Перспективный план дидактических игр по работе с логическими блоками Дьенеша и палочками Кюизенера для старшей группы.
календарно-тематическое планирование по математике (старшая группа)

Булханова Оксана Джалиловна

Перспективный план дидактических игр по работе с логическими блоками Дьенеша и палочками Кюизенера для старшей группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективный план дидактических игр по работе с логическими блоками Дьенеша и палочками Кюизенера для старшей группы.

СЕНТЯБРЬ

1 неделя

Занятие 1. Тема: «Магазин игрушек» (Блоки Дьенеша)

Задачи: осваивать использование условных обозначений отдельных свойств (цвет, форма, величина) при анализе различных предметов;

Развивать умение выявлять в предметах, абстрагировать и называть форму, цвет, размер (одно свойство)

Занятие 2. Тема: «Игровое упражнение:

Строим дорожку» (Палочки Кюизенера)

Задачи: учить детей группировать палочки (полоски) по цвету; осваивать эталоны цвета и их названия;

использовать в речи слова: такая же, одинаковые, тоже красная и так далее;

развивать зрительный глазомер.

2 неделя

Занятие 3

Тема: Волшебный клубочек. Д/И:

«Разложи пыльцу по банкам»

(Блок Дьенеша)

Задачи: формировать пространственные отношения «слева»,

«справа», «над», «под».

Развивать умение кодировать информацию о свойствах предметов (свойство одно-размер)

Развивать устойчивую связь между образом свойства и словами, которые его обозначают, умение выявлять и абстрагировать свойства.

Занятие 4 Тема: «Игра: Ленточки в подарок» (Палочки Кюизенера)

Задачи: учить детей различать и группировать палочки по цвету; осваивать эталоны цвета и их названия;

использовать в речи слова: такая же, одинаковые, тоже красная, одинаковые по длине и тд.

Развивать зрительный глазомер;

Учить понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;

Формировать навык самоконтроля и самооценки.

3 неделя

Занятие 5

Тема: Игры

«Поезд»,

«Дождик» (Блоки Дьенеша)

Задачи: развивать устойчивую связь между образом свойств и словами, которые они обозначают, умение выявлять и абстрагировать свойства;

Развивать умение кодировать информацию о свойствах предметов (одно свойство- цвет, потом размер)

Занятие 6 Тема: Игровое упражнение

«Подбираем ленточки и фартучки» (Палочки Кюизенера)

Задачи: учить детей осваивать эталоны цвета и их названия; Использовать в речи слова: такая же, одинаковые, одинаковые по цвету и длине;

Развивать зрительный глазомер;

Учить понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно.

4 неделя

Занятие 7 Тема: Игровое упражнение

«Моделируем квадрат» (Палочки Кюизенера)

Задачи: закреплять умение различать палочки по цвету; Осваивать эталоны цвета и их названия;

Развивать представления о квадрате; Развивать зрительный глазомер;

Учить понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно; Формировать навык самоконтроля и самооценки.

Занятие 8

Задачи: учить детей осваивать эталоны цвета и их названия;

Тема: Игровое упражнение

«Моделируем прямоугольник» (Палочки Кюизенера)

использовать в речи слова: такая же, тоже розовая, одинаковые по цвету и по длине и т д.

развивать представления о прямоугольнике; развивать зрительный глазомер;

учить понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;

ОКТЯБРЬ

1 неделя

Занятие 9

Тема: Колобок. (Блоки Дьенеша)

Задачи: развивать умение выявлять, абстрагировать и называть свойства (цвет) предметов;

Развивать умение декодировать информацию о свойствах предметов (одно свойство-форма);

Развивать умение следовать правилам при выполнении цепочки действий ( схемы «Выращиваем волшебный цветок).

Занятие 10 Тема: Игровое упражнение

«Подбираем к домику крышу» (Палочки Кюизенера)

Задачи: и детей различать полоски по цвету; Осваивать эталоны цвета и их названия; Развивать зрительный глазомер;

Учить понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;

Формировать навык самоконтроля и самооценки.

2 неделя

Занятие 11

Тема: Путешествие в волшебный лес. (Блоки Дьенеша)

Задачи: развивать умение выделять, абстрагировать и называть свойство (цвет, размер, толщину) предметов (два свойства); Развивать умение сравнивать предметы по заданным свойствам (одно свойство-форма);

Познакомить детей с новыми карточками символами свойств (тонкий, толстый);

Развивать умение декодировать информацию о свойствах предметов (одно свойство – толщина);

Развивать умение сравнивать предметы по высоте.

