. Дорога выводит нас к сказочному домику. Наконец-то мы сможем там отдохнуть. И вдруг у самых дверей раздался загадочный голос: «Вы сможете зайти, если ответите, на что похожи окружающие вас предметы».

Ну что ж, давайте попробуем.

В небе парит ласточка (это цифра 3). В пруду плавает уточка (2). Пахнет сеном, у крыльца лежит серп (5). Вставляем ключ в дверной замок (6) и открываем дверь. Вешаем курточки на сломанный крючок (1). Вкусно пахнет бубликами, да не простыми, а слепленными по два (8). У печки стоит кочерга (7). А на печке греется кот, у которого хвост свисает справа налево(9). Поставили у стола, перевернутый стул (4), поели бубликов и тронулись в обратный путь. А на уроке математики попробовали все это (все-все) нарисовать. Нужно только, чтобы этот домик был действительно математическим.

Веселые стихи

Как нет на свете

Без ножек столов,

Как нет на свете

Без рожек козлов,

Котов без усов

И без панцирей раков,

Так нет в арифметике

Действий и знаков.

Я – ПЛЮС,

И этим я горжусь!

Я для сложения гожусь.

Я – добрый знак соединенья,

И в этом мое предназначенье.

СЛОЖЕНИЕ.

Чтобы правильно сложить,

Надо правильно дружить.

Если ссора или сраженье.

Не получиться сложенья.

Сложим стих, прибавим смех,

Выйдет песенка для всех!

За тобою и за мной

Запоет весь шар земной! (А. Стройло)

Я - МИНУС.

Тоже добрый знак.

Ведь не со зла я отнимаю,

А свою роль лишь выполняю.

ВЫЧИТАНИЕ.

Проходила наша Таня

С малышами вычитанье.

Вычитанье как понять?

Надо что-нибудь отнять.

У Аришки – орешки

У Маришки – матрешку,

У Андрюшки новый мяч.

Во дворе – и вой, и плач.

Получился ответ:

Игрушки есть – подружек нет, (А. Стройло)

Вычитаем!

Начинаем

Изо всех ручьев и рек

Вычитать и снег и лед,

Будет птичий перелет.

Сложим солнышко с дождем

И немного подождем…

И получим травы,

Разве мы не правы? (Э. Мошковская)

«Путешествие в царство математики».

Программное содержание:

Совершенствовать у детей навыки счета в пределах 10;

Продолжать учить воспроизводить геометрические фигуры по образцу, составлять из них различные формы, учить самостоятельно делать анализ;

Развивать память, воображение, логическое мышление, внимание, усидчивость, пространственное восприятие.

Воспитывать желание учиться, любовь к знаниям, школе.

Методы и приемы:

Вводная беседа, вопросы воспитателя, указания, художественное слово (стихи, загадки),

Игровой прием, поощрение, итог занятия.

Материал к игре:

Лист бумаги и карандаш для каждого ребенка, геометрические фигуры: квадрат (разрезанный на 2 части), 3 прямоугольник (разрезанный на 3 части), круг, 4 треугольника, 9 вариантов кошек и 2 варианта петушков, составленных из геометрических фигур, разных форм и цветов, игровая карта с остановками, мел, учебная доска.

Ход занятия:

Воспитатель:

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в царство математики, в которое берут только тех, кто правильно ответит на вопросы.

1. Сколько ножек у котенка?

2. Сколько глаз у мышонка?

3. Какой сегодня день недели?

4. Назови все дни недели

5. Сколько ножек у орла?

6. Сколько рожек у козла?

7. Сколько звезд на небе?

8. Сколько глаз, ушей вместе у щенка?

Мы должны отправится в путь по карте, останавливаясь на каждой остановке и отвечая на вопросы.

1 остановка ЗАДАЧА.

1. К серой цапли на урок прилетели 5 сорок, а из них лишь 3 сороки приготовили уроки. Сколько лодырей сорок не приготовили урок? (2)

2. Ну-ка сколько ребят с горки покатились, 2 в саночках сидят, а один дожидается. (3)

3. Как-то 4-ро ребят с горки покатились, двое в саночках сидят, сколько в снег свалились. (2)

4. Вяжет бабушка-лисица 2 внучатам рукавицы, подарю вам скоро внуки рукавичек по 2 штуки, берегите не теряйте, сколько всех пересчитайте? (4+4=8)

2 остановка «ФИГУРНАЯ»

1. Сложите 2 квадрата из 2х геометрических фигур.

