План индивидуального развития
методическая разработка по математике (средняя группа)

Ирина Борисовна Федяева

Младший дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного развития всех органов и систем организма ребенка, формирования разнообразных умений и поведения малыша. У детей быстро совершенствуется деятельность органов чувств, зрительные и слуховые восприятия. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Сенсорное развитие является фундаментом для умственного развития ребенка. Человечество выработало основные сенсорные эталоны, задача педагогов - передать этот опыт ребенку, научить его использовать этот опыт в дальнейшем. Незаменимым материалом для сенсорного развития, для закрепления основных сенсорных эталонов (форма, размер, цвет, толщина) являются блоки Дьенеша. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_individualnogo_razvitiya.docx39.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад №180»

План индивидуального развития

детей группы общеразвивающей направленности для детей от 4 до 5 лет

образовательная область «Познавательное развитие» (РЭМП).

Срок реализации 1 год.

Оренбург, 2024 – 2025 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел

Стр

Общие сведения ИПР

3

Характеристика ИПР

3

Индивидуальный учебный план

4

Содержание образования

4

Базовые учебные действия

4

#1057;одержание занятий

5

Условия реализации ИПР.

10

Цель, задачи, мероприятия и форма сотрудничества с семьёй.

10

Перечень специалистов участвующих в разработке ИПР

10

Средства мониторинга и оценки динамики обучения

11

  1. Общие сведения. Индивидуальный план развития разработан на основе результатов диагностических данных менее 60% по образовательной области «Познавательное развитие» (РЭМП) за 2023-2024 учебный год. Возраст детей, на которых ориентирован Индивидуальный план развития с 3 до 5 лет.

Списочный состав:

………………………….. г.

………………………….. г.

………………………….. г.

………………………….. г.

………………………….. г.;

…………………………... г.;

………………………….. г.;

………………………….. #1075;.

  1. Характеристика. Младший дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного развития всех органов и систем организма ребенка, формирования разнообразных умений и поведения малыша. У детей быстро совершенствуется деятельность органов чувств, зрительные и слуховые восприятия. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Сенсорное развитие является фундаментом для умственного развития ребенка. Человечество выработало основные сенсорные эталоны, задача педагогов - передать этот опыт ребенку, научить его использовать этот опыт в дальнейшем. Незаменимым материалом для сенсорного развития, для закрепления основных сенсорных эталонов (форма, размер, цвет, толщина) являются блоки Дьенеша. Посредством блоков Дьенеша возможно научить ребенка не только узнавать и называть какое-либо свойство предмета, формировать представление об их многообразии и совокупности проявления каждого из свойств (треугольник может быть большой и маленький, толстый и тонкий, желтый, красный и синий), но и заложить умение сравнивать, анализировать. Игры – занятия с блоками Дьенеша позволяют ребенку овладеть предметными действиями, способствуют развитию воображения, способности к моделированию и конструированию, развивают наглядно-действенное мышление, формируя переход к наглядно-образному и логическому мышлению, Игры с блоками способствуют развитию координации движений, развитию речи. Дети начинают использовать более сложные грамматические структуры предложений в речи на основе сравнения, отрицания и группировки однородных предметов. Способствуют развитию внимания, памяти, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
  2. Индивидуальный учебный план рассчитан на 8 месяцев по 1 занятию в неделю / 32 занятия в год/, длительностью 20 минут.

Занятие по подгруппам

Совместная деятельность

Индивидуальная работа

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Реализация индивидуального плана развития в режимных моментах

Первая половина дня

Прогулка

Вторая половина дня

  • индивидуальная работа на развитие коммуникативных навыков
  • рассматривание иллюстраций
  • конструирование из кубиков, из бумаги

- игры-тренинги

- наблюдение

- индивидуальная работа

-проведение дидактических игр и игровых упражнений ежедневно, как с группой, так и подгруппой детей

-игры по подгруппам

-индивидуальные занятия

4. Содержание образования

Базовые учебные действия.

