Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования «Веселая логика» для работы с детьми 6-7 лет
рабочая программа по математике (подготовительная группа)

Скворцова Любовь Михайловна

Дополнительная  общеразвивающая программа для работы   с детьми «Веселая логика» является программой социально-педагогической направленности.  Предлагаемая программа  направлена на логико - математическое и речевое развитие, развитие творческих и интеллектуальных способностей   детей старшего  дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Дельфин» комбинированного вида городского поселения посёлка Чистые Боры Буйского муниципального района Костромской области

        УТВЕРЖДЕНО:

        Заведующий МДОУ детский сад        

                «____»__________________   20___г.             

Принято на заседании педагогического совета

Протокол №____ от «____»_______20___г.

Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования

«Веселая логика»

для работы с детьми 6-7 лет

Срок реализации программы – 1 года

Автор программы:

Скворцова Любовь Михайловна,

воспитатель высшей квалификационной категории

г.п.п. Чистые Боры, 2023-2024

1. Пояснительная записка

Одна из важнейших задач в воспитании ребёнка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют осваивать новое. Система образования должна способствовать тому, чтобы ребёнок получил такие знания, умения и навыки, которые позволили бы ему успешно адаптироваться к новым условиям социума. Нередко дети, поступившие в первый класс, умеют читать, писать, считать и, казалось бы, полностью подготовлены к школе. Однако, педагоги и родители часто сталкиваются с такой проблемой, когда уже в первые месяцы учёбы у детей обнаруживаются трудности в учёбе. Одна из распространённых причин такого положения – недостаточное развитие в дошкольном возрасте словесно – логического мышления. В умственном развитии ребёнка процессу овладения логическими отношениями принадлежит существенная роль.

    Словесно – логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, т. к. полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах.

    Дополнительная общеобразовательная программа   «Веселая логика»  разработана  в соответствии с нормативно-правовыми документами:

- Федеральный Закон   Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273 – ФЗ;

- Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся;

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013 г. № 1155 (далее - ФГОС дошкольного образования).

- Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (далее – СП 2.4.3648-20), утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020г. №28 (Зарегистрированного в Минюсте России 18.09.2020г., регистрационный №61573)

- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Концепции развития дополнительного образования, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р;

1.1. Направленность дополнительной общеразвивающей программы

   Дополнительная  общеразвивающая программа для работы   с детьми «Веселая логика» является программой социально-педагогической направленности.  Предлагаемая программа  направлена на логико - математическое и речевое развитие, развитие творческих и интеллектуальных способностей   детей старшего  дошкольного возраста.

1.2.Новизна

      На занятиях последовательно и  постепенно решаются  интеллектуальные и творческие задачи.  Занятия  построены в игровой форме с интересным содержанием, творческими, проблемно-поисковыми задачами. Освоение окружающего мира  дошкольниками идет не путем получения готовой информации, а через ее «открытие»  в  специфических детских  видах деятельностей  (игре, исследовании, общении, конструировании и др.)  Продвижение каждого ребенка вперед  идет своим темпом по индивидуальной траектории.  Это позволяет добиваться результативности в развитии логических приемов мышления  независимо от исходного уровня развития ребенка.

1.3 Актуальность 

Современному обществу нужны  люди, обладающие широким запасом знаний, мыслящие конструктивно и оригинально, умеющие находить выход из разных ситуаций. Человек, способный предложить нетрадиционный подход к той или иной проблеме, намного привлекательнее для современного работодателя, чем инертный, но исполнительный работник. Поэтому уже с детства в ребенке необходимо формировать способность  развивать оригинальность мышления. Кроме того программы школы сегодня таковы, что ребенок почти с первых дней обучения сталкивается с разнообразными задачами достаточно высокого уровня сложности. Без хорошей интеллектуальной подготовки первокласснику приходится трудно. Эти   факторы указывают на то, что проблема познавательного развития важна сегодня, как никогда.

В основе образовательной программы, лежат идеи отечественных и зарубежных педагогов - психологов по проблемам развития мышления: Л.С. Выготского, П.П. Блонского, П.Я. Гальперина, С.Л. Рубинштейна, В.В Давыдова, А.И. Мещерякова, И.А. Менчинской, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, А.В. Брушлинского, Ж. Пиаже, М. Монтессори. Решая мыслительные задачи, которые ставит жизнь, человек размышляет, делает выводы и тем самым познает сущность вещей и явлений, открывает законы их связи, а затем на этой основе преобразует мир. Актуальность проблемы определяется важностью логического мышления для развития личности в целом.

1.4 Педагогическая целесообразность

Логическое мышление является инструментом познания окружающей действительности, поэтому, формирование основных форм и приёмов логического мышления является важным фактором становления всесторонне развитой личности.  

«Игра - это прекрасный метод развивающего обучения» (Л.Выготский). Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности. Занятия по развитию логического мышления дошкольников  основаны на  игре. Игры логического содержания  активизируют умственную  деятельность, формируют умение планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, проявляя при этом творчество. В процессе игры моделируются логические структуры мышления, создаются благоприятные условия для применения полученных представлений. Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится  ясно и четко мыслить, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на пути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.

Игры и игровые упражнения дают возможность проводить время с детьми живо и интересно.  К ним можно возвращаться неоднократно, помогая детям усвоить новый материал и закрепить пройденный.

1.5. Цель и задачи программы

Цель: развитие  логического  мышления, творческих и интеллектуальных способностей  детей старшего дошкольного возраста  посредством  развивающих игр

Задачи:

Обучающие:

1.Учить выполнять задания разной сложности.

2. Стремиться  к поиску нестандартных решений задач.

Развивающие:

1. Развивать речь, умение обосновывать суждения, строить простейшие умозаключения.

2.Развивать  любознательность, самостоятельность, сообразительность.

3. Развивать мыслительные умения: умение сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию.

4. Расширять словарный запас детей.

