Конспект занятия по математическому развитию в подготовительной группе: «Пера-Богатырь».
план-конспект занятия по математике

Закрепление знаний о Коми крае, через использование различных развивающих математических игр и упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_3.docx17.78 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по математическому развитию в подготовительной группе.

Тема «Пера-Богатырь»

Конспект занятия по математическому развитию в подготовительной группе.

Тема «ПераБогатырь»

 Интегрированное занятие по формированию элементарных математических представлений Подготовительная группа.

 Цель: Закрепление знаний о Коми крае, через использование различных развивающих математических игр и упражнений.

Задачи: Развивать у детей способность ориентироваться в системе координат. Упражнять детей в подборе фигур с целью составления силуэта «Танграм» Закрепить знание цифр 1-20, их последовательность в числовом ряду. Развивать умение определять числовое значение палочек Кюизенера.

Упражнять детей в умении расшифровывать информацию о наличии или отсутствии определенных свойств у блоков Дьенеша по их знаковосимволическим обозначениям. Развивать внимание, логическое мышление, конструктивные способности. Расширять знания о коми фольклоре. Закрепить знания о животных и птицах нашего края. Воспитывать любовь к Родине, самостоятельность, желание помочь.

Материал: листы с заданием «Соедини цифры», игра «Математический планшет» геометрические фигуры, игра» «Сложи узор», схемы букв, головоломка «Танграм», схемы животных, палочки Кюизенера, альбомный лист с нарисованными геометрическими фигурами, блоки Дьенеша, дерево с дуплом, нарисованное на ватмане, буквы слова «дупло», логическая таблица, схемы к блокам Дьенеша, стрела.

Ход:

В-ль: - Ребята, сегодня, около детского сада, я нашла вот такую стрелу. Как вы думаете, кто мог ее потерять? (Иван-царевич, охотник, лучник). Вы хотите узнать, чья это стрела? Чтобы узнать хозяина стрелы, нужно соединить цифры по порядку от 1 до 20. На полу лежат листы бумаги с цифрами и фломастеры. Выбирайте любой лист. (Дети выполняют задание).

В-ль: Ребята вы узнали кто это? (Пера-богатырь)

 Раздается стук в дверь. Входит Пера-богатырь.

Пера: Здравствуйте, ребята. Еле дошел до вашего детского сада, так я устал обессилел. Беда у меня случилась! Был у меня волшебный эликсир из целебного таежного мха изготовленный. Этот эликсир давал мне силушку богатырскую. Охранял я нашу Коми землю от врагов и от нечисти лесной. Не заметил как прокралась ко мне в избу злая, хитрая Баба-Ема и похитила волшебный эликсир. Теперь мои силы тают с каждым днем. Не могу я больше заниматься своим любимым делом-охотой, помогать и защищать людей. Я услышал что в детском саду есть смелые, умные и любознательные дети, готовые помочь тем кто попал в беду!

 В-ль: Ребята, вы хотите помочь Пере-богатырю? (да). А что мы можем для него найти? (эликсир силы)

Пера: Я знаю один секрет, который поможет вам в поисках эликсира! У Бабы-Емы есть словоподсказка, которое указывает на место, где спрятан эликсир. Буквы этого слова она разбросала, чтобы найти их, надо выполнить трудные задания. Вы не боитесь трудностей?

 В-ль: А какие качества характера нам могут понадобиться в пути (смелость, ум, смекалка).

Я уверена, Пера, что наши дети справятся со всеми заданиями и найдут эликсир.

Пера: Спасибо, вам ребята! Я буду ждать вас в своей избе. До, встречи! (уходит).

В-ль: А мы отправляемся в путь.

 1. Ребята мы с вами оказались в северной части нашей республики. А как называется эта местность вы попробуйте угадать. Здесь березы по - колени Щиплют мох стада оленьи Их пасет с семьей каюр Дом у них из дымных шкур. (тундра)

 В тундре живет семья оленеводов. У оленей закончился корм и оленеводы переезжают на новое стойбище Начинается пурга и им нужно срочно построить новое жилище, оленеводы  боятся, что не успеют. Ребята, а как называются дом оленеводов? (чум). Мы построим много хороших и крепких чумов. А строить чумы будем с помощью математических планшетов.

Занимайте места. (Задание выполняется стоя за столом).

