«Технология интенсивного развития интеллектуальных способностей» Воскобовича В.В.
материал по математике

Боровинская Наталья Андреевна

Технология интенсивного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича направлена на решение следующих задач:

  1. Развитие у ребёнка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое.

  2. Развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности.

  3. Развитие воображения, креативности, мышления.

  4. Гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально-образного и логического начала.

  5. Формирование базисных представлений (об окружающем мире, математических), речевых умений.

  6. Развитие мелкой моторики и всех психических процессов.

В основе игр заложены три основных принципа: интерес, познание, творчество.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voskobovich.docx20.96 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая технология интенсивного развития интеллектуальных способностей

В. В. Воскобовича.

Цель – повышение уровня интеллектуального развития детей.

Задачи:

1. Развитие у ребенка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое.

2. Развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности.

3. Развитие воображения, креативности, мышления (умение гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения).

4. Гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально-образного и логического начала.

5. Формирование базисных представлений (об окружающем мире, математических), речевых умений.

6. Развитие мелкой моторики и всех психических процессов.

 

Ожидаемый результат использования технологии.

-Развитие сенсорных способностей.

-Совершенствование интеллекта (внимания, памяти, мышление, воображения, речи).

-Тренировка мелкой моторики.

-Освоение геометрических представлений, пространственных отношений, букв и цифр.

-Развитие творческих способностей.

Активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, участие в совместных играх. Способность договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других.

Фантазирование вслух, игра звуками и словами. Хорошее понимание устной речи и способность выражать свои мысли и желания. Развитие воображения, фантазии.

Овладение основными формами и видами игры.        

Применяя данную технологию, возможно, достичь главной цели дошкольного образования – развивать физические, интеллектуальные и личностные качества, которые обеспечат социальную успешность.

 

Методические основы технологии

Технология «Сказочные лабиринты игры» — это система поэтапного включения авторских развивающих игр в деятельность ребенка и постепенное усложнение образовательного процесса. Главной особенностью технологии является то, что она содержит целый комплекс развивающих игр, которые очень легко внедрить в привычный педагогический процесс и все игры сопровождаются сказочным образом.

На первое место при создании игр Воскобович ставит интересы детей. Зная о том, как малыши любят сказки, он включил их в свои методические пособия. Читая сказку и помогая сказочным героям, дети незаметно переходят к обучению. Вместе с героями сказок ребенок отправляется в путешествие по фиолетовому лесу и помогает им справляться со злом, выполняя задания.

Фиолетовый лес – это сенсомоторная среда для детского развития. Она состоит из разных игровых зон. В этих зонах персонажи обучают ребят играть в разнообразные игры, помогает им в этом сказка.

Развивающая предметно-пространственная среда.

При использовании игр Воскобовича В.В., можно оформить "Интеллектуально-игровой центр", где разместить все пособия и игры, которые хорошо впишутся в развивающую среду, благодаря их хорошему оформлению и многофункциональному применению. В этом центре дети закрепляют знания, полученные в образовательной деятельности, в виде разминки, в свободное время, что обеспечивает максимальное накопление информации о величине, цвете, пространственном понятии, совершенствуется процесс восприятия, вырабатывается координация руки, глаза. 

Начало игры может быть разным: ребенок "случайно" натыкается на игру, оставленную на видном месте и начинает спонтанно знакомиться. Неструктурированный образный материал стимулирует спонтанное творчество, и тут задача педагога, на волне интереса ребенка, использовать гибкость игровой системы. Или же знакомство с игрой начинается с знакомства со сказкой. И через образность и захватывающий сюжет стимулируется стойкий интерес к играм.

Принцип "играем-чувствуем-познаем", шаг за шагом, последовательно обеспечивает не только нескучное времяпровождение, но и технологическую модель обучения, основанную не на осознанной необходимости в получении знаний, а на постоянном интересе, творчестве как ребенка, так и педагога.

