План работы с палочками Кюизенера. Старшая группа. Подготовительная группа
рабочая программа по математике (старшая, подготовительная группа)

Климова Наталья Сергеевна

Удовлетворять естественные потребности детей в познании и изучении окружающего мира, их неуемную любознательность помогают игры – исследования. Педагоги  адаптируют и развивают технологии использования дидактических средств (развивающие игры Б. Никитина, блоки Дьенеша, «Лего», счетные палочки Кюизенера и др.). Разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, развивающих методов позволяет разнообразить взаимодействие с детьми, познакомить со сложными, абстрактными математическими понятиями в доступной малышам форме.

В настоящее время в практике дошкольных образовательных учреждений часто используются палочки известного бельгийского математика Кюизенера для обучения детей основам математики. Основными особенностями палочек Кюизенера является абстрактность, универсальность, высокая эффективность. . Игры – занятия с палочками позволяют ребенку овладеть способами действий, необходимых для возникновения у них элементарных математических представлений, а также развивают творческие способности, воображение, фантазию, способность к моделированию и конструированию, развивают логическое мышление, внимание, память, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели. На практике эти задачи реализуются через организацию деятельности кружка «Палочки Кюзинера». Деятельность кружка не носит форму «изучения и обучения», а превращается в творческий процесс педагога и детей. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

План работы с палочками Кюизенера

Старшая группа 2019 – 2020 учебный год

Месяц

Название игры

Цель

Материал

Сентябрь

1 неделя

«Змейка»

Учить детей составлять группу из отдельных предметов. Закреплять понятия «Один», «много»

Набор палочек

2 неделя

«У Кого больше»

Закреплять название геометрических фигур(треугольник). Учить составлять фигуру из палочек, сравнивать фигуры по величине.

Набор палочек

3 неделя

«Разноцветные вагончики»

Учить классифицировать предмет по цвету и форме.

Набор палочек

4 неделя

«Столбики»

Учить детей классифицировать предмет по высоте «выше», «ниже».

Палочки Кюизенера

Октябрь 

1 неделя

«Сушим полотенца»

Учить детей сравнивать предмет по длине, находить сходства.

Набор палочек

2 неделя

«Число 1 и 2»

Учить детей сравнивать предмет по длине и обозначать его соответствующим числом 1 и 2

Набор палочек

3 неделя

«Строительство домов»

Учить детей моделировать предмет из 4-х палочек одинаковой длины, сравнивать по высоте.

Набор палочек

4 неделя

«Число 3»

Познакомить с образованием числа 3 и соответствующей цифрой.

Набор палочек

Ноябрь

1 неделя

«Треугольник»

Учить детей составлять треугольник из палочек разной длины, упражнять в счете в пределах 3.

Набор палочек

2 неделя

«Рамка для картины»

Учить детей строить прямоугольник в соответствии с размером.

Набор палочек

3 неделя

«Разноцветные флажки»

Закрепляем названия геометрических фигур, упражняемся в счете.

Набор палочек

4 неделя

«Бусы»

Учить классифицировать предмет по длине, сравнивать группы предметов.

Набор палочек

Декабрь

1 неделя

«Число 4»

Познакомить детей с образованием числа 4 и цифрой.

Набор палочек, цифры

2 неделя

«Число 5»

Познакомить детей с образованием числа 5

Набор палочек, цифры

3 неделя

«Скворечник»

Закреплять знания счета в пределах 5,умение сравнивать предмет по длине.

Палочки Кюизенера

4 неделя

«Дачный поселок»

Учить детей сравнивать предмет по высоте с помощью условной мерки.

Набор палочек

Январь

1 неделя

«Елка»

Упражнять детей в определении длины предмета.

Набор палочек

2 неделя

«Новоселье»

Закреплять умение сравнивать палочки по длине, соотносить величину предметов.

Набор палочек

3 недели

«Дорога к дому»

Закреплять умение детей сравнивать с помощью условной мерки.

Набор палочек

Февраль

1 неделя

«Кукла Маша»

Учить детей сравнивать предметы по длине.

Набор палочек

2 неделя

«Зайка»

Закреплять умение сравнивать предмет по длине и высоте, обозначать словами результат.

