Дополнительная образовательная программа "Умники" для детей 5 - 6 лет. (математическое развитие.)
рабочая программа по математике (старшая группа)

Герасимлюк Оксана Геннадьевна

Актуальность программы

Дошкольный возраст - самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития.

Математика в настоящее время, а тем более в будущем, будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста.

Математическое развитие - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами и знаками, символами.

Наша задача - развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления. Но надо помнить, что математическое развитие является длительным и весьма трудоемким процессом для дошкольников, так как формирование основных приемов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города
Москвы

Школа № 1161

Корпус 4

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА 

«УМНИКИ»

Для детей 5-6 лет

На 2021 - 2022 учебный год

Выполнила:

Воспитатель

Герасимлюк Оксана Геннадьевна

Москва, 2021 год

Пояснительная записка

Дошкольное детство — время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее сензитивный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Благодаря особому процессу познания, который осуществляется эмоционально — практическим путем, каждый дошкольник становится маленьким исследователем, первооткрывателем окружающего мира. Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, тем счастливее его детство.

Программа направлена на интеллектуальное и математическое развитие ребенка.

Предлагаемые игры, упражнения, задачи направлены на познание детьми свойств, объектов, отношений, закономерностей, чисел, величин; развитие внимания, памяти, воссоздающего и творческого воображения, мыслительных процессов, сообразительности, самостоятельности и творчества.

Решая разнообразные математические задачи, маленький человечек учится проявлять волевые усилия, учится действовать целенаправленно, доводить начатое дело до конца. Математика воспитывает привычку к точности и аккуратности, способность к самоконтролю.

Для того, чтобы вызвать у маленького ребенка интерес к решению математических задач, необходимо сделать процесс обучения наиболее привлекательным, поэтому развивать математические навыки лучше всего с помощью простых и веселых игр. Этой цели служат картинки, забавные стихи, загадки, настольные и подвижные игры, игровые задания.

Одна из особенностей дошкольной ступени программы «Школа 2000..», части «Раз — ступенька, два — ступенька» для детей 5 — 6 лет заключается в том, что ее содержание представлено на достаточно высоком уровне сложности (при этом не выходящем за верхнюю границу зоны ближайшего развития детей).

Представленное в программе содержание не является обязательным для освоения каждым ребенком. Темп продвижения у каждого ребенка будет свой, связанный с его индивидуальными психофизиологическими и личностными особенностями.

Программа нацелена не только на то, чтобы обеспечить каждому ребенку свой максимальный результат, но и возможность самоутверждения: «Я могу!».

Актуальность программы

Дошкольный возраст - самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития.

Математика в настоящее время, а тем более в будущем, будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста.

Математическое развитие - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами и знаками, символами.

Наша задача - развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления. Но надо помнить, что математическое развитие является длительным и весьма трудоемким процессом для дошкольников, так как формирование основных приемов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности.

Знакомство детей с новым материалом осуществляется на основе деятельностного подхода, когда новое знание не дается в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных ^ признаков. А воспитатель подводит детей к этим «открытиям», организуя и направляя их поисковые действия.

Возрастные особенности детей 5-6 лет требуют использования игровой формы деятельности.

Познание материала должно происходить в ходе активного участия детей в дидактических и ролевых играх.

Цель программы: развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих сил ребенка, качеств его личности.

Приоритетными задачами в программе «Школа 2000..» являются:

  1. Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
  2. Увеличение объема внимания и памяти.
  3. Формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии.
  4. Развитие образного и вариативного мышления фантазии, воображения, творческих способностей.
  5. Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
  6. Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
  7. Формирование умений планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий и т.д.

Условия реализации программы:

  • самостоятельная деятельность детей, принятие ими осознанных решений;
  • обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка;
  • поддержка индивидуальности и инициативы детей;
  • развитие умения работать в группе сверстников»
  • взаимодействие с семьей по реализации Программы.

Особенности организации образовательного процесса:

Занятия проводятся во второй половине дня с обязательной физкультминуткой. Занятия включают в себя систему дидактических игр, заданий и игровых упражнений, теоретическую и практическую части.

  • По математике «Раз - ступенька, два - ступенька» (Л.Г. Петерсон, Н.П.Холина).

Отличительная особенность программы - использование комплекта методических пособий для педагога и рабочих тетрадей для ребенка каждом возрастном этапе обучения.

Возраст детей - 5 — 6 лет

Сроки реализации программы - 1 год

Продолжительность одного занятия - 30 минут

Форма организации занятия - групповая, индивидуальная

Форм проведения занятий - игровая, учебно - тренировочные занятия.

