Перспективное планирование дидактических игр по формированию элементарных математических представлений в старшей группе
календарно-тематическое планирование по математике (старшая группа)

Перспективное планирование дидактических игр по

 формированию элементарных математических представлений

 в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл план дидактических игр35.92 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПОЧИНКОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №3

Перспективное планирование дидактических игр по

 формированию элементарных математических представлений

 в старшей группе

                                                                                               Воспитатель: Тумаева Л.И.

Дни недели

СЕНТЯБРЬ

Счет и цифра

Геометрические фигуры

Ориентировка в пространстве

Ориентировка во времени

Логика

1

Д/и «Собери овощи и фрукты»

Цель: упражнять в счете до пяти; учить  сравнивать две группы предметов, добавляя к меньшей группе недостающий  предмет или убирая из большей группы лишний; учить ориентироваться в пространстве.

Д/и «Узнай и назови»

Цель: Совершенствовать умение различать и называть плоские геометрические фигуры.

Д/и «Что и где?»

Цель: продолжать учить ориентироваться в пространстве  и обозначать направление словами «слева», «справа», «за», «сбоку».

Д/и «Что и когда?»

Цель: Уточнить представления о последовательности частей суток: утро, день, вечер, ночь.

Логические кубики Дьенеша.

Цель: Развивать умение понимать схемы.

2

Д/и «Чудесный мешочек»

Цель: Упражнять в счете предметов в пределах 5 на ощупь

Д/и «Сложи фигуру»

Цель: учить составлять геометрические фигуры из счетных палочек, называть их.

Д/и «Игра с палочками»

Цель: познакомить с признаками  четырехугольника; учить ориентироваться в пространстве, отражать в речи направление: «слева», «справа»;

Д/и «Когда это было»

Цель: Уточнить понимание значения слов вчера, сегодня, завтра.

Д/и «Чем отличается?»

Цель: на основе зрительного сопоставления надо найти несколько отличий; развитие внимания.

3

Д/и «Ушки – на макушке»

Цель: Упражнять в счете предметов в пределах 5 на слух.

Д/и «Игра с палочками»

Цель: продолжать учить различать и называть геометрические фигуры.

Д/и «Правильно пойдешь – приз найдешь!»

Цель: Совершенствовать умение двигаться в заданном аправлении и определять его словами: вперед, назад, налево, направо.

Д/и «Какое время года?»

Цель: Уточнить представления о последовательности времен года.

Д/и «Лабиринты»

Цель: развивать игровой замысел, умение составить и реализовать игровую задачу; активизацию умственной деятельности детей.

4

Д/и «Посчитай грибочки»

Цель: упражнять в счете, учить  сравнивать две группы предметов, добавляя к меньшей группе недостающий  предмет или убирая из большей группы лишний; учить ориентироваться в пространстве.

Д/и «Чудесный мешочек»

Цель:  Совершенствовать умение различать и называть объемные геометрические фигуры.

Д/и «Найди гномика»

Цель: продолжать учить ориентироваться в пространстве  и обозначать направление словами «слева», «справа», «за», «сбоку».

Д/и «Подбери картинку?»

Цель: Уточнить представления о  приметах осени

Д/и «Какая игрушка  лишняя?»

Цель: на основе зрительного анализа, сопоставления надо найти предмет, который не должен быть помещен на таблице, и обосновать свой выбор.

Дни недели

ОКТЯБРЬ

Счет и цифра

Геометрические фигуры

Ориентировка в пространстве

Ориентировка во времени

Логика

1

Д/и «Кто знает - пусть дальше считает»

Цель: Упражнять детей в прямом счете.

Д/и «Какой фигуры не стало»

Цель :Закреплять представление детей о геометрических фигурах, упражнять их в назывании.

Д/и «Найди котика»

Цель: продолжать учить ориентироваться в пространстве  и обозначать  словами «слева», «справа», «за», «над», «под»

Д/и « «Когда это бывает?»

Цель: расширять представления о деятельности людей в разное время суток.

Д/и «Дорисуй недостающую фигуру»

Цель: определить каких фигур не хватает и доказать правильность своих решений.

