Конспект занятия по математическому представлению в подготовительной группе с использованием игровой технологии «Путешествие на планету Математики»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ИРКУТСКА

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ КОМИТЕТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И

КУЛЬТУРЕ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ИРКУТСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА ИРКУТСКА ДЕТСКИЙ САД №74

(МБДОУ г. Иркутска детский сад № 74)

664058, г. Иркутск, ул. Мамина – Сибиряка, д. 21, mbdouds74@yandex.ru тел: 36-19-27

 

 

 

 

 

 

 

Конспект  занятия по математическому представлению в подготовительной  группе с использованием игровой технологии

«Путешествие на планету Математики»

 

 

 

 

Воспитатель: Родина Александра Александровна

МБДОУ г .Иркутска детский сад №?4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель: Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания и продемонстрировать навыки комплексного применения математических представлений, знаний и способов действий умение практически их использовать посредством игры - путешествие.

 

Обучающие задачи:

• Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке.

• Закрепить знания детей о геометрических фигурах.

• Закрепить знания о последовательности дней недели, времён года, месяцев года.

• Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.

• Закрепить умение различать понятия: выше – ниже, шире – уже, длиннее – короче, толще – тоньше, старше – младше, больше -меньше.

 

Развивающие задачи:

• Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.

• Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи:

• Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

• Воспитывать интерес к математическим занятиям.

 

Методические приёмы:

• Игровой (использование сюрпризных моментов).

• Наглядный (использование иллюстрации).

• Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).

• Поощрение, анализ занятия.

Оборудование и материал : цифры, знаки, мяч.

Раздаточный материал : карточки с заданиями, математические наборы, листочки, карандаши.

 

Ход занятия:

Вводная часть:

-Ребята к нам пришли гости, давайте поздороваемся!

В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо, раз, два, три.

А теперь пойдем налево, раз, два, три.

В центре круга соберемся, раз, два, три.

И на место все вернемся, раз, два, три.

Улыбнемся, подмигнем,

И общаться мы начнём!

 

Ребята, я очень рада видеть вас. Посмотрите друг на друга, подарите друг другу улыбку. Отлично!

Воспитатель:. А теперь давайте красиво сядем, ножки поставим вместе, спинка прямая. Послушайте пожалуйста, стихотворения.

Давайте, ребята, учиться считать!

Запомните все, что без точного счета

Не сдвинется с места любая работа,

Без счета не будет на улице света,

Без счета не сможет подняться ракета,

И в прятки сыграть не сумеют ребята.

Беритесь ребята скорей за работу

Учиться считать, чтоб не сбиться со счету.

 

- Ребята, как вы думаете, а какое у нас сейчас будет занятие? Сегодня у нас с вами необычное занятие. Мы отправимся в космос на планету Математики. Там нас ждут большие трудности, но я думаю, что вы с ними справитесь.

- Чтобы узнать на чем мы отправимся в путешествие, нам нужно внимательно сосредоточатся на задание.

Гимнастика для глаз

Тик-так, тик-так

Все часы идут вот так:

тик-так, тик-так,

Налево раз, направо раз,

Мы тоже можем так,

Тик-так, тик-так.

 

Перед вами листок бумаги, а на нем цифры. Соединив цифры по порядку, мы узнаем на чем мы с вами полетим.

(Воспитатель раздает листки в клетку, где отмечены точки с цифрами, которые необходимо соединить по порядку.)

Так на чем мы с вами полетим? Что у нас получилось? (Получилась ракета.) (Слайд небо)

Воспитатель: Ну вот, сели по удобнее, заняли свои места. Но чтобы поднялась наша ракета, нам надо начать обратный отсчет: 10, 9, 8…1 поехали! Мы полетели. (музыка взлёт ракеты) (слайд небо)

-А пока мы с вами летим, чтобы не было скучно, давайте немного поиграем.

Определим предыдущее и последующее числа. Соседи числа.

Игра с мячом «Назови число» (Игровой метод)

Какое число называется предыдущим (то, которое стоит перед названным) и какое последующим (то, которое стоит после названного?

