Познавательно-игровой проект по ФЭМП
проект по математике (средняя группа)

Брындина Татьяна Юрьевна

 

  группа общеобразовательной направленности детей 5-6 лет

Тема: «Занимательный материал

как средство развития элементарных математических представлений»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zanim.mater_dlya_razvit.matem_.predst.docx965.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  образовательное автономное учреждение

«Ивановская СОШ»

(дошкольный уровень)

 

        

Познавательно-игровой проект

по ФЭМП в группе комбинированной  направленности детей 5-6 лет

Тема: «Занимательный материал

как средство развития элементарных математических представлений»

                                                                              Выполнила : воспитатель группы

                                                                              комбинированной направленности

                                                                              детей 5-6 лет Брындина Т.Ю.

Оренбургский район   2024

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Сведения о воспитанниках, на которых рассчитаны представляемые материалы

Возраст участников: дети 5-6 лет

Вид проекта: по содержанию: познавательно-игровой;

по продолжительности: Среднесрочный  ( 2  месяца).

Состав проектной группы: воспитатель, воспитанники группы 5-6 лет, родители.

По профилю знаний: познавательное развитие

Актуальность проекта, обоснование его необходимости и новизны.

Б.  Паскаль:

Предмет математики настолько серьёзен, что надо

не упускать случая, сделать его занимательным.

Обучению дошкольников началам математики в настоящее время отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим, как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.

Преследуется главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения. Взрослые зачастую спешат дать ребенку набор готовых знаний, суждений, которые он впитывает как губка. Однако всегда ли это дает ожидаемый результат? Скажем, надо ли заставлять ребенка заниматься математикой, если ему это скучно?

Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребенка и его познавательную активность.

Еще древние римляне говорили, что корень учения горек. Но зачем учить с горькими и бесполезными слезами тому, чему можно выучиться с улыбкой? Если интересно построить занятие, корень учения может изменить свой вкус и даже вызвать у детей здоровый аппетит.

Знания, данные детям в занимательной форме, усваиваются быстрее, прочнее и легче, чем те, которые представлены сухими упражнениями. Народная мудрость создала игру, которая является для ребенка наиболее подходящей формой обучения.

Игры дают хороший результат лишь в том случае, если ясно представляешь, какие задачи могут быть решены в процессе их проведения и в чем особенности проведения этих занятий на ступени раннего детства. Психологами и педагогами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными - мертвый груз. Здесь можно выделить работы Б. Г. Ананьева, А. Н. Леонтьева, С. С. Рубинштейна и др.

Занимательность может быть задана необычайной формой обучения. Надо только найти золотую середину: не усложнять - дети не поймут и не упрощать, облегчая учение, - дети будут постоянно искать легкие пути, чтобы поменьше трудиться. Получая пищу для своего ума, ребенок охотно участвует в занятиях, ждет их, радуется им.

С помощью дидактических игр и заданий на смекалку, сообразительность, задач-шуток уточняются и закрепляются представления детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, временных и пространственных отношениях.

Занимательный материал не только увлекает ребенка, но и способствует совершенствованию наблюдательности, внимания, памяти, мышления и речи дошкольника. Стихотворный материал, загадки, считалки применяются в зависимости от целей познавательного общения. Возможности их использования широки: на групповых занятиях в детском саду, при индивидуальной работе с детьми в семье, на викторинах, досугах, праздниках, в ходе познавательной беседы, в игротеке, когда дети принимают родителей в гости и играют с ними в математические игры.

Занимательная математика ставит дошкольников в условия поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми.

Новизна проекта

Заключается в применении в педагогической практике современного детского сада систематизированного плана по внедрению разнообразных развивающих игр с математическим содержанием. В его основу положен принцип постоянного наращивания трудности в играх, гибкость и вариативность их применения, закрепление и усложнения одной той же игры, поэтапное внедрение развивающих игр, раскрывается роль педагога на каждом этапе. Четко обозначены направления работы по ФЭМП не только в НОД, но и в совместной деятельности с детьми, а также в самостоятельной игровой деятельности детей, что позволят формировать элементы логического мышления и развивать интеллектуальные способности детей, не нарушая законов и этапов психического и физиологического развития, а также, учитывая индивидуальные особенности детей и делает обучение детей интересным, содержательным, ненавязчивым.