2

Д/и «Волшебный сундучок»

Цель: Упражнять в счете предметов в пределах 5 на ощупь

Д/и «Закрой окошко»

Цель: Формировать умение подбирать геометрические фигуры по образцу и называть их.

Д/и «Расскажи где какая игрушка?»

Цель: Продолжать учить определять местоположение игрушек.

Д/и «Собери цепочку»

Цель: Уточнить представления о последовательности времен года.

Д/и «Кубики Никитина»

Цель: развивать навыки преобразования изображения и воссоздания из частей целого образа.

3

Д/и «Ушки – на макушке»

Цель: Упражнять в счете предметов в пределах 5 на слух.

Д/и «Кто больше запомнит»

Цель: продолжать учить классифицировать геометрические фигуры по разным признакам.

Д/и «Встань правильно»

Цель: Продолжать учить определять местоположение окружающих предметов относительно себя.

 Д/и «Собери цепочку»

Цель: Уточнить представления о последовательности времен суток

Д/и «Кто в каком домике живет»

Цель: развивать мышление

4

Д/и «Будем варить компот»

Цель: Упражнять в отсчитывании заданного количества фруктов

Д/и «Кто больше назовет?»

Цель: продолжать учить находить в окружении предметы четырехугольной формы.

Д/и «Поставь правильно»

Цель: продолжать учить ориентироваться в пространстве  и обозначать  словами «слева», «справа», «за», «над», «под»

Д/и «Что было, что потом?»

Цель: Уточнить представления о последовательности времен суток

Д/и «Четвертый лишний»

Цель: продолжать упражнять в классификации предметов по разным признакам.

Дни недели

НОЯБРЬ

Счет и цифра

Геометрические фигуры

Ориентировка в пространстве

Ориентировка во времени

Логика

1

Д/и «Кто больше принесет?»

Цель: упражнять в счете предметов

Д/и «Кто назовет больше?»

Цель: продолжать учить узнавать геометрические фигуры в окружающих предметах.

Д/и «Игра с палочками»

Цель: развивать пространственные представленияразвивать мелкую моторику.

Д/и «Гусеничка»

Цель: Знакомить детей с днями недели.

Д/и «Орнамент»

Цель: развивать логическое мышление, способность к анализу.

2

Д/и «Кто быстрее?»

Цель: продолжать учить считать в пределах десяти.

Д/И «Построй и назови детали»

Цель: закреплять представления о знакомых объемных геометрических фигурах.

Д/и  «Ходики»

Цель: Упражнять в ориентировке на листе бумаги.

Д/и «Составь сутки»

Цель: Уточнить представления о последовательности частей суток: утро, день, вечер, ночь

Д/и «Ассоциация»

Цель:формировать умение классифицировать предметы и раскладывать их по качественным признакам.(цвет, форма, величина)

3

Д/и «Отсчитай столько же»

(кубик с точками)

Цель: Упражнять в счете и отсчете предметов.

Д/и «Сложи узор»

Цель: формировать  умение составлять узор из геометрических фигур на плоскости в соответствии с их расположением на образце

Д/и «Что спрятано»

Цель: Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении и обозначать его словами: вперед, назад, направо, налево.

Д/ и «Назови день недели»

Цель: продолжать знакомить детей с днями недели.

Д/и «Сложи узор»

Цель: выявить умение составлять узор из геометрических фигур на плоскости в соответствии с их расположением на образце. Анализировать, сравнивать, обобщать, абстрагировать свойства.

4

Д/и «Разложи бантики»

Цель: Закреплять порядковый счет.

Д/и «Найди предмет такой же формы»

Цель: Развивать умение узнавать геометрические фигуры и находить их в окружающей обстановке.

Д/и «Далеко-близко»

Цель: развивать представление о расстоянии «далеко», «близко».

Д/и «Собери картинку»

Цель: Уточнить представления о приметах времен года.

Д/и «Сложи картинку»

Цель: развивать образное и логическое мышление, комбинаторные способности, смекалку, находчивость, умение планировать ход поисков.

