Программа кружка по занимательной логике в ДОУ
рабочая программа по математике (подготовительная группа)
В данной программе по дополнительному образованию для дошкольников, можно найти планирование кружковой работы по логическому мышлению через игры.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 71.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Центр дополнительного образования города Лесосибирска»
РАССМОТРЕНО методическим советом МБОУ ДО «ЦДО» Протокол № ___ от «__»_________20__г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ ДО «ЦДО» ____________А.Н. Березина «___»_____________20__г.
|
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Занимательная логика»
социально-гуманитарная направленность
Уровень - стартовый
Возраст детей - 6 - 7 лет
Срок реализации - 1 год
Автор-составитель:
Пригодская Оксана Витальевна,
педагог дополнительного образования
Лесосибирск
2021
Раздел I. Комплекс основных характеристик программы
I.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательная логика» социально-гуманитарной направленности имеет стартовый уровень. Программа направлена на развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста.
Дополнительная общеразвивающая программа «Занимательная логика» разработана с учетом современных требований и основных законодательных и нормативных актов Российской Федерации:
- Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
- Приказа Минпросвещения России от 9.11.2018 г., № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Концепции развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
- Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
- Устава МБОУ ДО «Центр дополнительного образования города Лесосибирска»».
Актуальность программы. Одна из важнейших задач в воспитании ребёнка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют осваивать новое. Система образования должна способствовать тому, чтобы ребёнок получил такие знания, умения и навыки, которые позволили бы ему успешно адаптироваться к новым условиям социума. Нередко дети, поступившие в первый класс, умеют читать, писать, считать и, казалось бы, полностью подготовлены к школе. Однако, педагоги и родители часто сталкиваются с такой проблемой, когда уже в первые месяцы учёбы у детей обнаруживаются трудности в учёбе. Одна из распространённых причин такого положения – недостаточное развитие в дошкольном возрасте словесно – логического мышления. Логическое мышление является инструментом познания окружающей действительности, поэтому, формирование основных форм и приёмов логического мышления является важным фактором становления всесторонне развитой личности.
В данной программе показано, как через специальные игры и упражнения можно сформировать умение детей самостоятельно устанавливать логические отношения в окружающей действительности. В работе с дошкольниками над развитием познавательных процессов одним из необходимых условий их успешного развития и обучения является системность, т. е. система специальных игр и упражнений с последовательно развивающимся и усложняющимся содержанием, с дидактическими задачами, игровыми действиями и правилами. Отдельно взятые игры и упражнения могут быть очень интересны, но, используя их вне системы трудно достичь желаемого обучающего и развивающего результата.
Отличительные особенности программы. Программа разработана на основе парциальной программы «УМКА» - ТРИЗ (Л. М. Курбатова и др.), развивающих игр Б.Никитина. Программа предполагает возможность индивидуального пути саморазвития дошкольников в собственном темпе за счёт выбора заданий, соответствующих уровню подготовки и познавательной мотивации детей.
Последнее время акценты делались на работу с детьми, имеющими трудности в усвоении программы. Дети же, имеющие высокий уровень познавательных способностей, оставались без должного внимания. Разработанная программа позволит устранить этот недостаток.
Адресат программы. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы от 6 до 7 лет. Программа «Занимательная логика» разработана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста.
Объем программы: 72 часа. Срок реализации – 1 год.
Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 учебному часу. Продолжительность занятия 30 минут. Группа состоит из 10 - 15 человек.
Форма обучения: очная. В процессе занятия используются коллективные и индивидуальные формы работы с детьми.
I. 2. Цель и задачи программы
Цель программы: Развитие у дошкольников элементарного логического мышления с использованием современных педагогических технологий.
Задачи:
1. Формировать интерес к познавательной деятельности.
2. Обучать детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, обобщению, классификации, систематизации.
3. Развивать умение оперировать абстрактными понятиями, рассуждать, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы.
4. Воспитывать у детей потребность умственно напрягаться, занимаясь интеллектуальными задачами.
5. Воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желание прийти на помощь сверстнику.
I.3. Содержание программы.
Учебный план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Вводное занятие (Мониторинг) | 1 | 1 | Диагностические задания | |
2. | Блоки Дьенеша | 10 | 2 | 8 | Наблюдение, беседа |
3. | Игры Никитина | 19 | 3 | 16 | Наблюдение, беседа |
4. | Игры Воскобовича | 8 | 1 | 7 | Наблюдение, беседа |
5. | Палочки Кюизенера | 9 | 1 | 8 | Наблюдение |
6. | Игры Столяра | 6 | 0,5 | 5,5 | Наблюдение, беседа |
7. | Игры Михайловой | 6 | 0,5 | 5,5 | Наблюдение, беседа |
8. | Головоломки, Лабиринты | 12 | 2 | 10 | Наблюдение, беседа |
9. | Мониторинг | 1 | - | 1 | Диагностические задания |
Итого: | 72 | 10 | 62 | ||
Содержание учебного плана.
Тема 1. Вводное занятие.
Практика: Знакомство с планом работы объединения. Организация рабочего места. Диагностика умений и навыков.
Тема 2. Блоки Дьенеша
Теория: Блоки Дьенеша, карточки изображающие свойства блоков.
Практика: Действия с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.). Освоение мыслительных умений анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования-декодирования, а также логические операции «не», «и», «или». Игры и упражнения с блоками Дьенеша.
Тема 3. Игры Никитина.
Теория: Кубики Никитина, игры «Уникуб», «Сложи квадрат», «Дроби», «Кубики для всех», «Сложи узор».
Практика: Действия с кубиками Никитина (сложи узор; составь аналогичный по схеме; придумай новый узор и зарисуй его; найди закономерность; найди ошибку; сложи уникуб красного цвета и т.д). Дети учатся разбивать сложное задание на несколько простых, создавая алгоритм игры. Выполнение игровых заданий способствует развитию сообразительности, пространственного воображения, логического мышления, математических и творческих способностей.
В развивающих творческих играх Никитина удалось объединить один из основных принципов обучения «от простого к сложному» с очень важным принципом творческой деятельности – «самостоятельно по способностям». Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей: данные игры всегда создают условия, опережающие развитие способностей; ребенок развивается наиболее успешно, если он каждый раз самостоятельно пытается решить максимально сложные для него задачи; игры Никитина могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества.
Тема 4. Игры Воскобовича.
Теория: Знакомство с «Квадратом Воскобовича», «Геоконт», «Прозрачный квадрат», «Чудо-соты», «Четырехцветный квадрат»
Практика: Конструирование предметных форм по схемам; конструирование многоугольников сопровождая рассказом; моделирование из разрезного квадрата объемных фигур по схеме сложения, придумывание своих фигур, давая им названия; превращение квадрата в конверт; умение ориентироваться на плоскости; складывание квадрата по диагонали, вертикали, диагонали опираясь на схемы; конструирование геометрических фигур, предметных форм; строение паутинок из резинок по схеме и на слух;
Основные принципы, заложенные в основу этих игр: интерес, познание, творчество - становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям. Первые игры Воскобовича появились в начале 90-х. «Геоконт», «Игровой квадрат» (сейчас это «Квадрат Воскобовича»), «Складушки», «Цветовые часы» сразу привлекли к себе внимание. С каждым годом их становилось все больше – «Прозрачный Квадрат», «Прозрачная цифра», «Домино», «Планета умножения», серия «Чудо-головоломки», «Математические корзинки». Появились и первые методические сказки.
Тема 5. Палочки Х. Кюизенера.
Теория: Палочки Х. Кюизенера, схемы, альбомы с заданиями.
