Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе " Ключик для Буратино"
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Чувашова Светлана Николаевна
Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе "Ключик для Буратино"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod.docx26.71 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ФЭМП для детей старшей группы «Ключик для Буратино»                                                                          

Цель: Обобщение знаний детей по формированию элементарных математических представлений, полученных в течение года.

Задачи:

Обучающие:

1.  Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке, в умении различать количественный и порядковый счёт в пределах 10. Закреплять представления о числах 1-10;

2. Продолжить формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, решать логические задачи и отвечать на логические вопросы;

3. Закреплять умение определять  предыдущее и последующее число;

4.  Продолжать формировать навыки ориентировки на листе бумаги в клетку; учебной доске;

5.  Продолжать учить детей дошкольного возраста отвечать на вопрос полным ответом.

Развивающие: 1.Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновать свои суждения;

2. Развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление; 3. Развивать конструктивные и творческие способности, фантазию, творческое воображение;

4. Развивать самостоятельность, умение планировать свою работу.

Воспитывающие:

1.  Воспитывать интерес к математическим занятиям;

2. Воспитывать стремление оказывать помощь другим;

3. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща;

4. Воспитывать любовь к сказкам. 

Словарная работа:  Посылка, замок,  понятия «больше»«меньше»«равно», «между».

Материал:

Демонстрационный: Посылка для детей от Буратино, мел, доска, картинки рыбки с цифрами от 1 до 10, пруд – картон голубого цвета, математические знаки «больше»«меньше»«равно», карточки с индивидуальными заданиями: «Сравни цифры» для игры «Почини мост», карточки  с домиками  ракушками и карточки ракушки с цифрами для игры «Назови соседей», карточки с изображением логических задач.

Раздаточный: 10 замков разной величины и 10 соответствующих ключей к каждому замку (сделаны из картона), простые и цветные карандаши, листы в клетку.

Ход занятия:

Организационный момент                                                                                Воспитатель: Встанем, дети, полукругом,                             Скажем «Здравствуйте» друг другу.                                                                                                               Нам здороваться не лень,                                                              Всем «Привет!» и «Добрый день!»                                                                                  Если каждый улыбнется,                                                                                                   Утро доброе начнется.                                                                                                               Доброе утро!

Воспитатель: Я сегодня утром шла на работу, а мне навстречу – почтальон. Он передал мне посылку. Посмотрите, как вы думаете, от кого она? (От Буратино). Правильно, давайте прочитаем, что здесь написано.  Ребятам старшей  группы. Открываем посылку.

Воспитатель: Смотрите, здесь письмо.

 Воспитатель читает письмо:  «Дорогие дети! Пожалуйста, помогите мне! Черепаха Тортилла нашла золотой ключик от волшебной двери, и отдаст его только тому, кто выполнит ее математические задания. Но я не знаю, что такое математические задания и как их выполнять, потому, что не ходил в детский сад и не учился в школе. Пожалуйста, помогите мне! В посылке задания в конвертах с номерами». (Педагог берет конверты с номерами.)

Воспитатель:   Ребята, а вы знаете, что такое математика и откуда она появилась? (Ответы детей)  

Исторический материал

Воспитатель:  Математика – это наука. Истоки математики восходят к глубокой древности. Счет, торговля, землемерные работы, строительство и многое другое - вот области ее применения уже в те далекие времена.

И сейчас без математики не обходится ни одна наука, ни один род человеческой деятельности.  Слово «математика» образовалось от греческого слова «матема», что означает - наука.

Самой древней математической деятельностью был счет. Счет был необходим, чтобы следить за поголовьем скота и вести торговлю.   Первыми понятиями математики были меньше, больше и столько же. Когда одно племя обменивало у другого свой улов рыбы на каменные ножи, не нужно было считать, сколько принесли рыб и сколько ножей. Просто клали рядом с каждой рыбой по ножу. Немного позже люди научились считать только на пальцах и могли показать числа только на пальцах рук и ног.  Древние люди считали камушки, палочки, узелочки.

Воспитатель: Ну, что, ребята? Поможем Буратино? (Ответы детей) Воспитатель:  Тогда приступим.