Предметно-развивающая среда должна быть  продумана таким образом, чтобы весь материал давал возможность каждому ребенку действовать самому, обеспечивать развитие познавательных интересов дошкольников. «Сказочные лабиринты игры» является чисто игровой технологией (авторские сказки; большое количество предметных игр, направленных на различные аспекты детского развития - математика, конструирование, подготовка к чтению; совместные игры детей и взрослых), и это является ее отличительной особенностью.

 Одним из принципов технологии «Сказочные лабиринты игры» является построение такой детской игровой деятельности, в результате которой развиваются психические процессы внимания, памяти, воображения, мышления, речи.

Постоянное и постепенное усложнение игр («по спирали») позволяет поддерживать деятельность ребенка в зоне оптимальной трудности. Интенсивному развитию способствует и продуктивная деятельность, осуществляемая в «зоне ближайшего развития». В каждой игре дети добиваются какого-то «предметного» результата.

 Еще одним принципом технологии «Сказочные лабиринты игры» является раннее творческое развитие детей дошкольного возраста. Игра создает условия для проявления творчества, стимулирует развитие творческих способностей ребенка. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения детей в более сложные и творческие формы игровой активности. 

Данная технология применяется во всех видах деятельности, используется как образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей. В самостоятельных играх происходит дальнейшее развитие умений, приобретённых в совместной игровой деятельности детей и взрослых, совершенствуется ручная умелость и интеллект.

Особенности технологии таковы, что не надо перестраивать работу учреждения, ломать привычный уклад и выстраивать новый. Технология органично вплетается в уже привычный ритм жизни и образовательные задачи реализуемой программы. Игра может начинаться  элементарной манипуляцией элементами и заканчиваться решением сложных многоуровневых задач.

Дети в ходе увлекательного игрового процесса совершают новые открытия и получают эмоциональное удовлетворение от выполненных задач. Большинство развивающих игр Воскобовича сопровождаются специальными методическими пособиями с иллюстрированными сказками, в которых необходимо выполнить интересные задания или ответить на поставленные вопросы.

Добрые герои сказок помогают ребенку в игровой форме освоить не только азы чтения или математики, но и учат малыша общению и взаимопониманию. Важно, что дети, выполняя различные задания по методике Воскобовича, быстро не утомляются. Ведь ребенок самостоятельно выбирает темп и нагрузку занятия, переключаясь с одного задания на другое.

Все игры технологии «Сказочные лабиринты игры» разделены на этапы освоения и роли взрослого на каждом из них:

1. На первом этапе особая роль в организации игровой и познавательной деятельности отводится взрослому. Он знакомит с персонажами сказок, подбирает игровые задания, играет и занимается вместе с детьми.

2. Занятия, комбинированные из большого количества игр с небольшим набором игровых заданий.

3. Занятия – викторины.

4. Комплексные занятия.

5.Самостоятельная игровая деятельность.
Этапы знакомства детей с новой игрой

1. Этап: Внесение новой игры в группу.

Цель: знакомство детей с новой игрой, с ее особенностями и правилами.

2. Этап: Собственно игра.

Цель: Развивать: логическое мышление, представление о множестве, умение выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты, но их свойствам, объяснять сходства и различия объектов.

•         Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов

•         Развивать пространственные отношения

•         Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.

3. Этап: Самостоятельная игра детей с развивающим материалом.

Цель - развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к конструированию и моделированию.

 В соответствии с принципом наращивания трудностей предусматривается то, чтобы дети начинали освоение материала с простого манипулирования играми, первичного знакомства. Необходимо предоставить детям возможность самостоятельно познакомиться с игрой, после чего можно посредством этих игр развивать мыслительную активность.

Игры и упражнения применялись в определенной системе. Постепенно игры усложнялись как по содержанию, так и по способам взаимодействия со средством. Все игры и упражнения имели проблемно - практический характер.