2. Сложите прямоугольник из 3х геометрических фигур.

3. Запомните и по памяти и выложите петушка из геометрических фигур.

3 остановка «ВЕСЕЛЫЕ КОТЫ»

1. Детям показывают 8 экземпляров аппликативных кошек. Необходимо всем вместе составить 9ю кошку, чтобы она была ничем не похожа на других кошек.

ФИЗМИНУТКА

Раз, два – выше голова,

Три, четыре – руки шире,

Пять, шесть – тихо сесть,

4 остановка ЗАДАЧА

1. Сколько треугольников можно получить из одного квадрата? Сосчитай.

5 остановка «ШКОЛЬНАЯ»

Работа с карточкой с семью дорожками:

1. На первых 2х дорожках зачеркнуть лишнюю фигуру.

2. Нарисовать фигуры, которых не достает.

3. Какие фигуры можно получить путем соединения точек.

6 остановка «ЗАГАДКА»

1. Под кустами у реки, жили майские жуки, дочка, сын, отец и мать, кто их может сосчитать?

2. 7 гусей пустились в путь, 2 решили отдохнуть, сколько их под облаками, сосчитайте дети сами?

3. Рада Аленка нашла 2 масленка, да 4 в корзинке, сколько грибов на картинке.

7 остановка «ШКОЛА»

Воспитатель: Дети, мы с вами проделали большой путь, пройдя тропинками знаний, преодолели много препятствий и наконец-то мы у цели. Мы пришли в школу, а значит, мы с вами подготовились к тому, чтобы стать учениками. На этом наше путешествие заканчивается. Школа ждет вас.

«Путешествие в прошлое счётных устройств»

Программное содержание: формирование элементарных представлений детей об исследовательской деятельности человека и её результатах (любое исследование приводит к появлению чего - то нового, необходимого для развития общества, для облегчения труда человека) .

Образовательные задачи:

- познакомить детей с историей счетных устройств, с процессом их преобразования человеком (подача материала производится с опорой на имеющий опыт дошкольников)

Развивающие задачи:

- развивать ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира

- активизировать познавательную деятельность детей

Воспитательные задачи:

- воспитывать любознательность

- воспитывать умение работать сообща, в подгруппах

Материалы и оборудование: картинки, рисунки счетных устройств, камешки, веревочки, счетные палочки, счеты, калькуляторы, ноутбук.

Ход занятия

I. Вводная часть.

Организационный момент. Введение в тему. Постановка цели занятия

Младший воспитатель, сидя за столом, производит вычисления на калькуляторе.

- Чем Вы занимаетесь, Валентина Ивановна? Что делаете? (считаю)

- Мальчики и девочки, а на чем считает Валентина Ивановна? (считает на калькуляторе)

-Что это за предмет такой? (это счетное устройство)

- Для чего он нужен? (калькулятор нужен для облегчения счета)

- А на чем и как считали люди раньше, вы знаете? Хотите узнать?

- Знаю, что вы любите путешествовать. Сегодня я предлагаю вам отправиться в прошлое счетного устройства.

II. Основная часть.

1. Рассказ воспитателя об истории возникновения счетных устройств.

- Присаживайтесь поудобнее и слушайте.

Счетные устройства использовались людьми ещё в древности для выполнения денежных расчетов (сегодня они используются во всех сферах человеческой деятельности)

История счетных устройств уходит далеко в прошлое. Накопление запасов, дележ добычи, торговля – все это было связано со счетом, с вычислениями. Нужно было на чем – то считать. Для подсчетов люди стали использовать собственные пальцы. (Слайд №2) Пальцы и были самым первым счетным устройством. Когда для счета перестало хватать пальцев на руках. Люди стали использовать каменные палочки, узелки. (Слайд №3)

Считать приходилось много, становилось все сложнее и сложнее, и совершенно естественно возникла потребность в изобретении устройств, помогающих счету, т. е. счетных устройств.

Первый помощник человека в счете появился очень давно (в V в. До н. э.) в Греции и Египте, и назывался абак. (Слайд №4) «Абак» - слово греческое, переводится как «счетная доска». Это была обычная доска с полосками, вдоль которых складывались камешки. Потом абак изменился, на нем появились металлические прутья с косточками. Существовала целая наука о счете при помощи этого счетного устройства. Этим счетным устройством пользовались еще долгое время, много – много веков и столетий (даже в Западной Европе) .