Цель проекта:

Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через занимательный материал в организованной и самостоятельной деятельности детей.

Задачи проекта:

- Создать условия для усвоения дошкольниками математических представлений, обеспечить успешное развитие способностей и мышления детей.

- Содействовать развитию умения считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными.

- Способствовать закреплению умения узнавать и называть геометрические фигуры.

- Содействовать совершенствованию умения выделять совокупности предметов или  фигур, обладающих общим свойством.

- Содействовать развитию мыслительных операций: логического мышления, смекалки, зрительной памяти, воображения, умения сравнивать и анализировать.

- Способствовать развитию интереса к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия.

- Способствовать воспитанию самостоятельности, умения понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

- Содействовать повышению уровня готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

- Побуждать родителей к участию в реализации проекта и заниматься с детьми дома

Направления работы:

  • Подбор методической, художественной литературы по теме проекта.
  • Подбор дидактических, подвижных игр, физкультминуток по теме проекта.
  • Изготовление развивающих игр по математике.
  • Разработка конспектов предполагаемой образовательной деятельности
  • Привлечение родителей к совместной работе над проектом:
  • творческое задание: подобрать математические загадки,  логические задачки.
  • помощь родителей в изготовлении дидактических игр по ФЭМП.

Формы работы:

Дети:

 - НОД согласно календарно-перспективному планированию 

- Чтение математических сказок, сказок с элементами счета

- Заучивание стихов про цифры, считалок, загадок о геометрических фигурах и цифрах.

- Раскрашивание математических раскрасок, рисование цифр.

- Дидактические игры с математическим содержанием

- Подвижные игры

 Родители:

-  Оформление папки – передвижки «Математика для дошкольников».

Воспитатели :

- Картотека « Дидактически игры по математике»

- Изготовление «Занимательные математические игры»

- Беседа с родителями «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного материала»

Этапы проекта:

I этап – подготовительный

  • Изучение методической литературы, поиск материалов в интернете;
  • Формулирование  проблемы;
  • Определение цели и задач;
  • Проведение первичной диагностики;
  • Сообщение «Образовательные и воспитательные задачи по ФЭМП в старшей группе» на род.собрании.
  • Индивидуальные беседы о результатах диагностики

II этап – основной

  • Подбор занимательного материала
  • Подбор сюжетно-дидактических игр
  • Подборка математических сказок
  • Изготовление дидактической игры по математике
  • Оформление уголка занимательной математики
  • Составление перспективного плана работы. Разработка конспектов занятий с использованием занимательного материала.
  • Помощь родителей в приобретении настольно-печатных игр.
  • Разработка консультации: Папка-передвижка «Игры для развития элементарных математических представлений дома и на улице»;

«Как организовать игры детей дома с использованием занимательного материала»,

III этап – заключительный.

  • Обработка результатов по реализации проекта: итоговая диагностика
  • Открытое итоговое занятие «Путешествие в Математическое королевство» на родительском собрании

Сроки проведения: Октябрь – Ноябрь 2024

Ожидаемые результаты проекта:

Дети:

- Повышение уровня математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

- У детей выработан интерес к самому процессу познания математики.

- Дети самостоятельно находят способы решения познавательных задач, стремятся к достижению поставленной цели, преодолевают трудности, умеют переносить усвоенный опыт в новые ситуации.

Родители:

- Активизация интереса родителей к использованию математических игр и упражнений.

- Осознание родителями важности формирования элементарных математических представлений у детей с помощью занимательного материала, расширение знаний родителей о занимательном материале.

Воспитатели:

- Повышение педагогического мастерства; углубление знаний по проектной деятельности.

Содержание образовательно-воспитательной работы с детьми в процессе реализации проекта

Образовательная область

Интеграция

Решаемые задачи

Социально-коммуникативное развитие

Сюжетно-ролевые игры:

 «Магазин» ,

 «Готовим стол к обеду»,

«Рынок»,

«Столовая».

Коммуникативные игры:

«Найди себе пару по цвету одежды»,

«Найди пару по рост

Закрепление состава числа, счета, формы, размера, умение сравнивать, группировать. Развивать коммуникативные навыки: внимание, наблюдательность.

Познавательное развитие

НОД по ФЭМП  согласно перспективному плану.