Практика: Учить определять значение цветных палочек; устанавливать логические связи и закономерности; развивать зрительный глазомер. Учиться декодировать (расшифровывать) информацию, изображения на карточке, умение действовать последовательно. Усвоение разницы между количественным и порядковым счётом. Измерение и сравнение по длине, ширине и высоте. Моделирование сказок для пересказа. Самостоятельно выкладывать рисунок, не используя образец. Зеркальное выкладывание рисунка. Конструирование с помощью палочек, создавая предметы, животных, игрушки…
Учить понимать количественные отношения между числами первого десятка, находить связь между длиной предмета, размером мерки и результатами измерения, устанавливать логические связи измерения.
С помощью цветных палочек развивается активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путей решения мыслительных задач.
Основные особенности этого дидактического материала — абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки X. Кюизенера в наибольшей мере отвечают монографическому методу обучения числу и счету.
Как дидактическое средство палочки в полной мере соответствуют специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного. В мышлении ребенка отражается, прежде всего, то, что вначале совершается в практических действиях с конкретными предметами. Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план, создать полное, отчетливое и в то же время достаточно обобщенное представление о понятии.
Тема 6. Игры Столяра
Теория: Игры «Заполни пустые клетки», «Вычислительные машины», «Найди, где чей домик», карточки схемы.
Практика: Игры на развитие логического, математического, абстрактного мышления, мелкой моторики. Заполнение пустых клеток картинками при этом картинки в рядах (вертикальных и горизонтальных) не должны повторяться. Нахождение выходов из лабиринтов, ориентироваться на листе бумаги и пространстве;
В играх моделируются такие логические и математические конструкции, а в процессе игры решаются такие задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. Эти игры помогут детям в дальнейшем обучении успешно овладеть основами математики и информатики.
Специфика предлагаемых игр такова, что в большинстве случаев в одну и ту же игру можно играть много раз и это детям не надоедает, так как меняются исходные данные. Поэтому каждое повторение игры включает элементы новизны, и решаемая в процессе игры задача меняется.
Тема 7. Игры Михайловой.
Теория: Знакомство с играми-головоломками «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Монгольская игра» (альбомы-схемы)
Практика: Воссоздание фигур-силуэтов из специальных наборов по образцам, а затем по замыслу. анализировать способ расположения частей.
Смекалки, головоломки и лабиринты вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. Игры-головоломки «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо» способствуют развитию логического мышления, внимания и находчивости. В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество.
Тема 8. Головоломки, Лабиринты
Теория: Знакомство с ребусами, головоломками, лабиринты.
Практика: Составление геометрической фигуры из определённого количества палочек; преобразование фигур из счётных палочек; задачи-ловушки; ребусы; решение задач на нахождение признаков отличия одной группы фигур от другой; весёлые задачки Остера; нахождение выхода из лабиринтов.
I.4. Планируемые результаты
Личностный результат:
- проявление любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий;
- освоение положительного и позитивного стиля общения со сверстниками и взрослыми;
- умение демонстрировать самостоятельность суждений, независимость и нестандартность мышления;
- понимание и принятие элементарных правил работы в группе: проявление доброжелательного отношения к сверстникам, стремления прислушиваться к их мнению;
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
Метапредметные результаты
Дети научатся:
• устанавливать причинно-следственные связи при решении логических задач;
• строить логическую цепь рассуждений, выдвигать гипотезы;
•оценке своих достижений;
• действовать по плану
• уважительно относиться к товарищам и их мнению, уметь слушать друг друга.
Предметными результатами изучения программы является формирование следующих умений:
• анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы;
• различать существенные и несущественные признаки.
• сравнивать между собой предметы, явления;
• обобщать, делать несложные выводы;
• классифицировать явления, предметы;
• определять последовательность событий;
• судить о противоположных явлениях;
• давать определения тем или иным понятиям.
Раздел II. Комплекс организационно-педагогических условий
II.1. Календарный учебный график
Год обучения | Дата начала занятий | Дата окончания занятий | Кол-во учебных недель | Кол-во учебных дней | Кол-во учебных часов | Режим занятий |
1 год обучения | 01.09. 2021 г. | 31.05. 2022 г. | 36 (I полугодие - 17 II полугодие -19) | 72 | 72 | 2 раз в неделю по 1 часу |
II. 2. Условия реализации программы.
Материально - техническое оснащение кабинета:
- Столы прямоугольной формы (6 шт.)