Воспитатель бросает мяч каждому ребенку индивидуально:

·      посчитай по порядку от 1 до 5

·      посчитай по порядку от 5 до 10

·      Посчитай в обратном порядке от 5 до1

·      Назови соседей числа 3

·      Назови соседей числа 5

·      Назови соседей числа 9

·      Назови соседей числа 2

·      Назови соседей числа 4

·      Назови соседей числа 6

·      Назови соседей числа 8

Молодцы вы отлично справились с заданием.

Воспитатель: Ребята, мы и не заметили, как мы с вами быстро долетели.

Кто же нас встречает? Мы сейчас узнаем. (Слайд инопланетянина)

Кто это? (Ответы детей.)

Посмотрите, люди с другой планеты приготовили для нас странные задачки. Не зря говорят, что они неопознанные объекты.

Задачки - то заколдованные и зашифрованные,но ведь мы не боимся трудностей и справимся с вами.

Давайте пройдем за столы. Усядемся по удобнее, приготовили ручки для разминки

«Пальчиковая гимнастика»

Будем пальчики считать 1, 2, 3, 4, 5

И фигуры называть

Вот квадрат, а вот кружок

Треугольничек и ромб,

А еще прямоугольник

И не трудно сосчитать

Их по счету ровно пять.

 

Поочередно сгибают пальчики, начиная с мизинца, складывают пальчики обеих рук в виде геометрических фигур. Показывают раскрытую ладошку.

Геометрический диктант

Вспомним, где у нас правая рука, а где левая.

Перед вами карандаши и бумага. Приготовьтесь слушать задание :

 

Дидактическая игра «Отгадай фигуру».

Вдоль верхней стороны листа нарисовать линию красным карандашом,

Вдоль нижней стороны – синим карандашом

Справа - провести желтую линию

Слева – провести зеленую линию.

Загадки ( Словесный метод)

Три вершины,

Три угла,

Три сторонки

Кто же я? (треугольник)

 

В левом верхнем углу нарисуйте (красный треугольник)

Он давно знакомый мой,

Каждый угол в нем прямой,

Все четыре стороны

Одинаковой длины.

Вам его представить рад.

А зовут его (квадрат).

 

В правом нижнем углу нарисуйте (зеленый квадрат)

Эти фигуры по городу мчат,

в садики, школы развозят ребят.

 

Едут автобус, троллейбус, трамвай.

Ты на дороге, смотри, не зевай!

На эту фигуру похожи дома.

О чем говорю я? Ответьте, друзья!

(прямоугольник)

 

В левом нижнем углу нарисуйте (синий прямоугольник)

Нет углов у меня

И похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку,

На кольцо, на колесо.

Кто же я такой, друзья?

Назовите вы меня! (Круг)

В правом верхнем углу нарисуйте (желтый круг.)

- А сейчас проверим.

Какую геометрическую фигуру нарисовали в правом нижнем углу. (зеленый квадрат)

Где нарисовали желтый круг (в правом верхнем углу)

В каком углу прямоугольник (в левом нижнем углу синий прямоугольник) Вдоль какой стороны нарисована красная линия? (Вдоль верхней стороны листа)

На какой стороне синяя линия?» (Вдоль нижней стороны)

- И с этим заданием мы с вами справились!

Воспитатель. Ребята, инопланетяне не знают, что такое дни недели. Давайте им расскажем.

Сколько всего дней недели? (7)

Как называется первый день недели? (понедельник)

Сколько дней в недели выходных? Как они называются? (2, суббота и воскресенье)

Какой день недели четвертый? (четверг)

Какой день недели между вторником и четвергом? (среда)

А давайте покажем нашу веселую физминутку про дни недели

Физкультминутка

В понедельник я купался, (изображаем плавание)

А во вторник – рисовал. (изображаем рисование)

В среду долго умывался, («умываемся»)

А в четверг в футбол играл. (бег на месте)

В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем)

Очень долго танцевал. (кружимся на месте)

А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)

Целый день я отдыхал.

