Разработка учебного занятия по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Школа умелого карандаша»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Мельниченко Анна Алексеевна

Цель: Учить рисовать геометрические узоры с помощью клетки.

 

Задачи:

Предметные:

- формировать тонко координированные движения рук, мелкую мускулатуру пальцев;

- формировать и совершенствовать пространственные представления через ориентацию на листе бумаги в клетку и ориентацию в пространстве на примере собственного тела;

- учить соблюдать во время работы правила письма, формировать умение работать в общем темпе;

- учить рисовать следующие геометрические узоры: квадрат, треугольник, ломаная линия.

 

Метапредметные:

- способствовать развитию психических процессов: произвольного внимания, мышления, зрительного и слухового восприятия, памяти, речи детей;

- развивать графомоторные навыки, плавность, точность.

- совершенствовать скоординированность движений.

 

Личностные:

- воспитывать старательность, аккуратность, терпение, самостоятельность.

- способствовать развитию уверенности в учебной деятельности.

- продолжать развивать умение понимать учебную задачу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования «Детский технопарк «Кванториум»

г. Комсомольска-на-Амуре

Разработка учебного занятия

по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей

программе «Школа умелого карандаша»

1 год обучения (5-6 лет)

Тема № 8 «Встреча на лесных тропинках»

Автор-составитель:

Мельниченко Анна Алексеевна,

педагог дополнительного образования

МБОУ ДО Кванториум

г. Комсомольск-на-Амуре

 2024

Цель: Учить рисовать геометрические узоры с помощью клетки.

Задачи:

Предметные:

- формировать тонко координированные движения рук, мелкую мускулатуру пальцев;

- формировать и совершенствовать пространственные представления через ориентацию на листе бумаги в клетку и ориентацию в пространстве на примере собственного тела;

- учить соблюдать во время работы правила письма, формировать умение работать в общем темпе;

- учить рисовать следующие геометрические узоры: квадрат, треугольник, ломаная линия.

Метапредметные:

- способствовать развитию психических процессов: произвольного внимания, мышления, зрительного и слухового восприятия, памяти, речи детей;

- развивать графомоторные навыки, плавность, точность.

- совершенствовать скоординированность движений.

Личностные:

- воспитывать старательность, аккуратность, терпение, самостоятельность.

- способствовать развитию уверенности в учебной деятельности.

- продолжать развивать умение понимать учебную задачу.

Ход занятия:

  1. Организационный момент (3-5 мин.).
  2. Актуализация знаний (7-10 мин.).
  3. Практическая работа (15-20 мин.)
  4. Динамическая пауза (3-5 мин.)
  5. Закрепление материала (10-15 мин.)
  6. Рефлексия. Подведение итогов (5 мин.)

Педагог:

-Ребята, я очень рада видеть вас сегодня таких красивых, добрых, с хорошим настроением!

Давайте встанем в круг и поздороваемся друг с другом.

Встанем мы в кружочек дружно.

Поздороваться на нужно

Говорю тебе «Привет!»

Улыбнись скорей в ответ.

Здравствуй правая рука,

Здравствуй левая рука,

Здравствуй друг, здравствуй друг,

Здравствуй весь наш дружный круг.

Молодцы, поздоровались друг с другом, присаживайтесь за столы.

Педагог: (слайд 2) Посмотрите на экран, кого вы видите?

Учащиеся: - Колобка.

Педагог: А какое настроение у колобка?

Учащиеся: грустное.

Педагог: А знаете, почему? Все лесные жители уже учатся в первом классе лесной школы, а колобка не взяли, потому что у него не хватило умений и знаний для школы. Поможем колобку овладеть теми знаниями, которые ему пригодятся в первом классе?

Учащиеся: Конечно, поможем!

Педагог: А как вы думаете, что должен знать колобок, чтобы его взяли в первый класс?

Учащиеся: Писать, считать, читать и т.д.

Педагог: А делать графические диктанты нужно уметь? А знать где лево, где право?

Учащиеся: Да.

Педагог: А вы, ребята, умеете?

Учащиеся: Да.

Педагог: Тогда давайте и колобка научим. Что нам сначала нужно сделать, чтобы приступить к работе?

Учащиеся: Разогреть руки и пальцы.

Педагог: Молодцы, тогда берем массажные мячи и начинаем:

«Я мячом круги катаю,

Взад-вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошку.

