"Часы"
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Валитова Гульфинур Нургалиевна

Знакомство детей подготовительной группы с циферблатом часов и определением времени по часам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chasy.docx64.57 КБ

Предварительный просмотр:

               Описание: C:\Users\User\Pictures\3.png

Сценарий непосредственно-образовательной деятельности

с детьми   подготовительной группы «Б»

«Часы. Время»

(образовательная область «Познавательное развитие»)

Подготовила: Валитова Г.Н.

Дата проведения: 26.01.2021 г.

Надым, 2021 г.

Тема: «Часы. Время»        

Возрастная группа: подготовительная к школе группа

Цель: Знакомство с циферблатом часов и определением времени по часам.

Задачи: 1. Познакомить детей с циферблатом, сформировать представления об определении времени по часам.

2. Закрепить и расширить знания детей о разных видах часов, их роли в жизни человека.

3. Развивать наблюдательность, активность; способность решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.

4. Воспитывать эмоциональность, отзывчивость.

Материалы к занятию: Простые карандаши, листы с заданиями, модель часов, цветок с заданиями, разнообразные виды часов, будильник.

Этапы мероп

риятия

Этапные задачи

Деятельность педагога

Осуществляемая деятельность

Предпосылки учебной деятельности

Контроль результатов деятельности

Введение в ситуацию

(3-4 мин.)

Мотивировать детей на включение в деятельность

 Воспитатель: - Ребята, я хочу вам рассказать историю про одного мальчика. (Слайд №1) Жил-был мальчик по имени Петя Зубов. Учился он в третьем классе в нашей гимназии и всё время опаздывал на уроки и плохо учился и по русскому языку, и по математике, и даже по музыке. - Успею! - говорил он. - Догоню. Так он опаздывал да отставал, отставал да опаздывал и не тужил. Всё "успею" да "успею". И вот однажды будит его мама в школу, а сама уходит на работу. Но как всегда Петя снова проспал. Приходит он в школу, заходит в класс, а ему учитель и говорит: «Что вам дедушка надо, Вы кого-нибудь ищете?» Петя ничего не понял. Он вышел в коридор и подошел к зеркалу и чуть не упал. Увидел Петя Зубов, что превратился он в высокого, худого, бледного старика. Выросли у него борода и усы. Морщины покрыли сеткою лицо. (Слайд №2) Смотрел на себя Петя, смотрел, и затряслась его седая борода. Крикнул он басом: - Мама! - и выбежал прочь из школы. Бежит он и думает: - Ну, уж если и мама меня не узнает, тогда всё пропало. Прибежал Петя домой и позвонил три раза. Мама открыла ему дверь. Смотрит на Петю и молчит. И Петя молчит тоже. Стоит, выставив свою седую бороду, и чуть не плачет. - Вам кого, дедушка? - спросила мама, наконец. - Ты меня не узнаёшь? - прошептал Петя. - Простите - нет, - ответила мама. Отвернулся бедный Петя и пошёл куда глаза глядят. Идёт он и думает: - Какой я одинокий, несчастный старик. Ни мамы, ни детей, ни внуков, ни друзей... И главное, ничему не успел научиться. Настоящие старики - те или доктора, или мастера, или академики, или учителя. А кому я нужен, когда я всего только ученик третьего класса? Что же со мною будет? Бедный я старик! Несчастный я мальчик?  - Как вы думаете, почему он все время опаздывает? (выслушиваются ответы детей) - Наверное, он не знает время. Давайте ему поможем. Научим его определять время. -Вы хотите ему помочь? (да) А мы сможем ему помочь? (сможем) - А что мы должны для этого сделать? (Научить мальчика определять время) - – А как вы понимаете, что такое время?  (часы, минуты) Вы любите путешествовать? (да) - А давайте мы с вами отправимся в Страну времени (давайте). – Но, чтобы туда попасть, нужно сказать волшебные слова. Повторяйте их за мной: «Чтоб в стране нам очутиться, Надо всем нам покружиться. На носочках мы пойдем, Куда нужно попадем» - В какую страну мы попали? (в Страну времени)

Фиксирование  в речи затруднения и его причины

Вопросы: Хотите? Сможете?

Актуализация знаний (5-6 мин.)

 Актуализация в игровой ситуации

выделение важных знаний у детей, необходимых для открытия нового знания.

- Ребята, посмотрите какой необычные цветок (воспитатель берет в руки цветок). -Это не простой цветок. - На что он похож? (на цветик - семицветик) – Это цветок-годовик. На лепестках этого цветка написаны вопросы, на которые вы должны ответить. 1. Сколько месяцев в году? 2. Назовите первый зимний месяц.3. Сколько дней в неделе? 4. Назовите выходные дни. 5.  Назовите части суток по порядку.6. В какое время суток мы приходим в детский сад?  7. Отгадайте загадку: Ног нет, а ходим, Рта нет, а скажем: когда спать, Когда вставать, когда работу начинать. (часы)

 - Давайте продолжим наше путешествие.