 Дидактические игры с математическим содержанием: «Крестики – нолики»,

 «Математическое лото»,

«Божьи коровки и ромашки»,

 «Лабиринты»,

«Какие цифры потерялись»,

 «Веселые цифры»,

 «Математические домики»,

 «Мозаика из крышек»,

 «Танграм»,

 «Чудесный мешочек».

Способствовать развитию внимания, памяти, умения сосредотачиваться на определенном предмете длительное время, содействовать развитию умения различать такие понятия, как «по диагонали», «вертикально», «горизонтально». способствовать усвоению порядка следования чисел от 1 до 9; закреплению знаний о геометрических фигурах. 

Речевое развитие

Чтение математических сказок, сказок с элементами счета:  «Три медведя», «Два медвежонка»,

 «Двенадцать месяцев» С.Маршака,

 «Цветик – семицветик»  В. Катаева;

рассказа К. Ушинского «Четыре желания».

Заучивание стихов про цифры, считалок, загадок о геометрических фигурах и цифрах,

Отгадывание загадок.

Формирование познавательного интереса к математике через художественную литературу.

Художественно- эстетическое

в индивидуальной и самостоятельной деятельности: рисование «Забавные фигуры»,

аппликация из гороха «Волшебные цифры», раскраски «Цифры», лепка «Цифры», «Фигуры», аппликация «Лесенка» и тд.

Закрепление логических навыков во время лепки, рисования. закрепление знаний о геометрических фигурах, размере, количестве предметов.

Физическое развитие

Подвижные игры: 

«Сделай фигуру»,

«Море волнуется».

«Кот и мыши»,

«Один много»,

«День и ночь»,

«Утро вечер»,

«Воробушки и кот»,

«Зайцы и волк»,

«Прокати мяч».

Пальчиковые гимнастики.

Физкультминутки «Зарядка», «Сделай фигуру».

закрепления первоначальных математических понятий, изученных на занятиях.

Изучаемая литература:

  1. Арапова-Пискарёва  Н.А. «Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет» – М.: Мозаика-Синтез. 2006.
  2. Волчкова  В. Занимательный счёт. // Дошкольное воспитание. – 1993. – № 1. – С. 45.
  3. Ерофеева, Т. И. , Л. Н. Павлова, В. П. Новикова «Математика для дошкольников» - М.; Просвещение 1992г
  4. Михайлова З. А. «Занимательные игры и упражнения математического содержания в самостоятельной детской деятельности» Дошкольное воспитание – 2002 №8
  5.  Михайлова З.А. « Занимательные материалы в обучении дошкольников элементарной математике» – СПб.: Детство-Пресс, 2001.
  6. Новикова   В.П. «Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст» – М.: Мозаика-Синтез, 2002.
  7.  Смоленцева А. А. «Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием» - М.; Просвещение 1987г.
  8.  Шевелев  К.В. «Дошкольная математика в играх: Формирование элементарных математических представлений у детей 5-7 лет» – М.: Мозаика-Синтез, 2004.

Диагностические исследования в течение проекта

Общие результаты диагностики на этапе констатирующего эксперимента

Ф.И.ребенка

Цвет

Форма

Величина

количество и счет

Ориентировка в пространстве

Ориентировка во времени

Средний показатель

1

Алексин Марк

С.Ч

С.Ч

С.Ч

Н

С.Ч

С.Ч

С.Ч

2

Ассадулова  С.

