История часов
материал по математике (подготовительная группа)

Гладкова Елена Юрьевна

подготовительная группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_chasov.docx23.75 КБ
Файл istoriya_chasov.pptx2.8 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

с. Богословка Пензенского района Пензенской области.

 Конспект занятия по познавательному развитию

для детей подготовительной группы (6-7 лет)

«История часов»

Воспитатель : 1 квалификационной категории

Гладкова Е.Ю

Цель: Знакомство  детей с историей  часов.

Задачи:

1.Расширить представления  детей о разных видах часов, о принципах их работы, их роли в жизни человека

2.Познакомить детей со строением механических часов (циферблат, часовая стрелка, минутная стрелка),

3.Формировать умения детей  определении времени по часам (с точностью до часа)..

4. Воспитывать интерес к технике, целеустремленность,  умение взаимодействовать со сверстниками.

Материалы

Для воспитателя: презентация с изображением разных часов; макет часов с движущимися стрелками, карточки с цифрами.

Ход занятия:

 I. Организационный момент.

Дети стоят в кругу, взявшись за руки.

- В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо 1, 2. 3.

А теперь пойдем налево 1, 2. 3.

В центре круга соберемся 1, 2. 3

И на место все вернемся 1, 2. 3.

Улыбнемся, подмигнем,

И занятие начнём.

II. Основная часть.

- Ребята, вы любите путешествовать? (Да)

-Мы сегодня с вами отправимся в необычную страну, Страну «Времени». Как вы думаете на чём можно до неё добраться? (называют варианты, в том числе и машину времени).

- Отправляемся, встали в круг, положили руки друг другу на плечи, закрыли глаза. (звучит космическая музыка,

Воспитатель:  Вот мы и добрались.  

Ребята, чтобы войти в страну «Времени нам нужно отгадать загадку (воспитатель читает загадку)

 - На руке и на стене,

 И на башне в вышине,

Ходят, ходят ровным ходом

 От восхода до захода.

Ответы детей        (Часы)

- Все так думают? Верно - это часы.

Воспитатель (на слайде солнечные часы №1 )-

Давным-давно, когда не было часов, люди узнавали время по солнцу. Солнце взошло – пора вставать; темнеет – пора заканчивать работу, готовиться ко сну. Но однажды люди заметили, что тени от всех предметов двигаются по кругу; становятся длиннее и короче в зависимости от положения солнца на небе и придумали часы: вкопали столб в землю, начертили круг вокруг столба и разделили на равные части. Каждая часть равнялась 1 часу. Назвали такие часы – солнечные . Но пользоваться ими человек не всегда мог.

- А как вы думаете, почему?

Ответы детей (Дети рассуждают: если нужно узнать время, всегда придется к ним бегать, в пасмурную погоду не определишь время).

 Воспитатель (на слайде водяные  часы №2 )-Да, такими часами люди пользовались не долго, а изобрели водяные часы, которые сообщали о времени и ночью, и в хмурый день (показ фото). В высокий сосуд с маленьким отверстием внизу наливали воду. На сосуде черточки: сколько воды вылилось, столько и времени прошло. Как вы думаете, удобны ли такие часы? (Нет, воду нужно было постоянно доливать).  Не случайно с тех пор говорят «Сколько воды утекло! »

Воспитатель ()-Еще были  часы - свеча, или огненные часы (показ фото). На свечу наносили деления, которые равнялись промежутку времени. Но в чём же опасность таких часов?

Ответы детей (Свеча может упасть и случится пожар.)

Воспитатель- Верно.

С тех пор прошло немало лет,

И люди поняли ответ,

Что лишь песок он есть один

И бог, и царь и господин.

И придумали песочные часы. (на слайде песочные   часы №4.) Они состоят из двух конусов соединенных вместе, внутри – песок. Такие часы рассчитаны на определенный промежуток времени. У нас небольшие часы на  3, 5, 10 минут. Часы переворачивают и счет продолжается. Пользуются ли теперь песочными часами? Где и кто? Удобно ли ими пользоваться ?

Ответы и рассуждения  детей

Воспитатель.  Верно, ребята, эти часы не совсем точные и ими неудобно пользоваться. Тогда люди изобрели механические часы, затем электрические, электронные.

Давайте познакомимся с часами (рассматриваем настоящие часы). Этот круг называется – циферблат движущиеся стрелки указывают на цифры – так мы узнаём, сколько времени в данный момент.

 Стрелки у часов разные: одна длиннее, другая короче. Длинная стрелка движется быстрее, она показывает минуты. Короткая ходит по кругу очень медленно. Она показывает часы. Минута - небольшой промежуток времени, а час – большой. Когда минутная стрелка проходит весь круг по циферблату, значит прошёл час, когда длинная стрелка на цифре 12, а короткая, например на 6 – это значит, что сейчас ровно 6 часов. Давайте поиграем.

Для того, чтобы узнать, сколько сейчас времени, надо посмотреть, как расположены стрелки. Поставьте обе стрелки на 12, сделайте это так как у меня (показывает). Сейчас они показывают ровно 12 часов. Теперь короткую часовую стрелку поставьте на цифру 1, а длинную минутную — на 12. Часы показывают ровно час. (Дети действуют с макетами часов)

Воспитатель  Сколько времени показывают часы?

Ответы детей  (Ровно час.)