С развитием торговли, расчеты стали более сложными, люди (ученые) решили переложить этот труд на плечи машин. И в XVII столетии стали появляться первые механические счетные машины. Французский математик Блэз Паскаль изобрел первое счетное устройство - счетчик – регистратор (Слайд №5, затем немецкий физик и математик Лейбниц создал ступенчатый вычислитель. Эта счетная машина умела складывать, вычитать, умножать, делить.

После появлялись еще счетные машины, которые постепенно усложнялись.

В XIX веке петербургский инженер Однер создал арифмометр (Слайд №6, который позволил считать быстрее и притом большие числа.

Немного позднее было создано другое счетное устройство – табулятор (первая электромеханическая счетная машина) (Слайд №7) .

Наряду с механическими счетными устройствами люди начинают выполнять вычисления на русских счетах (массовое счетное устройство) (Слайд №8). До сей поры люди иногда используют это счетное устройство для вычислений.

Изобретатели создают в XX веке и калькулятор (Слайд №9) (римское calculi – камешки (вычислять, который работает сначала от розетки, затем от батареек.

Считать с каждым годом приходится все больше, сложнее. У людей возникает желание упростить систему расчетов. Появляется компьютер (англ. Computer – считаю) – машина для приема, переработки, сохранения и выдачи информации в электронном виде. (Слайд №10)

Устройство, которое можно назвать первым компьютером, изобрел английский математик Чарльз Беббидж, но построить этот прибор ему не удалось. Первый автоматический компьютер IBM в 1944 году (в прошлом веке, весил 35 тонн и занимал несколько комнат.

Постепенно ученые – изобретатели усовершенствовали компьютер, и в конце XX века (в 1981г.) появились первые компьютеры – персональные, для частного, домашнего использования.

(Слайд №11) Современные компьютеры состоят из системного блока и внешних устройств: монитора, клавиатуры, мыши; к ним добавляются такие устройства, как принтер, сканер, акустическая система (колонки, джойстики).

Изобрели и переносные микрокомпьютеры – ноутбуки, карманные компьютеры – планшеты.

Физкультминутка.

Раз – подняться, потянуться,

Два – нагнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка,

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

Во время проведения физминутки предложить одному из детей с помощью счетных палочек посчитать количество действий, выполняемых детьми.

2. Практическая часть

Предложить детям разделиться на подгруппы и произвести вычисления с помощью различных счетных устройств:

- пальцы

- узелки

- камни

- счеты

- калькулятор

Примеры для вычисления даются детям на карточках.

После выполнения вычислений, дети проводят взаимопроверку.

III. Заключительная часть.

Рефлексия.

- О чем сегодня шла речь на занятии? (слушали рассказ о счетных устройствах, об их происхождении)

- Какое было самое первое счетное устройство? (пальцы)

- Какие счетные устройства вы еще запомнили?

- С помощью какого счетного устройства производят вычисления сейчас?

- Назовите самое современное счетное устройство.

- Перечислите основные и дополнительные части компьютера.

- И в заключении я предлагаю вам отгадать загадки об устройстве компьютера. (см. Приложение 1)

Приложение 1.

1. По десятку на листочке

Сели умные кружочки.

И считают громко вслух,

Только слышно: стук да стук!

(счеты)

3. Что за чудо – агрегат,

Может делать все подряд –

Петь, играть, читать, считать,

Самым лучшим другом стать.

(компьютер)

4. На столе стоит сундук,

В сундуке окошко.

Можно видеть чудеса,

Если знать немножко

(монитор)

5. На доске по строчечке

Разместились кнопочки.

Догадайтесь, мальчики

Как здесь тыкать пальчиком?

(клавиатура)

6. По ковру зверек бежит,

То замрет, то закружит,

Коврика не покидает,

Что за зверь, кто угадает?

(компьютерная мышь)

7. То – то радость, то – то смех,

На бумаге без огрех,

Из какой коробки лезет,

Текст на удивленье всех?

(принтер)

8. Если что – то отключить,

То компьютер замолчит,

Тугоухий, как медведь –

Ничего не сможет петь.

