План работы с палочками Кюизенера. Старшая группа. Подготовительная группа
рабочая программа по математике (старшая, подготовительная группа)
Удовлетворять естественные потребности детей в познании и изучении окружающего мира, их неуемную любознательность помогают игры – исследования. Педагоги адаптируют и развивают технологии использования дидактических средств (развивающие игры Б. Никитина, блоки Дьенеша, «Лего», счетные палочки Кюизенера и др.). Разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, развивающих методов позволяет разнообразить взаимодействие с детьми, познакомить со сложными, абстрактными математическими понятиями в доступной малышам форме.
В настоящее время в практике дошкольных образовательных учреждений часто используются палочки известного бельгийского математика Кюизенера для обучения детей основам математики. Основными особенностями палочек Кюизенера является абстрактность, универсальность, высокая эффективность. . Игры – занятия с палочками позволяют ребенку овладеть способами действий, необходимых для возникновения у них элементарных математических представлений, а также развивают творческие способности, воображение, фантазию, способность к моделированию и конструированию, развивают логическое мышление, внимание, память, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели. На практике эти задачи реализуются через организацию деятельности кружка «Палочки Кюзинера». Деятельность кружка не носит форму «изучения и обучения», а превращается в творческий процесс педагога и детей. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.
Скачать:
Предварительный просмотр:
План работы с палочками Кюизенера Старшая группа 2019 – 2020 учебный год | |||
Месяц | Название игры | Цель | Материал |
Сентябрь 1 неделя | «Змейка» | Учить детей составлять группу из отдельных предметов. Закреплять понятия «Один», «много» | Набор палочек |
2 неделя | «У Кого больше» | Закреплять название геометрических фигур(треугольник). Учить составлять фигуру из палочек, сравнивать фигуры по величине. | Набор палочек |
3 неделя | «Разноцветные вагончики» | Учить классифицировать предмет по цвету и форме. | Набор палочек |
4 неделя | «Столбики» | Учить детей классифицировать предмет по высоте «выше», «ниже». | Палочки Кюизенера |
Октябрь 1 неделя | «Сушим полотенца» | Учить детей сравнивать предмет по длине, находить сходства. | Набор палочек |
2 неделя | «Число 1 и 2» | Учить детей сравнивать предмет по длине и обозначать его соответствующим числом 1 и 2 | Набор палочек |
3 неделя | «Строительство домов» | Учить детей моделировать предмет из 4-х палочек одинаковой длины, сравнивать по высоте. | Набор палочек |
4 неделя | «Число 3» | Познакомить с образованием числа 3 и соответствующей цифрой. | Набор палочек |
Ноябрь 1 неделя | «Треугольник» | Учить детей составлять треугольник из палочек разной длины, упражнять в счете в пределах 3. | Набор палочек |
2 неделя | «Рамка для картины» | Учить детей строить прямоугольник в соответствии с размером. | Набор палочек |
3 неделя | «Разноцветные флажки» | Закрепляем названия геометрических фигур, упражняемся в счете. | Набор палочек |
4 неделя | «Бусы» | Учить классифицировать предмет по длине, сравнивать группы предметов. | Набор палочек |
Декабрь 1 неделя | «Число 4» | Познакомить детей с образованием числа 4 и цифрой. | Набор палочек, цифры |
2 неделя | «Число 5» | Познакомить детей с образованием числа 5 | Набор палочек, цифры |
3 неделя | «Скворечник» | Закреплять знания счета в пределах 5,умение сравнивать предмет по длине. | Палочки Кюизенера |
4 неделя | «Дачный поселок» | Учить детей сравнивать предмет по высоте с помощью условной мерки. | Набор палочек |
Январь 1 неделя | «Елка» | Упражнять детей в определении длины предмета. | Набор палочек |
2 неделя | «Новоселье» | Закреплять умение сравнивать палочки по длине, соотносить величину предметов. | Набор палочек |
3 недели | «Дорога к дому» | Закреплять умение детей сравнивать с помощью условной мерки. | Набор палочек |
Февраль 1 неделя | «Кукла Маша» | Учить детей сравнивать предметы по длине. | Набор палочек |
2 неделя | «Зайка» | Закреплять умение сравнивать предмет по длине и высоте, обозначать словами результат. | Набор палочек. |
3 неделя | «Кастрюлька» | Учить детей находить сходства с реальным предметом. | Набор палочек, кастрюлька |
