ФЭМП
план-конспект занятия по математике (средняя группа)
Формирование счета до 5 и обратном порядке
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад 35
Конспект открытого занятия по образовательной области «Познавательное развитие» раздел «Формирование элементарных математических представлений»
Тема: «Зимние забавы»
(средняя группа)
Подготовила воспитатель:
Золотарева В. В.
2024 г.
Интеграция образовательных областей: Речевое развитие. Социально-коммуникативное развитие. Физическое развитие.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный материал: медведь, иллюстрации с изображением частей суток, зайцы и морковки (по 5 шт.), корзина (1 шт.), коробка (1 шт.), геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник), елочки (3 шт.).
Раздаточный материал: двухполосные карточки, тарелочки с картинками белочками (по 5 штук на каждого ребенка) и желудями (по 5 штук на каждого ребенка), геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник на каждого ребёнка).
Предварительная работа: Проведение дидактических игр математического содержания, индивидуальная работа по ФЭМП, разучивание физкультминуток.
Программное содержание:
Совершенствовать умение сравнивать две неравные группы предметов, обозначать результаты сравнения словами: поровну, столько – сколько, больше, меньше.
Упражнять детей в количественном счёте в пределах 5.
Соотносить каждое числительное только с одним предметом; относить последнее числительное ко всем пересчитанным предметам.
Уточнить знание известных геометрических фигур.
Закреплять представление детей о частях суток.
Развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление, память, речь.
Воспитывать интерес к математическим занятиям, дружеские взаимоотношения между детьми.
Ход занятия
I часть
Дети с воспитателем заходят в группу, встают в полукруг на ковре.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Поздоровайтесь с ними.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Ребята, давайте и мы поприветствуем друг друга (проводится стихотворное приветствие).
Встанем в полукруг мы дружно,
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
В нашей группе яркое солнышко сияет!
Здесь ребята дружные, это каждый знает!
Воспитатель: Ребята, а сейчас представьте, что мы с вами в зимнем лесу.
Раздается чей-то рев.
Воспитатель: Ой. слышите, кто-то ревет? Кто же это?
Дети: Медведь, волк...
Воспитатель: Пойду посмотрю, кто там! Может кому-то помощь нужна?
Воспитатель вносит игрушку медведя.
Воспитатель: Здравствуй, Медведь!
Медведь: Здравствуйте, ребята!
Воспитатель: Скажи нам Миша, что случилось, почему ты ревешь?
Медведь: Потому что вы меня разбудили, ночь же на дворе.
Воспитатель: Ребята, а разве сейчас ночь?
Дети: нет.
Воспитатель: А какая сейчас часть суток, дети?
Дети: Утро.
Воспитатель: Слышишь Миша, ребята говорят, что сейчас утро. Ты, наверное, все перепутал. Ребята, поможем Мише научиться разбираться в частях суток?
Дети: Да.
Воспитатель: Сейчас, ребята, я буду загадывать вам загадки, а вы будете их отгадывать. Отвечайте только после того, как я спрошу: "Когда это бывает?" (Воспитатель после ответа детей показывает соответствующую иллюстрацию).
Проводится Д/И «Угадай, когда это бывает»
Дети просыпаются,
В детский садик собираются.
Делают все по порядку:
Занимаются зарядкой,
Завтракают и играют,
И растенья поливают.
Когда это бывает? (Утром)
Гуляем и играем.
Все листочки собираем.
Повар сделал нам котлет,
Приглашает на обед.
Когда это бывает? (Днем)
Солнышко садится,
Всех зовет угомониться.
Хочет посмотреть в тиши
«Спокойной ночи, малыши!»
Когда это бывает? (Вечером)
Дети спят в кроватке.
Снятся сны им сладки-сладки.
Звезды светят им в тиши,
Спите крепко, малыши.
Когда это бывает? (Ночью)
Воспитатель: Молодцы! Всё задание выполнили правильно. Миша, а ты теперь будешь знать части суток?
Медведь: да.
Воспитатель: Ребята, сейчас зима и медведю пора идти спать в берлогу. Миша говорит, что подготовил для своих друзей подарки (медведь шепчет на ухо воспитателю). Поможем медведю вручить подарки его друзьям - зайцам?
Дети: Да.
Воспитатель: Иди, Миша, ложись в свою берлогу и спи до весны.
Работа с демонстрационным материалом.
Воспитатель: А вот и зайчата! Спрятались под ёлочкой. (Воспитатель обращает внимание детей на игрушки – зайцев).
