Методическая разработка. Проект "Путешествие в страну Логики" для детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по математике (старшая группа)
Проект "Путешествие в страну Логики" для детей старшего дошкольного возраста.
Цель: создание условий для развития логического мышления дошкольников с помощью развивающих игр, пособий (таблиц, схем).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_puteshestvie_v_stranu_logiki.docx | 29.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт проекта
«Путешествие в страну Логики»
Информационная карта проекта
Полное название проекта: «Путешествие в страну Логики»
Автор, руководитель проекта: воспитатель: Мартынова Ю.Л.
Участники проекта: педагоги ГБДОУ№12, воспитанники старшей группы, родители.
Место проведения: ГБДОУ детский сад№12. Петергоф, Бульвар Разведчика, дом14 корпус5.
Тип проекта, продолжительность: обучающий, развивающий, творческий, долгосрочный
Актуальность:
В возрасте 5-6 лет ребенок стремительно развивается как личность. Он уже пережил период «почемучек» и сейчас пытается самостоятельно искать ответы на поставленные вопросы. В этом возрасте у дошкольника развивается наглядно-образное мышление, благодаря чему он способен мыслить обширно, используя свой прежний опыт и знания.
Развитие мышления детей 5-6 лет позволяет ребенку проявлять следующие способности:
-делать логические выводы;
-сравнивать и сопоставлять предметы;
-группировать предметы по общим признакам; придумывать рассказ на заданную тему;
-составлять рассказ по картинкам;
-варьировать окончание рассказа, придумывать для героя новый исход событий и новые обстоятельства;
-применять теоретические знания на практике.
Логическое мышление является инструментом познания окружающей действительности, поэтому, формирование основных форм и приёмов логического мышления является важным фактором становления всесторонне развитой личности.
Проблема: уделяется недостаточное внимание развитию логического мышления дошкольников.
Цель: создание условий для развития логического мышления дошкольников с помощью развивающих игр, пособий (таблиц, схем).
Задачи:
1. Формировать умение создавать изображения по образцу, по схеме, словесной инструкции, собственному замыслу, умение моделировать на плоскости.
2.Формировать умение анализировать, сравнивать, обобщать.
3.Закреплять понимание понятий: «вверху», «внизу», «центр», «справа», «слева».
4. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений обоих рук, их ловкость.
5. Развивать звуковую культуру речи, грамматический строй речи, связную речь.
6. Развивать логическое мышление, сообразительность, воображение, фантазию.
7. Развивать умение работать в команде.
8. Воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желание прийти на помощь сверстнику.
Формы работы:
-Рассматривание различных иллюстраций
- Рассматривание и знакомство со схемами
-Отождествление схемы с иллюстрацией
-Составление собственного изображения
-Заучивание стихотворений
-«Загадки о животных»
-«Загадки о цифрах»
-«Загадки о буквах»
-«Загадки о геометрических фигурах»
-Чтение художественной литературы: Махотин С. «Старшая группа», Сладков Н. «Осень на пороге», Соколов- Микитов И. «Улетают птицы», Пришвин М. «Последние грибы», Мурзалиев К. «Твой дом», Усачёв А. «Правила дорожного движения», Носов Н. «Автомобиль», Дудин М. «Деревья зимой», Маршак С. «В декабре, в декабре…», Яшин А. «Покормите птиц зимой».
-Подвижные игры: «Третий лишний», «Волк во рву», «Найди пару» «Мышеловка».
-Продуктивная деятельность: лепка, рисование, аппликация.
Место проведения: группа, прогулочные участки ГБДОУ № 12.
Сроки проведения проекта: сентябрь-декабрь 2023 года.
Участники проекта: воспитанники группы, педагоги, родители.
Ожидаемые результаты:
-в группе созданы необходимые условия для развития логического мышления
-пополнена играми предметно-развивающая среда
- созданы новые схемы
-дети с интересом занимаются и сами создают новые изображения, схемы.
-у детей развито логическое мышление и мелкая моторика.