(колонки, акустическая система)

Конспект НОД в подготовительной группе «Календарь»

Цель: практическое использование календаря.

Задачи:

-закреплять знания о последовательности календарных месяцев, смене времен

года и сезонных изменениях, выявлять и исправлять ошибочные

представления;

- закреплять умения устанавливать причинно – следственные связи;

- закрепить знания о дате своего рождения;

- вызвать заинтересованность к изготовлению календаря для группы;

Материалы и оборудование: выставка календарей (отрывные, настенные,

карманные, перекидные, ежедневные) ; картинки– листочков календаря

последние дни года (по количеству детей, карандаши, краски, пластилин,

кисточки по количеству детей.

Ход НОД:

1. Добрый день, ребята! Я очень рада вас видеть.

Улыбнитесь, ребята, друг другу. Подарите кусочек тепла и хорошего

настроения.

Ребята, вы любите загадки разгадывать?

ЗАГАДКА

Сам дней не знает,

А другим указывает. (календарь)

-Сегодня мы поговорим о календарях. Человек с древних времен пытался постигнуть тайну времени. Наблюдал за изменениями, которые происходили вокруг: в природе, наблюдал за Солнцем, Луной и звездами. Так люди придумали календарь. Время, как воздух — мы не видим его, но оно регулирует нашу жизнь.

.Первый календарь появился очень давно, 30 тысяч лет назад. Он был сделан из гигантских плит, которые располагались по кругу. Плит было 12.

-Как вы думаете, почему? (12 месяцев)

Затем люди придумали календарь поменьше, из камней, он был тоже круглой формы

.Через много лет люди придумали бумажный календарь (в виде книги)

Сейчас много различных календарей

.настенные календари, настольные, календарь- пирамида, карманные календари

С помощью календаря мы узнаём какое число, день недели, месяц, год.

3. Сегодня я принесла вам настенный календарь. Давайте рассмотрим его.

На нём видно сразу все 12 месяцев. Это целый год.

Обратите внимание, цифры на календаре чёрного и красного цвета. Как вы думаете, почему? (чёрным цветом обозначают рабочие дни, а красным выходные и праздничные дни)

-Посмотрите, этот календарь тоже настенный. На нём видно только три месяца:

Настоящий (в середине, прошедший (наверху) и будущий (внизу)

На календаре есть передвижное окошко, которое показывает какое сегодня число.

А ещё есть магнитный календарь, который можно прикрепить на холодильник.

А вот отрывной календарь. Посмотрите, у него каждый листок это один день, и сколько их много! 365 – столько дней в году. Ребята вы знаете, что Земля вращается вокруг Солнца и за 1 год делает один оборот вокруг него.

Вопрос: прошло 3 года. Сколько оборотов сделала земля вокруг Солнца?

Молодцы, правильно 3

День проходит, и листок отрывают, календарь становится всё тоньше и тоньше. Давайте оторвём по листочку.

Дыхательная гимнастика

-Посмотрите, у вас есть листок отрывного календаря. На нём написано число, день недели, месяц. Про время говоря, что оно летит. Сейчас мы подуем на листочки. Воздух вдыхаем носом, выдыхаем ртом.

Стук в дверь и громкий плач.

Ой, ребята, что-то случилось. Я сейчас посмотрю.

В-ль: Посмотрите, дети, к нам пришел Мишутка. Он очень расстроен, я кое как его успокоила.

Мишутка: Здравствуйте ребята. …Забыл, день рождения свой забыл! Хотел пригласить друзей к себе в гости, а теперь все веселье пропадает! Может быть вы сможете мне помочь? (Да)

В-ль: Как, ты не знаешь, в каком месяце родился?

Мишутка: Знаю – зима! (Нет, это не месяц, а время года).

В-ль: Правильно, ребята, а ты, дружок, не огорчайся, я думаю, что мы вместе во всем разберемся и найдем дату твоего рождения, ведь дети наши много знают и о днях недели, и о месяцах, и о временах года, и даже о календаре!

Какое сейчас время года?

Какое был до этого?

Какое время года будет следующим? (ответы детей)

В-ль: Молодцы, ребята, вы правильно ответили на все вопросы! А теперь давайте вспомним, как называется первый осенний месяц? (Сентябрь). Назовите приметы осени.

Мишутка: Стало жарко и все люди купаются (Нет, не правильно, стало холодно, лужи покрылись корочкой льда, идет листопад, птицы улетают на юг).