Воспитатель: Зайчата, посмотрите, что медведь вам передал! (Показывает морковки в корзине). Морковки!
Воспитатель: Дети, а сколько же тут зайцев, спряталось под ёлочкой?
Дети: много!
Воспитатель: Ребята, а что нам надо сделать, чтобы узнать сколько здесь всего зайцев?
Дети: их нужно посчитать.
Воспитатель: Давайте посчитаем зайцев.
Дети: 1-2-3-4-5 зайцев; всего 5 зайцев (круговой жест).
Воспитатель: Сколько всего зайцев?
Дети: всего 5 зайцев.
Воспитатель: Ребята, посмотрите сколько морковок лежит в корзине?
Дети: Много!
Воспитатель: Давайте посчитаем их.
Воспитатель достает по одной морковке из корзины. Дети считают.
Дети: 1 - 2 - 3 - 4 морковки; всего 4 морковки (круговой жест).
Воспитатель: Сколько всего морковок?
Дети: всего 4 морковки.
Воспитатель: Ребята, чего больше: зайцев или морковок?
Дети: Зайцев больше, чем морковок.
Воспитатель: Ребята, чего меньше: зайцев или морковок?
Дети: Морковок меньше, чем зайцев.
Воспитатель: На сколько зайцев больше, чем морковок?
Дети: Зайцев больше, чем морковок на 1.
Воспитатель: На сколько морковок меньше, чем зайцев?
Дети: Морковок меньше, чем зайцев на 1.
Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы морковок стало столько сколько зайцев?
Дети: Добавить 1 морковку.
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим еще раз в корзину. Может там еще есть морковка?
Воспитатель достает из корзины еще одну морковку.
Воспитатель: Ребята, а сейчас мы с вами пересчитаем еще раз морковки.
Дети: 1 - 2 - 3 - 4 -5, всего 5 морковок (круговой жест).
Воспитатель: Сколько всего морковок?
Дети: всего 5 морковок.
Воспитатель: А теперь пересчитаем зайцев.
Дети: 1 - 2 - 3 - 4 -5, всего 5 зайцев (круговой жест).
Воспитатель: Сколько всего зайцев?
Дети: всего 5 зайцев.
Воспитатель: Что можно сказать о количестве зайцев и морковок?
Дети: Зайцев столько, сколько морковок или морковок и зайцев поровну. По 5.
Воспитатель: Как хорошо! Теперь все зайцы будут сыты! Всем зайцам хватило морковок!
Воспитатель: Молодцы, ребята, всех зайцев угостили морковкой.
В лесу очень холодно. Вы, наверное, уже замерзли. Давайте мы немного отдохнем и согреемся.
Физминутка:
Рано утром в парк ходили (ходьба на месте)
Там снеговика лепили (лепим руками комочки)
А потом с горы катались (волнообразные движения рук)
Веселились и резвились. (прыжки на месте)
В Таню кинули снежком,
В Вову кинули снежком,
В Мишу кинули снежком -
Получился снежный ком!
Холодно гулять зимой (киваем головой)
Побежим скорей домой.
(дети выполняют движения, повторяя за воспитателем)
Приглашаю детей пройти за столы.
Воспитатель: Ребята, а сейчас садитесь за свои столы. Садимся тихо, друг другу не мешаем, не шумим. Сели ровно: спина прямая, ноги поставили на пол.
II часть
Работа с раздаточным материалом.
Перед детьми на столе тарелочки с картинками (белочки и желуди). Воспитатель даёт задание, дети его выполняют.
Воспитатель: Ребята, на верхнюю полоску выложите 5 белочек.
Дети выкладывают белочек слева направо, правой рукой.
Воспитатель: Наташа, сколько всего белочек у тебя на верхней полоске?
Наташа: 1 - 2 - 3 - 4 - 5; всего 5.
(Спрашиваю 2-3 детей).
Воспитатель: Ребята, на нижнюю полоску выложите 4 желудя.
Дети выкладывают желуди слева направо, правой рукой.
Воспитатель: Кирилл, сколько всего желудей у тебя на нижней полоске?
Кирилл: 1 - 2 - 3 - 4; всего 4.
(Спрашиваю 2-3 детей).
Воспитатель: Ребята, чего больше белочек или желудей?
Дети: Белочек больше, чем желудей.
Воспитатель: Ребята, чего меньше желудей или белочек?
Дети: Желудей меньше, чем белочек.
Воспитатель: На сколько белочек больше, чем желудей?
Дети: Белочек больше, чем желудей на 1.