Набор палочек.

3 неделя

«Кастрюлька»

Учить детей находить сходства с реальным предметом.

Набор палочек, кастрюлька

4 неделя

«Дети нашего двора»

Учить сравнивать предмет по высоте путем приложения.

Набор палочек

Март 

1 неделя

«слоник»

Развивать умение детей создавать образ слоника из палочек.

Набор палочек

2 неделя

«Море волнуется»

Закреплять умение детей следовать заданному алгоритму.

Набор палочек

3 неделя

«»Сделай фигуру»

Закреплять умение детей составлять геометрические фигуры.

Набор палочек

4 неделя

«Винни-Пух»

Упражнять детей в различении цвета.  Развивать умение различать палочки Кюизенера по размеру (длинная, короткая). Поддерживать положительное эмоциональное отношение детей от встречи с любимым героем мультфильма Винни-Пухом.

Набор палочек

Апрель:

1 неделя

«Веселые зайчата»

Упражнять детей в различении цвета. Закреплять умение строить лестницы разными способами по образцу. Развивать логическое мышление, мелкую моторику рук.

2 неделя

«Рисуем палочками»

Развивать художественные способности детей. Развивать ориентировку детей в пространстве (слева, справа, сверху, снизу. Учить отбирать палочки нужного цвета).

3 неделя

«Волшебный камень»

Учить детей устанавливать логические связи и закономерности. Развивать умение соотносить числа, составленные из разных палочек

4 неделя

«Мышата и сыр»

Совершенствовать навыки счета. Развивать комбинаторное и конструктивное мышление. Учить находить на основе зрительного анализа недостающие  цветные палочки Кюизенера.

Май:

1 неделя

«Живые числа»

Закреплять понимание соотношения «больше – меньше» «Больше – меньше на…», делить целое на части,  запоминать состав числа из единиц и двух меньших чисел, на основе наглядности овладевать простейшими арифметическими действиями.

2 неделя

«Мосты через реку»

Развивать у детей представления об эталонах цвета; представление о шири не (широкий, узкий и т. д); умение сравнивать предметы по ширине и длине; зрительный глазомер. Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно. Строительство мостов через реку: (широкие, узкие, длинные, короткие для проезда транспорта через реку.)

3 неделя

«Цвет и число»

Учить детей отбирать палочки нужного цвета и числового значения по словесному указанию взрослого; подвести к выводу, что у палочки разного цвета есть свое число. Развивать зрительное внимание, логическое мышление. Строительство необычного поезда их цветных палочек (например: розовая, голубая, красная, желтая). Но прежде чем посадить туда пассажиров надо узнать, сколько мест в каждом вагоне. Дети берут белые палочки и накладывают на вагончики каждого цвета - одна белая палочка – одно место Палочки Кюизенера

4 неделя

«Разведчик»  

Развивать умение детей работать палочками Кюизенера. Упражнять в выполнении арифметических действий. Развивать навыки сложения и вычитания чисел. Совершенствовать умения детей работать с карточкой – схемой.

Подготовительная группа 2020 – 2021 учебный год

Месяц

Название игры

Цель

Материал

Сентябрь

«Помоги зайчикам добраться до домика!»

Учить детей самостоятельно выкладывать изображение из палочек Кюизенера в соответствии с заданием; развивать навыки сравнения величин по ширине; развивать умение анализировать текст, выделяя главное.

три домика, палочки Кюизенера, три зайчика.

«Чей домик»

Учить детей самостоятельно выкладывать изображение из палочек Кюизнера в соответствии с заданием; развивать навыки сравнения величин по высоте; развивать умение анализировать текст, выделяя главное.

три матрешки, отличающиеся по величине и цвету, палочки Кюизенера.

«Мосты»

Учить детей самостоятельно выкладывать изображение из палочек Кюизенера в соответствии с заданием; развивать навыки сравнения величин по ширине; развивать умение анализировать текст, выделяя главное.

Мышка, зайчик, мишка, нарисованная река, палочки Кюизенера.