(дети садятся на корточки, руки под щеку—засыпают)

Воспитатель. А теперь ребята покажем инопланетным существам, как мы умеем правильно думать и конструировать. Решим геометрическую задачу.

Наглядно-демонстрационный метод

Положите на стол столько квадратиков, сколько показывает цифра (6)

Ниже положите кружочков на 3 меньше, чем квадратиков.

А под кружочками треугольников на 1 больше, чем кружочков.

Из этих фигур составьте ракету, на которой вы полетите обратно домой.

Воспитатель. Ребята, инопланетяне, как и вы, любят рисовать, но у них приключилась беда: все карандаши вдруг потеряли цвет. Поможем им, сделаем их карандаши цветными?

Посмотрите, у вас на столе лежат карточки, на них нарисованы карандаши, они все какие? (Без цвета.) Поможем их раскрасить? Слушайте внимательно. 6

• Закрасьте первый карандаш желтым цветом,

• Четвертый – синим,

• Второй – зеленым,

• Пятый – красным,

• Третий – коричневым,

• Шестой черным.

(Дети закрашивают карандаши.)

 

Воспитатель: Молодцы! Скажите, на котором по счету месте синий карандаш?

Какого цвета карандаш на пятом месте?

На котором по счету месте желтый карандаш?

- Ребята, инопланетяне очень рады, что такие умные, дружные ребята были у них в гостях. Они дарят вам звезды, которые сияют на их планете.

Давайте скажем им спасибо.

Воспитатель: А теперь пора нам возвращаться домой. Но чтобы лететь назад, нам нужно найти другие кнопки.

- Опять берем старт. Отсчитываем: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, 0.

Пуск! Полетели! (Слайд небо с ракетой)

А пока мы с вами летим - «Умственная разминка»

1. Сегодня четверг, а завтра?

2. Если линейка длиннее карандаша, то карандаш?

3. Если стол выше стула, то стул?

4. Если дорога шире тропинки, то тропинка?

5. Сколько месяцев в году?

6. Сколько времен года?

Какое сейчас время года?

Игра «Скажи на оборот» Игра с мячом

Высоко - (низко)

Далеко - (близко)

Широкий - (узкий)

Худой – (толстый)

Холодный – (горячий)

Легко - (тяжело)

Веселый - (грустный)

Внутри - (снаружи)

Много - (мало)

Маленький - (большой)

Вперед-(назад)

Быстро - (медленно)

Воспитатель. Ребята, мы и не заметили, как мы с вами быстро долетели обратно в детский сад. Ну, что осталось только забрать подарки от инопланетян.

 

- На какую планету мы сегодня летали?

- Что мы нарисовали с помощью точек и цифр?

- Что тебе было трудно выполнять сегодня?

- Что тебе понравилось больше всего на занятии?

- Какое доброе дело ты сегодня сделал на занятии?

- Чему мы научили сегодня инопланетян?

- Что тебе показалось сложным на занятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika.docx21.51 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по математике  в подготовительной группе детей с ТНР «Сказочный лес»

Образовательная область: познавательное развитие

Раздел программы: ФЭМП

Образовательная: 

  • Cпособствовать накоплению умений считать до 10 и обратно, умение соотносить количество предметов с цифрой;
  • знание геометрических фигур, название линий;
  • упражнять в количественном и порядковом счете, пространственной ориентировке.

Развивающая:

  • развивать социальные навыки умения работать в группе, в паре,
  • находить решение и делать выводы,
  • развивать логическое мышление, умение мыслить, рассуждать, доказывать.

Воспитательная: воспитывать сдержанность, усидчивость, доброжелательность чувства взаимовыручки, желание прийти на помощь.

Виды деятельности: игровая, продуктивная, музыкально-танцевальная.

Формы организации: индивидуальная, групповая, работа парами.

Формы реализации детских видов деятельности: минутка вхождения в день (психогимнастика), актуализация чувственного опыта - сюрпризный момент, ориентирование в пространстве в процессе передвижения, решение проблемной ситуации, взаимодействие с героем в игровой форме, развивающая игра, гимнастику для глаз, разгадывание загадки, пальчиковая игра, дидактическая игра, упражнение на ориентировку на плоскости, беседа.

