"Решение арифметических задач"
план-конспект занятия по математике (старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Тема: Решение арифметических задач.
Цель. Учиться составлять и решать арифметические задачи.
Задачи:
Образовательные. Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание. Продолжать знакомить с часами и учить определять время с точностью до часа.
Развивающие. Развивать логическое мышление.
Воспитательные. Формировать положительную мотивацию к занятиям.
Дидактический наглядный материал:
демонстрационный: доска, указка, картинки с изображением машин (на одной картинке 2 машины), на другой – 4 машины едут по направлению к двум машинам); самолетов (7 самолетов на аэродроме, 5 взлетающих самолетов), , макет часов, карточки с цифрами и арифметическими знаками.
Раздаточный материал. Листы бумаги для решения задач, цветные карандаши, макеты часов (на 4 подгруппы детей), карточки с цифрами и арифметическими знаками, рабочие тетради.
Ход занятия:
1.Организационный момент
Загадка.
Нет ног, а ходим,
Рта нет, а скажем:
Когда спать, когда
Когда работу начинать (часы).
II. Основная часть.
1. Игровое упражнение «Определяем время»
Скоро вы, ребята, пойдете в школу и вам необходимо уметь определять время.
Когда ложиться и вставать,
Когда игру нам затевать,
Когда садиться за урок,
Когда с малиной есть пирог –
Нам всё часы покажут точно,
Чтоб на вопрос: "Который час?" -
Ответить мог ты всякий раз.
Давайте вспомним, как называется короткая стрелка на часах? (часовая)
А длинная? (минутная)
На зарядку, как зайчата,
По утрам бегут ребята.
Вспомните, в какое время мы начинаем делать зарядку (ответы детей: в 8 часов).
У вас на столе у каждого есть макет часов, предлагаю вам установить это время на часах (дети устанавливают стрелки и рассказывают, что минутная стрелка стоит на цифре 12, а короткая часовая – на цифре 8).
Наше занятие начинается в 9 часов. Давайте поставим стрелки часов на 9 часов.
Сколько времени на часах поставил Саша? Скажи, как ты определил время? (Длинная минутная стрелка находится на цифре 12, а короткая- часовая на цифре 9).
Что начинается раньше, занятие или зарядка? (зарядка).
На сколько занятие по математике начинается позже утренней гимнастики? (на 1 час).
На сколько утренняя гимнастика начинается раньше занятия по математике (на 1 час).
Скажите мне, сколько минут в одном часе? (60 минут).
Правильно, минутная стрелка проходит один круг - это значит прошел один час. (Воспитатель показывает на макете).
2. Игровое упражнение «Составим задачу»
На доске картинка, на которой изображены 2 машины, на второй – 4 машины едут по направлению к 2 машинам. Дети рассматривают изображение.
Давайте вспомним, как решать задачи.
Сколько частей в задаче?
Как называется каждая часть в задаче? (две части: условие и вопрос).
С помощью какого арифметического действия можно решить задачу? (Плюс и минус (сложения и вычитания)).
Вспомним последовательность составления задачи. Сначала надо составить условие задачи, потом поставить вопрос к задаче.
Составьте задачу по картинкам.
Дети составляют задачу: в гараже стояло 2 машины. Потом заехало еще 4 машины.
Что вы хотите узнать, задайте вопрос?
Сколько машин стало в гараже?
Чтобы вам легче было понять и решить задачу, мы будем рисовать модель, т.е. рисунок к задаче. Воспитатель помогает составить модель задачи, используя круги двух цветов.
Условие задачи. Давайте нарисуем модель задачи на листочках.
Рисуем круг и внутри круга 2 точки – это столько машин стояло в гараже?
Столько машин приехало потом – 4, рисуем рядом второй круг с 4 точками.
Больше стало машин или меньше после того, как приехало еще 4 машины? (ответы: машин стало больше).
Значит, обведем эти 2 круга вместе.
Как можно решить задачу с помощью цифр? (к двум прибавить четыре).
Значит, сколько всего машин в гараже? (ответы детей: 6 машин стало в гараже).
4. Решение задачи на вычитание.
На доске картина, где нарисованы самолеты.
Где стоят обычно самолеты? (На аэродроме).
Сколько самолетов на аэродроме? Диана, составь задачу.
Диана составляет условие задачи и задает вопрос:
«На аэродроме было семь самолетов, 5 самолетов улетело. Сколько самолетов осталось на аэродроме?»
С помощью воспитателя Даша рисует модель задачи на доске, дети на листочках.
Нарисуем круг - аэродром. А в нем рисуем точками сколько было самолетов – 7 точек.
А т.к. 5 самолетов улетело, то прямой линией отделяем 5 точек.
Самолетов стало больше или меньше? (ответы: самолетов стало меньше).
Значит, с помощью какого арифметического знака мы можем решить задачу? («Минус»)
Запишите задачу с помощью цифр и решите.
Пусть Дима запишет пример на доске: 7-5=2
Дима, скажи, сколько самолетов осталось на аэродроме? (2 самолета осталось на аэродроме).
«Развлекательные задачки» (устный счет).
В тарелке лежали 5 морковок и 4 яблока. Сколько фруктов было в тарелке? (4, поскольку морковь – это овощ).
В люстре горело 5 лампочек. Две из них погасли. Сколько лампочек в люстре? (5. В задаче не сказано, что их вывернули).
У мамы дочка Даша, сын Саша, собака Дружок и кот Пушок. Сколько детей у мамы? (2).
Прилетели 2 чижа, 2 стрижа и 2 ужа. Сколько птиц стало возле дома? (4)
На полке стояли детские книжки. Подбежала собачка, взяла одну книжку, потом еще одну, потом еще 2. Сколько книжек она прочитает? ( Ни одной – собаки не умеют читать).
Итог.
Наше занятие подошло к концу. Давайте вспомним, чем мы с вами занимались?
Вспомнили, как определить время часах. И что 1 час – это 60 минут.
Составили задачу на сложение про машины и задачу на вычитание про самолеты. Решили эти задачи с помощью моделей и цифр.
А также решали веселые логические задачки.
Вне занятий вопросы детям:
Назови четвертый день недели
Продолжи счет 10, 20…
Сколько углов у треугольника
Зимние месяцы
Сколько сторон у прямоугольника
Назови времена года
Если стол выше стула, то стул…
Если линейка длиннее карандаша, то карандаш…
Продолжи счет 10, 9…
Соседи числа 5
Последующее число, числа 8
Предыдущее число числа 9.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение обучения дошкольников решению арифметических задач
В процессе математического и общего развития детей дошкольного возраста существенное место занимает обучение их решению и составлению простых арифметических задач....
Учебно-методическое пособие "Обучение детей решению арифметических задач в подготовительной к школе группе""
Представлено учебное пособие: схемы составления арифметических задач (условие, вопрос, решение, ответ). Данное пособие облегчает понимание детьми что такое задача и как ее составить....

Моделирование как способ обучения дошкольников решению арифметических задач
Моделирование как способ обучения дошкольников решению арифметических задач...
конспект непосредственно образовательной деятельности по решению арифметических задач
закрепление навыков решения арифметических задач...

«Обучение детей старшего возраста решению арифметических задач».
Успешность обучения детей в школе связана не только с наличием у дошкольников определенного объема знаний. Даже умение считать и решать задачи не имеет при этом решительного значения. Школьное обучени...
Тема: «Логическая задача. Решение арифметической задачи, решение примеров, величина»
Тема: «Логическая задача. Решение арифметической задачи, решение примеров, величина»Возрастная группа: подготовительнаяКлассификация занятия: закрепление ранее полученных знанийФорма орган...