4 неделя | «Дети нашего двора» | Учить сравнивать предмет по высоте путем приложения. | Набор палочек |
Март 1 неделя | «слоник» | Развивать умение детей создавать образ слоника из палочек. | Набор палочек |
2 неделя | «Море волнуется» | Закреплять умение детей следовать заданному алгоритму. | Набор палочек |
3 неделя | «»Сделай фигуру» | Закреплять умение детей составлять геометрические фигуры. | Набор палочек |
4 неделя | «Винни-Пух» | Упражнять детей в различении цвета. Развивать умение различать палочки Кюизенера по размеру (длинная, короткая). Поддерживать положительное эмоциональное отношение детей от встречи с любимым героем мультфильма Винни-Пухом. | Набор палочек |
Апрель: 1 неделя | «Веселые зайчата» | Упражнять детей в различении цвета. Закреплять умение строить лестницы разными способами по образцу. Развивать логическое мышление, мелкую моторику рук. | |
2 неделя | «Рисуем палочками» | Развивать художественные способности детей. Развивать ориентировку детей в пространстве (слева, справа, сверху, снизу. Учить отбирать палочки нужного цвета). | |
3 неделя | «Волшебный камень» | Учить детей устанавливать логические связи и закономерности. Развивать умение соотносить числа, составленные из разных палочек | |
4 неделя | «Мышата и сыр» | Совершенствовать навыки счета. Развивать комбинаторное и конструктивное мышление. Учить находить на основе зрительного анализа недостающие цветные палочки Кюизенера. | |
Май: 1 неделя | «Живые числа» | Закреплять понимание соотношения «больше – меньше» «Больше – меньше на…», делить целое на части, запоминать состав числа из единиц и двух меньших чисел, на основе наглядности овладевать простейшими арифметическими действиями. | |
2 неделя | «Мосты через реку» | Развивать у детей представления об эталонах цвета; представление о шири не (широкий, узкий и т. д); умение сравнивать предметы по ширине и длине; зрительный глазомер. Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно. Строительство мостов через реку: (широкие, узкие, длинные, короткие для проезда транспорта через реку.) | |
3 неделя | «Цвет и число» | Учить детей отбирать палочки нужного цвета и числового значения по словесному указанию взрослого; подвести к выводу, что у палочки разного цвета есть свое число. Развивать зрительное внимание, логическое мышление. Строительство необычного поезда их цветных палочек (например: розовая, голубая, красная, желтая). Но прежде чем посадить туда пассажиров надо узнать, сколько мест в каждом вагоне. Дети берут белые палочки и накладывают на вагончики каждого цвета - одна белая палочка – одно место Палочки Кюизенера | |
4 неделя | «Разведчик» | Развивать умение детей работать палочками Кюизенера. Упражнять в выполнении арифметических действий. Развивать навыки сложения и вычитания чисел. Совершенствовать умения детей работать с карточкой – схемой. |
Подготовительная группа 2020 – 2021 учебный год | |||
Месяц | Название игры | Цель | Материал |
Сентябрь | «Помоги зайчикам добраться до домика!» | Учить детей самостоятельно выкладывать изображение из палочек Кюизенера в соответствии с заданием; развивать навыки сравнения величин по ширине; развивать умение анализировать текст, выделяя главное. | три домика, палочки Кюизенера, три зайчика. |
«Чей домик» | Учить детей самостоятельно выкладывать изображение из палочек Кюизнера в соответствии с заданием; развивать навыки сравнения величин по высоте; развивать умение анализировать текст, выделяя главное. | три матрешки, отличающиеся по величине и цвету, палочки Кюизенера. | |
«Мосты» | Учить детей самостоятельно выкладывать изображение из палочек Кюизенера в соответствии с заданием; развивать навыки сравнения величин по ширине; развивать умение анализировать текст, выделяя главное. | Мышка, зайчик, мишка, нарисованная река, палочки Кюизенера. | |
«Дорога» | Учить детей самостоятельно выкладывать изображение из палочек Кюизенера в соответствии с заданием; развивать навыки сравнения величин по длине; развивать умение анализировать текст, выделяя главное. | Три машины, палочки Кюизенера. | |
Октябрь | «Подснежники» | Учить детей самостоятельно выкладывать изображение из палочек Кюизенера в соответствии с заданием; развивать навыки сравнения величин по высоте; развивать умение анализировать текст, выделяя главное. | Палочки Кюизенера. |
