Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе общеразвивающей направленности Квест – игра «Путешествие в зимний лес»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Багрова Александра Сергеевна

Конспект занятия

 по образовательной области «Познавательное развитие»

(разделы: «Формирование элементарных математических представлений», «Ознакомление с окружающим миром»)

в старшей группе общеразвивающей направленности

Квест – игра «Путешествие в зимний лес»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Алёнка» г. Советский»

(МАДОУ д/с «Алёнка»)

Муниципальный конкурс «Открытое занятие»

в номинации «Лучшее занятие молодого воспитателя дошкольной образовательной организации»

среди воспитателей дошкольных образовательных организаций

Советского района

Конспект занятия

 по образовательной области «Познавательное развитие»

(разделы: «Формирование элементарных математических представлений», «Ознакомление с окружающим миром»)

в старшей группе общеразвивающей направленности

Квест – игра «Путешествие в зимний лес»

                                                              Подготовила:

Багрова Александра Сергеевна,

воспитатель  

Цель: развитие элементарных математических представлений посредством выполнения игровых заданий.

Задачи:

Обучающие:

  • Продолжать учить определять направление движения, используя знаки – указатели направления движения.
  • Упражнять в количественном и порядковом счете, умении отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?».
  • Закреплять представления о цифрах от 1 до 10.
  • Продолжать учить уравнивать неравные группы предметов двумя способами (удаление и добавление единицы), правильно обобщать числовые значения на основе счета и сравнения групп.
  • Формировать представления об отношениях чисел, рядом стоящих в числовом ряду.
  • Упражнять в различении времен года по характерным признакам.
  • Продолжать упражнять в различении и назывании плоских геометрических фигур (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник).

Развивающие:

  • Развивать зрительное внимание, пространственные представления, память,   логическое мышление

Воспитательные:

  • Воспитывать доброту, отзывчивость, желание прийти на помощь, уважение к товарищам.

Виды детской деятельности

Методы и приемы

Игровая

  • Динамичная игра «Зимний лес»
  • Дидактическая игра: «Льдинки»
  • Дидактическая игра: «Соседи числа»
  • Дидактическая игра: «Сравни»
  • Дидактическая игра «Когда это бывает?»
  • Дидактическая игра: «Сложи целое»:

Коммуникативная

Беседа

Вопросы к детям

Загадки

Двигательная

Физминутка «Греемся»

Форма организации детей: подгрупповая

Количество детей: 10

Материал и оборудование:

Демонстрационный: снежок с запиской,  5 льдинок (геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник), части тела снеговика, мольберт, иллюстрации «Времена года», дикие животные (игрушки: волк, заяц, белка, лиса), стрелки – указатели, 4 стола, снеговик, раскраски, домики с цифрами.

Раздаточный: на каждого ребенка карточка с 2-мя полосками, тарелочка с картинками (7 грибов и 7 шишек), цифры от 1 до 9 и домик на каждого ребенка

Ход:

(Дети заходят в группу и встают в круг)

С добрым утром! С новым днём!
С новым солнцем за окном!
Утро доброе встречай!
День хороший начинай!

 (из раздевалки в группу залетает снежок)

Воспитатель: Ой, что это такое? Как интересно начинается утро…

Дети: Снежок

(ребенок поднимает снежок)

Воспитатель: Да снежок - не простой, (вынимаю записку) тут записка (читаю)

«Здравствуйте, ребята! Мне очень нужна ваша помощь… Я пошел прогуляться по зимнему лесу и вдруг подул сильный ветер и рассыпал меня на части. Помогите, меня соберите!»

Воспитатель: Вот это да! Кому-то нужна помощь… Нам нужно: найти части в зимнем лесу, и собрать того, кто написал эту записку. Поможем?

Дети: Поможем

Воспитатель: Тогда отправляемся в зимний лес, полон сказок и чудес. Вставайте друг за другом.

Динамичная игра «Зимний лес»:

Мы шагаем по сугробам (шаги на месте)

По сугробам крутобоким (шаги на месте, высоко поднимая колени)

Поднимай повыше ногу,

Проложи другим дорогу

Мы пришли сегодня в лес!

Сколько много здесь чудес! (прыжки на месте, с хлопками в ладоши)

Воспитатель: Вот мы пришли в лес.

Воспитатель: Посмотрите, что это? (показываю на стрелочку)

Дети: Стрелка.

Воспитатель: Как вы думаете для чего она здесь?

Дети: Показывает нам путь.

Воспитатель: Да и я думаю, что она показывает нам направление пути, куда идти.

Поднимаю стрелку

Ой, да здесь еще и загадка. Если вы её отгадаете, то узнаете, где можно найти часть, которая нам очень нужна.

«На овчарку он похож,

Что ни зуб — то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть.»

Дети: Волк

Воспитатель: Да, вот и волк на нашем пути. 