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка.

Каждым пальцем мяч прижму

и другой рукой начну».

Повтор упражнения, на вторую руку.

Педагог: А теперь сделаем массаж своим пальцам и заодно вспомним, как их зовут:

«Это пальчик мой – большой,

Он с широкою душой.

Это – указательный,

умный и внимательный.

Это пальчик – средний,

Выше чем соседний.

Это – безымянный,

Он немного странный.

И мизинчик маленький,

смелый и удаленький».

Педагог: Молодцы, ребята, разогрели руки и пальцы. Давайте теперь их потренируем с помощью волчков.

(Дети раскручивают волчки разными пальцами, начиная с большого и указательного, заканчивая большим и мизинцем, двумя руками.)

Педагог: Теперь наши руки полностью готовы, к заданиям!

И мы точно готовы помочь колобку стать первоклассником.

А с какими заданиями не справился колобок мы будем с вами отгадывать.

 (слайд 4) И так первая загадка:

Посмотрите на меня —

Сбоку у меня поля,

Для задачек будут, детки,

На моих страницах клетки,

А для разных упражнений,

Я — в линейку, без сомнений.

Это — лёгкая загадка:

Каждый знает, я — ... (Тетрадь)

.

Педагог: (слайд 5) Правильно, ребята, посмотрите, что у него получилось, разве можно так работать в тетради, что не получилось у колобка?

Учащиеся: Нельзя, строчки кривые, задания перепутаны.

Педагог: Давайте покажем, как нужно правильно работать в тетради. Открываем свои тетради, ищем новое задание и приступаем к работе. Помните, чтобы рисунок был точным, нужно вести свой карандаш от уголка клетки к уголку и быть очень внимательными.

(практическая работа, дети повторяют графические рисунки в тетради)

Педагог: (слайд 6) Молодцы ребята, научили колобка работать в тетради, посмотрите, он даже повеселел. Посмотрим, получилось ли у колобка сделать задание правильно?

Учащиеся: Да, получилось.

 Педагог (слайд 7): Давайте отгадаем вторую загадку и узнаем, что еще не получилось у колобка:

Чтобы здоровье было в порядке,

 Не забывайте вы о ...

Учащиеся: Зарядке.

Педагог: Правильно, ребята. А вы умеете делать зарядку.

Учащиеся: Да, умеем.

Педагог: Тогда давайте покажем и научим колобка!

 (слайд 8) Динамическая пауза

https://dzen.ru/video/watch/60d32e9da25cdf5409804cc8?share_to=link

Обучающиеся повторяют движения, которые видят на экране.

Педагог (слайд 9): Молодцы! Научили колобка делать упражнения, теперь он станет таким же сильным и ловким как вы.

Давайте узнаем, с каким еще заданием не справился колобок.

Следующая загадка:

Линии, штрихи и пятна

Образуют всем понятный

Образ на листе бумаги:

 Люди, корабли и флаги.

 Изображение задумок

Называется..

Учащиеся: Рисунок.

(слайд 10)

Педагог: Правильно, посмотрите как колобок сделал графический диктант, вы понимаете, что он изобразил?

Учащиеся: Нет!

Педагог: Давайте вспомним, какие знания нужны, что бы правильно выполнить задание.

Учащиеся: Внимательно слушать, знать где правая сторона, где левая, уметь считать.

Педагог: Да всё верно, давайте и мы с вами сначала вспомним где право, а где лево. И поможем колобку разобраться, как называются дорожки, которые сворачивают в ту или иную сторону. Поиграем с вами в игру «Тропинки».

 (Игра на пространственное восприятие, учащиеся по заданию педагогая раскладывают дорожки из заданных геометрических фигур (набор «Блоки Дьенеша») на правую и левую сторону стола).

Педагог: А теперь давайте представим, что мы тоже идем по дорожкам, шагая на месте по моей команде поворачиваясь налево и направо.

(Учащиеся встают возле своих мест, шагая на месте, меняют направление по команде педагога. Вперед, налево, направо, назад)

Педагог: Молодцы, все вспомнили где у нас правая сторона, а где левая. Колобок тоже узнал, что бывают дорожки, которые не только прямо идут, а сворачиваю в разные стороны. Можно приступать к работе.

(Дети выполнят, слуховой графический диктант «школа») (Приложение 2)

Педагог: Ребята, молодцы, все справились с заданием, что у нас получилось?