Воспитательные:

1.Воспитывать  морально – волевые качества личности: ответственность, организованность, эмоционально-положительное отношение к сверстникам.

2.Воспитывать интерес к развивающим играм.

1.6. Отличительные особенности:

В содержании курса программы интегрированы задания из различных областей знаний: (ОО Познавательное развитие, Художественно-Эстетическое развитие, Речевое развитие, Физическое развитие). Особое внимание обращено на развитие логического мышления у дошкольников.

В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала дошкольники не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают, разгадывают, расшифровывают, составляют. При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств: умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить, а также развиваются все виды памяти, внимания, воображение, речь, расширяется словарный запас.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной общеразвивающей программы: 6-7 лет (подготовительная к школе группа)

1.7. Сроки реализации

Программа рассчитана на один год обучения.

Продолжительность образовательного процесса: октябрь — май (каникулярный период – период государственных новогодних каникул)

1.8.Формы обучения

Основной формой организации обучения является  непосредственная организованная образовательная деятельность, которая проводится в соответствии с программой «Веселая логика»

1.9. Формы организации деятельности:

1.Фронтальная

Образовательная деятельность   проводится  со всей  группой детей, внутри которой каждый выполняет задание самостоятельно

2.Групповая

 Совместное выполнение задания несколькими детьми

3 Смешанная

Сначала дети выполняют задание  все вместе, а затем по частям (парами, тройками, звеньями).

1.10. Количество НОД:

- 1  в неделю/2 половина дня

- 4  в месяц

- 28  в год

Максимальная недельная образовательная нагрузка 30 минут (1 академический час).

1.11. Количество детей – 10 детей. 

1.12. Приёмы обучения: рабочая тетрадь «Развиваем логику и речь у детей 5-7 лет» авт. Т.Ткаченко, игры дидактические, развивающие, игры-путешествия, решение логических и математических задач, отгадывание загадок, ребусов, рассматривание, объяснение, чтение, занимательные вопросы, задачи – шутки, графический диктант, физминутки, пальчиковые упражнения.

1.13. Структура занятий: разминка; основное содержание занятия – изучение нового материала; физминутка, пальчиковая гимнастика; закрепление нового материала; игра.

1.14. Ожидаемые результаты

Занятия кружка будут способствовать овладению детьми умением решать проблемные ситуации, понимать предложенную задачу и разрешать ее самостоятельно. Овладев логическими операциями, ребёнок будет более внимательным, научится чётко и ясно мыслить, думать, рассуждать, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, что приведет к более успешному и легкому обучению в школе, а значит, и процесс учёбы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.

1.15. Критерии и способы определения результативности

Результативность образовательной программы «Веселая логика»  проводиться в виде  педагогической диагностики уровня развития логического мышления  раз в год (в мае)

1.16 Формы подведения итогов

Итоговое занятие

Диагностика математического развития (автор Н.В. Верещагина)

1.17.   Работа с родителями: 

Донести до родителей актуальность данной проблемы и привлечь их к активному сотрудничеству.

 После каждого занятия родителям предлагается речевой материал для закрепления знаний вне занятий: веселые стихи, сказки, рассказы, логические, математические и шуточные задачки, лингвистические и психологические игры, загадки, кроссворды и другие занимательные материалы.

2.Учебно-тематический план программы

Месяц

Содержание занятий

Задачи

Части занятия (мин)

теория

практика

Октябрь

Занятие №1

Мониторинг. Выполнение диагностических заданий.

1.«Оценка образно-логического мышления: «Нелепые картинки». «Перепутанные стихи».

2. «Оценка словесно-логического мышления».

Оценить уровень развития образно-логического, словесно-логического  мышления у детей.

15

15

Занятие №2

Обучение приёму «Сравнение».

1. Д/И «Давай, сравним», «Найди вырезанные кусочки»,

2.Игра с блоками Дьенеша. 3.Занимательные вопросы, загадки – шутки.

Учить определять общие и отличительные признаки сравниваемых объектов, отличать существенные несущественные признаки объекта. Развивать внимание, восприятие, мышление.

10

20

Занятие №3

Анализ – синтез.         1.Д/И «Дополни картинку», «Что для чего»

2. «Чем похожи и чем отличаются»

2.Решение логических задач.

Упражнять в нахождении закономерности и обосновании найденного решения, в последовательном анализе каждой группы рисунков.

Знакомство с карточками – символами.                  

10

20

Занятие №4

Обобщение.

1.Д/И «Логический поезд», «Назови одним словом»

2.»Логические цепочки».         3.Выкладывание картин из счётных палочек.

Учить подобрать обобщающее понятие для каждой группы слов; объяснить свой выбор.                       Учить находить логическую связь между рисунками, расположенными в одном ряду; нарисовать недостающий элемент; подробно объяснить свои действия.

10

   20

Ноябрь

Занятие №1

Классификация.

1.Д/И «Магазин универсальный», «Разложи на группы»,

2.Д/И «Подбери и назови».    

3.Учимся отгадывать загадки.

Учить мысленно распределять предметы по группам; соединить попарно подходящие друг другу предметы, подробно объяснять свои действия.

10

   20

Занятие №2

Систематизация. 

1.Д/И «Картинки последовательные»

 2.Игра «Где спряталась мышка».     3.Графический диктант.

Развивать умение упорядочивать объекты по количественному и внешним признакам и по смыслу. Учить самостоятельно находить закономерность. Учить составлять описательный рассказ.

10

Занятие №3

Ограничение. 

1.Д/И «В гостях у лисы»,

2.«Что лишнее».           3.Игра «Найди клад»   

Учить выделять один или несколько предметов из группы по определённым признакам.

10

20

Занятие №4

Умозаключения. 

1.Д/И «Потому, что…», «Логика» 

2. Игра «Кот и мыши».

3.Лингвистические задачки.

Учить при помощи суждений делать умозаключения. Развивать воображение.