(подходим к волку)

Воспитатель: Какой-то хмурый волк. Он шел по лесу, наступил на лёд, лёд тресну и раскололся на разные осколки. Он просить помочь ему ответить на вопросы. Поможем?

Дети: Да.

Дидактическая игра: «Льдинки»

Воспитатель: Сколько всего льдинок на мольберте?

Дети: Всего 5 льдинок.

Воспитатель: Назовите - какой формы льдинки?

Дети: перечисляют названия геометрических фигур.

Воспитатель: Какая по счету круглая льдинка?

Дети: Круглая льдинка 1-я по счету.

Воспитатель: Назовите – какая льдинка стоит между овальной и прямоугольной?

Дети: Между овальной и прямоугольной находится треугольная льдинка.

Воспитатель: Какая по счету прямоугольная льдинка?

Дети: Прямоугольная льдинка 4-я по счету.

Воспитатель: Какой формы последняя льдинка?

Дети: Последняя льдинка квадратная.

Воспитатель: Молодцы! Справились! Ответили на все вопросы лося. А вот и часть того, кто рассыпался.

(показываю большой круг)

Воспитатель: Куда же нам дальше идти?

Дети: По стрелочке.

Воспитатель: Ой! И здесь загадка. Слушайте внимательно!

Читаю:

«Рыжая плутовка,

Хитрая головка.

Хвост пушистый – краса!

Как зовут её?»

Дети: Лиса.

( подходим к лисе. На столах лежат  домики с числовым рядом, в котором не хватает одной цифры.)

Воспитатель: Лиса тоже приготовила вам хитрое задание (показываю домики). В одном окне пропущена цифра. Нужно найти недостающую цифру и поставить её в окно, так чтобы цифры шли по порядку. Пройдите к столам. Встаньте удобно.

Дидактическая игра: «Соседи числа»

Воспитатель: Какую цифру ты поставил? Почему?

Ребенок: 5, Потому, что в 1-м окне стоит 4 и в последнем 6.

Воспитатель: Проверьте, правильно ли выполнил ваш товарищ.

Дети:  (взаимопроверка)

Воспитатель: прочитай Катя, что получилось у Вити.

Ребенок: 6,7,8

Воспитатель: Молодцы! И с заданием лисы вы тоже справились! Посмотри, Денис, нет ли там части? (ребенок находит маленький круг)  

Воспитатель: Не замерзли в зимнем лесу?

Дети: Нет.

Воспитатель: Давайте погреемся. Вставайте в круг.

Физминутка «Греемся»

А на улице мороз - Ну-ка все потерли нос! (Трем носы.)

Ни к чему нам бить баклуши,

Быстро все взялись за уши! (Беремся за уши.)

Покрутили, повертели, Вот и уши мы согрели! (Вертим уши.)

Головою покачали! (Качаем головой.)

По коленкам  постучали! (Стучим по коленям.)

По плечам похлопали! (Хлопаем по плечам.)

А теперь потопали! (Топаем.)

Воспитатель: Куда идем дальше?

Дети показывают на стрелку

Воспитатель: «Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу»

Дети: Белка

(Подходим к белке, на столах карточка с 2-мя полосками и разнос с 7 грибами и шишками)

Воспитатель: Белочка пригласила вас в свою кладовую и просит помочь ей посчитать её запасы на зиму. Проходите к столам

Дидактическая игра: «Сравни»

Воспитатель: Выложите все шишки на верхнюю полоску. Помните правило – раскладываем слева направо правой рукой.

Дети: выполняют задание.

Воспитатель: Сколько всего шишек на верхней полоске?

Дети: На верхней полоске 7 шишек.

Воспитатель: Как ты, Денис узнал, что шишек 7?

Дети: Я посчитал.

Воспитатель: Выложите все грибы на нижнюю полоску. Помните правило.

Дети: выполняют задание.

Воспитатель: Сколько грибов запасла белка?

Дети: Белка запасла 6 грибов.

Воспитатель: Чего больше запасла белка шишек или грибов?

Дети: Белка больше запасла грибов.

Воспитатель: Почему вы считаете, что грибов больше чем орехов?

Дети: Потому что шишек 7, грибов 6.

Воспитатель: На сколько грибов больше чем орехов?

Дети: Орехов больше чем грибов на 1.

Воспитатель: Сделайте так, чтобы шишек и грибов стало поровну.

Дети: выполняют задание.

Воспитатель: Расскажи, что ты сделала? (Обращаюсь к ребенку)

Ребенок: Я убрал одну шишку.

Воспитатель: Что сейчас можно сказать о шишках и грибах?

Дети: Шишек и грибов стало поровну.

Воспитатель: Еще как можно сказать, поскольку шишек и грибов?

Дети: Шишек и грибов по 6.

Воспитатель: Верните шишки и грибы на место.

Дети: выполняют.

Воспитатель: Белка теперь знает, что шишек она запасла больше чем грибов. Вы молодцы! Давайте найдем еще одну часть нашего загадочного друга, который просит нас о помощи (ребенок находит треугольник). Отправляемся дальше, куда показывает нам стрелка? Слушайте загадку.