«Лесенки» | Учить детей самостоятельно выкладывать изображение из палочек Кюизенера в соответствии с заданием; развивать навыки сравнения величин по высоте; развивать умение анализировать текст, выделяя главное. | Зайчики, палочки Кюизенера. | |
Размести пассажиров | Упражнять в установлении отношений эквивалентности: цвет — это число, число — цвет. Упражнять в соотношении количества и счета. | наборы палочек Кюизенера (объемный или плоскостной вариант), мелкие игрушки или предметные картинки с изображением животных, человечков. | |
Подбери пару | Упражнять в установлении отношений эквивалентности: цвет — число — количество — цифра. Упражнять в соотношении количества и счета. | ||
Ноябрь | Разноцветные коврики | Упражнять детей в составлении числа из двух меньших чисел с помощью палочек Кюизенера. Подготовить детей к усвоению понятия «состав числа». Развивать логическое мышление, внимание. | Наборы палочек Кюизенера (объемный или плоскостной вариант), игрушка. |
Назови число – найди палочку | Упражнять в установлении отношений эквивалентности: цвет — это число, число — цвет. Упражнять в соотношении количества и счета. | Наборы палочек Кюизенера (объемный или плоскостной вариант), раздаточный материал (мелкие игрушки). | |
Лесная полянка | Упражнять в установлении отношений эквивалентности: цвет — это число, число — цвет. Упражнять в соотношении количества и счета. Закрепить понятие «столько же». Подготовить детей к усвоению понятия «состав числа». | Наборы палочек Кюизенера (объемный или плоскостной вариант), на подносах раздаточный материал на каждого ребенка, например, грибы. | |
«Цветные коврики - 2» | Углублять знания детей о составе числа из двух меньших чисел. Развивать понимание того, что чем больше число, тем больше вариантов разложения. Развивать логическое мышление, внимание. | ||
Декабрь | «Играем с цветом» | Закрепить понятие цвета. Развивать умение комбинировать цвет в рисунке. Учить детей работать с алгоритмами. Развивать наблюдательность, память, внимание, фантазию. | |
«Дополни» | Упражнять в счёте в пределах 10. Учить сравнивать рядом стоящие числа. Закреплять знания о составе числа. Развивать внимание, мышление. | ||
«Запомни» | Развивать внимание, память, наблюдательность. Закреплять знания детей о свойствах палочек Кюизенера. | ||
«Подбери цифру» | Закреплять знания о цифрах в пределах 10. Упражнять в умении соотносить количество предметов с цифрой. Упражнять в счёте. Развивать внимание, память, логическое мышление | ||
Январь | «Цветные числа» | Закрепить счёт в пределах 10. Упражнять в умении соотносить количество предметов с цифрой. Развивать внимание, память, логическое мышление. | |
"По порядку становись" | Закрепить счёт в пределах 10. Упражнять в умении соотносить количество предметов с цифрой. Развивать внимание, память, логическое мышление. | ||
«Магазин игрушек» | Упражнять в счёте в пределах 10. Закреплять знание состава числа в пределах 10. Развивать внимание, память, мышление. Развивать умение общаться со сверстниками. Совершенствовать контакты в совместной игре. Расширить знания детей о профессии продавца. | ||
Февраль | «Кто где живёт» | Закреплять знания детей о составе числа 6 из единиц и двух меньших чисел. Развивать образное мышление. Развивать умение выявлять наличие нескольких признаков (цвет, величину). | |
«Составь число» | Закрепить счёт в пределах 10. Знакомить детей с составом числа из единиц и двух меньших чисел. Развивать внимание, память, логическое мышление. | ||
«Весы» | Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда (больше, меньше, больше на…, меньше на…), умение увеличивать и уменьшать каждое из чисел на 1. Закреплять знания о составе числа. Упражнять в решении простых арифметических действий. Развивать умение соотносить числа, составленные из разных палочек. Развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление. | ||
«Больше - меньше» | Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда. Познакомить и научить пользоваться знаками <,>. Совершенствовать знания детей о палочках Кюизенера. Приучать употреблять в речи не цвет палочки, а число, которое оно обозначает. | ||
Март | «Найди дом для палочки» | Совершенствовать умения детей соотносить цветные числа с цифрами. Упражнять в счёте в пределах 10. Развивать внимание, память, логическое мышление. | |