10

20

Декабрь

Занятие №1

Установление причинно – следственных связей. 1.Д/И «Почему это произошло».    

2.Что должно быть в пустых клеточках, дорисуй.                 3.Логическая мозаика.

Учить находить причину событий. Развивать логическое мышление, скорость действий и мысли; восприятие, воображение.

10

20

Занятие №2

Смысловое соотнесение.       1.Д/И «Что подходит», «Бывает ли такое».

2. Придумывание небылиц.    

 3.Нарисуй справа такую же фигуру.

Учить находить связи между предметами, явлениями, основываясь на существенные признаки и свойства.

10

20

Занятие №3

1.Игра «Угадай – ка»

2.Назови и покажи из каких фигур составлены эти предметы.

 3. Решение логических задач.  4.Графический диктант.

Развивать умения выявлять, абстрагировать и называть свойства (цвет, форму, размер, толщину) предметов, обозначать словом отсутствие какого – либо конкретного свойства предмета.

10

20

Занятие №4

1 Игра с палочками «Посудная ловка».       2.Задачи – шутки, занимательные вопросы.         

3.Д/И «Что делать»

Развивать у детей представление о числе на основе счёта и измерения; пространственные отношения.          На основе двух суждений делать самостоятельное умозаключение.

10

20

Январь

Занятие

№1

Разгадываем кроссворд        1.Занимательные вопросы, загадки – шутки.

Учить находить связи между предметами, явлениями.

Развивать логическое мышление, скорость действий и мысли; восприятие, воображение.

10

20

Занятие

№2

«Сравнение».

1. Д/И «Что изменилось».        

2.Игра « Группируем предметы по существенному признаку»       3.Занимательные задачки.

Закреплять умение определять общие и отличительные признаки сравниваемых объектов, отличать существенные несущественные признаки объекта. Развивать внимание, восприятие, мышление.

10

20

Февраль

Занятие №1

Анализ – синтез.         1.Д/И «Подскажи Незнайке»

2. «Зачем и почему»  

3. Решение логических задач.

Закреплять в умении находить закономерности и обосновании найденного решения, в последовательном анализе каждой группы рисунков.

10

20

Занятие №2

Обобщение.

1.Д/И «Логические цепочки». 

2. Выкладывание картин из спичек, пуговиц, сыпучих материалов.

Совершенствовать умения в  обобщении понятий  для каждой группы слов; объяснить свой выбор.                       Закреплять навык  находить логическую связь между картинками.

10

20

Занятие №3

Классификация. 

1.Д/И «Вопрос – ответ», «Подбери и назови».        

2.Игра с палочками

3.Учимся разгадывать ребусы.

Закреплять умение мысленно распределять предметы по группам; соединить попарно подходящие друг другу предметы, подробно объяснять свои действия.

10

20

Занятие №4

Систематизация. 

1.Д/И «Продолжи ряд предметов».      

2.Игра «Где спряталась мышка».       3.Графический диктант.

Совершенствовать умение упорядочивать объекты по количественному и внешним признакам и по смыслу, составлять описательный рассказ.

10

20

Март

Занятие

№1

Ограничение. 

1.Д/И «Найди фрагменты изображений».            

2.Учимся разгадывать кроссворды.                  

Закреплять умения выделять один или несколько предметов из группы по определённым признакам.

10

20

Занятие

№2

Умозаключения. 

1.Д/И  «Подумай, на что похожа картинка, дорисуй её».                

2.Разгадываем загадки

Закреплять умения при помощи суждений делать умозаключения. Развивать воображение.

10

20

Занятие

№3

Установление причинно – следственных связей. 1.Д/И Что должно быть в пустых клеточках, дорисуй.

 2.Логическая мозаика.

Совершенствовать умение находить причину событий. Развивать логическое мышление, скорость действий и мысли; восприятие, воображение.

10

20

Занятие

№4

Смысловое соотнесение.     1.Д/И «И хорошо и плохо».      

2. Придумывание небылиц.  

 3.Графический диктант

Закреплять умение находить связи между предметами, явлениями, основываясь на существенные признаки и свойства.

10

20

Апрель

Занятие №1

  1. Д/И «Неправильные картинки»

Закреплять  элементарные образные представления ребенка об окружающем мире и о логических связях.

Развивать умение рассуждать логически.

10

20

Занятие №2

1.Д/И «Рифмы»

Развивать креативное мышление,

творческое воображение, фантазию.

Побуждать детей к импровизации.

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, партнёрские качества.

8

22

Занятие №3

1.Д/И «Шумно, вкусно, кругло-красно!»

Развитие образно-логическое мышление.

Учить изменять одно свойство предмета не изменяя других его свойств.

Развивать мелкую моторику, графические навыки.

8

22

Занятие №4

1.Д/И«Назови посмешнее»

Развивать словесно-логическое мышление.

Обогащать словарный запас.

Развивать творческое воображение.

Воспитывать коммуникативные качества.

10

20

Май Занятие №1

1.Д/И «Кто сильней: медведь или папа?»

Развивать творческое воображение, фантазию, художественные способности.

Формировать коммуникативные и импровизационные навыки.

8

22

Занятие №2

1.Д/И «Таинственные загадки»

Развивать воображение, логическое мышление, инициативу.

Вызывать у детей радостный эмоциональный настрой.

Воспитывать коммуникативные качества.

8

22

Занятие №3-4

Мониторинг. Выполнение диагностических заданий.

Оценить уровень развития логического мышления у детей.

8

22

  1. Содержание программы.

Краткое описание разделов. (Разделы соответствуют определённым логическим операциям).

Сравнение. Цель – учить мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам; развивать внимание, восприятие, совершенствовать ориентировку в пространстве. Поиск сходств и различий на двух похожих картинках.