«Дорога»

Учить детей самостоятельно выкладывать изображение из палочек Кюизенера в соответствии с заданием; развивать навыки сравнения величин по длине; развивать умение анализировать текст, выделяя главное.

Три машины, палочки Кюизенера.

Октябрь

«Подснежники»

Учить детей самостоятельно выкладывать изображение из палочек Кюизенера в соответствии с заданием; развивать навыки сравнения величин по высоте; развивать умение анализировать текст, выделяя главное.

Палочки Кюизенера.

«Лесенки»

Учить детей самостоятельно выкладывать изображение из палочек Кюизенера в соответствии с заданием; развивать навыки сравнения величин по высоте; развивать умение анализировать текст, выделяя главное.

Зайчики, палочки Кюизенера.

Размести пассажиров

Упражнять в установлении отношений эквивалентности: цвет — это число, число — цвет. Упражнять в соотношении количества и счета.

наборы палочек Кюизенера (объемный или плоскостной вариант), мелкие игрушки или предметные картинки с изображением животных, человечков.

Подбери пару

Упражнять в установлении отношений эквивалентности: цвет — число — количество — цифра. Упражнять в соотношении количества и счета.

Ноябрь

Разноцветные коврики

Упражнять детей в составлении числа из двух меньших чисел с помощью палочек Кюизенера. Подготовить детей к усвоению понятия «состав числа». Развивать логическое мышление, внимание.

Наборы палочек Кюизенера (объемный или плоскостной вариант), игрушка.

Назови число – найди палочку

Упражнять в установлении отношений эквивалентности: цвет — это число, число — цвет. Упражнять в соотношении количества и счета.

Наборы  палочек Кюизенера (объемный или плоскостной вариант), раздаточный материал (мелкие игрушки).

Лесная полянка

Упражнять в установлении отношений эквивалентности: цвет — это число, число — цвет. Упражнять в соотношении количества и счета. Закрепить понятие «столько же». Подготовить детей к усвоению понятия «состав числа».  

Наборы палочек Кюизенера (объемный или плоскостной вариант), на подносах раздаточный материал на каждого ребенка, например, грибы.

«Цветные коврики - 2»

Углублять знания детей о составе числа из двух меньших чисел. Развивать понимание того, что чем больше число, тем больше вариантов разложения. Развивать логическое мышление, внимание.

Декабрь

«Играем с цветом»

Закрепить понятие цвета. Развивать умение комбинировать цвет в рисунке. Учить детей работать с алгоритмами. Развивать наблюдательность, память, внимание, фантазию.

«Дополни»

Упражнять в счёте в пределах 10. Учить сравнивать рядом стоящие числа. Закреплять знания о составе числа. Развивать внимание, мышление.

«Запомни»

Развивать внимание, память, наблюдательность. Закреплять знания детей о свойствах палочек Кюизенера.

«Подбери цифру»

Закреплять знания о цифрах в пределах 10. Упражнять в умении соотносить количество предметов с цифрой. Упражнять в счёте. Развивать внимание, память, логическое мышление

Январь

 «Цветные числа»

Закрепить счёт в пределах 10. Упражнять в умении соотносить количество предметов с цифрой. Развивать внимание, память, логическое мышление.

"По порядку становись"

Закрепить счёт в пределах 10. Упражнять в умении соотносить количество предметов с цифрой. Развивать внимание, память, логическое мышление.

«Магазин игрушек»

Упражнять в счёте в пределах 10. Закреплять знание состава числа в пределах 10. Развивать внимание, память, мышление. Развивать умение общаться со сверстниками. Совершенствовать контакты в совместной игре. Расширить знания детей о профессии продавца.

Февраль

«Кто где живёт»

Закреплять знания детей о составе числа 6 из единиц и двух меньших чисел. Развивать образное мышление. Развивать умение выявлять наличие нескольких признаков (цвет, величину).

«Составь число»

Закрепить счёт в пределах 10. Знакомить детей с составом числа из единиц и двух меньших чисел. Развивать внимание, память, логическое мышление.

«Весы»

Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда (больше, меньше, больше на…, меньше на…), умение увеличивать и уменьшать каждое из чисел на 1. Закреплять знания о составе числа. Упражнять в решении простых арифметических действий. Развивать умение соотносить числа, составленные из разных палочек. Развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление.

