Состав числа 10 и решение задач.
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Анна Витальевна Леонтьева

Цель: Определить следующие умения детей: называть состав числа 10; ориентироваться  на листе бумаги и  во времени; решать логические задачи с математическим содержанием; сравнивать два числа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sostav_chisla_10_i_reshenie_zadach.docx32.98 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  занятия по математическому развитию

 для детей  подготовительной группы ДОУ.

Подготовила: воспитатель 1-й квалиф. категории  Леонтьева Анна Витальевна.

Тема: Состав числа 10 и решение задач. 

(Повторение и закрепление ранее изученного материала).

Цель: Определить следующие умения детей: называть состав числа 10; ориентироваться  на листе бумаги и  во времени; решать логические задачи с математическим содержанием; сравнивать два числа.

Образовательные задачи: 

- закрепить прямой  и обратный счёт в пределах 10;
- повторить образование числа 10;

- закрепить знания о   частях суток, днях недели, весенних месяцах;
- закреплять умение решать логические задачи,
 «записывать» их, используя знаки «+», «—», «=» и сравнивать два числа с помощью знаков.

- видеть алгоритм классификации;

- продолжать учить ориентироваться на листе бумаги;

- продолжать формирование мыслительных операций (анализа, сравнения, обобщения);

- формировать навык полных ответов на вопросы.

Развивающие задачи:

- развивать наблюдательность, речь, умение высказывать и обосновывать свои суждения;

- развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление;

- развивать  творческое воображение, фантазию.

Воспитательные задачи:

- продолжать воспитывать интерес к  НОД по математическому развитию;

- развивать умение самостоятельно планировать свою работу;

- воспитывать стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации;

- умение радоваться своему успеху и успеху своего товарища.

Методы и приемы:

- моделирования игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации,

- упражнения на логическое мышление   творческого характера,

- вопросы к детям,

- использование дидактических пособий, наглядного материала,

- физкультминутки, технических средств.

Материалы

Для воспитателя: цифровой набор, знаки, игрушки(зайчата 10шт.), мяч, схемы.

Для детей: тетрадь, простой карандаш, набор цифр и знаков, счётные палочки, набор с геометрическими фигурами, карточки.

Литература: "Математика в ДОУ" Новикова В.П.; "Формирование математических представлений" Казинцева Е.А.

План занятия:

  1. Игра  "Выбираем  транспорт"(работа в тетради).
  2. Вопрос - ответ.
  3. Загадки на смекалку.
  4. Сидя за столом (цифровой набор).
  5. Поиграем.
  6. Решим задачи.
  7. Физминутка.
  8. Сидя за столом (счётные палочки).
  9. Отгадай-ка (логическая задача).
  10.  Дополнительные игры на логику (если осталось время).
  11. Итог.

Ход занятия.

- Ребята все вы выросли, стали взрослей, умней, много знаете, скоро вы пойдете в школу.

- Сегодня я предлагаю вам отправиться  в волшебную страну "Математика".

-Как вы думаете, на чем можно отправиться в волшебную страну? (ответы детей)

1. Игра  "Выбираем  транспорт"

-У вас на столе зашифрованная загадка , она вам поможет, когда вы ее разгадаете, то узнаете, на чем мы отправимся в волшебную страну Математики.

- Откройте тетради, найдите точку, начало пути.

- Внимательно слушаем и начинаем выполнять мои команды,  получиться картинка.

(Напомнить, что один шаг - это одна клетка)

- Начинаем с исходной  точки...

3 шага вниз

1 шаг на лево

1 шаг вниз

2 шага на лево

2 шага вниз

6 шага на лево

4 шага вниз

11  шагов  на право

4  шага вверх

6 шагов на лево

2 шага вверх

2 шага на лево

1 шаг вверх

1 шаг на лево

3 шага вверх

2 шага на лево.

-Посмотрите, что у вас получилось?

-Проверим! (выставляется образец)

-Сравните.