- Стулья (25 штук)
- Шкаф для материалов
- Ноутбук
- Доска магнитная и деревянная.
- Магнитофон
- Фотоаппарат
Дидактический материал:
- Блоки Дьенеша;
- Палочки Кьюизенера;
- Игры Никитина: «Уникуб», «Сложи узор»; «Кубики для всех»; «Сложи квадрат», «Точечки», «Внимание», «Внимание – угадай-ка»;
- Игры Воскобовича: «Геоконт», «Игровой квадрат», «Домино»;
- Игры-головоломки «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра»;
- Игры Столяра: «Заполни пустые клетки», «Где какие фигуры лежат», «Найди все дороги», «Где, чей домик», «Вычислительные машины»;
- Лото;
- Дидактические и развивающие игры.
Кадровое обеспечение.
Программу реализует педагог дополнительного образования имеющим средне-специальное или высшее педагогическое образование.
Педагог регулярно повышает уровень своего образования, посещая очные и дистанционные курсы повышения квалификации.
II. II. Формы аттестации и оценочные материалы
Результативность программы отслеживается в ходе проведения педагогической диагностики, которая предусматривает выявление уровня развития познавательных следующих процессов:
1. Развитие внимания
2. Развитие памяти.
3. Развитие восприятия.
4. Развитие воображения.
5. Развитие мышления.
Все результаты заносятся в сводную таблицу в начале и в конце года. Сравнение первоначальных и итоговых результатов позволяет оценить уровень усвоения программного материала на каждом этапе реализации программы.
Форма проведения мониторинга - участие детей в интеллектуальных конкурсах, способствует развитию личности ребёнка, выявлению его индивидуальных достижений на раннем возрастном уровне. (Викторины, интегрированные занятия)
II. 3. Методические материалы
Тип занятия: практический. Гибкая форма организации деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, настроение, уровень установления причинно-следственных связей, выявления закономерностей и другие факторы.
Занятия носят развивающий характер и, как правило, проходит в игровой форме, с интересным содержанием, творческими, проблемно – поисковыми задачами. Задания подобраны так, чтобы максимально охватить основные разделы, причём среди них обязательно есть такие, которые доступны для всех дошкольников
Занятие в форме путешествия. Строится на последовательном «передвижении» детей от одного пункта назначения к другому.
Материал, который широко используется в «путешествиях» (карты придуманной страны, знакомого микрорайона, детской площадки; стрелки, указатели, схемы), направляет внимание ребенка, развивает умения ориентироваться в пространстве, на плоскости, обозначить пространственные отношения на плане, схеме. Такая форма занятия требует от детей организованности, а от взрослого – умение, поддерживать интерес детей, стимулировать активность.
Занятие в форме беседы. Предполагает организацию познавательного общения педагога с детьми и детей между собой. Педагогу очень важно создать условия для развития речевой активности ребенка – подобрать вопросы, которые не требуют ответа «да» или «нет», наглядный материал. Познавательное общение предполагает обмен информацией, наблюдениями, впечатлениями, высказывание своего отношения к обсуждаемому. В процессе такого занятия дети учатся диалогу. Занятие – беседа помогает приобрести умения отстаивать свою точку зрения, аргументировать высказывания, формирует культуру общения.
При организации занятий важно педагогически оправданное сочетание сюжетной, игровой и учебно – познавательной линий. Нельзя увлекаться одной формой организации занятий, например, занятия – игра или путешествия. Вместе с тем, в какой бы форме не проходило занятие, важно научить ребенка преодолевать трудности, не бояться ошибок, стремиться рассуждать и находить самостоятельный путь решения познавательных задач, эти умения пригодятся ему не только на уроках математики, но и в повседневной жизни.
Структурно занятия представлены из 4 – 6 взаимосвязанными между собой по содержанию, но разной степени сложности играми, знакомыми и новыми для детей.