Форма презентации проекта: творческий отчёт
Этап | Формы работы | Задачи |
1 | Игра «Собери узор по схеме» | Развивать умение детей выкладывать геометрические фигуры согласно цветовой схеме. |
2 | Игра «Подбери предмет по форме» | Развивать умение детей находить на картинке геометр-ю фигуру и подбирать к ней подходящий предмет по форме |
3 | Рассматривание и знакомство с новыми схемами пособий «Геоконт». | Познакомить детей со схемами |
4 | Отождествление схемы с иллюстрацией | Обратить внимание детей на схожесть схемы с предметом, изображённым на картинке. |
5 | Рассматривание и знакомство с новыми схемами пособий «Шнурок- затейник» | Познакомить детей со схемами. Вызвать желание создать по схеме узор. |
6 | Чтение художественной литературы: Соколов- Микитов И. «Улетают птицы», Пришвин М. «Последние грибы», Носов Н. «Автомобиль» и др.по списку | Воспитывать интерес к природе, желание схематично изобразить на планшете («Геоконт, «Шнурок-затейник») отдельные предметы. Развивать наблюдательность, память, речь, мышление, фантазию, творчество. |
7 | НОД «Осень в жизни лесных зверей»
| Обогащать и систематизировать представления детей об изменениях в жизни животных с приходом осени. Прививать любовь к чтению художественной литературы |
8 | Внесение игр-головоломок «Листик» «Танграмм», «Колумбово яйцо». | Формировать умение составлять различные фигуры по схемам. |
9 | Продуктивная деятельность | Развивать творческие способности детей через передачу впечатлений о прочитанном. |
10 | Проведение консультации, размещение наглядной информации - «Как развить логическое мышление» | Расширить представления родителей о развитии логического мышления детей, приобщать родителей к семейным играм, включение родителей в участие в проекте. |
11 | Игры с счётными палочками Кюизинера. «Посудная лавка». | Развивать умение подбирать палочки нужного цвета и размера и составлять картинку согласно схеме. |
12 | Ознакомление с малыми фольклорными формами (загадки о птицах, животных и временах года, цифрах, буквах, геометрических фигурах). | Развивать логическое мышление, фантазию. Приобщение к народному фольклору, развитие речи. |
Проект: «Путешествие в страну Логики»
Подготовительный (сентябрь) | Организационный (октябрь-ноябрь) | Итоговый (декабрь) |
Рассматривание иллюстраций, картин | Беседа: «Такие разные предметы», «На что похоже?» | Сравнение предметов с уже известными схемами игры «Геоконт» и «Шнурок-затейник» |
Создание новых схем к пособию «Геоконт», «Шнурок-затейник» | Знакомство и рассматривание новых схем | Дети с опорой на схему учатся с помощью воспитателя, создавать изображения. Используя цветные шнурки и резиночки. |
Подбор игр для развития логического мышления | Игры: «Собери узор по схеме», «Подбери предмет по форме», «Танграмм», «Колумбово яйцо», «Листик», «Счётные палочки Кюизинера». | Дети создают по схеме изображения. |
Подбор детской художественной литературы. | Чтение художественной литературы Соколов- Микитов И. «Улетают птицы», Пришвин М. «Последние грибы», Носов Н. «Автомобиль» и др.по списку | Обсуждение прочитанного, рассматривание иллюстраций, соотнесение птиц, грибов, животных со схемами и создание изображения с помощью шнурка и резиночки. Рассказывание сказки «Теремок» по мнемотаблице в парах. Использование мнемотаблиц для составления описательных рассказов и заучивания стихотворений |
Продуктивная деятельность | Рисование «Овощи, фрукты», «Перелётные птицы», «Деревья осенью», « Семья»; аппликация «Семья», «Такие разные грибы», «Зимующие птицы»; лепка «Овощи», «Лесные животные», «Мебель», «Домашние животные», «Дед Мороз» | Развивать творческие способности детей через передачу впечатлений о прочитанном. Использование схем во время лепки, рисования. |
Оформление информационного уголка для родителей. | Проведение консультации, размещение наглядной информации «Как развить логическое мышление» | Знакомство родителей с играми, направленными на развитие логического мышления детей. |
Подбор наглядных, дидактических пособий, демонстрационного материала для занятий. | НОД «Осень в жизни лесных зверей» | Закрепление знания у детей о жизни лесных животных осенью. |
Подбор загадок о птицах, животных, временах года, цифрах, буквах, геометрич-их фигурах). | Ознакомление с малыми фольклорными формами | Развитие умений отгадывать загадки. |
Внесение игры «Доска координат» | Знакомство с игрой «Доска координат» | Дети учатся с помощью цифровой схемы находить место заданной фигуры. |
Анализ работы.