Для работы с детьми целесообразно приобрести следующие игры: 

«Двухцветный Квадрат Воскобовича»,

«Четырехцветный Квадрат Воскобовича»,

«Чудо цветик»,

«Чудо - крестики 1»,

«Лепески Воскобовича»,

«Математические корзинки 5»,

«Прозрачный квадрат»,

 «Кораблик Брызг-брызг»,

 «Фонарики», «Чудо - соты 1».

Эти игры являются яркими, красочными и состоят из большого количества достаточно простых игровых заданий и упражнений.

Усложнение игрового материала идет по трем направлениям.

Первое — выбор игры, соответствующей интересам и возможностям ребенка в данный период.

Второе — подбор соответствующих заданий к игре.

Третье — постепенное использование всех игр, входящих в комплект

Сегодня, можно твердо сказать, что данная технология соответствует принципу «развивающего обучения», а ее внедрение позволяет выстроить процесс обучения на адекватных возрасту дошкольников видах деятельности – игровой, познавательно- исследовательской.

Действительно, неплохо, когда у детей, можно сказать на глазах, развивается понятливость и формируется довольно высокий уровень познавательного развития, поскольку полноценное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста остается актуальным всегда.

Известно, что комплексное развитие интеллектуальной сферы в дошкольном возрасте повышает успешность обучения детей и играет большую роль в образованности взрослого человека. Дошкольники с развитыми мыслительными операциями, процессами и функциями быстрее запоминают материал, более уверенны в собственных силах, легче адаптируются в новой обстановке.

Важное достоинство игровой деятельности – это внутренний характер ее мотивации. Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс. Развивающая технология В.Воскобовича делает учение интересным занятием для каждого ребенка, снимает проблемы мотивационного плана, порождает интерес к приобретаемым знаниям, умениям, навыкам, а значит, помогает в реализации основной цели образовательной деятельности любого педагога – создание условий для полноценного развития воспитанника.

 

 

Источник

https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2022/03/12/igry-v-v-voskobovicha-obzor

https://o-krohe.ru/razvivayushchie-igry/voskobovich/

https://infourok.ru/igry-voskobovicha-dlya-razvitiya-detej-4658897.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология интенсивного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.

Технология интенсивного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста....

"ТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕНСИВНОГО РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «СКАЗОЧНЫЕ ЛАБИРИНТЫ ИГРЫ»

quot;ТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕНСИВНОГО РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «СКАЗОЧНЫЕ ЛАБИРИНТЫ ИГРЫ»СЛАЙД 2 Авторами технологии интенсивного развития интеллектуальных...

«Игровые педагогические технологии интенсивного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более увер...

Технология интенсивного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста «Сказочные лабиринты игры» В.В.Воскобовича

Технология интенсивного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста «Сказочные лабиринты игры» В.В.Воскобовича...

«Игровые педагогические технологии интенсивного развития интеллектуальных способностей: палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, кубики и квадраты Никитина»

laquo;Игровые педагогические технологииинтенсивного развития интеллектуальных способностейдошкольников: палочки Кюизенера, блоки Дьенеша,кубики и квадраты Никитина»...

«Игровые педагогические технологии интенсивного развития интеллектуальных способностей младших школьников с ОВЗ (умственная отсталость): палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, кубики и квадраты Никитина»

laquo;Игровые педагогические технологииинтенсивного развития интеллектуальных способностеймладших школьников с ОВЗ (умственная отсталость): палочки Кюизенера, блоки Дьенеша,кубики и квадраты Никитина...

Опыт работы по использованию Технологии интенсивного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста «Сказочные лабиринты игры» Авторы: В.В. Воскобович, Т.Г. Харько, Т.И. Балацкая.

Интеллектуальное развитие выступает в качестве важного направления развития ребенка в дошкольный период детства, когда закладываются основы личности. Как будет мыслить взрослый человек, напрямую завис...