Занятие 12

Тема: Игра- конструирование:

«Дом и мебель для матрешки» (Палочки Кюизенера)

Задачи: учить детей выбирать палочки (полоски) по словесному указанию взрослого;

Учить детей устанавливать соответствие между цветом и числом;

Развивать воображение, зрительный глазомер; Учить понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;

Формировать навык самоконтроля и самооценки.

3 неделя

Занятие 13 Тема: Гномики (Блоки Дьенеша)

Задачи: развивать умение выделять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства от других, сравнивать предметы по заданным свойствам (одно свойство);

Развивать умение сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам;

Развивать умение следовать определенным правилам при решении практических задач, самостоятельно составлять алгоритм простейших действий (линейный алгоритм).

Занятие 14 Тема: Игра- конструирование

«Собачка» (Палочки Кюизенера)

Задачи: учить детей отбирать палочки (полоски) нужного цвета, числового значения по словесному указанию взрослого; Распределять палочки в пространстве с целью получения заданного образа;

Развивать воображение; Развивать зрительный глазомер;

Учить понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно.

4 неделя

Занятие 15

Задачи: учить детей отбирать палочки нужного цвета и числового значения по словесному указанию взрослого;

Тема: Игра- конструирование

«Кошечка» (Палочки Кюизенера)

Распределять палочки в пространстве с целью получения заданного образа;

Развивать воображение, зрительный глазомер; Учить понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно.

Занятие 16 Тема: Рисуем цветными палочками (полосками) (Палочки Кюизенера)

Задачи: развивать художественные способности детей (умение воплощать свой замысел в рисунке, выбирать средства, необходимые для этого);

Учить детей отбирать палочки нужного цвета и числового значения, соответствующие размеру картины; распределять их в пространстве с целью получения нужного образа;

Развивать ориентировку детей в пространстве («слева»,

«справа»), воображения, зрительный глазомер;

Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно.

НОЯБРЬ

1 неделя

Занятие 17 Тема: Цирк (Блоки Дьенеша)

Задачи: развивать умение выделять свойство в предметах, абстрагировать эти свойства от других, следовать определенным правилам при решении практических задач, самостоятельно составлять алгоритм простейших действий;

Развивать умение подбирать предметы (воздушные шарики) по самостоятельно выделенным свойствам;

Развивать умение декодировать информацию о свойствах предметов (одно свойство-размер);

Осваивать идею видоизменения, трансформации; Развивать внимание детей.

Занятие 18 Тема: Игра- конструирование

«Пирамидка и лесенка» (Палочки Кюизенера)

Задачи: развивать у детей 1представление о цвете

2представление о длине (длинный-короткий и тд)

3умени сравнивать полоски по длине (длиннее-короче и т д) 4зрительный глазомер.

Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;

Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки.

2 неделя

Занятие 19 Тема: Помощь фигурам на соревнованиях (Блоки Дьенеша)

Задачи: развивать устойчивую связь между образом свойства и словами, которые его обозначают, умение выявлять и абстрагировать свойства;

Развивать умение выделять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства от других, сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам;

Развивать умение классифицировать;

Развивать умение расшифровывать информацию о наличии или отсутствии определенных свойств (одно свойство-форма) у предметов по их знаково-символическим обозначениям (форма- отрицание формы);

Развивать умение обозначать словом (с помощью частицы «не»0 отсутствие у предметов какого либо конкретного свойства (форма-не квадратный…)

Занятие 20 Тема: Игровое упражнение

«Белочка и Ежик идут на день рождения» (Палочки

Задачи: учить детей выбирать палочки указанного цвета; Учить детей составлять из палочек изображения предметов простой формы;

Развивать зрительный глазомер детей;

Учить понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;

Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки.

Кюизенера)

3 неделя

Занятие 21 Тема: Золушка (Блоки Дьенеша)

Задачи: развивать умение выделять свойства предметов, абстрагировать эти свойства от других, следовать определенным правилам при решении практических задач, самостоятельно составлять алгоритм простейших действий;

Развивать умение выделять, абстрагировать и называть свойства (цвет, размер, толщину) предметов (два свойства);

Развивать умение расшифровывать (декодировать) информацию о наличии или отсутствии определенных свойств (одно свойство-толщина) у предметов по из знаково-символическим обозначениям (толщина, отрицание толщины);

Развивать умение словом (с помощью частицы «не») обозначать отсутствие у предметов какого-либо конкретного свойства («толщина»-ни толстый, не тонкий).