Индивидуальный план реализуется через организацию совместной деятельности взрослых и детей во второй половине дня. В рамках реализации дети не ограничены в возможностях выражать в играх свои мысли, чувства, настроение. Использование игровых методов и приемов, сюжетов, сказочных персонажей, схем вызывает постоянный интерес к игре с фигурками. Образовательная деятельность не носит форму «изучения и обучения», а превращается в творческий процесс педагога и детей. Занятия целиком проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т.п.) Основной упор сделан на применении дидактических игр и игровых упражнений, которые могут проводиться в комплексе и самостоятельно, в зависимости от уровня развития и подготовленности ребенка к восприятию. Используются дидактические игры:

  • На восприятие формы;
  • На целенаправленное развитие восприятия цвета;
  • На восприятие качеств величины;
  • На количество предметов;
  • На развитие речи, мышления;
  • На развитие способности действия наглядного моделирования.

Содержание занятий.

№ п/п

Тема занятия, цель

месяц

«Цвет, классификация по одному признаку».

«Какой это цвет?»

Цель: знакомство с основными цветами: красный, синий, желтый.

Октябрь

1 неделя

«Что нам привёз Мишутка?»

Цель: способствовать развитию умения выделять в геометрических фигурах признак цвета, различать и называть основные цвета.

2 неделя

Игра на внимание «Чего не стало?» и «Что изменилось?»

Цель: закреплять умение различать и называть основные цвета.

3 неделя

Игра на внимание «Найди пару»

Цель: закреплять умение различать и называть основные цвета.

4 неделя

«Цвет и форма, классификация по одному признаку».

«Какой это формы?»

Цель: способствовать развитию умения различать фигуры, выделяя признак формы: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.

Ноябрь

1 неделя

«Что нам привёз Зайчишка?»

Цель: способствовать развитию умения выделять в признак формы, различать и называть основные геометрические фигуры.

2 неделя

Игра на развитие тактильных ощущений «Чудесный мешочек»

Цель: закреплять умение различать и называть геометрические фигуры по заданному признаку формы, развивать тактильные ощущения.

3 неделя

Игра «Отгадай фигуру»

Цель: способствовать развитию умения давать характеристику фигуры по условному обозначению (схематическое изображение геометрических фигур).

4 неделя

Игра «Продолжи дорожку»

Цель: закреплять умение различать и называть геометрические фигуры, используя схематическое изображение геометрических фигур, выполнять действия, согласно определенному правилу.

Декабрь

1 неделя

«Цвет и форма, классификация по одному признаку».

«Какого размера фигуры?»

Цель: способствовать развитию умения различать фигуры, выделяя признак величины.

2 неделя

«Угости матрешек печеньем»

Цель: способствовать развитию умения различать геометрические фигуры по заданному признаку величины

3 неделя

Игра «Укрась елки игрушками»

Цель: способствовать развитию умения различать геометрические фигуры по заданному признаку величины, выполнять постройки, согласно определенному правилу.

4 неделя

«Цвет и форма, классификация по двум признакам».

«Какого цвета и формы?»

Цель: Развивать умение выделять одновременно два признака: цвет и форму. Закреплять умение знать и называть основные цвета: красный, синий, желтый, формы.

Январь

1 неделя

«Что лежит в корзинке?»

Цель: способствовать развитию умения выделять одновременно два признака формы, различать и называть основные геометрические фигуры и их цвет.

2 неделя

Игра «Продолжи дорожку»

Цель: закреплять умение различать и называть геометрические фигуры по двум признакам: цвет и форма, выполнять действия, согласно определенному правилу.

3 неделя

Игра «Построй домик»

Цель: закреплять умение различать и называть геометрические фигуры по двум признакам: цвет и форма, способствовать развитию конструктивных умений, выполнять действия, согласно определенному правилу

4 неделя

«Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам».

«Какого цвета, формы и величины?»

Цель: Развивать умение выделять одновременно три признака: цвет, форма, величина.

Февраль

1 неделя

«Садовники»

Цель: способствовать развитию способности действия наглядного моделирования, умения расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, умения выделять одновременно три признака геометрических фигур, действовать, согласно заданному правилу,

2 неделя

«Мы - конструкторы»

Цель: способствовать развитию способности выполнять конструкции по заданной схеме, умения планировать действия, анализировать схему.

3 неделя

«Угадай фигуру»

Цель: способствовать развитию способности действия наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям

4 неделя

«Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам,

отрицание (игра с двумя обручами)».