На подносах лежат геометрические фигуры. Ими вы будете обозначать точки на планшете.

1. Ромб нужно поставить на точку А1

2. Квадрат нужно поставить на точку Д2

3. Прямоугольник на точку А5

4. Трапецию на точку Д4

 5. Овал на точку А2

6. Круг на точку Б3

7. Треугольник на точку А4

Ребята скажите в какой точке планшета находится круг? (Б3)

 В какой точке планшета находится трапеция? (Д4)

 В каком углу планшета находится ромб? (в нижнем левом)

В каком углу планшета находится прямоугольник? (в нижнем правом)

Соедините одной резинкой ромб и трапецию. Другой резинкой прямоугольник и квадрат.

Третьей резинкой соедините круг, овал и треугольник. Посмотрите у вас получились прочные и красивые чумы. Молодцы, вы хорошо поработали!

Семья оленеводов очень рада и говорит вам большое спасибо. Пургу они переждут в своих новых чумах. Ребята, кому легко было выполнять это задание поднимите руки вверх, кто испытывал затруднения, поставьте руки на пояс.

Оленеводы нашли для нас первую букву слова-подсказки. Какая эта буква? Д

2. Идем дальше. Здесь на пеньке сидит девушка из коми сказки, а как ее зовут попробуйте угадать. Я прочитаю отрывок из сказки.

… Шел однажды по лесу старик и увидел под елкой девочку-красавицу. Рассказала девочка, что она невеста Пипилис сокола. Мачеха ее в чащу бросила на съедение зверям. Старик взял девочку к себе на воспитание. Как называется эта сказка? (Марпида-царевна)

 Мы попали в сказку к Марпиде –царевне. Решила Марпида-царевна расшить свой сарафан бисером и драгоценными камнями. Взяла свою коробку с драгоценными камнями и случайно уронила. Один камень с коробки потерялся. Царевна никак не может его найти. Давайте, ребята, мы вместе его поищем.

Вот коробка с драгоценными камнями. (логическая таблица) На что похожи камни? (на геометрические фигуры). Скажите сколько рядов камней в коробке? (три). Посмотрите внимательно на первый ряд. Чем отличаются друг от друга камни (цветом, формой, элементами коми орнамента) Посмотрите на второй ряд. Что изменилось (камни лежат в другом порядке, изменился цвет, расположение элементов). Обратите внимание на третий ряд и скажите какого камня не хватает? (овала, фиолетового цвета, внутри элемент рога)

 Почему вы решили, что именно этот камень потерялся?

 Молодцы ребята, вы отлично справились! Марпида-царевна нашла для нас вторую букву слова-подсказки( У)

3. Продолжаем путешествие. Мы с вами оказались в таежном лесу. А как называется тайга на коми языке? (парма). Прислушайтесь, как здесь тихо, неслышно пения птиц, невидно следов зверей. Этот лес заколдован! Хотите расколдовать его? Для этого нужно населить лес только теми животными и птицами, которые живут в нашей республике. Собирать животных мы будем из головоломки «Танграм». Выбирайте схему и начинайте строить.

Каких зверей и птиц вы собрали? (медведь, заяц, лиса, утка, гусь, чайка) Каких животных вы не выбрали? (страус, лев, верблюд). Почему? (Это африканские животные) (Звучит аудио запись «Звуки леса»)Ребята у вас все получилось! Лес ожил! Послушайте как весело поют птицы.

Звери нашли в лесу еще одну букву (П)

 4. Люди нашего народа очень хорошие рыболовы и охотники. Мы с вами сейчас тоже превратимся в охотников и узнаем, кто самый меткий! А чтобы не обижать зверей стрелять будем по мишеням. Выбирайте любую мишень. А стрелы палочки Кюизенера. (Один ребенок выполняет задание на мольберте).

1. Палочку соответствующую числу 7 нужно положить внутри круга и треугольника, но вне квадрата.

2. Палочку соответствующую числу 5 внутри квадрата и круга, но вне треугольника.

 3. Палочку число 10 внутри квадрата, но вне круга и треугольника.

 4. Палочку число 9 внутри треугольника, но вне круга и квадрата.

5. Палочку число 4 внутри всех трех фигур.

6. Палочку число 8 вне всех фигур.