Занятие 22 Тема: Игровое упражнение

«Коврик для кошки» (Палочки Кюизенера)

Задачи: учить детей различать полоски по цвету и длине; Учить детей составлять квадрат из палочек;

Развивать зрительный глазомер детей;

Учить понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;

Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки.

4 неделя

Занятие 23 Тема: Игровое упражнение

«Коврик для котенка» (Палочки Кюизенера)

Задачи: Учить детей сопоставлять два квадрата по размеру; Помогать детям освоить понятия «больше», «меньше»; Развивать у детей зрительный глазомер;

Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;

Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки.

Занятие 24 Тема: Игровое упражнение

«Коврик для собачки» (Палочки Кюизенера)

Задачи: учить детей составлять из палочек прямоугольники и сравнивать их с квадратами;

Развивать у детей зрительный глазомер;

Учить понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;

Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки

ДЕКАБРЬ

1 неделя

Занятие 25 Тема: Город геометрических фигур.

(Блоки Дьенеша)

Задачи: развивать классификационные умения; Развивать умения подбирать предметы (цветы) по самостоятельно-выделенным свойствам

Занятие 26 Тема: Игра- конструирование

«Разноцветные заборы» (Палочки Кюизенера)

Задачи: развивать у детей: представление о цвете, умение называть цвета; представление о высоте («высокий», «низкий» и т д); представление о длине; умение сравнивать предметы по высоте и длине; зрительный глазомер;

Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;

Формировать навык самоконтроля и самооценки.

2 неделя

Занятие 27 Тема: Красная шапочка

(Блоки Дьенеша)

Задачи: развивать умение выделять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства от других, сравнивать предметы по самостоятельно-выделенным свойствам, следовать определенны правилам при решении практических задач, самостоятельно составлять алгоритм простейших действий;

Развивать умение расшифровывать информацию о наличии или

отсутствии определенных свойств (одно свойство-размер) у предметов по их знаково-символическим обозначениям (размер, отрицание размера);

Развивать умение словом (с помощью частицы «не»0 обозначать отсутствие у предметов какого-либо конкретного свойства (размер- не большой, не маленький);

Развивать умение выявлять, абстрагировать и называть свойство (форма, размер, толщина) предметов (2 свойства).

Занятие 28 Тема: Игровое упражнение

«Длинные и короткие ленточки для кукол» (Палочки Кюизенера)

Задачи: развивать у детей ориентировку в пространстве (понятия «над», «под», «верхняя», «нижняя»), количественные представление;

Учить детей сопоставлять полоски по длине двумя способами: путем наложения и путем приложения.

3 неделя

Занятие 29 Тема: Авиационный праздник «Все выше, выше и выше»

(Блоки Дьенеша)

Задачи: развивать умение выделять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства от других, сравнивать предметы по самостоятельно-выделенным свойствам;

Развивать умение классифицировать;

Развивать умение декодировать информацию о свойствах предмета (2 свойства-толщина и размер);

Развивать умение разбивать множества по одному свойству на 2 подмножества, производить логическую операцию «Не».

Занятие 30 Тема: Игра- конструирование

«Поезд» (Палочки Кюизенера)

Задачи: развивать у детей: представление о цвете, умение называть цвета, представление о длине («длиннее-короче»), зрительный глазомер;

Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;

Формировать навык самоконтроля и самооценки.

4 неделя

Занятие 31 Тема: Игра- конструирование

«Заборы низкие и высокие» (Палочки Кюизенера)

Задачи: развивать у детей: представление о цвете, умение называть цвета, представление о высоте («высокий», «низкий» и т д), представление о длине, умение сравнивать предметы по высоте и длине, зрительный глазомер;

Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;

Формировать навык самоконтроля и самооценки.

Занятие 32 Тема: Игра- конструирование

«Лесенка высокая и лесенка низкая» (Палочки Кюизенера)

Задачи: развивать у детей: представление о цвете, умение называть цвета, представление о высоте («высокий», «низкий» и т д), умение сравнивать предметы по высоте и длине, зрительный глазомер;

Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;

Формировать навык самоконтроля и самооценки.

ЯНВАРЬ

1 неделя

Занятие 33 Тема: Гирлянда (Блоки Дьенеша)

Задачи: Развивать способность анализировать, сравнивать и обобщать;

Развивать внимание;

Развивать классификационные умения;

Развивать умение разбивать множества по одному свойству на два подмножества, производить логическую операцию «не».