Разведчик» | Развивать умение детей работать палочками Кюизенера. Упражнять в выполнении арифметических действий. Развивать навыки сложения и вычитания чисел. Совершенствовать умения детей работать с карточкой – схемой. | ||
Конструирование цифр» | Продолжать учить порядковому счёту в пределах 10. Совершенствовать знания детей о цифрах. Развивать умение изображать цифру разными способами (рисовать, лепить, писать, конструировать). Развивать память, воображение, мышление, конструктивные способности. | ||
Апрель | «Число - головоломка» | Совершенствовать умения детей выполнять арифметические действия палочками Кюизенера. Развивать умения соотносить число с цифрой. Развивать образное, логическое мышление. | |
«Что пропустили?» | Закреплять прямой и обратный счёт. Совершенствовать знания детей о закономерностях палочек. Кюизенера. Развивать внимание, память, логическое мышление. | ||
«Палочки можно вычитать» | Продолжать учить детей ориентироваться в пространстве (понятия «налево», направо»); развивать количественные представления детей; продолжать учить самостоятельно, составлять и решать задачи на сложение вычитание в пределах 10; формировать умение находить разность чисел. | ||
«Палочки можно складывать» | Продолжать учить самостоятельно, составлять и решать задачи на сложение вычитание в пределах 7, закреплять представления о геометрических фигурах и соотнесение углов с числом; упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в клетку, в пространстве; развивать внимание, память, логическое мышление, зрительный глазомер | ||
Май | «Найди место». | формировать умение определять верхний, нижний край плоскости, его левую и правую стороны, углы, находить середину в плоскости. | Набор палочек |
«Лягушонок» | Упражнять в составлении целого из отдельных предметов, использовать словесную инструкцию, сравнивать предметы по разным признакам. Развивать пространственную ориентировку. | Набор палочек | |
«Найди по схеме» | Способствовать развитию ориентировки в пространстве, упражнять в использовании схемы из цветных палочек, делать количество шагов, обозначенных цветом палочки. | Карточки со схемами, обозначенными цифрами, цветные палочки. | |
«Поиск сюрприза» | Ориентироваться в микро пространстве, пользуясь планом. Выкладывать предметы по образцу, располагать в заданных частях прямоугольника. | схемы, палочки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/21/picture-128598-1350835866.jpg)
Перспективный план работы по решению математических задач в подготовительной группе.
Обучение детей счету в пределах 10. Обучение детей арифметическим действиям (сложение и вычитание). Обучение детей решению задач. Знакомство детей с величиной. Ознакомление детей с геометрическими...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/21/picture-128598-1350835866.jpg)
Перспективный план работы по решению экологических задач в подготовительной группе.
Экологические знания и умения Экологическое мышление (умственные действия) Ценностные ориентации (Этические нормы поведения) Экологически оправданное поведение...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/06/picture-217281-1362565888.jpg)
перспективный план работы с родителями от младшей до подготовительной групп
Перспективный план включает в себя не только таблицу с мероприятиями, но и расписывает актуальность плана, теоретические основы для его составления и реализацию плана в практической части работы с род...
Календарный план работы по развитию фонематического восприятия детей подготовительной группы
Развёрнутое календарное планирование по развитию фонематического восприятия через систему игровых упражнений....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/09/picture-590055-1423496391.jpg)
План работы по оздоровительным мероприятиям, используемые работе подготовительной группы.
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми по оздоровительным мероприятиям....
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/11/picture-1203616-1578738164.jpg)
План работы по самообразованию «Обучение грамоте детей подготовительной группы» на 2019-2020 уч. год. Подготовительная группа «Ромашка»
В настоящее время проблема подготовки к овладению грамотой является особо актуальной. В последнее время число детей с отклонениями, в том числе и речевыми, растет. Небольшие отклонения родителей...
Картотека игр с палочками Кюизенера старшая группа
Картотека игрс палочками Кюизенера старшая группа...