Дни недели

ДЕКАБРЬ

Счет и цифра

Геометрические фигуры

Ориентировка в пространстве

Ориентировка во времени

Логика

1

Д/и «Мои первые цифры»

Цель: закреплять умение соотносить число с цифрой, закреплять числовой ряд от одного до десяти

Д/и «Найди фигуру»

Цель: продолжать учить различать и называть геометрические фигуры.

Д/и «Поймай птичку»

Цель: продолжать учить ориентироваться в пространстве  и обозначать  словами «слева», «справа», «за», «над», «под»

Д/и «Неделя»

Цель: Продолжать знакомить с днями недели, вызвать у детей стремление планировать свою жизнь по дням недели.

Д/и «Танграм»

Цель: закрепление умений детей анализировать способ расположения частей, составлять фигуру-силуэт, ориентируясь на образец.

2

Д/и «Паровозик»

Цель: Закреплять порядковый счет.

Д/и «Геометрическое лото»

Цель: Формировать умение подбирать геометрические фигуры по образцу и называть их.

Д/и «Ракета»

Цель: Совершенствовать вычислительные умения,

учить овладевать пространственными представлениями

Д/и «Времена года»

Цель: закрепление умений детей сопоставлять время года с характерными погодными условиями и поведением людей и животных.

Д/и «Игра со счетными палочками»

Цель: закрепление умений детей в самостоятельных поисках путей составления фигур на основе предварительного обдумывания хода решения.

3

Д/и «Считай дальше»

(с мячом)

Цель: Упражнять в прямом счете

Д/И «Запомни и отбери»

Цель: закреплять представления о знакомых объемных геометрических фигурах.

Д/и «Расскажи, кто, где находится?»

Цель: Упражнять в ориентировке на листе бумаги.

Д/и «Часы»

Цель: Познакомить с песочными часами.

Д….\и «Ходики»

Цель: Развивать логическое мышление, формировать умение находить короткий путь.

4

Д/и «Разложи по стаканчикам»

Цель: Развивать умение соотносить цифру с числом предметов.

Д/И «Что лишнее?»

Цель: закреплять представления о знакомых плоскостных и объемных геометрических фигурах.

Д/и «Что спрятано»

Цель: Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении используя знаки – указатели направления движения..

Д/и «Когда это бывает?»

Цель: Уточнить представления о приметах времен года.

Д/и «Сколько?»

Цель: Развивать логическое мышление

(Сколько солнышек на небе, сколько пальцев на одной руке, колесо –квадратное?)

Дни недели

ЯНВАРЬ

Счет и цифра

Геометрические фигуры

Ориентировка в пространстве

Ориентировка во времени

Логика

1

Д/и «Найди пару»

Цель: продолжать учить соотносить цифру с числом.

Д/и «Пифагор»

Цель: упражнять детей в сравнении треугольников и квадратов по размеру, составлении из них новых геометрических фигур.

Д/и «Хоккей»

Цель: формировать умение ориентироваться в пространстве на листе бумаги, развивать воображение.

Д/и «Живая неделя»

Цель: продолжать учить называть дни недели по порядку.

Д/и : «Ассоциации»

Цель: учить выделять отдельные компоненты образа и находить сходства  между разными  по свойствам  объектами.

2

Д/и «Отзовись»

Цель: продолжать упражнять в счете на слух.

Д/и «Магазин ковров»

Цель:

Д/и «Сложи узор»

Цель: развитие пространственных представлений.

Д/и «Путешествие по времени»

Цель:  Уточнить понимание слов вчера, сегодня, завтра.

Д/и «Хитрые фигуры»

Цель: Развивать логическое мышление, упражнять в счете предметов.

3

Д/и «Разложи фрукты и овощи»

Цель: продолжать упражнять в счете предметов.

Д/и «Формы»

Цель: продолжать знакомить детей с основными объемными геометрическими фигурами и учить находить похожие на них предметы

Д/и «Кто кому позвонил?»

Цель: Закреплять умение определять пространственное направление относительно другого лица.

Д/и «Наш день»

Цель: Закрепить знания дней недели.

Д/и «Помоги зверушкам добраться до своих домиков»

Цель: Развивать логическое мышление, воображение.