Занятие 34 Тема: Игра- конструирование

Задачи: развивать у детей: представление о цвете, умение называть цвета, представление о ширине («широкая», «узкая»), представление о толщине («толстый», «худой», «тонкий»),

«Лесенка широкая и лесенка узкая» (Палочки Кюизенера)

зрительный глазомер;

Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;

Формировать навык самоконтроля и самооценки.

2 неделя

Занятие 35 Тема: Поможем Диме.

(Блоки Дьенеша)

Задачи: развивать умение классифицировать;

Развивать способность к анализу, абстрагированию, умению строго следовать правилам игры при выполнении цепочки действий (разветвленный алгоритм – «выращивание дерева»); творческое мышление, воображение;

Развивать умение декодировать информацию о свойствах предметов (2 свойства-форма и толщина).

Занятие 36 Тема: Игра- конструирование

«Мосты через реку» (Палочки Кюизенера)

Задачи: развивать у детей: представления об эталонах цвета, представления о ширине («широкий», «узкий» и т д), длине, умение сравнивать предметы по ширине и длине, зрительный глазомер;

Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;

Формировать навык самоконтроля и самооценки.

3 неделя

Занятие 37 Тема: Домик для друзей

(Блоки Дьенеша)

Задачи: развивать умение выделять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства от других. Следовать определенным правилам при решении практических задач, самостоятельно составлять алгоритм простейших действий; Развивать умение декодировать информацию о свойствах предметов (2 свойства-цвет и толщина);

Развивать умение подбирать предметы, ориентируясь на контурное изображение предмета в схеме (форма и размер); Развивать умение разбивать множество (цветы) по одному свойству на 2 подмножества, производить логическую операцию

«не».

Занятие 38 Тема: Игровое упражнение

«Конструирование плотов на реке» (Палочки Кюизенера)

Задачи: развивать у детей: представления об эталонах цвета, представления о ширине («широкий», «узкий» и т д), умение сравнивать предметы по ширине, умение подбирать плоты по размеру; зрительный глазомер;

Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;

Формировать навык самоконтроля и самооценки.

4 неделя

Занятие 39

Тема: Игровое упражнение «Цвет и число» (Палочки Кюизенера)

Задачи: учить детей отбирать полоски нужного цвета и числового значения по словесному указанию взрослого; Подвести детей к выводу, что у палочки каждого цвета есть свое число;

Развивать у детей: представление о ширине («широкий»,

«Узкий» и т д), умение сравнивать предметы по ширине, умение подбирать палочки по размеру, зрительный глазомер;

Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;

Формировать навык самоконтроля и самооценки.

Занятие 40 Тема: Игровое упражнение «Цвет и число» (Палочки Кюизенера)

Задачи: учить детей отбирать полоски нужного цвета и числового значения по словесному указанию взрослого; Подвести детей к выводу, что у палочки каждого цвета есть свое число;

Развивать у детей: представления о ширине, умение подбирать палочки по размеру, зрительный глазомер;

Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;

Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки.

ФЕВРАЛЬ

1 неделя

Занятие 41 Тема: Кондитерская фабрика

(Блоки Дьенеша)

Задачи: развивать умение классифицировать;

Развивать умение выявлять, абстрагировать и называть свойства (цвет, форму, размер, толщину) предметов (2 свойства), обозначать словом отсутствие какого-либо конкретного свойства предмета (не красный, не треугольный и т д); Развивать умение рассуждать логически;

Развивать умение кодировать информацию о свойствах предметов (2 свойства).

Занятие 42 Тема: Игровое упражнение

«Число и цвет» (Палочки Кюизенера)

Задачи: учить детей отбирать полоски нужного цвета и числового значения по словесному указанию взрослого; Подвести детей к выводу, что у каждого числа есть свой цвет.

2 неделя

Занятие 43 Тема: Поездка фигур в лес. (Блоки Дьенеша)

Задачи: развивать умение декодировать информацию о свойствах предмета (2 свойства-цвет, размер); Развивать умение видоизменять свойства предметов в соответствии со схемой, изображенной на карточке;

Развивать умение разбивать множество по одному свойству на 2 подмножества, производить логическую операцию «не»; Развивать умение сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам (первый вариант занятия);

Развивать умение классифицировать предметы по самостоятельно выделенным основаниям классификации; обозначать основания классификации с помощью карточек- символов свойств (2 вариант занятия).