Воспитатель: На сколько желудей меньше, чем белочек?
Дети: Желудей меньше, чем белочек на 1.
Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы желудей стало столько сколько белочек?
Дети: Добавить ещё один желудь.
Воспитатель: Правильно, ребята! Возьмите с тарелочки еще один желудь.
Воспитатель: Что можно сказать о количестве белочек и желудей?
Дети: Белочек столько, сколько желудей или белочек и желудей поровну. По 5.
Воспитатель: Молодцы, ребята.
IIIчасть
Воспитатель: Ребята, посмотрите, медведь и нам оставил подарок. Выходите сюда, посмотрим что это? (Приглашаю детей пройти на ковер).
Дети: да.
Воспитатель: Что же это такое, ребята? (открываю коробку и показываю).
Дети: геометрические фигуры.
Воспитатель: Давайте, назовем их.
Дети называют геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.
Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем в игру «Найди свой домик».
(Раздаю детям карточки с геометрическими фигурами, соответствующие геометрическим фигурам, прикрепленным к ёлочкам.)
Ребята, пока звучит музыка, вы танцуете как снежинки, как только музыка затихнет, вы находите свои «домики»: те, у кого в руках круг, бегут к кругу, у кого квадрат - к квадрату и т. д.
(Игра повторяется 2 раза, дети меняются геометрическими фигурами).
Воспитатель: Молодцы ребята, вы справились со всеми заданиями.
Воспитатель: А сейчас, давайте вспомним вместе с вами чем мы сегодня занимались? Что нового вы узнали?
Дети: Мы сегодня вспоминали части суток, учились сравнивать, играли в игру «Найди свой домик», вспоминали геометрические фигуры.
Воспитатель: Ребята, мне очень понравилось как вы сегодня занимались, выполняли все задания: называли части суток, считали, играли. Вы были очень внимательны.
Воспитатель: Ребята, а в коробке еще что-то есть. Миша и вам подарки оставил.
Воспитатель: А сейчас попрощайтесь с нашими гостями.
Дети: До свидания!
Дети прощаются с гостями, уходят.
Список использованной литературы:
1. Помораева И.А., Позина В.А. "Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа". - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. - 64 с.
2. Метлина Л.С. "Математика в детском саду"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/11/picture-242117-1423679282.jpg)
МЭРИ ПОППИНС СПЕШИТ НА ПОМОЩЬ Конспект НОД по разделу «Познание ФЭМП» в средней группе. Интеграция образовательных областей: «Познание ФЭМП», «Художественное творчество», "Социализация", Коммуникация", "Физическая культура".
Конспект НОД по разделу "Познание ФЭМП" средняя группа. Интеграция образовательных областей "Познание ФЭМП", "Художественное творчество", "Социализация", "Коммуникация", "Физическая культура"....
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/11/picture-829227-1476190259.jpg)
Занятие по ФЭМП во второй младшей группе по ФГОС Конспект занятия по ФЭМП во 2 младшей группе по Фгос.
Цели: Закреплять знания о геометрических фигурах, отвечать на вопрос "сколько? \'\' словами один, много, ни одного.Продолжать формировать умение составлять группу из отдельных предметов и выделять из не...
![](/sites/default/files/pictures/2021/06/09/picture-590303-1623232368.jpg)
Занятие по ФЭМП в подготовительной к школе группе (6 – 7 лет) по ФЭМП на тему «В поисках сокровищ».
Цель: закрепление математических знаний и умений.Интеграция образовательных областей:Познавательное развитиеРечевое развитиеСоциально – личностное развитиеХудожественно – эстетическое развитиеВид...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/13/picture-860190-1481619023.jpg)
Конспект открытого занятия по ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста «Мышка-норушка на занятии по ФЭМП»
«Мышка-норушка на занятии по ФЭМП» (открытое занятие в стр. группе «Утята» 5.02Л 5г.). Цели и задачи: -закрепить прямой, обратный порядковый счет в пределах 10;-выкладывать числовой ряд от 0...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/01/picture-776417-1459527900.jpg)
Мастер – класс по ФЭМП теме: Квест –игра по ФЭМП «Путешествие с колобком»
Цель: Способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по формированию элементарных математических представлений . Повысить уровень професси...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/25/picture-572991-1422197806.jpg)
Конспект занятия по ФЭМП И. А.Помораеева «Занятия по ФЭМП» стр. 139 Занятие № 2
Образовательная область: познание.Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, кругозор, здоровье, чтение художественной литературы.Тип: интегрированноеВозраст детей: 6 летФорма не...