В-ль: Назовите приметы зимы (Много снега; сильные морозы; люди тепло одеты)

А приметы весны? (Сильнее пригревает солнышко, и появляются первые цветы; висят сосульки; прилетают птицы и вьют гнезда)

Мишутка: Вспомнил! Летом все купаются! (Да, летом на пляже)

Я точно помню, что я родился зимой, но не в Новый год. Хотя тоже какой-то праздник был!

В-ль: Так, уже ближе к истине. Не волнуйся, скоро мы найдем ответ, а пока поучись с нами, послушай, а можешь и поучаствовать с нами в беседе.

Один год разделён на месяцы и времена года. Сколько их? Давайте перечислим.

Мишутка: Я вот все смотрю на календарь, смотрю…а почему некоторые дни выделены красным цветом? (Это выходные; еще праздники, когда все отдыхают и не ходят в садик и на работу)

В-ль: Да, это субботние, воскресные и праздничные дни. Ну, Мишутка, раз ты родился зимой, то по календарю это могут быть только три месяца, какие, ребята (Декабрь, январь и февраль). И праздник был, значит он отмечен красным цветом, но не Новый год. (Дети ищут по календарю еще зимние праздники – Ура! Нашли)

В-ль: Молодцы! Это 23 февраля, праздник защитников отечества! Календарь помог нам решить трудную задачу!

Мишутка: Точно! Вспомнил! Как бы опять не забыть…

В-ль: А чтобы не забыть надо иметь что (Календарь). Да, мы на память тебе решили подарить карманный календарик, а день твоего рождения, на всякий случай обведем карандашом.

Мишутка: Спасибо, дети! Теперь надо подготовиться ко дню рождения. Давайте поиграем.

Проводится физкультминутка «Дни недели», дети выполняют соответствующие движения.

В понедельник я купался,

А во вторник рисовал,

В среду долго умывался,

А в четверг в футбол играл,

В пятницу я прыгал, бегал,

Очень долго танцевал.

А в субботу - воскресенье

Целый день я отдыхал

Мишутка: Я тоже хочу знать, когда вы родились! (Дети отвечают). Столько много дат я не запомню! (Надо в мишуткином календарике нарисовать)

4. В-ль: Ребята, а какой ещё приближается праздник, который мы все любим? (Новый год)

Давайте посчитаем, сколько дней осталось до нового года? А может мы свой календарь сделаем и каждый день будем листочки отрывать.

Перед началом работы Пальчиковая гимнастика

Пальчики уснули, в кулачок свернулись

1,2,3,4,5 – захотели поиграть.

Разбудили дом соседей –

6,7,8,9,10 – веселятся все кругом.

Но пора вернуться в дом.

10,9,8,7,6 – калачиком свернулся.

5 – зевнул и отвернулся,

4,3,2,1 – снова в домике мы спим.

Ребята на листочках рисунки не цветные. Я вас попрошу раскрасить листочки. Для этого выберите по желанию; краски, цветные карандаши, пластилин.

Творческая работа детей.

5. Итог НОД

-Как называются календари, которые висят на стене? (настенные)

-Как называются календари, которые стоят на столе? (настольные)

-Как называются календари, которые можно положить в карман? (карманные)

-Я вам дарю карманные календарики (раздать)

Дидактическая игра «Что раньше, что потом».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по математике и обучению детей правилам дорожного движения в подготовительной группе «Математика в дороге»

Программное содержание: Совершенствовать навыки счета в пределах 10, учить на наглядной основе составлять и решать задачи на сложение и вычитание, закрепить умение измерять длину предмета с помощью ус...

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

конспект по математике " Юный математик"

Группа: Подготовительная , старшая.Технология: Социо-игровая Цель:Развитие логического мышления через блоки Дьенеша.Задачи: Развитие умений рассшифровывать ( декодировать информацию)о наличии или...

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности физкультура+математика "Путешествие по островам королевы математики в старшей группе.

Интегрированная организованная образовательная деятельность физкультура+математика "Путешествие по островам  "Королевы математики"...

Конспект занятия по математике в подготовительной группе "Путешествие в страну Математики"

Конспект занятия по математике в подготовительной группе "Путешествие в страну Математики" Программное содержание. Закрепить с детьми свойства геометрических фигур (цвет, форма, величина), ...