Занятие 44

Тема: Игра

«Путешествие на поезде» (Палочки Кюизенера)

Задачи: учить детей отбирать полоски нужного цвета и числового значения по словесному указанию взрослого; Развивать у детей зрительный глазомер;

Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;

Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки; Закреплять у детей понятие «который по счету»;

Учить детей ориентироваться в пространстве.

3 неделя

Занятие 45

Тема: По щучьему веленью

(Блоки Дьенеша)

Задачи: развивать умение расшифровывать информацию о наличии или отсутствии определенных свойств о предметах по их знаково-символическим обозначениям (2 свойства); Познакомить детей с новой карточкой-символом видоизменения свойств-толщина;

Развивать умение видоизменять свойства предметов в соответствии со схемой, изображенной на карточке; Развивать классификационные умения;

Развивать умения строго следовать правилам при выполнении цепочки действий, творческое мышление, воображение.

Занятие 46 Тема: Игровое упражнение «Как разговаривают числа»

(Палочки Кюизенера)

Задачи: учить детей оперировать числовыми значениями цветных полосок;

На практике познакомить детей с понятиями «больше»,

«меньше»;

Познакомить детей со знаками «>», «<», учить записывать и читать записи типа: «3<4», «4>3».

4 неделя

Занятие 47

Учить детей определять числовое значение цветных палочек; На практике познакомить с понятиями «больше», «меньше»

Тема: игровое упражнение «О чем говорят числа?» (Палочки Кюизенера)

Занятие 48 Тема: Игровое упражнение

«Какие лесенки умеет строить Незнайка» (Палочки Кюизенера)

Задачи: учить детей определять числовое значение цветных палочек, состав числа;

Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки4 Формировать у детей умение строить числовой ряд (до 5); Развивать зрительный глазомер;

Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно.

МАРТ

1 неделя

Занятие 49

Тема: Игровое упражнение

«Состав чисел из единиц» (Палочки Кюизенера)

Задачи: учить детей составлять число из единиц; Развивать у детей зрительный глазомер;

Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;

Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки.

Занятие 50 Тема: игровое упражнение «Как

еще растут дома из чисел?» (состав чисел из двух меньших чисел) (Палочки Кюизенера)

Задачи: учить детей составлять число из двух меньших чисел; Развивать у детей зрительный глазомер;

Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;

Формировать навык контроля и самооценки.

2 неделя

Занятие 51 Тема: Пятачок в городе Геометрических фигур

(Блоки Дьенеша)

Задачи: развивать способность анализировать, сравнивать и обобщать;

Развивать умение декодировать информацию о свойствах предметов (2 свойства- форма и размер);

Развивать умение подбирать предметы по их контурному изображению на листе бумаги;

Развивать умение выявлять, абстрагировать и называть свойства (цвет, форма, размер, толщина) предметов (2 свойства); обозначать словом отсутствие какого-либо конкретного свойства предмета ( не красный, не толстый и т д).

Занятие 52

Тема: игровое упражнение «Кто в домике живет?» (Палочки Кюизенера)

Задачи: учить детей составлять число из двух меньших чисел; Развивать у детей зрительный глазомер;

Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;

Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки.

3 неделя

Занятие 53

Тема: Игровое упражнение «Как узнать номера домов на новой улице?»

Задачи: учить детей составлять число из двух меньших чисел; Развивать у детей зрительный глазомер;

Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;

Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки.

(Палочки Кюизенера)

Занятие 54 Тема: Игровое упражнение

«Покажи, как растут числа» (Палочки Кюизенера)

Задачи: продолжать учить детей увеличивать и уменьшать числа в пределах 5 (10) на единицу; учить называть «соседей» данного числа;

Учить детей сравнивать смежные числа;

Учить детей устанавливать логические связи и закономерности; Развивать у детей зрительный глазомер;

Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;

Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки.

4 неделя

Занятие 55 Тема: Красная Шапочка. (Блоки Дьенеша)

Задачи: развивать восприятие, внимание, умение анализировать и сравнивать предметы (цветы) по заданным свойствам (одно свойство);

Развивать умение подбирать предметы (цветы) по самостоятельно выделенным свойствам;

Развивать умение декодировать информацию о свойствах предметов (одно свойство- цвет);

Познакомить с карточками-символами – отрицание свойств ( цвет, форма, размер, толщина);

Развивать умение обозначать словом (с помощью частицы «не»)

Занятие 56

Тема: Игровое упражнение «Как Белочка и Ежик играли числами» (Палочки Кюизенера)

Задачи: продолжать учить детей увеличивать и уменьшать числа в пределах 5 (10) на единицу; учить называть «соседей» данного числа;

Учить детей сравнивать смежные числа;

Учить детей устанавливать логические связи и закономерности; Развивать у детей зрительный глазомер;

Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;

Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки.