Учащиеся: Дом.

(слайд 11) Педагог: Это не просто дом, а какой именно узнаем, отгадав загадку:

Стоит весёлый, светлый дом.

Ребят проворных много в нём.

Там пишут и считают,

Рисуют и читают.

Учащиеся: Школа.

Педагог: Да, правильно, но мне кажется, что нашей школе чего-то не хватает, как вы думаете?

Учащиеся: Не хватает окон.

Педагог: Правильно, давайте дорисуем нашей школе окна, чтобы в классах было светло и уютно. А также красиво заштрихуем нашу школу, чтобы мимо нее нельзя было пройти и хотелось туда приходить каждый день.

( Учащиеся дорисовывают окна, штрихуют рисунок).

Педагог: (слайд 12) Молодцы ребята, давайте посмотрим, научился колобок делать графический диктант или нет. И возьмут ли его в школу на этот раз?

Учащиеся: Да, у колобка получилось. Обязательно возьмут в школу!

Педагог: Отлично! Тогда мы можем с вами отдохнуть и поиграть в игру «Найди отличия».

(слайд 13-15) Дидактическая игра «Найди отличия». Цель: развития умения сопоставлять объекты, выявлять сходные черты и различия.

Педагог: Ребята, скажите, а чему нам удалось научить колобка сегодня.

Учащиеся: делать задания в тетради, делать зарядку, понимать где право, а где лево, делать графический диктант и т.д.

Педагог: Какими вы замечательными учителями оказались! Вы теперь можете научить играть в наши игры кого угодно (даже родителей). Поиграйте с вашими родителями, запомните вместе здание где вы сейчас занимаетесь и сравните здание в котором вы живёте, а на следующим занятии расскажите сколько вы и ваши «ученики» нашли отличий.

 Педагог (слайд 16): Всем спасибо за занятие, до свидания!

Список использованной литературы

Интернет источники:

  1. Гоманкова Д.В. Организационные моменты в детском саду. – Текст: электронный // Образовательная социальна сеть «nsportal.ru» [сайт] – 2023. – URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/01/22/organizatsionnye-momenty-na-zanyatiyah-v-detskom-sadu (дата обращения 21.09.2023г).
  2. Лаврова А. Занимательная деятельность в детском саду. – Текст: электронный// Международный образовательный портал «МААМ.ru» [сайт] – 2023. - URL:

https://www.maam.ru/detskijsad/zanimatelnaja-dejatelnost-v-detskom-sadu.html (дата обращения 21.09.2023г.)

  1. Майорова Л.П. Методическая разработка по теме «Графомоторные навык детей 5-7 лет». – Текст: электронный // Образовательная социальна сеть «nsportal.ru» [сайт] – 2023. – URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/04/10/master-klass-pesochnaya-terapiya-v-rabote-s-doshkolnikami (дата обращения 22.09.2023)

https://ped-kopilka.ru/kalendar/osen/zagadki-pro-shkolu-dlja-1-klasa-s-otvetami.html

  1. Развивайки, обучайки. Наше ВСЁ! Мульт-зарядка 6. Физ-минутка для детей. Наше всё! https://dzen.ru/video/watch/60d32e9da25cdf5409804cc8?share_to=link

Приложение 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа кружка «Умелые ручки» (подготовительная группа)

Дополнительная общеобразовательная программа кружка «Умелые ручки» (подготовительная группа)...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Умелые руки"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Умелые руки" по выжиганию...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА “УМЕЛЫЕ РУЧКИ” (ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, РУЧНОЙ ТРУД)

Дополнительная программа"Умелые ручки" разработана для развития творческих способностей детей среднего и старшего дошкольного возраста. В нее включены занятия по рисованию, аппликации, лепке...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Умелые ручки»

Актуальность программы связана с формированием творческой личности. Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наибол...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Весёлый карандаш"

   Программа предназначена для правильного развития мелкой моторики детей дошкольного возраста и своевременной помощи в формировании последовательной координации движений пальцев рук....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Умелые ручки»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА  «Умелые ручки»...

Совместная деятельность педагога с детьми в старшей группе «Школа умелого карандаша» на 2021-2022 учебный год

Совместная деятельность педагога с детьмив старшей группе«Школа умелого карандаша»на 2021-2022 учебный год...