4

Д/и «Поставь машину в гараж»

Цель:  соотносить число с цифрой; счет до десяти; развитие мелкой моторики.

Д/и «Сравни фигуры»

Цель: Формировать умение находить сходства и различия между геометрическими фигурами.

Д/и « НЕ ошибись!»

Цель: Закреплять умение определять пространственные направления.

Д/и «Назови приметы зимы»

Цель: Уточнить представления о приметах времен года.

Д/и «Дорисуй пропущенную фигуру»

Цель: Развивать мышление

Дни недели

ФЕВРАЛЬ

Счет и цифра

Геометрические фигуры

Ориентировка в пространстве

Ориентировка во времени

Логика

1

Д/и «Звуки леса»

Цель: счет до десяти на слух развитие мелкой моторики.

Д/и «Какой фигуры не стало?»

Цель: Развивать память, знание геометрических фигур.

Д/и «Отгадай-ка»

Цель: продолжать учить называть пространственные отношения., называя слова далеко - близко, высоко - низко.

Д/и «Неделька, стройся» (усложненный вариант)

Цель: упражнять в названии последовательности дней недели;

Д/и «Игра с палочками»

Цель: упражнять в умении составлять геометрические фигуры из счетных палочек, развивать воображение детей.

2

Д/и «Цифры»

Цель: закрепить сопоставлять цифру с количеством объектов на картинке.

Д/И «Кто быстрее найдет»

Цель: упражнять в соотнесении предметов по форме с геометрическими образцами и в обобщении предметов по форме.

Д/и «Сколько и где?»

Цель: упражнять в ориентировке на листе бумаги; учить задавать вопросы, используя слова: «сколько», «наверху», «внизу», «слева», «под», «между»;

Д/и «Путешествие по времени»

Цель:  Уточнить понимание слов вчера, сегодня, завтра.

Д/и «Сложи узор»

Цель: упражнять детей в умении осуществлять зрительно мыслительный анализ возможного способа расположения фигур, проверяя его практически.

3

Д/и «Отсчитай столько же»

Цель: продолжать учить отсчитать игрушек на одну больше или меньше, чем показывает цифра.

Д/и «Незаконченные картинки»

Цель: знакомить детей с разновидностями геометрических фигур округлых форм.

Д/и «Сделай узор»

Цель: продолжать упражнять в различении геометрических фигур; упражнять в ориентировке на ограниченной плоскости.

Д/и «Когда это бывает?»

Цель: Уточнить представления о приметах времен года.

Д/и «Продолжи ряд»

Цель: Развивать мышление.

(с цифрами, геометрическими фигурами, с предметами)

4

Д/и «Найди столько же»

Цель: продолжать учить составлять группу из отдельных предметов, соотносить число с цифрой..

Д/и «Чиним одеяло»

Цель: продолжать знакомить с геометрическими фигурами. Составление геометрических фигур из данных деталей.

Д/и «Что изменилось?»

Цель: развитие внимания, речи, закрепление изученных детьми пространственных отношений

Д/и «Отгадай-ка»

Цель: продолжать учить называть дни недели по порядку.

Д/и « Построим снежную крепость»

Цель: Развивать умение видеть и устанавливать ряд закономерностей.

Дни недели

МАРТ

Счет и цифра

Геометрические фигуры

Ориентировка в пространстве

Ориентировка во времени

Логика

1

Д/и «Помоги зайчонку»

Цель: учить измерять сыпучие вещества с помощью условной мерки; упражнять в счете.

Д/и «Путешествие по комнате»

Цель: учить находить предметы разной формы.

Д/и « Кто где находится»

Цель: развитие пространственных представлений,употребляя слова «под», «над», «за», «перед», «в», «на», «между», «около».

Д/и «Собери картинку»

Цель: Уточнить представления о приметах времен года.

Д/и «Отвечаем на вопросы Незнайки»

Цель: Развивать логическое мышление

(Сколько солнышек на небе, сколько пальцев на одной руке, колесо –квадратное?)

2

Д/и «Не ошибись»

Цель: упражнять в увеличении и уменьшении числа на одну единицу больше или меньше.

Д/и «Мастерская форм»

Цель: учить детей воспроизводить разновидности геометрических фигур.