АПРЕЛЬ

1 неделя

Занятие 57 Тема: Игровое упражнение

«Сломанная лесенка» (Палочки Кюизенера)

Задачи: продолжать учить детей увеличивать и уменьшать числа в пределах 5 (10) на единицу; учить называть «соседей» данного числа;

Учить детей сравнивать смежные числа;

Учить детей устанавливать логические связи и закономерности; Развивать у детей зрительный глазомер;

Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;

Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки.

Занятие 58

Тема: Игровое упражнение «Чет- нечет» (четные и нечетные числа) (Палочки Кюизенера)

Задачи: продолжать учить детей увеличивать и уменьшать числа в пределах 5 (10) на единицу; учить называть «соседей» данного числа;

Учить детей сравнивать смежные числа;

Учить детей устанавливать логические связи и закономерности; Развивать у детей зрительный глазомер;

Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;

Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки.

2 неделя

Занятие 59 Тема: Роботы с далекой планеты Раби-Руби (Блоки Дьенеша)

Задачи: развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать; Развивать умение строго следовать правилам при выполнении цепочки действий (разветвленный алгоритм- «выращивание дерева»), творческое мышление, воображение;

Познакомить детей с карточками-символами видоизменение

свойств- цвет, форма, размер.

Занятие 60 Тема: Игровое упражнение

«Измерь дорожки шагами» (палочки Кюизенера)

Задачи: учить детей устанавливать логические связи и закономерности;

Развивать у детей зрительный глазомер;

Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;

Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки.

3 неделя

Занятие 61

Тема: Игровое упражнение

«Узнай длину ленты» (Палочки Кюизенера)

Задачи: учить детей понимать количественные отношения между числами первого десятка;

Учить детей находить связь между длиной предмета, размером мерки и результатом измерения;

Учить детей устанавливать логические связи и закономерности; развивать у детей зрительный глазомер;

Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;

Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки.

Занятие 62 Тема: Игровое упражнение

«Измеряем разными мерками» (Палочки Кюизенера)

Задачи: учить детей с помощью 2 условных мерок измерять длину предмета;

Учить детей находить зависимость между измеряемой величиной, меркой и результатом;

Устанавливать логические связи и закономерности; Развивать у детей зрительный глазомер;

Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;

Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки.

4 неделя

Занятие 63 Тема: Карнавал (Блоки Дьенеша)

Задачи: развивать умение выделять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства от других, сравнивать предметы по самостоятельно-выделенным свойствам;

Развивать способность к анализу, абстрагированию; Развивать умение строго следовать правилам при выполнении цепочки действий, творческое мышление, воображение.;

Развивать умение расшифровывать информацию о наличии или отсутствии определенных свойств (одно свойство-цвет) у предметов по их знаково-символическим обозначениям (цвет, отрицание цвета);

Развивать умение словом (с помощью частицы «не») обозначать отсутствие у предметов какого-либо конкретного свойства (цвет

- не желтый, не красный, не синий);

Осваивать идею видоизменения, трансформация.

Занятие 64 Тема: Игровое упражнение

«Палочки можно складывать» (Палочки Кюизенера)

Задачи: учить детей ориентироваться в пространстве (понятия 2налево», «направо»);

Развивать количественные представления детей;

Учить детей находить полоски, по сумме равные двум данным.

МАЙ

1 неделя

Занятие 65 Тема: Игровое упражнение

«Палочки можно вычитать» (Палочки

Задачи: учить детей ориентироваться в пространстве (понятия

«налево», «направо»);

Развивать количественные представления детей; Учить детей находить разность чисел.

Кюизенера)

Занятие 66 Тема: Игровое упражнение

«Число и цвет» (Палочки Кюизенера)

Задачи: учить детей отбирать полоски нужного цвета и числового значения по словесному указанию взрослого; Подвести детей к выводу, что у каждого числа есть свой цвет.

2 неделя

Занятие 67

Тема: Поездка на швейную фабрику (Блоки Дьенеша)

Задачи: развивать умение решать логические задачи; Развивать умение видоизменять свойства предметов в соответствии со схемой, изображенной на карточке; Развивать умение классифицировать предметы по самостоятельно выделенным основаниям классификации; обозначать основание классификации с помощью карточек- символов свойств;

Развивать умение кодировать информацию о свойствах предметов (2 свойства)

Занятие 68 Тема: Как растут числа7 (повторение) (Палочки Кюизенера)

Задачи: продолжать учить детей увеличивать и уменьшать числа в пределах 5 (10) на единицу; учить называть «соседей» данного числа;

Учить детей сравнивать смежные числа;

Учить детей устанавливать логические связи и закономерности; Развивать у детей зрительный глазомер;

Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;

Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки.