«Больше - меньше»

Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда. Познакомить и научить пользоваться знаками <,>. Совершенствовать знания детей о палочках Кюизенера. Приучать употреблять в речи не цвет палочки, а число, которое оно обозначает.

Март

«Найди дом для палочки»

Совершенствовать умения детей соотносить цветные числа с цифрами. Упражнять в счёте в пределах 10. Развивать внимание, память, логическое мышление.

Разведчик»

Развивать умение детей работать палочками Кюизенера. Упражнять в выполнении арифметических действий. Развивать навыки сложения и вычитания чисел. Совершенствовать умения детей работать с карточкой – схемой.

Конструирование цифр»

Продолжать учить порядковому счёту в пределах 10. Совершенствовать знания детей о цифрах. Развивать умение изображать цифру разными способами (рисовать, лепить, писать, конструировать). Развивать память, воображение, мышление, конструктивные способности.

Апрель

«Число - головоломка»

Совершенствовать умения детей выполнять арифметические действия палочками Кюизенера. Развивать умения соотносить число с цифрой. Развивать образное, логическое мышление.

«Что пропустили?»

Закреплять прямой и обратный счёт. Совершенствовать знания детей о закономерностях палочек. Кюизенера. Развивать внимание, память, логическое мышление.

 «Палочки можно вычитать»

Продолжать учить детей ориентироваться в пространстве (понятия «налево», направо»); развивать количественные представления детей; продолжать учить самостоятельно, составлять и решать задачи на сложение вычитание в пределах 10; формировать умение находить разность чисел.

«Палочки можно складывать»

Продолжать учить самостоятельно, составлять и решать задачи на сложение вычитание в пределах 7, закреплять представления о геометрических фигурах и соотнесение углов с числом; упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в клетку, в пространстве; развивать внимание, память, логическое мышление, зрительный глазомер

Май

«Найди место».

формировать умение определять верхний, нижний край плоскости, его левую и правую стороны, углы, находить середину в плоскости.

Набор палочек

«Лягушонок»

Упражнять в составлении целого из отдельных предметов, использовать словесную инструкцию, сравнивать предметы по разным признакам. Развивать пространственную ориентировку.

Набор палочек

«Найди по схеме»

Способствовать развитию ориентировки в пространстве, упражнять в использовании схемы из цветных палочек, делать количество шагов, обозначенных цветом палочки.

Карточки со схемами, обозначенными цифрами, цветные палочки.

«Поиск сюрприза»

Ориентироваться в микро пространстве, пользуясь планом. Выкладывать предметы по образцу, располагать в заданных частях прямоугольника.

схемы, палочки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по решению математических задач в подготовительной группе.

Обучение детей счету в пределах 10. Обучение детей арифметическим действиям (сложение и вычитание). Обучение детей решению задач. Знакомство детей с величиной. Ознакомление детей с геометрическими...

Перспективный план работы по решению экологических задач в подготовительной группе.

Экологические знания и умения Экологическое мышление (умственные действия) Ценностные ориентации (Этические нормы поведения) Экологически оправданное поведение...

перспективный план работы с родителями от младшей до подготовительной групп

Перспективный план включает в себя не только таблицу с мероприятиями, но и расписывает актуальность плана, теоретические основы для его составления и реализацию плана в практической части работы с род...

План работы по оздоровительным мероприятиям, используемые работе подготовительной группы.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе  с детьми по оздоровительным мероприятиям....

План работы по самообразованию «Обучение грамоте детей подготовительной группы» на 2019-2020 уч. год. Подготовительная группа «Ромашка»

В настоящее время проблема подготовки к овладению грамотой является особо актуальной. В последнее время число детей с отклонениями, в том числе и речевыми,  растет. Небольшие отклонения родителей...

Картотека игр с палочками Кюизенера старшая группа

Картотека игрс палочками Кюизенера  старшая группа...

Конспект НОД по математике с использованием палочек Кюизенера (старшая группа)«Путешествие по сказкам»

Конспект НОД по математике с использованием палочек Кюизенера (старшая группа)«Путешествие по сказкам»...