Используемые методы, приемы и технологии: проблемный (помочь персонажу выполнить задание; игровая мотивация (использование сюрпризных моментов (появление героев и предметов), воображаемая ситуация-передача письма, наглядный метод   (использование интерактивной доски, компьютера); объяснительно-иллюстративный (использование иллюстраций и показ картинок);  дидактическая игра и упражнение; словесный (объяснение, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей, рассказ воспитателя, использование художественного слова, оценка деятельности детей); анализ образовательной деятельности.

Виды детской деятельности: игровая (видеозапись, дидактические, развивающие и логические игры), продуктивная (самостоятельная работа детей с карточками), коммуникативная (беседа ), двигательная (ориентирование в пространстве, подвижная игра).

Словарная работа:  правильно согласовывать числительные с существительными.

Оборудование: мультимедийный экран и проектор для презентации, магнитофон, аудиозапись

Демонстрационный материал: Таблица с картинками ( деревья: береза, рябина, елка, сосна), домики разной геометрической фигуры,  шапочки лисичек, зайчиков, мишек , белочек, плоскостные цветы, ленточки атласные,  корзина с яблоками.

Раздаточный материал: карточки с определенным количеством ягод, шапочки диких животных по количеству детей (лисички, белки, зайчики, медведи)

Предварительная работа: дидактические игры: «Составление геометрических фигур из счетных полочек», « «Помоги Волку найти и справить ошибку», « Назови число».

Ожидаемый результат:

Развитие элементарных математических способностей. Понимание количественного значение числа.

Знания о форме плоских геометрических фигурах

Называть и выполнять с помощью атласной ленты разные прямые (прямая, кривая, ломаная)

Ориентироваться на плоскости, называть местонахождение предмета.

Ход образовательной деятельности:

Организационный момент: 

Воспитатель настраивает детей на начало ОД, используя психогимнастику.

  – Доброе утро  (воспитатель «кладет» Доброе утро в ладошку ребенку, стоящему с краю, а он передает дальше и т.д.) А теперь давайте  «выпустим» Доброе утро в группу! Все дети (раскрывая ладошки дуют) Доброе утро!

I часть. Вводная часть (актуализация чувственного опыта - сюрпризный момент, беседа).

Слышится непонятный звук фырканье ежика (в записи)

Воспитатель предлагает детям поискать, кто же издает звуки.

Включается  интерактивная  доска, где стоит грустный ежик.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой стоит грустный ежик, наверное, у него что-то случилось. Посмотрите, здесь какое-то послание и читает его.

«Ребята, я живу в сказочном лесу.  У нас весной всегда проводятся математические испытания.  Тот, кто выиграет, получает в подарок корзину яблок. Я плохо считаю и боюсь не смогу пройти испытания, но мне очень хочется получить яблоки, ребята, помогите мне».

2 часть Постановка детьми цели

Воспитатель: Ребята, поможем ежику. Ответы детей.

А чем мы можем помочь ежику?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, в конверте еще что-то есть. Ой, ребята, здесь задания.

Нам предлагают отправиться в лес, полный чудес и попытаться выполнить задания.

На чем же мы отправится? Дети предлагают.

Самолет в лесу не сможет сесть, железной дороги нет, договариваются пойти пешком.

3 Основная часть ОД

В этом лесу много сказочных полянок, где нам будут предлагаться разные задания, при правильном выполнении мы будем получать яблочки.

И вот одна из них ( на интерактивной доске открывается поляна, где растут в разном расположения деревья). (береза в левом верхнем углу, в правом верхнем  рябинка, в правом нижнем сосна, в левом нижнем елка, осина посередине)

Ребята, скажите, какие деревья вы видите. Елку и сосну назовите одним словом?

А остальные деревья?

Назовите расположение рябинки, елки.

Назовите дерево в верхнем левом углу?

Воспитатель предлагает поискать яблочки.