«Угадай фигуру»

Цель: способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания)

Март

1 неделя

«Бусы для мамы»

Цель: способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания)

2 неделя

«Угости мишек печеньем»

Цель: способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания)

3 неделя

«Мы - конструкторы»

Цель: способствовать развитию способности выполнять конструкции по заданной схеме, умения планировать действия, анализировать схему.

4 неделя

«Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам,

отрицание (игра с тремя обручами)».

«Угадай фигуру»

Цель: способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания)

Апрель

1 неделя

«Посади цветы на клумбы»

Цель: способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания)

2 неделя

«Что лишнее?»

Цель: способствовать развитию способности классифицировать геометрические фигуры по трем признакам.

3 неделя

«Мы - конструкторы»

Цель: способствовать развитию способности выполнять конструкции по заданной схеме, умения планировать действия, анализировать схему.

4 неделя

«Продолжи ряд»

Программные задачи: Закреплять знания детей о геометрических фигурах, цвете, величине, толщине. Развивать мышление.

Май

1 неделя

«Хоровод»

Цель: способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания)

2 неделя

«Магазин»

Цель: способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания)

3 неделя

«Волшебное дерево»

Цель: способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания)

4 неделя

#1059;словия реализации плана индивидуального развития.

Созданная в группе развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает возможность организации детской деятельности по реализации Плана индивидуального развития. В группе имеется

Уголок познавательного развития, которые включают в себя необходимый материал для детского познания и творчества.

Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания:

  • Захарова Н.И. «Играем с логическими блоками Дьенеша: Учебный курс для детей 4-5 лет.-СПб.: ООО «!ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 160 с.

Кубики для конструирования.

Кубики Дьенеша

Схемы для работы с кубиками.

#1062;ель, задачи, мероприятия и формы сотрудничества организации и семьи обучающегося

Цель работы в данном направлении - обогащение чувственного опыта детей младшего дошкольного возраста, формирование предпосылок для дальнейшего умственного развития.

Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми

  • изготовление карт для конструирования, изготовление кубиков из различных геометрических фигур и цветов.
  • Выполнение пальчиковой гимнастики
  • Наблюдения

Информирование родителей о ходе образовательного процесса: индивидуальные и групповые консультации, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, создание памяток, ежемесячное размещение консультаций, рекомендаций, памяток для родителей на сайте ДОУ: Госвеб, VK. ОК театрализованные представления и.т.д;

  • совместная деятельность: привлечение родителей к сбору информационного и наглядного материала.

#1055;еречень специалистов, участвующих в разработке и реализации ИПР.

Воспитатели: Федяева Ирина Борисовна, высшая квалификационная категория;

Елисеева Ольга Сергеевна.

#1057;редства мониторинга и оценки динамики обучения

Диагностика уровня сенсорных способностей, способности действия наглядного моделирования 1 раз в год в мае.

Диагностические методики для детей 4-5 лет:

Диагностическая методика

Форма проведения

Показатели:

Диагностика сенсорных способностей, способности действия наглядного моделирования

Восприятие формы

Восприятие цвета

Восприятие величины

Индивидуальное обследование

Ребенок различает, выделяет все три признака геометрических фигур

Действие наглядного моделирования

Ребенок умеет расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерный план индивидуального развития 1г.6мес до 2лет

В данной программе   предлагается система индивидуальных коррекционных занятий, составленная с целью обеспечить к ребенку адекватные для него темп и способы усвоения навыков, знаний. Материа...

Примерный план индивидуального развития детей с 3 до 4 лет.

В данной программе   предлагается система индивидуальных коррекционных занятий, составленная с целью обеспечить к ребенку адекватные для него темп и способы усвоения навыков, знаний. М...

План индивидуального развития учителя-логопеда Голиковой Татьяны Викторовны

План индивидуального развития учителя-логопеда Голиковой Татьяны Викторовны...

План индивидуального развития

Индивидуальный план работы повышения профессионального уровня в межаттестационный период по теме: «Влияние экологического воспитания на развитие личности» на 2015-2020 г.г....

План индивидуального развития педагога

План на тему : "Развитите связной речи средствами театрализовнной деятельности"...

План индивидуального развития Воспитателя Калимуллиной Ландыш Равилевны

План индивидуального развития воспитателя МБДОУ детского сада №17 "Шатлык"...

План индивидуального развития ребенка в 4 года по развитию речи (задание для родителей)

Методическая разработка для воспитателей младших групп...