Д/и «Раскрась игрушку»

Цель: продолжать формировать умение определять местоположение игрушки на листе: в верхнем правом углу мяч –синим цветом, в нижнем левом углу мяч красным.

Д/и «Составь сутки»

Цель: Уточнить представления о последовательности частей суток: утро, день, вечер, ночь

Д/и «Сломанный предмет»

Цель: учить замечать нарушения в изображенном предмете.

3

Д/и «Игра с кубами»

Цель: продолжать учить различать и называть цифры в пределах десяти.

Д/и «Составь фигуру»

Цель: упражнять в группировке геометрических фигур по цвету, размеру.

Д/и «Покажи игрушку»

Цель: Закрепить умение определять местоположение игрушки: вверху, внизу, посередине, слева, справа.

Д/И «Мяч поймай – день недели называй!»

Цель: продолжать запоминать названия  дней недели .

Д/и «Что снаружи – что внутри?»

Цель:Развивать логическое мышление

4

Д/и «Игра с яблоками»

Цель: продолжать учить соотносить число с цифрой.

Д/и «Найди парную картинку»

Цель: учить узнавать по описанию узор, составленный из геометрических фигур.

Д/и  «Преодолей лабиринт и проведи друзей»

Цель:развивать пространственную ориентировку, понимать направление движения.

Д/и «Собери картинку»

Цель: Уточнить представления о приметах времен года.

Д/и  «Сравни и заполни»

Цель: учить осуществлять зрительно-мысленный анализ способа расположения фигур, развивать мышление.

Дни недели

АПРЕЛЬ

Счет и цифра

Геометрические фигуры

Ориентировка в пространстве

Ориентировка во времени

Логика

1

Д/и «Наседка с цыплятами»

Цель: закрепление навыков прямого и обратного счета

Д/и «Чудесный мешочек»

Цель: учитьобследовать геометрическую форму предметов, упражняться в различении объемных фигур.

Д/и  «Художники»

Цель: развитие ориентировки в пространстве.

Д/и «Утром, днем, вечером»

Цель: закрепить название частей суток.

Д/и «Геометрическая мозаика»

Цель: учить анализировать способ расположения частей, составлять фигуру, ориентируясь на образец.

2

Д/и « Ну – ка, цифры встаньте в ряд!»

Цель: Закреплять знание цифр от 0 до 9.

Д/и «Нарисуй фигуру»

Цель: Продолжать развивать представления о геометрических фигурах и умение зарисовывать их на листе бумаги в клетку.

Д/и «Расскажи про свой узор»

Цель: развивать умение  овладевать пространственными представлениями.

Д/и «Что ты делаешь?»

Цель: Закреплять временные отрезки: утро, день, вечер, ночь.

Д/и «Угостим кукол яблоком»

Цель:  Формировать представление о том, что предмет можно разделить на равные части, называть части, сравнивать целое и часть.

3

Д/и «Разложи по стаканчикам»

Цель: Развивать умение соотносить цифру с числом предметов.

Д/и «Подбери фигуру»

Цель: закрепить умение различать геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник, квадрат, круг, овал.

Д/И «Футбол»

Цель: Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги, определяя стороны, углы и середину листа.

Д/и «Собери картинку»

Цель: Уточнить представления о приметах времен года.

Д/и «В гостях у Джерри»

Цель: Продолжать формировать пространственные представления;

Развивать зрительно-двигательную координацию;

4

Д/и «В магазине игрушек»

Цель: закрепление порядкового счета, развитие внимания и памяти.

Д/и «Собери фигуру»

Цель: учить вести счет предметов, образующих какую-либо фигуру, называя эти фигуры.

Д/и «Что, где?»

Цель: упражнять в ориентировке в пространстве

Д/и «Песочные часы»

Цель:

Д/и «Построим ворота для машин»

Цель: Развивать мышление, сравнивать предметы по высоте.

Дни недели

МАЙ

Счет и цифра

Геометрические фигуры

Ориентировка в пространстве

Ориентировка во времени

Логика

1

Д/и «У кого больше?»

Цель: упражнять в сравнении объемов жидкостей с помощью измерения условной меркой.