Анализ – синтез. Цель – учить детей делить целое на части, устанавливать между ними связь; учить мысленно соединять в единое целое части предмета. Игры и упражнения на нахождение логической пары. Дополнение картинки (подбери заплатку, дорисуй карман к платью). Поиск противоположностей. Работа с пазлами различной сложности. Выкладывание картинок из счётных палочек и геометрических фигур.

Обобщение. Цель – учить мысленно объединять предметы в группу по их свойствам. Способствовать обогащению словарного запаса, расширять бытовые знания детей. Игры и упражнения на оперирование обобщающими понятиями: мебель, посуда, транспорт, деревья, птицы и т. д.

Классификация. Цель – учить распределять предметы по группам по их существенным признакам. Закрепление обобщающих понятий, свободное оперирование ими.

Систематизация. Цель – учить выявлять закономерности; расширять словарный запас детей, учить рассказывать по картинке, пересказывать. Игры и упражнения: магические квадраты (подобрать недостающую деталь, картинку). Составление рассказа по серии картинок, выстраивание картинок в логической последовательности.

Ограничение. Цель – учить детей выделять один или несколько предметов из группы по определённым признакам. Развивать наблюдательность детей.    Игры и упражнения: «обведи одной линией только красные флажки», «найди все некруглые предметы» и т. п. Исключение четвёртого лишнего

Умозаключения. Цель – учить при помощи суждений делать заключение. Способствовать расширению бытовых знаний детей. Развивать воображение. Игры и упражнения: поиск положительного и отрицательного в явлениях (например, когда идёт дождь, он питает растения – это хорошо, но плохо то, что под дождём человек может промокнуть, простудиться и заболеть). Оценка верности тех или иных суждений («Ветер дует, потому что деревья качаются». Верно ли это?) Решение логических задач.

4.Методическое обеспечение

4.1 Форма занятий

Непосредственная образовательная деятельность программы проводится в форме  совместной игры  педагога и детей (игра – сказка,  игра – путешествие, игра – экспериментирование,  игра – сюрприз).   Для создания интереса к  игре   используются  разнообразные  сказочные сюжеты, персонажи, загадки. Во время игры дети решают  познавательные задачи, исследуют, конструируют, выкладывают изображения, составляют рассказы по картинкам.  Используется  разнообразный наглядный материал: рисунки, схемы, чертежи, карточки,  которые включены в учебно – игровые комплексы к палочкам Кюизенера и блокам Дьенеша. Во время занятия  проводится  физминутка, которая позволяет детям расслабиться, переключиться с одного вида деятельности на другой, способствует развитию крупной и мелкой моторики. Большое значение придается созданию непринужденной обстановки: дети выполняют занятия за столом, на ковре, у мольберта. Дети не ограничены в возможностях выражать в играх свои мысли, чувства, настроение.  Образовательная деятельность построена  с учетом возрастных особенностей детей  на  доступном детям материале по принципу «от простого к сложному».

4.2 Структура  непосредственной образовательной  деятельности:

1ч Вводная

Цель:  Вызвать интерес к  игре, поставить перед детьми цель

Приемы: загадка, стихотворение, сказка, знакомство со сказочным персонажем

2ч Основная

Цель: решение задач данной образовательной деятельности

Приемы:  проблемные ситуации, иссследования, эксперименты, физминутка

3ч  Заключительная

Цель: Рефлексия, подведение итогов

Приемы: беседа, оценка, самооценка

4.3 Технологии организации образовательного процесса:

-технология исследовательской деятельности (игровые обучающие и творчески развивающие ситуации; проблемные ситуации; моделирование, конструирование)

-личностно-ориентированная технология (технология сотрудничества) 

- информационно-коммуникационные   технологии

-технология «ТРИЗ»  ( «Мозговой штурм», «Хорошо-плохо», типовое фантазирование)

- социоигровые  технологии  В.Е. Рылеевой  (игры «Волшебная палочка», «Найди пару», «Найди группу»)

-здоровьесберегающие  технология (динамические паузы, пальчиковые игры, гимнастика для глаз, подвижные игры)

4.4 Методы   и приемы организации образовательного процесса

- игровые (игровые ситуации, дидактические, игры малой подвижности)

- наглядные (образцы, таблицы, схемы, карточки )

- словесные (беседа, рассказ, сообщение, объяснение, диалог)

- практические (упражнения, обследования,  исследования)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

- объяснительно-иллюстративный (воспринимают и усваивают готовую информацию).

- репродуктивный (воспроизводят освоенные способы деятельности).

- частично-поисковый (решение поставленной задачи совместно с педагогом).

 -исследовательский (самостоятельная творческая работа).

  1. Список использованной литературы

1. Будько, Т.С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников: конспект лекций / сост Т.С.Будько Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина - Брест: Издательство БрГУ, 2006. 

2. Верещагина Н. В.,  Результаты мониторинга образовательного процесса. Уровни овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям  Подготовительная к школе группа / сост. Н.В. Верещагина -   Издательство Детство - Пресс, 2011.

3. Васильева М.А, Гербова В.В., Комарова Т.С. Комплексные занятия, изд. «Учитель» Волгоград 2010г.

4. Волчкова В.Н., Степанова Н.В.  «Конспекты занятий по математике», изд. ТЦ «Учитель» Воронеж 2009г

5. Горячев А.В., Ключ Н.В. «Всё по полочкам», изд. ООО «Баласс» Москва 2004г.

6. Колесникова Л.В. «Математическое развитие детей 4-7 лет», изд. «Учитель» Волгоград2014г.

7. Лекомцев А. «Развиваем логику», изд. «Феникс» Ростов- на- Дону 2014г.

8. Михайлова Л.З., Иоффэ Э.Н. «Математика от трех до шести»  / – Изд. Детство -  Пресс, 2006.

9.Носова, Е.А., Непомнящая, Р.Л. «Логика и математика для дошкольников»/ Библиотека программы  Детство - СПб  Детство – Пресс, 2002.

10. Новикова, В.П. «Математика в детском саду».  Конспекты занятий с детьми  6 – 7 лет/ М.Мозаика-Синтез, 2008.