Планируемые результаты

К концу обучения по программе «Раз - ступенька, два — ступенька...» предполагается продвижение детей в развитии мышления, речи, психических функций, формирование у них познавательных интересов, коммуникативных умений и творческих способностей. При этом у детей формируются следующие основные умения:

Уровень А

  1. Умение выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей.
  2. Умение объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между частью и целым.
  3. Умение находить части целого и целое по известным частям.
  4. Умение сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар, уравнивать их 2 способами.
  5. Умение считать в пределах» |10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными.
  6. Умение сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 10.
  7. Умение называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа.
  8. Умение определять состав чисел первого десятка на основе предметных действий.
  9. Умение соотносить цифру с- количеством предметов.
  10. Умение измерять длину предметов непосредственно и с помощью мерки, располагать предметы в порядке увеличения и в порядке уменьшения их длины, ширины, высоты.
  11. Умение узнавать и называть квадрат, круг, треугольник.
  12. Умение в простейших случаях разбивать фигуры на несколько частей и составлять целые фигуры из их частей.
  13. Умение выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе клетчатой бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине).
  14. Умение называть части суток, последовательность дней в неделе, последовательность месяцев в году.

Уровень Б

  1. Умение продолжить заданную закономерность с 1 — 2 изменяющимися признаками, найти нарушение закономерности. Умение самостоятельно составить ряд, содержащий некоторую закономерность.
  2. Умение сравнивать числа в пределах 10 с помощью наглядного материала и устанавливать, на сколько одно число больше или меньше другого. Умение использовать для записи сравнения и знаки >,<,=/
  3. Умение выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10 на основе предметных действий.
  4. Умение записывать сложение и вычитание с помощью знаков <,>,=.
  1. Умение использовать числовой отрезок для присчитывания и отсчитывания одной или нескольких единиц.
  2. Умение непосредственна сравнивать предметы по длине, массе, объему(вместимости), площади.
  3. Умение практически измерять длину и объем различными мерками (шаг, локоть, стакан и т.д.) Представление об общепринятых единицах измерения этих величин: сантиметр, литр, килограмм.
  4. Умение наряду с квадратом, кругом и треугольником, узнавать и называть прямоугольник, многоугольник, шар, куб, параллелепипед (коробку), цилиндр, конус, пирамиду, находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме.
  5. Умение по заданному образцу конструировать  более сложные фигуры из простых.

Календарный учебный график

Год обучения

Дата начала обучения по программе

Дата окончания обучения по программе

Всего учебных недель

Количество учебных часов

Режим занятий

3 год

Октябрь 2021 года

Май 2021 года

32 недели

В неделю 30 минут В месяц 120 минут

1 раз в неделю во второй половине дня

Календарно - тематическое планирование по математическому
развитию «Раз - ступенька, два - ступенька».

№ занятия

Тема

Количество занятии

1-5

Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству.

5

6-8

Сравнение групп предметов. Обозначение равенства и неравенства.

3

9

Отношение: часть - целое. Представление о действии сложения (на наглядном материале)

1

10

Пространственные отношения: на, над, под.

1

11 -12

Пространственные отношения: справа, слева.

2

13

(вычитание). Представление о действии вычитания (на наглядном материале).

1

14

Пространственные отношения: между, посередине.

1

15

Взаимосвязь между целым и частью.

Представление: один, много.

1

16

Число 1 и цифра 1

1

117

Пространственные отношения: внутри, снаружи.

1

18

Число 2 и цифра 2. Пара

1

19

Представление о точке и линии.

1

20

Представление об отрезке и луче.

1

21

Число 3 и цифра 3.

1

22

Представление о замкнутой и незамкнутой линиях.

1

23

Представление о ломаной линии и многоугольнике.

1

24

Число 4 и цифра 4.

1

25

Представление об углах и видов углов.

1

26

Представление о числовом отрезке.

1

27

Число 5 и цифра 5.

1

28

Пространственные отношения: впереди, сзади.

1

29-30

Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе. Обозначение отношений: больше - меньше.

2

31

Временные отношения: раньше, позже.

1

32

Упражнения по выбору детей

1

Литература

1) Петерсон.Л.Г., Холина Н.П.

Раз - ступенька, два - ступенька.. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М.:Баласс, 2004. — 256с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа по художественно-творческому развитию детей «Умелые ручки» для детей: 5-7 лет

Целью образовательной деятельности является научить детей нетрадиционной технике художественного труда (декоративно-прикладного искусства). В процессе обучения дети знакомятся с такими техниками худож...

Дополнительная образовательная программа дошкольного образования по развитию у детей художественных способностей "Капелька" (для детей от 5 до 6 лет)

Дополнительная образовательная программа дошкольного образования по развитию у детей художественных способностей "Капелька"  (для детей от 5 до 6 лет)...

Дополнительная образовательная программа кружка познавательно-математической направленности «Умники и Умницы»

Мышление является самым важным процессом познания. С помощью мышления мы получаем знания, которые органы чувств не могут нам дать. Мышление соотносит данные ощущений и восприятий, сопоставляет, различ...

Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики и артикуляции у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности «Весёлые ручки и язычок» (дети раннего возраста, 2-3 года)

Некоторые родители считают: ребёнок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей по математическому развитию в старшей группе «Морское путешествие»

Цель: закреплять умение детей ориентироваться на листе бумаги, учить детей составлять число четыре из двух меньших чисел, упражнять в прямом счёте до 10; закреплять знания детей о свойствах воды...

Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей по математическому развитию в средней группе по теме «Математическая сказка Репка»

Организация непрерывной непосредственно образовательной  деятельности детей по математическому развитию в средней группе по теме «Математическая сказка Репка»  Автор конспек...