(Ложкой, стаканчиком, пипеткой)

Д/и  «Какая фигура получилась?»

(Деление на равные части)

Цель: упражнять в делении квадрата на четыре равные части путем складывания по диагонали;

Д/и «Бабочка»

Цель: закреплять умение ориентироваться на плоскости листа, развивать внимание.

Д/и «Собери картинку»

Цель: Уточнить представления о приметах времен года.

Д/и «Орнамент»

Цель: Развивать логическое мышление , способность к анализу.

2

Д/и «Какой цифры не стало?»

Цель: Закреплять знание цифр от 0 до 9.

Д/и «Подбери ключ к замку»

Цель: Закреплять умение подбирать фигуру по образцу и называть ее.

Д/и  «Кто внимательный?»

Цель:Правильно воспринимать такие характеристики пространства, как: справа, слева, вверху, внизу, впереди, позади.

Д/Ии «Назови скорей»

Цель: Закреплять названия дней недели.

Д/и «Будь внимательным»

Цель: Формировать умение делить объекты на классы по заданному основанию.

(Цифры, фигуры, игрушки)

3

Д/и «Сосчитай и ответь»

Цель: Совершенствование прямого и обратного счета.

Д/и «Расскажи, что где находится»

Цель: Продолжать учить детей определять пространственное расположение фигур на плоскости;

(В правом верхнем углу синий треугольник и т. д.)

Д/и  «Найди меня»

Цель: Закреплять умения детей правильно ориентироваться в пространстве.

Д/и «Продолжай»

Цель: Закреплять понятия – вчера, сегодня, завтра.

Д/и «Говори правильно»

Цель: Подбирать слова противоположные по значению (далеко – близко, высоко – низко)

4

Д/и «Составь поезд из вагончиков»

Цель: Закреплять знание цифр от 0 до 9.

Д/и «Чудесный мешочек»

Цель: учитьобследовать геометрическую форму предметов, упражняться в различении объемных фигур.

Д/и  «Найди спрятанную игрушку»

Цель: Упражнять детей в ориентировке в пространстве, следуя словесной или графической инструкции.

Д/и «Назови пропущенное слово»

Цель: Закреплять умение ориентироваться во времени, знать, что происходит в определенный отрезок времени. ( утром завтракаем, делаем зарядку…)

Д/и «Продолжи ряд»

Цель: Развивать логическое мышление , способность к анализу.

ИСТОЧНИКИ

1. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду : книга для воспитателя дет.сада / А. К. Бондаренко. – М. : Просвещение, 2011.

2. Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает? - М.: Знание, 1994.

3. Михайлова З. А.  Игровые занимательные задачи для дошкольников. – М.: Просвещение, 1985. – 96 с.

4. Михайлова З.А. Логико-математические игры для дошкольников // Дошкольная педагогика. – 2003. - № 4.

5. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. - М.: Просвещение, 1991

6. Столяр А.А., «Давайте поиграем». - М.: Просвещение, 1991.

7.http://www.kindereducation.com/matematika-dlya-detej-v-kartinkax.html  

8.https://www.babyblog.ru/community/post/rannee_razvitie/3044559  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по формированию элементарных математических представленийв старшей группе Викторина «Что? Где? Когда?»

Занимательная  викторина "Что? Где? Когда?" по ФЭМП для старшего дошкольного возраста...

Перспективное планирование образовательная область: Познание. Формирование элементарных математических представлений. Старшая группа.

Перспективное планирование образовательная область: Познание. Формирование элементарных математических представлений. Старшая группа....

Перспективное планирование образовательная область: Познание. Формирование элементарных математических представлений. Старшая группа.

Перспективное планирование образовательная область: Познание. Формирование элементарных математических представлений. Старшая группа....

Перспективное планирование. ОО"Познавательное развитие". Формирование элементарных математических представлений. Старшая группа

Перспективное планирование по ОО"Познавательное развитие" (ФЭМП) на 2022-2023 учебный год. Старшая группа1 неделя2 неделя3 неделя4 неделяСЕНТЯБРЬЗанятие №1 Повторение. Количественный счет....