11. Панова,  Е.Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ.  Старший возраст Выпуск 1/-ТЦ   Учитель Воронеж, 2007.

12. Рылеева, Е.В. Вместе веселее Дидактические игры для развития навыков сотрудничества у детей 4-6 лет./ Айрис – Пресс, 2004.

13.  Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного

образования [Текст] - Режим доступа: http://bda-expert.com/2014/01/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya-minobrnauki/

14. Реуцкая О.А. «Логические задачки». изд. «Феникс» Ростов –на-Дону 2012г.

15. Щербакова Ю.В., Зубанова С.Г. «Развивающие игры для детей дошкольного возраста», Москва ООО «Глобус»,2013г.

16.«Логические игры для дошкольников» изд. ООО «Ранок» Харьков 2010г.

17.  «Развитие пространственного мышления и речи» изд. ООО «Хатрер-пресс» Москва 2013г.

18. «Большая книга заданий и упражнений для детей» изд. ЗАО «ОЛМА МЕДИА ГРУПП» Москва 2011г.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Варианты диагностического обследования детей.

«Определение обобщающих понятий» (6-7 лет), автор Л.Ф.Тихомирова.                         1.Задание ребёнку: дать определение каждому из предлагаемых слов.
1. Школа, больница, автобус, самолёт, сапоги, пальто, карандаш, хлебница, чашка, слива.
2. Улей, берлога, автомобиль, троллейбус, ботинки, рубашка, ручка, маслёнка, яблоня, тарелка.
3. Аквариум, скворечник, трамвай, теплоход, фломастер, кроссовки, тетрадь, куртка, сахарница, груша.
На то, чтобы дать определение для каждого слова, отводится 30 секунд. За каждый правильный ответ даётся один балл. Если ответ ребёнка не совсем точен, даётся 0,5 балла. Исследователь должен быть уверен, что ребёнок знает предлагаемое слово. Только после этого его просят самостоятельно дать определение.

2. Задание ребёнку:  В каждой строке даны пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится. Это «лишнее» слово надо найти и назвать его.
1. Тюльпан, лилия, ромашка, фасоль, фиалка.
2. Река, озеро, море, мост, болото.
3. Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата.
4. Томск, Новосибирск, Москва, Новокузнецк, Кемерово.
5. Тополь, берёза, орешник, липа, осина.

6. Окружность, треугольник, указка, прямоугольник, квадрат.
7. Иван, Сергей, Нестеров, Никита, Андрей.
8. Число, плюс, минус, равно, неравно.
9. Курица, петух, лебедь, гусь, индюк.
10. Весёлый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.

3. Задание ребёнку:  

В первом примере дана пара слов, которые находятся в определённой связи между собой.
Для второго слова необходимо подобрать одно из пяти слов, приведённых в скобках, так, чтобы они находились в такой же связи.
1. Огурец – овощ;
Георгин – (сорняк, роса, садик, цветок, земля).
2. Учитель – ученик;
Врач – (почки, больные, палата, термометр, больница).
3. Огород – морковь;
Сад – (забор, скамейка, яблони, колодец, собака).
4. Цветок – ваза;
Птица – (клюв, чайка, гнездо, яйцо, перья).
5. Перчатка – рука;
Сапог – (чулки, подошва, кожа, нога, щетка).
6. Тёмный – светлый;
Мокрый – (солнечный, скользкий, сухой, тёплый, холодный).
7. Часы – время;
Термометр – (стекло, температура, кровать, больной, врач).
8. Машина – мотор;
Лодка – (река, моряк, болото, парус, волна).
9. Стул – деревянный;
Игла – (острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная).
10. Стол – скатерть;
Пол – (мебель, доска, гвозди, ковёр, пыль).
4.Задание ребёнку: Выберите одно из слов, заключённых в скобки, которое правильно закончит начатое предложение.
1. В тёплых краях обитает (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень).
3. В году (24, 3, 12, 7) месяцев.
4. Месяц зимы (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март).
5. Самая большая птица (ворона, страус, воробей, сокол, орёл).
6. Розы – это (фрукты, овощи, цветы, дерево).
7. Сова всегда спит (ночью, утром, вечером, днём).
8. У дерева всегда есть (листья, цветы, плоды, корень, тень).

10. Город России – (Париж, Москва, Лондон, Варшава, Россия).

5. Задание ребёнку:  
Эти пары слов нужно назвать одним названием.
1. Метла, лопата –
2. Окунь, карась –
3. Лето, зима –      

4. Огурец, помидор –                                                                                                              

5. Июнь, июль —                                                                                                               6. Сирень, шиповник —                                                                                                           7.Дерево, цветок —
8. Шкаф, диван —

9. День, ночь —

Для проведения диагностики развития логического мышления используются следующие методики:

Методика «Нелепицы»

Цель: определить уровень сформированности анализа, как операции логического мышления. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.

Проведение методики:

Вначале ребенку показывают картинку. В ней имеются несколько нелепых ситуаций. Во время рассматривания картинки ребенок получает инструкцию примерно следующего содержания: « Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано.

Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано. То укажи на это и объясни, почему этот не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть».

Примечание. Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть.

Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.

Методика «Времена года»

Цель: определить уровень сформированности синтеза, как операции логического мышления.

Проведение методики:

Ребенку показывают картинку и просят внимательно посмотреть на этот рисунок, сказать, какое время года изображено на каждой части данного рисунка. За отведенное на выполнение этого задания время — 2мин — ребенок должен будет не только назвать соответствующее время года, но и обосновать свое мнение о нем, то есть объяснить, почему он так думает, указать те признаки, которые по его мнению, свидетельствуют о том, что на данной части рисунка показано это, а не какое-либо иное другое время года.

Методика «Найди отличия»

Цель: Определить уровень сформированности сравнения, как операции логического мышления.