На что похоже? ...  Правильно - это Корабль.

Дорисуйте в правом верхнем углу солнце.

Дорисуйте в левом верхнем углу облако.

Дорисуйте  под   кораблём  волны.

Пальчиковая игра "Рыбка"  (для снятия эмоционального напряжения)

- Мы поплывём  на корабле.

Повторяйте за мной:

Наш корабль не простой

нарисован он рукой

Раз-два-три...

В Математику плыви!  

-Вот мы приплыли в волшебную стану Математики, всё, что вокруг нас находится, всё, что мы видим - это всё  связано с интересной и занимательной математикой.

(Напомнить детям об осанке, предложить отодвинуть  на край стола  тетрадь и карандаши)

2. Вопрос -ответ:

Скажите, какой сегодня месяц? (март)

-какое время года? (весна)

- какое время года придёт за весной? (лето)

- назовите весенние месяцы (март, апрель, май )

- какой месяц  придёт  за мартом? (апрель)

- сколько дней в недели? (семь)

- назови их;

- какой сегодня день недели? (четверг)

- какой четверг по счету? (четвертый)

- вчера какой был день недели? (среда)

- завтра какой будет день недели? (пятница)

-какое сейчас время суток? (день)

3. Загадки на смекалку:

Небо вдруг порозовело,

Тихо-тихо и несмело

Солнце красное лучом

Что открыло, как ключом? (Утро)

Солнце спать легло, и будто

Легким, синим покрывалом

Он всю землю укрывает,

Это время – очень точно –

Сумерками называют. (Вечер)

Солнце ярко осветило

Землю, всё позолотило.

Он сияет и блестит,

Нам лениться не велит. (День)

Когда с темнотою

Земля вдруг сошлась

И в небе луна

Со звездою сошлась.  (Ночь)

- О чем были все эти загадки? (о частях суток)

4. Сидя за столом

-  Возьмите "Цифровой набор".

Разложите цифры по по​рядку от 1 до 10.

5. Поиграем.

Перед детьми цифры от 1 до 10.

Правила игры. Дети, пользуясь цифрами, выполняют задания педагог, при этом, не произнося ни одного слова. Например:

- покажите цифру, которая стоит после цифры 2 (дети показы​вают любую цифру, которая стоит после цифры два);

- покажите цифру, которая стоит перед цифрой 5 (любую циф​ру до пяти);

- покажите цифру, которая стоит между цифрами 6 и 8;

-  покажите цифру, которая стоит за цифрой 9.

6. Решим задачи.

Решим  одну задачу.  (ставит на стол 7 игрушечных зайчат). 

Сколько  зайчат на столе? 2 зайчонка   убе​жало. Зайчат стало больше или меньше? (Меньше.)

Давайте составим задачу. (На столе стояло 7 зайчат. 2 зайчонка  убежало.)

Что можно спросить про зайчат, которые остались на сто​ле? (Сколько зайчат осталось!)

Воспитатель предлагает детям «записать» задачу и делает то же самое на доске.   7-2=

—Сколько зайчат было? (7) Сколько зайчат убежало? (2) Теперь зайчат стало больше или меньше? Если меньше, то что надо сделать: сложить или вычесть (прибавить или отнять)? (Вычесть.)

—Решите задачу и закончите «запись».  На столах «запись»: 7-2=5

Сколько зайчат осталось? Как вы решили задачу? (От семи зайчат  отняли два зайчонка. Осталось пять  зайчат.)

Какой ответ получился в задаче? (пять  зайчат.)

Решим  ещё одну задачу.

Условие задачи (по выбору воспитателя)

- "Запишите" самостоятельно  задачу и решите её.

7. Физминутка

Раз, два – выше голова.
Три, четыре – руки шире.
Пять, шесть – тихо сесть.
Раз – подняться. Подтянуться.
Два – согнуться, разогнуться.


Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за стол тихонько сядь.

Предложить детям убрать на край стола цифровой набор и взять счётные палочки.

