Разработка учебного занятия по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Школа умелого карандаша»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)
Цель: Учить рисовать геометрические узоры с помощью клетки.
Задачи:
Предметные:
- формировать тонко координированные движения рук, мелкую мускулатуру пальцев;
- формировать и совершенствовать пространственные представления через ориентацию на листе бумаги в клетку и ориентацию в пространстве на примере собственного тела;
- учить соблюдать во время работы правила письма, формировать умение работать в общем темпе;
- учить рисовать следующие геометрические узоры: квадрат, треугольник, ломаная линия.
Метапредметные:
- способствовать развитию психических процессов: произвольного внимания, мышления, зрительного и слухового восприятия, памяти, речи детей;
- развивать графомоторные навыки, плавность, точность.
- совершенствовать скоординированность движений.
Личностные:
- воспитывать старательность, аккуратность, терпение, самостоятельность.
- способствовать развитию уверенности в учебной деятельности.
- продолжать развивать умение понимать учебную задачу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 736.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования «Детский технопарк «Кванториум»
г. Комсомольска-на-Амуре
Разработка учебного занятия
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе «Школа умелого карандаша»
1 год обучения (5-6 лет)
Тема № 8 «Встреча на лесных тропинках»
Автор-составитель:
Мельниченко Анна Алексеевна,
педагог дополнительного образования
МБОУ ДО Кванториум
2024
Цель: Учить рисовать геометрические узоры с помощью клетки.
Задачи:
Предметные:
- формировать тонко координированные движения рук, мелкую мускулатуру пальцев;
- формировать и совершенствовать пространственные представления через ориентацию на листе бумаги в клетку и ориентацию в пространстве на примере собственного тела;
- учить соблюдать во время работы правила письма, формировать умение работать в общем темпе;
- учить рисовать следующие геометрические узоры: квадрат, треугольник, ломаная линия.
Метапредметные:
- способствовать развитию психических процессов: произвольного внимания, мышления, зрительного и слухового восприятия, памяти, речи детей;
- развивать графомоторные навыки, плавность, точность.
- совершенствовать скоординированность движений.
Личностные:
- воспитывать старательность, аккуратность, терпение, самостоятельность.
- способствовать развитию уверенности в учебной деятельности.
- продолжать развивать умение понимать учебную задачу.
Ход занятия:
- Организационный момент (3-5 мин.).
- Актуализация знаний (7-10 мин.).
- Практическая работа (15-20 мин.)
- Динамическая пауза (3-5 мин.)
- Закрепление материала (10-15 мин.)
- Рефлексия. Подведение итогов (5 мин.)
Педагог:
-Ребята, я очень рада видеть вас сегодня таких красивых, добрых, с хорошим настроением!
Давайте встанем в круг и поздороваемся друг с другом.
Встанем мы в кружочек дружно.
Поздороваться на нужно
Говорю тебе «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.
Молодцы, поздоровались друг с другом, присаживайтесь за столы.
Педагог: (слайд 2) Посмотрите на экран, кого вы видите?
Учащиеся: - Колобка.
Педагог: А какое настроение у колобка?
Учащиеся: грустное.
Педагог: А знаете, почему? Все лесные жители уже учатся в первом классе лесной школы, а колобка не взяли, потому что у него не хватило умений и знаний для школы. Поможем колобку овладеть теми знаниями, которые ему пригодятся в первом классе?
Учащиеся: Конечно, поможем!
Педагог: А как вы думаете, что должен знать колобок, чтобы его взяли в первый класс?
Учащиеся: Писать, считать, читать и т.д.
Педагог: А делать графические диктанты нужно уметь? А знать где лево, где право?
Учащиеся: Да.
Педагог: А вы, ребята, умеете?
Учащиеся: Да.
Педагог: Тогда давайте и колобка научим. Что нам сначала нужно сделать, чтобы приступить к работе?
Учащиеся: Разогреть руки и пальцы.
Педагог: Молодцы, тогда берем массажные мячи и начинаем:
«Я мячом круги катаю,
Взад-вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошку.
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка.
Каждым пальцем мяч прижму
и другой рукой начну».
Повтор упражнения, на вторую руку.
Педагог: А теперь сделаем массаж своим пальцам и заодно вспомним, как их зовут:
«Это пальчик мой – большой,
Он с широкою душой.