С.Ч

С.Ч

С.Ч

С.Ч

Н

Н

С.Ч

3

Баженов Иван

С.Ч

С.Ч

С.Ч

С.Ч

Н

Н

С.Ч

4

Безуглов Олег

С

С

С

С

С

С.Ч

С

5

Арсланова Алина

С.Ч

С.Ч

Н

С.Ч

Н

С.Ч

С.Ч

6

Васильков Матвей

С.Ч

С.Ч

Н

Н

Н

Н

С.Ч

7

Грибенников Захар

С.Ч

Н

Н

Н

Н

Н

Н

8

Гололоб Никита

С.Ч

Н

Н

Н

Н

Н

Н

9

Данилова София

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

10

Дудин Влад

С.Ч

С.Ч

Н

С.Ч

Н

Н

С.Ч

11

Донецких Саша

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

12

Жидикулов Дастан

С.Ч

Н

Н

Н

Н

Н

Н

13

Капустин Кирилл

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

14

Краснтков Лев

С.Ч

С.Ч

Н

С.Ч

Н

Н

С.Ч

15

Куракиа Софья

С.Ч

С.Ч

С.Ч

С.Ч

С.Ч

Н

С.Ч

16

Лебедев Саша

С.Ч

С.Ч

С.Ч

Н

Н

Н

С.Ч

17

Ледовская Арина

С.Ч

С.Ч

С.Ч

Н

Н

Н

С.Ч

18

Лисицкова Алиса

С.Ч

С.Ч

Н

С.Ч

Н

С.Ч

С.Ч

19

Малахов Макар

С

С

С

С

С.Ч

С.Ч

С

20

Малышенко Агата

С.Ч

С.Ч

С.Ч

Н

С.Ч

Н

С.Ч

21

Малышенко Агнета

С.Ч

С.Ч

Н

Н

Н

Н

Н

22

Матвиенко Иван

С.Ч

С.Ч

С.Ч

С.Ч

С.Ч

Н

С.Ч

23

Неязов Рома

С.Ч

С.Ч

С.Ч

С.Ч

Н

Н

С.Ч

24

Радукан Саша

С.Ч

С.Ч

Н

Н

Н

Н

Н

25

Рассулов Захар

С.Ч

С.Ч

Н

Н

Н

Н

Н

26

Секретев Рома

С.Ч

С.Ч

Н

Н

Н

Н

Н

27

Товстуха Даша

С.Ч

С.Ч

С.Ч

С.Ч

Н

Н

С.Ч

28

Узякова Зарина

С.Ч

С.Ч

С.Ч

С.Ч

С.Ч

С.Ч

С.Ч

29

Хохло Евгения

С.Ч

С.Ч

С.Ч

С.Ч

С.Ч

С.Ч

С.Ч

30

Чернышов Богдан

С.Ч

С.Ч

С.Ч

С.Ч

Н

Н

С.Ч

31

Шкулипа Максим

С.Ч

С.Ч

Н

Н

Н

Н

Н

32

Шилудько Полина

С.Ч

С.Ч

Н

С.Ч

Н

Н

Н

33

Щербуха Агата

С.Ч

С.Ч

С.Ч

С.Ч

С.Ч

Н

С.Ч

34

Щербуха Захар

С.Ч

С.Ч

Н

Н

Н

Н

Н

35

Шиндин Матвей

С

С

С

С

С

С.Ч

С

36

Яковлева Арина

С.Ч

С.Ч

Н

Н

Н

Н

Н

37

Ягофарова Дарина

С.Ч

Н

Н

Н

Н

Н

Н

38

Аббакумова Настя

С.Ч

С.Ч

С.Ч

С.Ч

Н

Н

С.Ч

Соответствует

0%

0%

0%

0%

0%

0%

8%

Соответ.частичн.

92%

79%

42%

37%

26%

11%

53%

Не соответствует

8%

21%

58%

63%

74%

89%

39%

Общие результаты диагностики на этапе контрольного эксперимента

Ф.И.ребенка

Цвет

Форма

Величина

количество и счет

Ориентировка в пространстве

Ориентировка во времени

Средний показатель

1

Алексин Марк

С

С

С

С.Ч

С.Ч

С

С

2

Ассадулова  С.

С

С

С

С

С.Ч

С

С

3

Баженов Иван

С

С

С

С

С

С.Ч

С

4

Безуглов Олег

С

С

С.Ч

С

С

С.Ч

С

5

Арсланова Алина

С

С.

С

С.

С.Ч

С.Ч

С.