Обсуждение возможных вариантов решения ситуации, постановка детской цели

Затруднение в ситуации (3-4 мин)

Организация анализа детьми возникшей ситуации, подведение их к выявлению места и причины затруднения

- А теперь присядьте на стульчики. - Ребята, как вы думаете, часы существовали всегда? А как вы думаете, всегда ли часы были такими, какими мы их видим сейчас? (выслушиваются ответы детей) Кто-нибудь знает, как люди узнавали время раньше, когда не было часов? Давным - давно, когда не было часов, люди узнавали время по солнцу. Солнце взошло – пора вставать; темнеет – пора заканчивать работу, готовиться ко сну. Но однажды люди заметили, что тени от всех предметов двигаются по кругу; становятся длиннее и короче в зависимости от положения солнца на небе и придумали часы.

 - -Посмотрите на картинку, что это? (на картинке даны изображения солнечных часов) Слайд №3 -Это солнечные часы.  - Они вкопали столб в землю, начертили круг вокруг столба и разделили на равные части. Каждая часть равнялась 1 часу. - Как вы думаете, сможет ли Петя пользоваться такими часами и удобно ли ими пользоваться? (ими пользуются только в солнечную погоду и их нельзя взять с собой) - Потом люди изобрели другие часы. (Слайд №4) - Посмотрите на них. - Как они называются? (водяные часы) (на экране появляется слайд с изображением водяных часов). - В высокий сосуд с маленьким отверстие внизу наливают воду. На сосуде есть черточки: сколько воды вылилось, столько и времени прошло. - Удобны ли такие часы? Почему? (нужно постоянно доливать воду, не удобно носить). - Сможет ли такие часы использовать Петя? (нет) - Тогда люди придумали другие часы. (Слайд №5) - Что это за часы? (песочные часы) (на экране появляются их изображение). -Они состоят из двух конусов, соединенных вместе, а внутри что? (песок). - Удобны ли такие часы? (нет) - Почему? (рассчитаны на определенный промежуток времени) - Вот видите, ни одни часы нам не подходят. Как же нам научить Петю определять время? Как ему помочь?

Дети: - Сейчас есть другие часы. - А какие? (выслушиваются ответы детей) -Правильно. В основном используют часы со стрелками – механические, либо электронные. Слайд №6

-Можете определить точное время? Посмотрите и скажите, какое у нас сейчас время на часах? Может кто-нибудь? (нет)

- А что же нам тогда делать? (спросить у того, кто знает)

- правильно, ребята. Если что-то не знаете, нужно спросить у того, кто знает. Вот у меня есть часы, я умею определять время и вам вас сейчас научу.
Воспитатель берет макет часов и объясняет детям их строение.

Предлагают варианты решения проблемы, опираясь на опыт и знания

Анализ детьми возникшей ситуации Формирование опыта успешного преодоления затруднения

Практическое выполнение задания

Целеполагание

Фиксация затруднения в деятельности

Обдумывание и планирование своих действий

Мотивация к самостоятельной деятельности

Открытие нового знания

Организация диалога педагога с детьми, направленного на открытие нового знания.

Сформировать представление о разных видах часов

Воспитатель: Это циферблат. Почему он так называется?
Дети: На нем есть цифры.
Воспитатель: Сколько здесь цифр?
Дети: 12
Воспитатель: Что есть еще у часов?
Дети: 3 стрелки.
Воспитатель: Одна стрелка короткая – часовая, две длинные – минутная и секундная. А приводит часы в действие часовой механизм) – Стрелки одинаковые? (нет, одна длинная, другая короткая) - Короткая стрелка показывает часы и движется она медленно. - Длинная стрелка показывает минуты и движется быстрее, чем короткая. Когда секундная стрелка проходит по циферблату весь круг, значит прошла 1 минута. Предлагаю вам поиграть в игру «Минутка тишины» и посмотреть минута – это много или мало. - Когда минутная стрелка проходит весь круг по циферблату, значит прошел один час. Как вы думаете, 1 час это много или мало? - Если длинная стрелка стоит на 12, а маленькая на 3, это значит, что сейчас ровно 3 часа

Умение фиксировать свои затруднения и выявлять их причину Умение определять способы и средства для достижения цели

Умение действовать по инструкции, контролировать и адекватно оценивать свои действия

Выявление уровня затруднения

Теперь вы знаете как?

Включение нового знания в систему знаний

закрепление умения показывать время на часах,  закрепить назначение и виды часов

 1 Упражнение «Разные часы». Дети подходят к столу, на котором находятся различные часы: наручные, будильник, песочные, настенные. Воспитатель говорит, что они пришли в магазин часов. Представьте себе, что в магазин зашла женщина, которая работает воспитателем. Ей нужны часы, которые помогут, закончить занятие ы срок, на прогулку не опоздать, вовремя привести детей на обед с прогулки.