3 неделя

Занятие 68 Тема: Игровое упражнение

«Коврик для кошки» (повторение) (Палочки Кюизенера)

Задачи: учить детей различать полоски по цвету и длине; Учить детей составлять квадрат из палочек;

Развивать зрительный глазомер детей;

Учить понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;

Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки.

Занятие 70

Тема: Занятие 48 Тема: Игровое упражнение

«Какие лесенки умеет строить Буратино» (повторение) (Палочки Кюизенера)

Задачи: учить детей определять числовое значение цветных палочек, состав числа;

Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки4 Формировать у детей умение строить числовой ряд (до 5); Развивать зрительный глазомер;

Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно.

4 неделя

Занятие 71 Тема: День рождения Топтыжки (Блоки Дьенеша)

Задачи: Развивать умение декодировать информацию о свойствах предметов (одно свойство-форма)

Развивать умение сравнивать предметы по заданным свойствам (одно свойство – цвет).

Занятие 72 Тема: Игровое упражнение «Как Белочка и Ежик играли числами» (повторение) (Палочки

Задачи: продолжать учить детей увеличивать и уменьшать числа в пределах 5 (10) на единицу; учить называть «соседей» данного числа;

Учить детей сравнивать смежные числа;

Учить детей устанавливать логические связи и закономерности; Развивать у детей зрительный глазомер;

Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее

Кюизенера)

самостоятельно;

Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки.

Дидактические игры и упражнения для работы со старшими дошкольниками. В подготовительной группе игры и упражнения берутся с усложнением.

Сентябрь

  1. Дидактическое упражнение «Найди клад». Цель: Развитие умений выявлять в предметах, абстрагировать и называть цвет, форму, размер, толщину.
  2. Дидактическая игра «Слонёнок». Цель: Развивать умение детей создавать образ слонёнка, конструировать его из заданных палочек; ориентироваться в пространстве.
  3. Дидактическое упражнение «Море волнуется». Цель: Закреплять умение детей следовать заданному алгоритму; точно выполнять словесную инструкцию.

Октябрь

  1. Дидактическая игра «Помоги муравьишкам». Цель: Развитие устойчивой связи между образом свойства и словами, которые его обозначают, умений выявлять и абстрагировать свойства.
  2. Дидактическая игра «Автотрасса». Цель: Развитие умений выделять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства от других, следовать определённым правилам при решении практических задач, самостоятельно составлять алгоритм простейших задач действий. (см приложение 1)
  3. Дидактическое упражнение «Сделай фигуру». Цель: Закреплять умение детей составлять геометрические фигуры из палочек; различать количественный и порядковый счёт.
  4. Дидактическая игра «Книги на полке». Цель: Упражнять детей в счёте до 10. Учить увеличивать число на один, сравнивать предметы по толщине.

Ноябрь

  1. Дидактическая игра «Необычные фигуры». Цель: Развитие способности к анализу, абстрагированию; умению строго следовать правилам при выполнении цепочки действий; творческого мышления, воображения.
  2. Дидактическая игра «Журавушка». Цель: Учить детей моделировать предмет из заданного количества деталей; определять направление движения, называть и видеть пары предметов в изображаемом предмете.
  3. Дидактическое упражнение «Где чей гараж?». цель: Развитие способности к абстрагированию, анализу, декодированию.
  4. Дидактическая игра «Выставка собак». Цель: Развивать умение воспроизводить предметы по представлению; сравнивать предметы по величине; находить сходства и различия между предметами.

Декабрь

  1. Дидактическая игра «Кораблик». Цель: Учить детей измерять с помощью условной мерки; находить соответствие цвета с числом; упражнять в счёте, моделирование по замыслу.
  2. Дидактическая игра «Найди пару». Цель: Развитие восприятия, внимания, умения анализировать и сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам.
  3. Дидактическое упражнение «Две дорожки». Цель: Развитие умений выделять и абстрагировать свойства; сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам.
  4. Дидактическая игра «Твой любимый цветок». Цель: Учить детей находить в изображаемой конструкции определённое сходство с выбранным цветком.