Задание №1 (конверт № 1)

Воспитатель читает  задание: Посмотрите в моем пруду сколько рыбы.  Надо расположить рыбок по порядку от 1 до 10 и в обратном порядке от 10 до 1. (Картинки рыбки с цифрами) (Выполнение задания)

Задание №2 (конверт № 2)

Игра «Почини мост»

Воспитатель: Черепаха Тортилла просит починить сломанный  мост на пруду. Некоторые дощечки плавают по воде. По такому мосту переходить опасно. Что делать? Посмотрите на дощечках, которые уцелели, нарисованы цифры. А теперь посмотрите, что нарисовано на дощечках, которые плавают по воде? (Карточки знаки «<», «>», «=»). Между цифрами  надо поставить математические знаки «<», «>», «=».  Какие цифры нарисованы на первой дощечке?» (2 и 5) (Ответы детей)

Воспитатель:  «Как вы думаете, какую дощечку надо поставить между цифрами 2 и 5, чтобы можно было начать ремонтировать мост?» Почему? (Ответы детей)

 Воспитатель: «Правильно.  Посмотрите, в  этом месте мост тоже сломан. Стоит дощечка с цифрами 5 и 8. Как вы думаете, какой знак  надо поставить между цифрами 5 и 8? Почему? (Ответы детей)

 Воспитатель: «Посмотрите, ребята, дальше мост снова сломан, а потом идет дощечка, на которой кто у нас цифры  7 и 8?» Как вы думаете, какой знак  надо поставить между цифрами 7 и 8? Почему? (Ответы детей)

Воспитатель:  «Нам осталось поставить последнюю дощечку, там, где мост разрушен. Посмотрите, какие цифры на последней дощечке?» (7 и 7) (Ответы детей)

 Воспитатель: «Какую дощечку надо поставить между цифрами 7 и 7?» Почему? (Ответы детей)

 Воспитатель: «Молодцы, ребята. Вот мы с вами починили мост для черепахи Тортиллы.

Задание №3 (конверт № 3) Задачи на смекалку

Воспитатель: нужно помочь Буратино решить задачи и записать решение на доске. Проходите к доске, присаживайтесь.

  1. Щука в озере жила.

Червячка с крючка сняла.

Наварила щука щей,

 пригласила трех ершей.

 Говорили всем ерши:

- Щи у щуки хороши!

Сколько было всего рыбок.

  1. В тихой заводи реки
    Жили-были окуньки.
    Двух поймали рыбаки,
    А пять  в реке осталось.
    Сколько окуньков сначала.                                                                                          В заводи плескалось?
  2. На маленьком болотце, жили две подружки,

Жили две подружки – зеленые лягушки.

           Засолить капусты надумали лягушки.

           Быстро приготовили еловые кадушки

            У одной лягушки было три кадушки,

           У другой лягушки было тоже три.

Сколько же всего кадушек приготовили лягушки?

  1. В рыбьем царстве к осетру.                                                                          Приплывают поутру.                                                                                                 Три молоденькие щучки,
    Чтоб ему почистить щечки,
    А четыре ерша
    Моют брюхо и бока.
    Посчитай-ка, детвора,
    Сколько слуг у осетра?  

  1. В тихой речке под мостом
    Жил усатый старый сом.
    У него жена сомиха.                                                                                                 И семь маленьких сомят.
    Кто всех вместе сосчитает?
    Будет сом, конечно, рад!  

  1. Утята плавали в пруду

            У мамы утки на виду

           Вот нырнули 5 утят

          А 4  нырять не хотят

         Сколько всего утят на пруду?

   Что-то никак сосчитать не могу! 

  1.  Сидят рыбаки,

Стерегут поплавки:

Рыбак Корней поймал 6 окуней,

А рыбак Михаил двух сомов изловил.

Сколько рыб из реки изловили рыбаки?

Воспитатель: Молодцы, и с этим заданием мы справились. Ну, что, ребята, вы много трудились и думали, давайте немного разомнемся.

Физкультминутка  «Буратино потянулся»

Буратино потянулся,                                                                                                           Раз нагнулся, два нагнулся,                                                                                              Руки в стороны развел,                                                                                                                 Видно ключик не нашел.                                                                                               Чтобы ключик нам достать,                                                                                                                                                            Нужно на носочки встать!