Дети находят, и кладут в корзину.

На следующую полянку мы пройдем по стрелке, нам предлагают выбрать по желанию фишки трех цветов ( красные, синие, желтые)

Посмотрите, мы подошли к цветочной поляне. Назовите, какие цветы вы видите?

А теперь разделитесь на три группы. (дети в соответствии со цветом фишки, выбирают  цветок) К каждому цветку подойдите по три человека

- Ребята, что есть у цветка (стебель, корень, цветок)

Что можно добавить цветкам.

Слушайте задание: у одуванчика, у василька прямой, у ромашки кривой, а у мака ломаный.

Возьмите под цветком ленточку и с помощью ее выполняйте задание.

После задания ищут яблочки и кладут их в корзину.

Воспитатель предлагает детям пальчиковую гимнастику.

-Мама, мама ( мизинчики обоих рук соприкасаются с друг с другом)

_Что, что, что ( указательные пальцы соприкасаются с друг с другом)

-Гости едут, (мизинчики обоих рук соприкасаются с друг с другом)

-Ни и что ( указательные пальцы соприкасаются с друг с другом)

-Здрасьте, здрасьте ( Пальчики обоих рук сжимаются)

-Чмок, чмок, чмок  ( подушечки пальчиков соединяются с друг с другом)

Воспитатель: А в гости к нам прилетела бабочка, чтобы провести с вами гимнастику для глаз.

(проводится гимнастика для глаз: бабочка двигается вправо, влево, вверх, вниз, дети следят за бабочкой глазами)

4 часть Самостоятельная деятельность детей

Воспитатель: «Ой, ребята кто же нас здесь встречает?  ( вносится старичок – лесовичок ), который  предлагает зайти в кладовую лесных ягод,

Здесь хранятся ягоды, но их надо пересчитать и поставить соответствующую цифру.

Возьмите карточку, сосчитайте и  поставьте цифру.

Наше время будут контролировать песочные часы.

После выполнения  поделитесь  друг с другом и проверьте, правильно ли выполнил задание ваш сосед.

На следующую полянку нам поможет дойти волшебный клубок.

Клубок приводит на поляну, где стоят домики разной формы круглой, квадратной, прямоугольной.

В круглом домике живут зайчики; треугольном белочки, квадратной лисички, прямоугольной  медведи.

Дети разбирают шапочки и подходят к своему домику.

Под музыку дети танцуют, с окончанием музыки подбегают к своему домику.

Воспитатель: Молодцы и с этим заданием вы справились.

Звучит волшебная музыка.

Воспитатель обращает внимание на интерактивную доску.

Где стоит ежик с  корзиной яблок.

-Ребята, не забывайте, что мы были в лесу, который полон разных чудес.

И вот сейчас ежик хочет вам передать корзину с яблоками.

Но чтобы чудо произошло, вам надо повернуться спиной к доске  и сосчитать от 10 до 1.

Приготовились , начинаем считать.

10, 9.8,7…

Воспитатель ставит на стол корзину с яблоками.

5 часть Подведение итогов (рефлексия)

Воспитатель: Это ежик в благодарность за вашу помощь, угощает вас яблоками.

Ребята скажите, вам понравилось наше путешествие.

Кому понравилось, возьмет смайлик радостный, кому не понравилось берет грустного смайлика.

Тебе Даша, что понравилось в этом путешествии?

Ребята ежик с вами прощается и говорит, до свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по ФЭМП в подготовительной группе с использованием игровой технологии «Путешествие в страну математики».

Обобщить полученные знания. Задачи: Обучающие- формирование навыков вычислительной деятельности; - упражнять детей в прямом и обратном счёте в пределах 10; - Закрепить ориентировку...

Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе, с использованием игровой технологии «Путешествие на планету Математики».

Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе, с использованием игровой технологии «Путешествие на планету Математики»....

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений и конструированию с использованием ИКТ Тема: «Путешествие по математике с Машей и медведем».

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений и конструированию с использованием ИКТТема: «Путешествие по математике с Машей и медведем». С...