Ребенку показывают 2 картинки, на первый взгляд одинаковые, но в которых есть существенные различия (5 отличий). За время 3 мин ребенок должен найти как можно больше отличий, назвать и показать их.

Методика « Что здесь лишнее?»

Цель: определить уровень сформированности обобщения, как операции логического мышления.

Проведение методики:

В данной методике предлагается серия картинок, на которых представлены разные виды домашней птицы и одно животное, в сопровождение следующей инструкции: «На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней является лишним.

Внимательно посмотри на картинки и определи, что здесь отличное от других и почему является лишним». На решение задачи отводится 3 минуты.

Методика «Раздели на грппы»

Ребенку показывают картинку и предлагают следующее задание: «Внимательно посмотри на картинку и раздели представленные на ней фигуры на как можно большее число групп. В каждую такую группу должны входить фигуры, выделяемые по одному общему для них признаку.

Назови все фигуры, входящие в каждую из выделенных групп, и тот признак, по которому они выделены». На выполнение всего задания отводится 3 минуты.

успел удовлетворительно объяснить, что не так, и, кроме того, сказать, как на самом деле должно быть.

Методика 1

Цель: Диагностика развития элементов логического и образного мышления, способности к анализу и синтезу, а также особенностей, внимания и восприятия цвета, формы и величины.

Ребенку дают лист с изображением шести пар варежек, разбросанных в случайном порядке, и предлагают подобрать пару к каждой в варежке. Количество сравниваемых признаков — 4 (цвет, расположение и размеры элементов узора, положение большого пальца). 
Инструкция
"Посмотри, как ребята перепутали свои варежки. Помоги им разобраться и найти все пары варежек".

Если ребенок не выполняет задание, можно предположить, что у него недостаточно развито либо логическое или образное мышление, либо произвольное внимание. В этом случае необходимо провести экспресс-диагностику, предложив ребенку простое задание на внимание (сравнение двух несложных картинок на поиск различий). Результаты этой пробы оцениваются качественно (баллы не подсчитываются) и имеют вспомогательное значение. Вне зависимости от результатов выполнения ребенком задания на внимание переходят к следующей методике, направленной на диагностику развития логического мышления.

Методика 2
Цель: Диагностика развития элементов логического мышления (методика "свободная классификация")

Ребенку предъявляют 16 карточек с изображением людей, вещей, животных и растений и просят его самостоятельно разложить их по группам. Основание для классификации не задается, ребенок должен выбрать его сам. При подборе экспериментального материала необходимо исходить из того, что предложенные ребенку карточки не должны иметь других оснований для классификации, кроме указанных выше. 
Инструкция:
"Попробуй разложить эти карточки по 4 группам (кучкам) так, чтобы каждую группу (кучку) можно было назвать одним словом". 
Если ребенок испытывает затруднения или не справляется с заданием, ему оказывают помощь: не поясняя словами, раскладывают перед ним первые 4 карточки по одной из каждой группы и предлагают так же разложить все остальные. Если такая подсказка не навела ребенка на мысль о том, каким должно быть основание для классификации, необходимо назвать это основание и снова предложить ребенку разложить карточки по уже указанным группам

«Чудесный мешочек»

Задачи: Закреплять знания детей о геометрических фигурах, умение предметы  угадать на ощупь.

Материал: Мешочек, набор блоков Дьенеша.

Ход игры:

Все фигурки складываются в мешок. Попросить ребенка на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые). Затем все квадратные, прямоугольные, треугольные.

Чудесный мешочек» -2

Задачи: Закреплять знания детей о геометрических фигурах, их величине и толщине,  умение предметы  угадать на ощупь.

Материал: Мешочек, набор блоков Дьенеша.

Ход игры: Все фигурки – блоки  складываются в мешок. Ребенок достает фигурку из мешочка и характеризует ее по одному или нескольким признакам. Либо называет форму, размер или толщину, не вынимая из мешка.

«Что изменилось»

Задачи:

-Совершенствовать  знания детей о геометрических фигурах, их  цвете, величине, толщине

-Развивать мышление.

Материал: Набор блоков Дьенеша.

Ход игры: Перед ребенком на стол  выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.

«Продолжи ряд»

Задачи:

- Закреплять знания детей о геометрических фигурах, цвете, величине, толщине

-Развивать мышление

Материал: Набор блоков Дьенеша

Ход игрыВыкладываем на столе цепочку из блоков Дьенеша, чтобы рядом не было фигур одинаковых по форме и цвету (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и цвету и т.д.).  Предлагаем ребенку продолжить ряд из фигур.

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Критерии оценки усвоения программы: «Мир логики» (логика для дошкольников)

Сформировано. Ребенок владеет основными логическими операциями. Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам. Способен объединять и распределять предметы по группам. Свободно оперирует обобщающими понятиями. Умеет мысленно делить целое на части и из частей формировать целое, устанавливая между ними связь. Ребенок находит закономерности в явлениях, умеет их описывать. Может при помощи суждений делать умозаключения. Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. У ребенка достаточно большой словарный запас, широкий спектр бытовых знаний. Он наблюдателен, внимателен, усидчив, заинтересован в результатах своей работы. Владеет навыками сотрудничества, умеет работать в паре и микрогруппе.
В стадии формирования. Ребенок владеет такими логическими операциями, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация. Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов, но не всегда видит все их существенные признаки. Умеет объединять предметы в группы, но испытывает трудности в самостоятельном распределении их по группам, т.к. не всегда оперирует обобщающими понятиями. Деление целого на части и наоборот вызывает затруднения, но с помощью взрослого справляется с заданиями. Ребенок не всегда видит закономерности в явлениях, но способен составить описательный рассказ о них. Затрудняется самостоятельно делать умозаключения. Ребенок имеет достаточный словарный запас. Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Ребенок чаще всего внимателен, наблюдателен, но не усидчив. Умеет работать в паре, но испытывает трудности при работе в микрогруппах.
Не сформировано. Ребенок не владеет такими логическими операциями, как обобщение, классификация, систематизация. Иногда может устанавливать сходство и различие предметов, но не всегда видит все их существенные признаки. Не умеет объединять предметы в группы, т. к. не оперирует обобщающими понятиями. Деление целого на части и наоборот вызывает затруднения, но с помощью взрослого справляется с заданиями. Ребенок не видит закономерности в явлениях, не способен составить описательный рассказ о них. Не способен делать умозаключения. Ребенок не имеет достаточного словарного запаса. Не способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Ребенок чаще всего невнимателен и неусидчив. Не умеет работать в паре, испытывает трудности при работе в группе.