Умницы, вы меткие стрелки! Посмотрите одна стрела упала в лесу рядом с буквой словаподсказки. Какая это буква?( Л).

Ребята мы все ближе к цели нашего путешествия! У нас уже четыре буквы слова подсказки. Посмотрите кто это сидит на пеньке? Это леший-Вэрса. Леший не пропустит нас дальше, если мы выполним его задание. Леший хочет,чтобы на его избушке крупными буквами было написано его имя. И тогда издалека будет видно, кто хозяин жилья. Сам Леший писать не умеет и букв не знает, поэтому надеется на нашу помощь. Собирать имя Лешего мы будем из кубиков игры «Сложи узор».

 Выберите любую схему-букву и начинайте собирать. (дети собирают буквы и составляют слово) Проверьте, правильно ли вы составили слова.

Ребята, вы молодцы! Леший очень вам благодарен! Около своей избушки он нашел последнюю букву.

 Эта буква( О).

Итак мы можем узнать место, где Баба-Ема спрятала эликсир.

Кто хочет собрать слово подсказку? (один ребенок собирает) ДУПЛО.

 В одном из деревьев должно быть дупло. Найдем его. Вот оно.

Ребята, а дупло то запечатано. Баба-Ема закрыла его на десять замков. Чтобы открыть замки нужно найти ключи. Вот здесь лежат ключи. Их нужно подобрать соответственно схеме. (дети подбирают блоки по схемам).

Давайте рассмотрим какие ключи вы нашли. (Дети с помощью схем находят нужный камень и объясняют, какой он поцвету размеру, форме, толщине)

А теперь переверните ключ, на обратной стороне цифра. Подойдите к дереву и вставьте ключи в замки.

Ребята посмотрите замки открылись! Вы все правильно сделали! А вот и эликсир! (достает из дупла бутылку с эликсиром) Мы нашли его! Молодцы ребята! Мы отправим эликсир Пере с лесной почтой. (Входит ребенок в костюме дятла) В-ль. Держи дятел. Доставь эту посылку Пере-богатырю в избушку. (Ребенок уходит) В-ль: А пока Пера набирается сил, давайте посчитаем до 10 по коми. (Дети считают до10 на коми языке).

Входит Пера: (под рубашку одета куртка) Добрый день, ребята. Как же я рад, что моя сила вернулась! Не страшны теперь мне звери дикие и враги лютые. Большое спасибо вам! Ребята, а кому вы еще помогли в пути? Какие трудности испытывали? Что показалось самым трудным? Что вам больше всего понравилось?

 Ребята у меня для вас есть сюрприз! Кроме волшебного эликсира силы, у меня есть эликсир здоровья и эликсир красоты. Я хочу вас ими угостить! Попробовать можно только один. Чего бы вы хотели для себя силу, здоровье или красоту? В-ль : Сейчас мы пойдем в группу и попробуем волшебный эликсир. (Дети уходят в группу ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математическому развитию в подготовительной группе"Цветные числа"

Конспект занятия по математике с использованием палочек Кюизенера в подготовительной группе "Цветные числа"...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО МАТЕМАТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ "ЭКСКУРСИЯ ПО ГОРОДУ".

Конспект содержит игровой материал занимательного характера, который может быть использован для проверки  уровня усвоения детьми программного материала по математическому развитию....

Конспект занятия по математическому развитию в подготовительной группе"Умники и умницы"

НОД по математическому развитию в форме игры "Умники и умницы" в подготовительной группе...

Конспект занятия по математическому развитию в подготовительной группе «Путешествие Колобка»

Продолжать учить составлять и решать задачи на сложение и вычитание, развивать логическое мышление, память, воображение, внимание; сообразительность....

Конспект занятия по математическому развитию в подготовительной группе. Тема: "Я могу построить домик"

Конспект занятия направлен на развитие элементарных математических представлений у детей подготовительной группы....

Конспект занятия по математическому развитию в подготовительной группе "Поможем Фиксикам"

Занятие представляет собой игру-путешествие с использованием  STEAM- технологий (математическое развитие и лего-конструирование)....

Конспект занятия по математическому развитию в подготовительной группе: Знакомство с понятием «отрезок» и его обозначением.

Знакомство с понятием отрезок. Научить детей пользоваться линейкой, упражнять в чертеже отрезков заданной длины....