Январь

  1. Дидактическая игра «Угощаем тортом». Цель: Учить детей делить целое на равные части; показать и назвать части: одна вторая, одна четвёртая, две четверти, половина.
  2. Дидактическая игра «Засели домики». Цель: Развитие классификационных умений (см. приложение 2)
  3. Дидактическая игра «У кого в гостях Вини - Пух и Пятачок?». Цель: Развитие способностей анализировать, сравнивать, обобщать.
  4. Дидактическое упражнение «Выложите по цифрам». Цель: Закрепить умение детей соотносить число с цветом. Упражнять в счёте, упражнять в измерении.

Февраль

  1. Дидактическая игра «Помоги фигурам выбраться из леса». Цель: Развитие логического мышления, умения рассуждать (см. приложение 3)
  2. Дидактическая игра «Загадки без слов». Цель: Развитие умений расшифровывать (декодировать) информацию о наличии или отсутствии определённых свойств у предметов по их знаково - символическим обозначениям.
  3. Дидактическое упражнение «Три подружки». Цель: Закрепить умение сравнивать предметы по высоте, обозначать словами результат сравнения (выше- ниже); моделировать предметы по воображению.
  4. Дидактическое упражнение «Лестница». Цель: Закрепить умение детей сравнивать предметы по высоте, длине, ширине.

Март

  1. Дидактическая игра «Угадай фигуру». Цель: Развитие логического мышления, умения кодировать информацию о свойствах предметов с помощью знаков - символов и декодировать её.
  2. Дидактическая игра «Кто старше?». Цель: Формировать представление о возрасте. Развивать умение находить соответствие цвета с числовым значением палочек и цифрой.
  3. Дидактическое упражнение «Скорый поезд». Цель: Упражнять детей в сравнении предметов по длине, называть словами результат сравнения, упражнять в счёте в пределах заданного числа.

Апрель

  1. Дидактическая игра «Раздели блоки - 1». Цель: Развитие умений разбивать множество по одному свойству на два подмножества, производить логическую операцию «не».
  2. Дидактическая игра «Раздели блоки – 2». Цель: Развитие умений разбивать множество по двум совместимым свойствам, производить логические операции «не»,

«и», «или».

  1. Дидактическая игра «Мы с Тамарой ходим парой». Цель: Упражнять детей в счёте двойками. Учить находить сходство и различия между предметами, осмысленно использовать математическое понятие «пара».
  2. Дидактическое упражнение «Хвойный бор». Цель: Учить детей видеть форму в пределах, воспроизводить сходство с реальными предметами.

Май

  1. Дидактическая игра «Раздели блоки – 3». Цель: Развитие умений множество по трём совместимым свойствам, производить логические операции «не», «и», «или». Доказательство мышления.
  2. Дидактическая игра «Время». Цель: Развивать умение детей моделировать часы; определять время по часам.
  3. Дидактическое упражнение «Пересаживаем комнатные растения.» Цель: Учить детей моделировать по словесной инструкции, ориентироваться на плоскости.
  4. Дидактическая игра «Построй дом». Цель: Развитие логического мышления, внимание

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективные план дидактических игр по работе с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера для старшего дошкольного возраста.

Перспективные план дидактических игр по работе с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера для старшего дошкольного возраста....

Перспективный план дидактических игр по работе с логическими блоками Дьенеша

Тематический планМесяцНазвание дидактической игрыЦель игрысентябрь1 неделяЗнакомство с блоками Дьенеша. Д/и «Найдите, такую же фигуру, как эта по цвету (форме, размеру)» (с показом, без по...

Конспект НОД по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) с использованием блоков Дьенеша и палочки Кюизенера в старшей группе

Конспект НОД с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера  в старшей группеТип занятия: интегрированное (развивающая игра-развлечение).Цель: формирование элементарных математических представлений и ин...

Конспект НОД по ФЭМП с использованием логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в средней группе «Путешествие на остров»

В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера в наибольшей степени способст...

Картотека наглядно – дидактических пособий для игр с логическими блоками Дьенеша, и палочками Кюизенера.

Важнейшими дидактическими пособиями логико – математического развития дошкольников являются:•      логические блоки Дьенеша;•      цве...

Перспективный план дидактических игр по работе с логическими блоками Дьенеша и палочками Кюизенера для старшей группы.

Перспективный план дидактических игр по работе с логическими блоками Дьенеша и палочками Кюизенерадля старшей группы. СЕНТЯБРЬ 1 неделяЗанятие 1.Тема: «Магазин игрушек&r...