Это – указательный,
умный и внимательный.
Это пальчик – средний,
Выше чем соседний.
Это – безымянный,
Он немного странный.
И мизинчик маленький,
смелый и удаленький».
Педагог: Молодцы, ребята, разогрели руки и пальцы. Давайте теперь их потренируем с помощью волчков.
(Дети раскручивают волчки разными пальцами, начиная с большого и указательного, заканчивая большим и мизинцем, двумя руками.)
Педагог: Теперь наши руки полностью готовы, к заданиям!
И мы точно готовы помочь колобку стать первоклассником.
А с какими заданиями не справился колобок мы будем с вами отгадывать.
(слайд 4) И так первая загадка:
Посмотрите на меня —
Сбоку у меня поля,
Для задачек будут, детки,
На моих страницах клетки,
А для разных упражнений,
Я — в линейку, без сомнений.
Это — лёгкая загадка:
Каждый знает, я — ... (Тетрадь)
.
Педагог: (слайд 5) Правильно, ребята, посмотрите, что у него получилось, разве можно так работать в тетради, что не получилось у колобка?
Учащиеся: Нельзя, строчки кривые, задания перепутаны.
Педагог: Давайте покажем, как нужно правильно работать в тетради. Открываем свои тетради, ищем новое задание и приступаем к работе. Помните, чтобы рисунок был точным, нужно вести свой карандаш от уголка клетки к уголку и быть очень внимательными.
(практическая работа, дети повторяют графические рисунки в тетради)
Педагог: (слайд 6) Молодцы ребята, научили колобка работать в тетради, посмотрите, он даже повеселел. Посмотрим, получилось ли у колобка сделать задание правильно?
Учащиеся: Да, получилось.
Педагог (слайд 7): Давайте отгадаем вторую загадку и узнаем, что еще не получилось у колобка:
Чтобы здоровье было в порядке,
Не забывайте вы о ...
Учащиеся: Зарядке.
Педагог: Правильно, ребята. А вы умеете делать зарядку.
Учащиеся: Да, умеем.
Педагог: Тогда давайте покажем и научим колобка!
(слайд 8) Динамическая пауза
https://dzen.ru/video/watch/60d32e9da25cdf5409804cc8?share_to=link
Обучающиеся повторяют движения, которые видят на экране.
Педагог (слайд 9): Молодцы! Научили колобка делать упражнения, теперь он станет таким же сильным и ловким как вы.
Давайте узнаем, с каким еще заданием не справился колобок.
Следующая загадка:
Линии, штрихи и пятна
Образуют всем понятный
Образ на листе бумаги:
Люди, корабли и флаги.
Изображение задумок
Называется..
Учащиеся: Рисунок.
(слайд 10)
Педагог: Правильно, посмотрите как колобок сделал графический диктант, вы понимаете, что он изобразил?
Учащиеся: Нет!
Педагог: Давайте вспомним, какие знания нужны, что бы правильно выполнить задание.
Учащиеся: Внимательно слушать, знать где правая сторона, где левая, уметь считать.
Педагог: Да всё верно, давайте и мы с вами сначала вспомним где право, а где лево. И поможем колобку разобраться, как называются дорожки, которые сворачивают в ту или иную сторону. Поиграем с вами в игру «Тропинки».
(Игра на пространственное восприятие, учащиеся по заданию педагогая раскладывают дорожки из заданных геометрических фигур (набор «Блоки Дьенеша») на правую и левую сторону стола).
Педагог: А теперь давайте представим, что мы тоже идем по дорожкам, шагая на месте по моей команде поворачиваясь налево и направо.
(Учащиеся встают возле своих мест, шагая на месте, меняют направление по команде педагога. Вперед, налево, направо, назад)
Педагог: Молодцы, все вспомнили где у нас правая сторона, а где левая. Колобок тоже узнал, что бывают дорожки, которые не только прямо идут, а сворачиваю в разные стороны. Можно приступать к работе.
(Дети выполнят, слуховой графический диктант «школа») (Приложение 2)
Педагог: Ребята, молодцы, все справились с заданием, что у нас получилось?
Учащиеся: Дом.
(слайд 11) Педагог: Это не просто дом, а какой именно узнаем, отгадав загадку:
Стоит весёлый, светлый дом.
Ребят проворных много в нём.
Там пишут и считают,
Рисуют и читают.