6

Васильков Матвей

С

С

С

С

С.Ч

С.Ч

С

7

Грибенников Захар

С.Ч

С.Ч

Н

С.Ч

Н

С.Ч

С.Ч

8

Гололоб Никита

С

С

С

С

С.Ч

С.Ч

С

9

Данилова София

С.Ч

С.Ч

С.Ч

С.Ч

Н

Н

С.Ч

10

Дудин Влад

С

С

С

С

С.Ч

С.Ч

С

11

Донецких Саша

С

С

Н

С

С.Ч

С.Ч

С

12

Жидикулов Дастан

С

С.Ч

Н

Н

Н

С.Ч

Н

13

Капустин Кирилл

С.Ч

С.Ч

Н

Н

Н

Н

Н

14

Краснтков Лев

С

С

С

С

С.Ч

С.Ч

С

15

Куракиа Софья

С

С

С.Ч

С

С

С.Ч

С

С.Ч

С.Ч

С.Ч

С.Ч

С.Ч

16

Лебедев Саша

С

С

С

С

С.Ч

С.Ч

С

17

Ледовская Арина

С.Ч

С.Ч

С.Ч

С.Ч

С.Ч

С.Ч

С.Ч

18

Лисицкова Алиса

С

С

С

С

С.Ч

С.Ч

С

19

Малахов Макар

С

С

С.Ч

С

С.Ч

С

С

20

Малышенко Агата

С

С.

С.Ч

С.Ч

С

С

С

21

Малышенко Агнета

С

С

С

С

С.Ч

С

С

22

Матвиенко Иван

С

С

С

С

С.Ч

С

С

23

Неязов Рома

С

С

С

С

С.Ч

С

С

24

Радукан Саша

С

С

С

С.Ч

С.Ч

С

С

25

Рассулов Захар

С

С.Ч

С.Ч

Н

С.Ч

С.Ч

С.Ч

26

Секретев Рома

С

С.Ч

С.Ч

Н

С.Ч

С.Ч

С.Ч

27

Товстуха Даша

С

С

С.Ч

С

С.Ч

С

С

28

Узякова Зарина

С

С

С.Ч

С

С.Ч

С

С

29

Хохло Евгения

С

С

С

С

С

С

С

30

Чернышов Богдан

С

С

С

С

С.Ч

С.Ч

С

31

Шкулипа Максим

С

С.Ч

Н

С.Ч

С.Ч

С.Ч

С.Ч

32

Шилудько Полина

С

С

С.Ч

С.Ч

Н

Н

Н

33

Щербуха Агата

С

С

С

С

С.Ч

С

С

34

Щербуха Захар

С

С

С

С

С.Ч

С

С

35

Шиндин Матвей

С

С

С

С

С

С.Ч

С

36

Яковлева Арина

С

С

С

С

С.Ч

С.Ч

С

37

Ягофарова Дарина

С

С.Ч

Н

Н

Н

Н

Н

38

Аббакумова Настя

С

С

С

С

С

С.Ч

С

Соответствует

82%

47%

13%

26%

13%

18%

62%

Соответ.частичн.

18%

53%

64%

56%

71%

66%

30%

Не соответствует

0%

0%

23%

18%

16%

16%

8%

G:\рабочий стол\работа\сад 27\средняя-старшая\фото уголков группы средняя\ФЭМП\IMG_20170208_175431.jpg

G:\рабочий стол\работа\сад 27\средняя-старшая\фото уголков группы средняя\ФЭМП\IMG_20170208_175444.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательно - игровой эстафеты "Путешествие страну здоровья"

Конспект познавательно - игровой эстафеты«Путешествие в страну здоровья»Программное содержание: закрепить представление о здоровом образе жизни (занятия физ-рой и спортом, соблюдение правил личн...

Познавательно-игровая программа "С огнём шутить нельзя"

«С  ОГНЕМ ШУТИТЬ  НЕЛЬЗЯ!»(Познавательно-игровая программа)       Звучит музыка. Вбегают два Мальчиша-плохиша.      Первый Мальчи...

Сценарий познавательного игрового конкурса "Птицы-наши друзья" в подготовительной группе

Данное занятие направлено на ознакомление дошкольников с многообразием пернатых....

Познавательно-игровой проект "Белоствольная красавица"

Задачи проекта можно определить как расширение представлений о самом почитаемом дереве в России – березе, о значении ее в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном; о ее ...

Организованная познавательная деятельность, познавательное - игровое развитие "Дружные ребята"

В познавательно - игровой деятельности мы, в первую очередь, воспитываем сплоченность в коллективе, учим помогать друг другу, также воспитываем аккуратность и трудолюбие....

Познавательно-игровой проект «Применение игр и игровых упражнений с мячом в работе с детьми»

Познавательно-игровой проект «Применение игр и игровых упражнений с мячом в работе с детьми»  Мяч  по  популярности  занимает  первое  место  в царстве детской игры....