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе

Тема «Путешествие в Африку»

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Физическое развитие

Цель: закрепление у детей полученных знаний, при использовании развивающих игр

Задачи:

Образовательные

1Закрепить состав числа 10, порядковый счёт и цифры в пределах 10, понятия «предыдущее» и «последующее».

2 Закрепить умение самостоятельно выкладывать изображения по схеме, соотносить цвет – длину – число; учить анализу и синтезу

3 Закрепить умение решать текстовые задачи и выполнять арифметические действия на сложение и вычитание.

4. Закрепить понятие «длина», учить измерять условной меркой, формировать знание и независимости величины (длины) от мерки

5. Активизировать  диалоговую, связную речь, умение отвечать на вопросы

Развивающие

1 Развивать логическое мышление:  навыки кодировки и декодировки информации о предмете;  производить логические операции «не»«и»«или»

Воспитательные

1 Содействовать формированию навыков взаимопроверки, самооценки, самоконтроля.

2.Воспитывать чувство взаимовыручки, желание прийти на помощь

Методы и приемы:

Игровые – дидактические игры

Наглядные:  карточки, схемы

Словесные: поисковые вопросы

Практические: поисковые задачи

Используемые технологии:

-технология исследовательской деятельности ( проблемные ситуации; конструирование)

-личностно-ориентированная технология (технология сотрудничества) 

- информационно-коммуникационные   технологии

-здоровьесберегающие  технология (физминутка)

-игровые – дидактические игры

-ИКТ техноголии– использование  телефона

Материалы и оборудование: мобильный телефон с голосовым сообщением, схемы:  «Мост», «Корабль», «Багаж», комплекты палочек «Кюизенераблоки Дьенеша, простой карандаш на каждого ребёнка, карточки с символами.

Логика образовательной деятельности:

Логика образовательной деятельности

1 Вводная

Звонит мобильный телефон.

Воспитатель (говорит по телефону).

-Алло! Здравствуйте! Да, это детский сад «Красная Шапочка» подготовительная к школе группа. Хорошо, постараемся.

 (Обращается к детям).

-Звонили из Африки – компания наших старых друзей, мартышка, слоненок и попугай. Они сказали, что у удава возникла проблема – он хочет измерить свой рост, а как это сделать не знает.

- Поможем удаву?

-Как вы думаете, на каком транспорте нам удобней и быстрей добраться до Африки? (Ответы детей) 

-Я предлагаю по суше ехать на поезде. Потом пересесть на корабль. Давайте поспешим, на станцию уже прибыл поезд.

2 Основная

Воспитатель:

- Но сначала надо собрать чемоданы.

 Каждому ребенку выдается чемодан - комплект палочек Кюизенера

Воспитатель:

-Получите номера ваших вагонов.

Каждый ребенок получает палочку Кюизенера

Игра «В каком вагоне ты поедешь»

Вопросы:

-Саша, в каком вагоне ты поедешь?

-Какой, Диана, вагон предыдущий?

-Какой, Ваня, последующий?

-Между какими номерами стоит у тебя, Софья, вагон? И т. д.

-Сколько мест в каждом вагоне?

-Сколько билетов продано в вагон …. цвета?

-Сколько пассажиров поедет в голубом вагоне? Почему?

-Как проверить, сколько пассажиров едет в красном… вагоне? Докажите.

-В каком вагоне пассажиров больше, меньше?

Воспитатель: 

-Уважаемые пассажиры, прошу пройти в свои вагоны.

Столы-вагоны пронумерованы, дети занимают места по номеру палочки Кюизенера

 Воспитатель: 

-Оплатите проезд. Билет стоит 10 рублей. Условие - надо оплатить двумя или несколькими монетами. Возьмите палочку 10. Какого она цвета?

Дети у себя на столе с помощью палочек Кюизенера выкладывают варианты состава числа 10

Воспитатель:

-Из каких палочек составили число 10? Из каких чисел состоит число 10?

Воспитатель:

- Чтобы в дороге мы не заскучали, нарисуйте  недостающее изображение в чистый квадрат

После выполнения задания проводится взаимопроверка (дети меняются листочками с заданиями)

Воспитатель:

- На пути следования нашего поезда река и чтобы её переехать нужен  мост. Предлагаю построить мост по схеме.

Дети строят мост по схеме из палочек Кюизенера (декодирование, т. е. на схеме на деталях «моста» только цифры, обозначающие номер палочки).

Воспитатель:

-Какого цвета палочки  взяли? Почему?

Дети объясняют

Воспитатель: 

-Наш поезд прибыл на конечную станцию. Прошу всех выйти  на перрон и отдохнуть.

Физкультминутка «Дружно встали на разминку»

Дружно встали на разминку

И назад сгибаем спинку.

Раз-два, раз-два, раз-два-три,

Руки кверху поднимаем, (Руки вверх)

А потом их опускаем, (Руки расслабленно опустить)

А потом их разведем (Руки в стороны)

И скорей к себе прижмем, (Обхватить себя руками)

А потом быстрей, быстрей (Движения как при беге рук)

Хлопай, хлопай, веселей! (Хлопки)

Воспитатель: 

-Смотрите, перед нами океан! Добраться до Африки можно только на корабле.