В течение прошедшего полугодия (09.2023-22.12.2023) осуществлялась работа в соответствии с ранее разработанным планом.
1.Созданы новые схемы к игре «Геоконт» и «Шнурок-затейник». Дети с интересом учились и продолжают учиться составлять по ним изображения
2.Подобраны игры направленные на развитие логического мышления и мелкой моторики: «Собери узор по схеме», «Подбери предмет по форме», «Танграмм», «Колумбово яйцо», «Листик», «Счётные палочки Кюизинера» «Подбери предмет по контуру».
3. Созданы схемы для рисования птиц, для лепки домашних животных.
Методическое обеспечение
Литература:
1.Давайте поиграем: Математические игры для детей 5-6 лет /Под ред. А. А. Столяра – М., 1991. – 80 с.
2. Комарова Л. Д. Как работать с палочками Кюизенера. – Москва, 2008.
3. Логика и математика для дошкольников: Методическое пособие / Авт. -сост. Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая. – СПб.: Акцидент, 1997. – 79 с.
4. Математика от трех до шести /Сост. З. А. Михайлова, Э. Н. Иоффе. - СПб.: «Детство-пресс», 2003. - 176 с.
5. Михайлова З. А. Игровые задачи для дошкольников – СПб. – «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2001. – 128 с.
6. Новикова В. П., Тихонова Л. И. Развивающие игры с палочками Кюизенера. – Москва, Мозаика-Синтез, 2010.
7. Синицына Е. Логические игры и задачи -М., 2004г.
8. Финкельштейн Б. Б., Хвостова Э. «На золотом крыльце сидели…», «Кростики», «Волшебные дорожки». – СПб, Корвет, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: "ПЛАН-КОНСПЕКТ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ЗАНЯТИЯ для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие на лесную поляну»"
Целью занятия "Путешествие на лесную поляну" является профилактика и коррекция плоскостопия. Упражнения для укрепления мышц способствуют профилактике плоскостопия. Предупреждением плоскостопия за...
Методическая разработка проекта "Гуси-лебеди" по приобщению детей младшего дошкольного возраста и их родителей к русскому народному фольклору.
Проект предназначен для музыкальных руководителей, воспитателей и родителей, содержит практический материал который может быть использован в совместной деятельности детей и родителей на музыкаль...
Методическая разработка игры-путешествия «Поможем Снеговику» для детей старшего дошкольного возраста
В данной игре дети учатся овладевать навыками позитивного социального поведения и решать возникающие проблемы....
Методическая разработка серии план - конспектов НОД для детей старшего дошкольного возраста по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма «Зеленый огонек» с учетом требований ФГОС дошкольного образования.
Разработка серии план - конспектов НОД для детей старшего дошкольного возраста по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма....
Проект по теме: "Море и морские тайны" Методическая разработка по окружающему миру (экология) (Для детей старшего дошкольного возраста)
Подводный мир очень красочен, ярок, но напрямую не доступен для изучения детьми. Современные средства и методы обучения позволяют это сделать, что способствует «погружению» детей в интерес...
Методическая разработка. Спортивный досуг на воде для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ "Морское путешествие"
Проект разработан по модулю "Методика и практика коррекционно-развивающего образования детей с ОВЗ"Предоставленный материал будет интересен для инструкторов по физической культуре в ба...
Методическая разработка "Проект по духовно – нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста «В мире добрых дел»
Создание проекта «В мире добрых дел» обусловлено необходимостью преодоления кризиса нравственности и бездуховности, возникшего в современном обществе, что прослеживается в искажении нравст...