8. Сидя за столом (счётные палочки)

Перед детьми на столах лежат счётные палочки двух цветов.

Воспитатель просит отсчитать десять палочек одного цвета, поло​жить их в ряд, а затем составить число 10 из двух меньших чисел.

После того как задание выполнено, педагог предлагает детям на​звать все варианты состава числа десять:

*​ 9 и 1, а вместе — 10.                * 8 и 2, а вместе -10.

*​ 7 и 3, а вместе — 10.                * 6 и 4, а вместе -10.

*​ 5 и 5, а вместе — 10.                * 4 и 6, а вместе - 10.

*​ 3 и 7, а вместе — 10.                * 2 и 8, а вместе - 10.

                                                       * 1 и 9, а вместе - 10.

9. Остров: Отгадай-ка (логическая задача)

Зайцы по лесу бежали,

Волчьи следы по дороге считали,

Стая волков здесь прошла.

Каждая лапа в снегу их видна,

Оставили волки восемь следов,

Сколько, скажите, здесь было волков?

10. Дополнительные ИГРЫ по математике (если  осталось время):

с геометрическими фигурами:

"Посмотри и повтори".(Для этой игры нужны готовые схемы крупным планом  или карточки, каждому на стол.)

с мячом.

 «Когда это бывает?»

· Солнышко светит днем, а луна….(ночью)

·  Днем я гуляю, а ночью…..(сплю)

·  Мы завтракаем утром, а обедаем….(днем)

·  Спим мы ночью, делаем зарядку….(утром)

·  Делаем зарядку утром, а ужинаем…(вечером)

· Ужинаем вечером, а тихий час у нас…(днем)

 «Дни недели»

- Какой первый день недели?

- Какой третий?

- Назови последний день недели?

- Назови соседний среды?

- Назови соседний пятницы?

- Назови выходные дни недели?

11. Итог:

-Пора домой!  Встаньте, повернись и скажите: "Вокруг себя  повернись в детском саду окажись".

-Понравилось путешествие?

-В какай волшебной стране  побывали?

- Чем  интересным мы  занимались  в стране математики?

-Чтобы  вы хотели бы повторить?

- Молодцы, ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП тема: «Место числа среди других чисел, состав числа 4, 5 из двух меньших чисел. Решение логических задач». (подготовительная группа)

Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП тема: «Место числа среди других чисел, состав числа 4, 5 из двух меньших чисел. Решение логических задач».   (по...

Конспект занятия по математике «Состав числа 8. Логические задачи на совмещение» в подготовительной группе

Конспект занятия по математике «Состав числа 8. Логические задачи на совмещение» в подготовительной группеПрограмное содержание 1. Продолжать учить сравнивать смежные числа, устанавливать их посл...

Состав числа 6. Решение задач.

Организационный момент. (Дети стоят у столов)- Пропрыгать по количеству хлопков воспитателя от одного до шести(садятся за стол)- Ребята, давайте узнаем сколько  сегодня детей сидит за первым стол...

Конспект занятия в подготовительной группе «Путешествие Вовки в сказочную страну». «Состав числа 5.Решение задач».

Закрепить прямой и обратный счёт а пределах 10 находить смежные числа;закрепить знания о составе числа 5 из двух меньших;продолжать учить составлять и решать задачи на сложение в пределах 5,знакомить ...

Технологическая карта в подготовительной к школе группа по ФЭМП Тема: Составление и решение арифметических задач на сложение и вычитание. Состав числа из единиц.

Цель:  продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание; закреплять умение называть зимние месяцы; совершенствовать умение составлять число из единиц...

Конспект итогового занятия по математике для детей 6–7 лет ДОУ «Состав числа 10, решение задач и ориентировка в пространстве»

Конспект итогового занятия по математике для детей 6–7 лет ДОУ «Состав числа 10, решение задач и ориентировка в пространстве» Цель: Определить следующие умения детей: называть с...