Воспитатель Мы будем вращать короткую часовую стрелку, минутную длинную установим на 12. Поставим минутную стрелку на 12, а часовую на цифру 2. Это значит сейчас ровно 2 часа. Который час показывают часы?

Ответы детей (Ровно 2 часа.)

Воспитатель      Когда мы говорим, что на часах ровно 2, 3, 4 часа, большая стрелка часов всегда будет на цифре 12, а маленькая—около той цифры, которая показывает данный час.

Поставить на часах стрелки так, чтобы они показывали ровно 5 часов.

—        Который час показывают часы? (5 часов.)

—        Как расположены стрелки? (Минутная, длинная стоит на цифре 12, а часовая короткая — на цифре 5.)

Поставить стрелки так, чтобы часы показывали ровно 7, 9, 12 часов.

(Воспитатель каждый раз просит детей рассказать, как должны быть расположены стрелки)

Физкультминутка.

Игра “Ходят стрелочки по кругу”

На полу разложены карточки с цифрами от 1 до 12 по кругу. Дети встают около карточек. Педагог встает в центре и произносит с детьми слова.

Мы часы - наш точен ход,

Водят стрелки хоровод.

ходят стрелочки по кругу

И хотят догнать друг друга,

(дети ходят по кругу, взявшись за руки)

Стрелки, стрелки не спешите

Вы нам время подскажите.

(дети садятся на корточки рядом с ближайшей карточкой) .

Игра повторяется 2-3 раза.

Воспитатель: А теперь скажите, как называются часы, которые: (на слайдах соответствующие изображения)

Висят на стене - … (настенные)

Стоят на полу –… (напольные)

Стоят на столе –… (настольные)

На руке –… (наручные)

Лежат в кармане –… (карманные)

Стоят на камине – (каминные)

Воспитатель Чем отличаются часы друг от друга?

Ответы детей (Формой, величиной, цветом, местом расположения, разными по длине стрелками.)

Воспитатель Чем похожи?

Ответы детей (На всех часах есть цифры, стрелки, все они показывают время.)

Воспитатель: Посмотрите, какие еще бывают часы (На слайдах  разные часы).

Дети делятся впечатлением об увиденном и из опыта.

 Воспитатель Ребята, человек, который делает и ремонтирует часы  называется часовой мастер или часовщик. Место, где собирают часы – часовой завод, мастерская по ремонту – часовая мастерская. (На слайде завод по изготовлению часов). В нашем городе Пенза. Тоже раньше был такой завод. На нем делали знаменитые часы «ЗАРЯ».

Вот и время прошло незаметно и нам пора возвращаться назад в группу.

Воспитатель: Занимаем места в «машине времени» (музыка, «возвращаемся» в группу).

IV. Итоговая часть

Воспитатель:-Ребята, вам понравилась путешествие? Что нового вы сегодня узнали? Скажите, как бы мы жили, если бы не было часов?

Ответы детей (Дети рассуждают).

Спасибо за работу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Часы и история их возникновения Подготовила: Воспитетель Гладкова Елена Юрьевна МБДОУ детский сад с. Богословка

Слайд 3

Водяные часы - клепсидры .

Слайд 4

Песочные часы

Слайд 5

Огневые часы

Слайд 6

часы с механизмом.

Слайд 7

электронные часы..

Слайд 8

Модель часов

Слайд 9

Может быть вы догадаетесь, как наываются часы на башне? Как называются главные часы нашей Родины?

Слайд 10

Если часы весят на стене. Как называются такие часы?

Слайд 11

Если часы стоят на полу. Как называются такие часы?

Слайд 12

Эти часы носят на руке. Они называются…

Слайд 13

Если часы носят в кармане. Дайте им название.

Слайд 14

Это старинные часы, они обычно стоят на камине. Попробуйте дать им название.

Слайд 15

Часы стоящие на столе, как называются такие часы?

Слайд 16

Необычные настольные часы

Слайд 20

Часы - кулон

Слайд 21

Часы-перстень

Слайд 22

Часы – браслет

Слайд 23

Пензенский часовой завод «Заря» ( 1935–1999)

Слайд 24

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"История часов"

Презентация может быть использована при изучении темы "Из прошлого предметов", как иллюстративный материал....

ИСТОРИЯ ЧАСОВ

КРАТКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЧАСОВ. ИСПОЛЬЗОВАЛА ДЛЯ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ...

презентация "Часы" из истории часов

Знакомство детей с историей часов, от древнейшего времени до наших дней...

Конспект НОД в подготовительной группе по ФЭМП «Часы. История часов»

Цель занятия: Познакомить детей с историей изобретения часов.Задачи:1. Познакомить детей с циферблатом часов, сформировать представления об определении времени по часам (с точностью до часа). Закрепит...

Конспект совместной образовательной деятельности по познавательному развитию по теме "История часов. Водяные часы"

Время является регулятором жизни и деятельности ребенка в разные периоды жизни. Много трудностей приходится преодолевать ребенку, у которого не развиты временные различения. Поэтому уже в дошкольном в...

Конспект познавательной беседы в старшей группе «Часы. История часов»

Конспект познавательной беседы в старшей группе«Часы. История часов»Цель занятия: Познакомить детей с историей изобретения часов.Задачи: 1. Познакомить детей с циферблатом часов,...