«Зверь ушастый, летом серый,

А зимою снежно-белый.

Я его не испугался,

Целый час за ним гонялся…»

Дети: Заяц

Воспитатель: Идём к  зайцу.

(Подходим к зайцу. Наклоняюсь, слушаю.)

Воспитатель: Ребята, заяц просит помочь ему отгадать загадки и найти картинку с отгадкой.

Дидактическая игра «Когда это бывает?»

(Воспитатель читает загадки.)

Воспитатель: Слушайте внимательно.

             Снег на полях,

             Лед на водах,

             Вьюга гуляет.

             Когда это бывает?.

Дети: Зимой.

Воспитатель: Найдите картинку зимы и поставьте на доску.

Ребенок: выполняет.

Воспитатель: Зазвенели ручьи, прилетели грачи.

             В улей пчела первый мёд принесла.

             Кто скажет, кто знает, когда это бывает?  

Дети: Весной.

Воспитатель: поставьте картинку на доску, чтобы заяц видел.

Воспитатель: Правильно!

Воспитатель: Солнце припекает,

                         Цветы расцветают,

                         Бабочки порхают,

                         Ягоды поспевают,

                         Когда это бывает?

Дети: Летом.

Воспитатель: Правильно! Покажите зайцу картинку с летом, поставьте на доску.

Воспитатель: Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» - спросит

Мы ответим это

Дети: Осень

Воспитатель: Верно.

Воспитатель: Вот заяц, все времена года дети тебе назвали. Весна, лето, осень, зима – это целый год.  Какой заяц бывает зимой?

Дети: белый

Воспитатель: Для чего зайцу зимой белая шуба?

Дети: ответы детей

Воспитатель: что же заяц нам приготовил за выполненное задание?

(ребенок достает часть - квадрат)

Воспитатель: Всех зверей обошли, все части нашли. Проходите соберите из частей целое.

Дидактическая игра: «Сложи картинку»:

(дети выкладывают снеговика)

Воспитатель: Кого вы собрали?

Дети: Снеговика

Воспитатель: Так вот кто у нас просил помощи!

Воспитатель: А из чего лепят снеговика?

Дети: Из снега.

Воспитатель: Какой снег бывает

Дети: Белый, пушистый, липкий.

Воспитатель: Давайте мы с вами найдем сугроб и слепим снеговика

(дети находят сугроб, а в нем снеговика)

Воспитатель: Снеговик говорит вам спасибо!..

Рефлексия

Воспитатель: Он еще спрашивает, где вы нашли его части?

Дети: рассказывают

Воспитатель: какое задание было самым сложным для тебя, Аня?

Ребенок: отвечает

Воспитатель: как можно назвать лесных жителей одним словом?

Дети: дикие животные

Воспитатель: Я очень горжусь вами, вы такие помощники! Всем помогли и снеговика собрали. А чтобы вы запомнили наше путешествие, снеговик приготовил вам раскраски,

Дети: спасибо

Воспитатель: можете взять карандаши и раскрасить картинки, а потом рассказать дома, где вы были.

 

Муниципальный конкурс «Открытое занятие» в номинации «Лучшее занятие молодого воспитателя»

Багрова Александра Сергеевна, воспитатель МАДОУ д/с «Алёнка» г. Советский»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе на тему: «Путешествие с цветиком семицветиком»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе – формирование элементарных математических представлений с использованием те...

КОНСПЕКТ НОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» в старшей группе Тема: "Животные Севера."

Беседа с просмотром презентации "Животные Севера"Интеграция с другими областями. Познавательное развитие. Социально-коммуникативное развитие. Речевое развитие. Физическое развитиеПрограммное содержани...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности, образовательная область «Познавательное развитие», в старшей группе на тему «Путешествие по сказкам К. И. Чуковского» .

Конспект непосредственно-образовательной деятельности,  образовательная область «Познавательное развитие», в старшей группе на тему «Путешествие по сказкам К. И. Чуковского» с использованием здор...

Конспект НОД образовательной области « Познавательное развитие» в старшей группе Тема: «Символы Степновского района»

Цель: способствовать формированию у детей умения осознавать смысл государственных символов.Задачи: научить детей узнавать герб, флаг Степновского района. Сформировать представления об основных функция...

Конспект организованной образовательной деятельности по реализации образовательной области « Познавательное развитие» с детьми группы общеразвивающей направленности от 5-6 лет на тему: «Путешествие в русскую избу».

Познакомить детей с особенностями жизни крестьянской семьи времён прабабушек и прадедушек: избой-жилищем, с предметами русского быта (печь, ухват, прялка, стиральная доска ); некоторыми кухонными прин...

Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе общеразвивающей направленности на тему: «Путешествие в Страну Сказок»

Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие»(разделы: «Формирование элементарных математических представлений», «Ознакомление с окружающим м...