Примерная структура занятия:
1 часть.
Цель: Вызвать интерес к занятию, активизировать процессы восприятия и мышления, развитие связной речи.
2 часть.
Цель: Упражнять детей в умении осуществлять зрительно-мыслительный анализ. Развивать комбинаторные способности с помощью дидактического материала и развивающих игр. Формировать умение высказывать предположительный ход решения, проверять его путем целенаправленных поисковых действий.
Физкультминутка.
3 часть.
Цель: Развивать способность рассуждать, скорость мышления, сочетание зрительного и мыслительного анализа.
4 часть.
Рефлексия
В занятия включены:
Работа с занимательным материалом;
Работа с развивающими, дидактическими играми;
Физкультминутки;
Работа с электронными дидактическими пособиями.
Для создания положительного эмоционального настроя в данном виде деятельности используются любимые мультипликационные и сказочные герои, сюжеты.
Занятия составлены по принципу «от простого к сложному» и построены с использованием ребусов, красочных иллюстраций, индивидуальных заданий, мультимедийного сопровождения. Предполагается не только развитие эрудиции дошкольника, но и создание условий для стимулирования творческого мышления, развития речи. Основной акцент делается не на то, что изучать, а на то, как изучать.
Методы и приемы работы:
Поисковые (моделирование, опыты, эксперименты)
Игровые (развивающие игры, соревнования, конкурсы)
Информационно - компьютерные технологии (электронные пособия, презентации)
Практические (упражнения)
Интегрированный метод (проектная деятельность)
Использование занимательного материала (ребусы, лабиринты, логические задачи, дидактический материал)
Практикуется такая форма работы, как домашнее игровое задание, с целью вовлечения родителей в процесс развития детей. Повторение пройденного материала необходим для того, чтобы дети крепче усвоили изученный материал. Не исключено добровольное посещение ребёнком в зависимости от его желания, настроения и самочувствия. Приветствуется посещение родителей, внедрение их в практическую деятельность.
Список литературы.
1. Воскобович В.А. Развивающие игры. РИВ, 2009.
2. Лелявина Н.О., Финкельштейн Б.Б. Давайте вместе поиграем (набор игр с блоками Дьенеша) С-Пб, ООО Корвет, 2001.
3. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – М.: Просвещение, 1985.
4. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры – М.: Просвещение, 1990.
5. Новикова В.П., Л. И. Тихонова Л.И.Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал от 3 до 7 лет, С-Пб, Детство-Пресс, 2008.
6. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка (методические рекомендации). М: Баласс, 2003.
7. Столяр А.А. Давайте поиграем: Математические игры для детей 5—6 лет – М.: Просвещение,1991.
ПРИЛОЖЕНИЕ: Календарно-тематическое планирование
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка по ФЭМП "Логика для малышей"
Расширять кругозор математических представлений у детей и обеспечивать качественную подготовку к школе....

Программа кружка по формированию логико -математических представлений у дошкольников "Размышляй-ка"
В программу входит "Пояснительная записка", актуальность ,предлагаемые методы работы с дошкольниками, программа для среднего и старшего дошкольного возраста....

Дополнительная общеразвивающая программа кружка "Занимательная логика"
Логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Рабочая программа кружка « Занимательная логика » направлена на овладение детьми дошкольного возрас...

ДОП программа -кружка Юные математики-Логико-математической направленности от 5 до 7 лет
Кружок математика...

Программа кружка "Занимательная логика"
Программа содержит пояснительную записку, содержание работы по темам, календарно-учебный график, методическое обеспечение. Интересна для педагогов дополнительного образования....

Программа дополнительного образования "Занимательная логика"
Программа дополнительного образования "Занимательная логика", сетка занятий...

Программа кружка "Бусограммы" (занимательная геометрия для малышей)
Воспитанники, в доступной и занимательной форме знакомятся с рядом основных геометрических понятий, учатся ориентироваться в простейших геометрических ситуациях, обнаруживать геометрические образы в о...