Задание №4 (конверт № 4)

Игра «Назови соседей»

Воспитатель: Посмотрите, ребята, здесь карточки с тремя домиками ракушками. На каждом домике стоит цифра.  Цифры на некоторых домиках пропущены. Давайте поможем местным жителям найдем им соседей.  Ребенок выбирает ракушку (карточку) с числами, называет пропущенные цифры, находит пропущенное число на карточке  с домиками  ракушками и закрывает пустое окошко. Вставляя нужные цифры, будьте внимательными, посмотрите на номер домиков ракушек рядом, и вспомните состав этого числа.

(Дети выполняют индивидуально задание, выкладывая на карточке нужные цифры)

Задание №5 (конверт № 5)

Воспитатель  читает  задание: «Я перепутала все ключи. Помогите подобрать ключи к замкам. У меня  есть 10 замков разной величины. Также к каждому замку есть свой ключ. Вы должны расположить эти замки в один ряд слева направо по возрастающей величине. А под каждым замком вам нужно прикрепить тот ключ, который подходит ему по размеру».

Воспитатель: Как вы думаете, какой замок будет находиться в самом начале? (Ответы детей)

Воспитатель: А какой ключ под ним? (Ответы детей)

Каждый ребенок, по очереди, подходит и располагает свой замок по возрастанию и подбирает к нему свой ключ, попутно объясняя свой выбор.

После того как все замки и ключи к ним будут расположены в соответствующие ряды, детям предоставляется возможность самостоятельно проверить правильность расположения замков и ключей по возрастающей величине.

Чтобы выполнить последнее задание, нам нужно размять пальчики.

Пальчиковая гимнастика:

На моей руке пять пальцев, (повороты ладоней вверх-вниз)
Пять хватальцев,
Пять держальцев.
Чтоб строгать и чтоб пилить, (имитируют движения)
Чтобы брать и чтоб дарить. (сжимают и разжимают кулачки)
Их нетрудно сосчитать: (пальцы – в замок)
Раз, два, три, четыре, пять! (выбрасывают пальцы из кулачков)

Задание №6 (конверт № 6)

Воспитатель  читает  задание: «Я черепаха Тортилла очень  хочу, чтобы мне нарисовали  подарки. Рисовать надо по клеточкам. Вот подсказка».

Воспитатель: Подвиньте листок бумаги, поставьте карандаш на красную точку. Начинаем.

Задание графического диктанта: 5 клеток – вправо, 3 клетки – вниз, 2 клетки - влево, 4 клетки – вниз, 3 клетки – вправо, 1 клетка – вниз, 1 клетка – влево, 1 клетка - вниз, 1 клетка – вправо, 1 клетка – вниз, 3 клетки – влево, 1 клетка – вниз, 1 клетка влево, 8 клеток – вверх, 2 клетки – влево, 3 клетки – вверх.

Воспитатель: Что у вас получилось? (Ответы детей)

Воспитатель: Давайте оправим все ваши выполненные задания и подарки- ключики черепахе Тортилле. Пусть эти ключики помогут  Буратино получить золотой ключик от волшебной двери в коморке у папы Карло. Сложим их обратно в посылку, и отправим по адресу (идут к столу с посылкой, складываем ответы, выносим из группы)

Рефлексия

Воспитатель: Ребята, вам понравилось занятие, кому мы помогали. А какое задание больше понравилось? Какое задание показалось трудным? Какое задание было самым интересным? Что было неинтересным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе "В гостях у Буратино"

Упражнять в сравнении смежных чисел в пределах 10, закрепить названия дней недели,закрепить представления детей о геометрических фигурах....

Конспект занятия по фэмп в старшей группе В гостях у Буратино

закрепление представления о днях недели...

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Путешествие с Буратино»

Материал будет полезен воспитателям для проведения НОД по ФЭМП...

Конспект занятия по ФЭМП для детей старшей группы «Ключик для Буратино»

Обобщение знаний детей по формированию элементарных математических представлений, полученных в течение года....

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе "Мальвина учит Буратино"

Конспект занятия по «ФЭМП»в старшей группе (5 – 6 лет)Тема: «Мальвина учит Буратино» Доминирующая образовательная область: познаниеИнтеграция образовательных областе...

Конспект ООД по ФЭМП в старшей группе на тему "Буратино учится считать"

Конспект данного занятия включает в себя разнообразные игровые технологии, которые помогут продемонстрировать навыки комплексного применения математических представлений детей, знаний и способов дейст...