- Какие часы посоветуете купить воспитателю? Почему?

А сейчас в магазин зашла женщина, которая очень рано уходит на работу. Какие часы ей лучше приобрести? Почему?

В магазин зашел мальчик, который хочет купить часы в подарок бабушке. Бабушка очень любит смотреть сериалы, целый день хлопочет на кухне, стряпает пирожки, и ей постоянно нужно следить за временем, чтобы не пропустить свой сериал. Мальчику понравились вот эти часы (песочные). Он хочет их купить.

- Как вы думаете, подойдут они бабушке? Какие часы будут удобны бабушке?

 2 Упражнение «Покажи время» (2-3 задания на определение времени)

- А сейчас сядьте за столы.  Перед вами лежат листы с заданием. Сейчас я буду называть вам время, а вы должные будете нарисовать правильно стрелки.  Будьте внимательны.

3. Упражнение «Вставь словечко» Ребята, займите место на ковриках. (Показ слайдов) - А сейчас давайте поиграем. - Как называются часы, которые: Висят на стене -... (настенные)  Стоят на полу - … (напольные) Стоят на столе - … (настольные) Носят на руке - (наручные) Носят в кармане - ...(карманные) Стоят на камине - … (каминные) Бьют на башне - … (башенные) –А еще, ребята, часы бывают «живые». Что это за часы могут быть? (Если не угадают, звучит голос петуха) Дети вы можете объяснить появления петуха? Да, петух тоже «часы». Он кричит в одно и тоже время. Люди так и договаривались, что косить траву пойдут после вторых «петухов». А еще, ребята, посмотрите, какие существуют необычные часы в мире – цветочные, они тоже «живые». Цветы открываются и закрываются строго в определенное время. Например, маки открываются в 6 часов утра, ромашки закрываются в 7 часов вечера. Какие часы в нашей стране самые точные? (куранты). Ребята, как много мы с вами сегодня узнали про часы, научились определять время. Вместе с нами учился и Петя. - Но посмотрите, он по - прежнему дедушка, а не мальчик. (Слайд с дедушкой) - Что же делать? - Я знаю, как его снова превратить в мальчика. Нужно взять часы и завести их ровно на 12 часов. (Дети берут часы и выставляют стрелки на 12) - Если они прозвенят, то он снова превратится в мальчика. - Скажите, как должны стоять стрелки? (большая и маленькая стрелки должны быть на 12) - Давайте попробуем (воспитатель заводит на часы) - Часы зазвенели, ура! (Слайд мальчик) - Посмотрите, Петя превратился в мальчика. -А нам с вами пора возвращаться в детский сад. - Давайте скажем волшебные слова: «Чтоб в саду нам очутиться, Надо всем нам покружиться. На носочках мы пойдем, Куда нужно попадем»

Осмысление (3  мин)

Побуждение детей к осмыслению своей деятельности.

Восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха

 В: Где же мы с вами побывали? (в Стране времени) - Зачем мы туда отправились? (чтобы превратить Петю в мальчика, научить его и самим научиться определять время) - Мы помогли ему? (да) -  Как? -  А по какому измерительному прибору мы научились определять время? (по часам) - А из чего они состоят? (циферблата и стрелок?) - Что показывает маленькая стрелка? (часы) - А большая? (минуты) - А можно ли сейчас прожить без часов? Почему? - Вы меня очень порадовали, потому что любите узнавать новое и приходить на помощь

Рефлексия (личная оценка)

Умение достигать поставленной цели

Что хотели сделать? Получилось? Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по ознакомлению дошкольников с часами "В мире часов" с использованием ИКТ

Занятие по ознакомлению дошкольников с часами "В мире часов"  с использованием ИКТ  Цель: развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: Познакомить дет...

презентация "Часы" из истории часов

Знакомство детей с историей часов, от древнейшего времени до наших дней...

Конспект НОД в подготовительной группе по ФЭМП «Часы. История часов»

Цель занятия: Познакомить детей с историей изобретения часов.Задачи:1. Познакомить детей с циферблатом часов, сформировать представления об определении времени по часам (с точностью до часа). Закрепит...

Час за часом или какие бывают часы

Презентация для детей 6-7 лет рассказывает о видах часов и их многообразии....

Я предлагаю, конспект занятий предназначен для детей подготовительной к школе группе по познавательному развитию. Тема «Знакомство с часами». Я расскажу детям о времени, точнее о предмете, который определяет время (часы). И отправимся в далекое прошлое,

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группеТема «Знакомство с часами»Организационный моментЗдравствуй, солнце золотое!Здравствуй, небо голубое!Здравствуй, вольный ве...