-Постройте с   помощью цветных палочек  корабль.

Дети по схеме-образцу выкладывают из палочек Кюизенера корабль.

Воспитатель: 

-Чтобы зайти на корабль, надо построить трап.

 Дети выкладывают трап – лесенку из палочек Кюизенера

Воспитатель:

-Какая по счету ступенька самая низкая? Какого она цвета? Какая по счету ступенька самая высокая? Какого она цвета?

Ответы детей.

Воспитатель: 

-А сейчас поднимаемся по трапу и сосчитаем ступеньки. (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10). Вот мы и на корабле. 

Воспитатель:

- Ребята, каждый из вас должен занять свое место в каюте, а какое вы узнаете, найдя нужный блок по билету. Для того чтобы найти свое место в каюте, необходимо расшифровать кодовые обозначения. 

На каждом билете обозначены: форма, цвет, размер и толщина. Воспитатель раздаёт детям карточки с символами свойств блоков, дети находят нужный блок и занимают свои места.

Воспитатель:

- Наш корабль отчаливает от берега и отправляется в плавание по океану. А чтобы наш корабль не сел на мель, нам надо решить задачи.

-Слушайте условие внимательно, решайте, а ответы показывайте с помощью цветных палочек.

Задачи:

- У Тани пять игрушек, у Маши столько же. Сколько Игрушек у Тани и Маши вместе? (Десять) .

-На горке катались восемь детей, трое ушли домой. Сколько детей осталось? (Пять детей). В какое время года катались дети? (Зимой). Назовите зимние месяцы (Декабрь, январь, февраль) .

- Маша испекла шесть пирожков с капустой и четыре пирожка с вареньем. пять пирожков съели. Сколько пирожков осталось? (Пять пирожков) .

-В коробке лежало пять карандашей. Вова положил в коробку еще три карандаша. Потом он отдал Маше четыре карандаша. Сколько карандашей осталось в коробке? (Четыре карандаша)

Воспитатель:

- Вот мы и  доплыли до Африки!  А теперь  надо добраться до полянки в джунглях, где наши друзья расположились.

-Для этого вам необходимо раскодировать карточки и узнать, что там спрятано.

Игра с блоками Дьенеша «Мозаика цифр».

Воспитатель:

- Молодцы, ребята, вы справились с заданием

-Вот мы и  добрались до полянки!

-Как же можно измерить рост удава?

Дети высказывают свою точку зрения

Воспитатель:

Вспомните, как измерял удав  свой рост, а точнее свою длину, в мультфильме?

Дети: В попугаях.

Воспитатель:

 - Давайте-ка и мы с вами попробуем измерить удава в попугаях. Представьте себе, что самая длинная оранжевая палочка у каждого из вас - это удав, желтая – слоненок, розовая – это мартышка, а белая палочка – попугай.

Воспитатель:

- Что вы можете сказать об их длине?

Дети: Удав - самый длинный, слоненок - покороче, мартышка - еще короче, а попугай - самый короткий.

Воспитатель: 

-Разложите  палочки так, чтобы было точно видно, что удав самый длинный, а попугай самый короткий.

-А теперь давайте измерим нашего удава в попугаях? Как это сделать?

Измеряя удава таким образом, дети находят, что длина его равна 10 попугаям.

Делают запись на доске

Воспитатель:

- Давайте  измерием  удава мартышками.

Дети повторяют измерение и находят, что длина удава равна 5 мартышкам. Делают запись на доске

После этого удава измеряют в слонятах. Длина удава равна 2 слонятам.

Воспитатель: 

-После того как удава измерили и в попугаях, и в мартышках, и в слонятах, удав воскликнул: «А в попугаях – то я гораздо длиннее!»

- Как вы думаете, прав ли был удав и действительно ли он длиннее в попугаях?

Воспитатель строит дискуссию, задавая детям наводящие вопросы.

Разных удавов они измеряли или одного и того же?

Почему же результаты измерения получились разными – 10, 5 и 2?

Что получилось бы, если захотели измерить удава муравьями?

В результате этой дискуссии дети приходят к выводу, что длина удава не зависит от величины мерки. От величины мерки зависит только результат измерений. Чем меньше мерка, тем больше число. Чем больше мерка, тем меньше число.

3 Заключительная

Звонит мобильный телефон.

Воспитатель:

 - Алло! Да, хорошо.  Пора возвращаться в детский сад. Надо успеть на прогулку, на чём быстро можно добраться? (ответы). Летим на самолёте. Заводим мотор, расправляем крылья и  летим в группу. Вот мы уже и дома.

Рефлексия

Итог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ НЕТРАДИЦИОННЫМ ТЕХНИКАМ РИСОВАНИЯ «ВЕСЕЛАЯ ПАЛИТРА»

1. Целевой компонент Программы 1.1 Пояснительная запискаДошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, с...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПЛАТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ ПО РАЗВИТИЮ ОСНОВ ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА У ДЕТЕЙ «БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ»

Мир, в котором живет человек сегодня и в котором все пребывает в движении, заставляет людей искать ориентиры, преодолевать противоречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате неу...

Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования по оказанию дополнительных платных услуг по развитию интеллектуально - творческих способностей у детей от 5 до 6 лет "ТИКО - мастера"

Программа «ТИКО-мастера» разработана с целью развития логического мышления детей дошкольного возраста посредством активизации их творческой деятельности ...

Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования спортивной направленности «Веселые ступеньки»

Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования спортивной направленности «Веселые ступеньки»...

Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования спортивной направленности «Веселые ступеньки»

Практическая значимость программы »Веселые ступеньки» состоит в систематическом применении продолжительных, умеренных по интенсивности упражнений с регулируемой физической нагрузкой, ...

Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования «Мир профессий» для работы с детьми 5-6 лет

Актуальными направлениями  дополнительной общеобразовательной программы являются:Формирование элементарных представлений об общественной значимости той или иной профессии; воспитание уважительног...