Учащиеся: Школа.
Педагог: Да, правильно, но мне кажется, что нашей школе чего-то не хватает, как вы думаете?
Учащиеся: Не хватает окон.
Педагог: Правильно, давайте дорисуем нашей школе окна, чтобы в классах было светло и уютно. А также красиво заштрихуем нашу школу, чтобы мимо нее нельзя было пройти и хотелось туда приходить каждый день.
( Учащиеся дорисовывают окна, штрихуют рисунок).
Педагог: (слайд 12) Молодцы ребята, давайте посмотрим, научился колобок делать графический диктант или нет. И возьмут ли его в школу на этот раз?
Учащиеся: Да, у колобка получилось. Обязательно возьмут в школу!
Педагог: Отлично! Тогда мы можем с вами отдохнуть и поиграть в игру «Найди отличия».
(слайд 13-15) Дидактическая игра «Найди отличия». Цель: развития умения сопоставлять объекты, выявлять сходные черты и различия.
Педагог: Ребята, скажите, а чему нам удалось научить колобка сегодня.
Учащиеся: делать задания в тетради, делать зарядку, понимать где право, а где лево, делать графический диктант и т.д.
Педагог: Какими вы замечательными учителями оказались! Вы теперь можете научить играть в наши игры кого угодно (даже родителей). Поиграйте с вашими родителями, запомните вместе здание где вы сейчас занимаетесь и сравните здание в котором вы живёте, а на следующим занятии расскажите сколько вы и ваши «ученики» нашли отличий.
Педагог (слайд 16): Всем спасибо за занятие, до свидания!
Список использованной литературы
Интернет источники:
- Гоманкова Д.В. Организационные моменты в детском саду. – Текст: электронный // Образовательная социальна сеть «nsportal.ru» [сайт] – 2023. – URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/01/22/organizatsionnye-momenty-na-zanyatiyah-v-detskom-sadu (дата обращения 21.09.2023г).
- Лаврова А. Занимательная деятельность в детском саду. – Текст: электронный// Международный образовательный портал «МААМ.ru» [сайт] – 2023. - URL:
https://www.maam.ru/detskijsad/zanimatelnaja-dejatelnost-v-detskom-sadu.html (дата обращения 21.09.2023г.)
- Майорова Л.П. Методическая разработка по теме «Графомоторные навык детей 5-7 лет». – Текст: электронный // Образовательная социальна сеть «nsportal.ru» [сайт] – 2023. – URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/04/10/master-klass-pesochnaya-terapiya-v-rabote-s-doshkolnikami (дата обращения 22.09.2023)
https://ped-kopilka.ru/kalendar/osen/zagadki-pro-shkolu-dlja-1-klasa-s-otvetami.html
Развивайки, обучайки. Наше ВСЁ! Мульт-зарядка 6. Физ-минутка для детей. Наше всё! https://dzen.ru/video/watch/60d32e9da25cdf5409804cc8?share_to=link
Приложение 1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/03/picture-981492-1512313923.jpg)
Дополнительная общеобразовательная программа кружка «Умелые ручки» (подготовительная группа)
Дополнительная общеобразовательная программа кружка «Умелые ручки» (подготовительная группа)...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/24/picture-126667-1519500228.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Умелые руки"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Умелые руки" по выжиганию...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/12/picture-1113284-1573565950.jpg)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА “УМЕЛЫЕ РУЧКИ” (ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, РУЧНОЙ ТРУД)
Дополнительная программа"Умелые ручки" разработана для развития творческих способностей детей среднего и старшего дошкольного возраста. В нее включены занятия по рисованию, аппликации, лепке...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/22/picture-1229264-1584868385.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Умелые ручки»
Актуальность программы связана с формированием творческой личности. Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наибол...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/09/picture-748089-1568040431.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Весёлый карандаш"
Программа предназначена для правильного развития мелкой моторики детей дошкольного возраста и своевременной помощи в формировании последовательной координации движений пальцев рук....
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/28/picture-1331619-1619628023.jpg)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Умелые ручки»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Умелые ручки»...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/08/picture-730643-1465405397.jpg)
Совместная деятельность педагога с детьми в старшей группе «Школа умелого карандаша» на 2021-2022 учебный год
Совместная деятельность педагога с детьмив старшей группе«Школа умелого карандаша»на 2021-2022 учебный год...