План-конспект по формированию элементарных математических представлений с использованием конструктора ЛЕГО
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Демченко Ольга Сергеевна

Тема: «Поможем жителям Легограда»

Цель: формирование элементарных математических представлений с использованием конструктора ЛЕГО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ne_sohr.docx31.62 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие 6

План-конспект по формированию элементарных математических представлений

с использованием конструктора ЛЕГО

Тема: «Поможем жителям Легограда»

Цель: формирование элементарных математических представлений с использованием конструктора ЛЕГО

Задачи:

Образовательные:

- сформировать представления о равенстве и неравенстве двух групп предметов;

- сформировать представления о числах и цифрах в пределах 10;

- совершенствовать умение измерять длину предметов с помощью двух условных мер;

 - сформировать представления определять геометрические формы (Лего-кубик, Лего – кирпичик) осязательно-двигательным путем;

- совершенствовать умение ориентироваться в пространстве;

- сформировать представления о взаимном расположении предметов в пространстве обозначать пространственные отношения соответствующими словами.

Развивающие:

- развивать у детей логическое мышление, внимание, зрительную память, мелкую моторику, умение делать умозаключения;

- развивать у детей умение давать развёрнутые ответы.

Воспитательные:

                -  воспитывать доброжелательное отношение к персонажам сюжета и друг к другу;

                -  воспитывать эмоциональную отзывчивость, побуждать детей к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми;

                - воспитывать интерес к математике и легоконструированию.

Планируемые результаты:         

Личностные:

- умение осознавать свои возможности,

-умения, качества, переживания; формирование  умения прийти на помощь другу.

Регулятивные:

- умении определять геометрические формы (Лего-кубик, Лего – кирпичик) осязательно-двигательным путем;

- умение определять пространственное расположения деталей, выбирать правильную последовательность действий; сочетания форм, цвета, пропорций; упражнять детей в порядковом счете в пределах 10.

 Познавательные: 

-  умение считать в пределах 10, формировать представления о равенстве и неравенстве двух групп предметов;

- умение измерять длину предметов с помощью двух условных мер;

- умение ориентироваться в пространстве.

Коммуникативные: 

- умение слушать собеседника; умение ставить вопросы; обращаться за помощью; предлагать помощь и сотрудничество; формулировать собственное мнение и позицию.

Оборудование, дидактический материал:

Конверт с письмом, конструктор ЛЕГО, набор жителей ЛЕГО-города, мольберт, чудесный мешочек, ноутбук, презентация, крупный конструктор, шарики.

Виды детской деятельности:  игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская, опытная.

Методические приемы: вопросы, практические задания (моделирование, конструирование),  драматизация, организованный диалог, работа в группах, беседа, объяснение, пояснение, указания, вопросы, поощрение, отгадывание загадок, использование проблемных ситуаций. 

Ход  занятия

Этапы

 Деятельность педагога доп. образования

Деятельность детей

Организационный этап (5 мин)

 - Слышится стук в дверь.

- Ребята, к нам в дверь, кто-то стучится? (педагог открывает дверь и запускает Легошу (взрослый в костюме Легоши)

- Здравствуй, Легоша, что случилось?

Легоша: Я из города ЛЕГОград. Привез письмо от жителей города. (Вручает письмо от жителей города ЛЕГОград.  Зачитывает содержание письма.

«Дорогие ребята, у нас в нашем замечательном городе произошла трагедия. Прошел страшный ураган и разрушил дома жителей города. Мы остались без домов, живем на улице. Просим вас помочь построить жителям новые дома!

Дети здороваются.

Введение в тему занятия (10 мин)

Создание проблемной ситуации

 - Ребята, это очень страшно остаться без дома. Не хотите помочь, восстановить город Легоград и построить дома для жителей?

- Чтобы попасть в Легоград надо пройти трудный путь, не испугаетесь, не побоитесь, справитесь?

Ребята, чтобы найти дорогу в Легоград нам надо найти карту, а карта спрятана под одним из кирпичиков разных форм и цветов. Под одной из них спрятана карта- дорожка. Я буду подсказывать. А вы ищете по моим подсказкам. «Карта не под красной фигурой», значит все красные фигуры можно убрать. «Карта не под квадратной фигурой» — и мы убираем все квадратики. Клад не под синими фигурами.  Молодцы! Нашли.

- Давайте рассмотрим карту-дорожку. Начало дорожки есть, вам надо продолжить дорожку по схеме.  Молодцы.

(ответы детей)

(Так продолжается пока не останется одна единственная фигура). 

(выкладывают дорожку по схеме: красный, желтый, синий, зеленый. Дальше продолжаете последовательно по схеме.)

Основная часть

 (25 мин)

Практическая деятельность

- Дорожка привела нас на поляну. Ураган и тут успел нанести ущерб. Поломал и с корнем повырывал деревья. Давайте составим проект озеленения. Отметим фигурами места, куда можно будет посадить деревья. У каждого из вас есть панель. На панели располагаете фигуры под мою диктовку.

Диктант на ориентировку на плоскости. «Кладите в верхний правый угол – синий кирпичик, нижний левый – зеленый кирпич, в верхний левый угол – красный кирпич, нижний правый угол – желтый кирпич. В центр – красный кубик, справа от красного кубика – зеленый куб, сверху – синий куб, снизу – желтый куб. А теперь возьмите любую понравившуюся фигуру и поставьте, куда вы хотите.

Физминутка

Игра «Передай кирпичик Лего»

Оборудование: 1 большой кирпичик Лего.

Правило: ведущий закрывает глаза. Дети стоят в кругу по команде ведущего: "Передавай". Дети быстро передают кирпичик друг другу. Когда ведущий скажет: "Стоп". Он открывает глаза у кого из детей оказался кирпичик, тот становится ведущим.

- Ребята, впереди у нас река, надо перебраться на другой берег, где расположен город. Разделимся на две группы и построим сразу два моста. Первая группа построит из кирпичиков, а другая группа из кубиков. Но их надо найти в «Чудесном мешочке» на ощупь. Выкладывайте каждая группа свой мост, через реку. Выполняем вместе, дружно.

- Молодцы! Построили, перейдем на другой берег реки.

- Ребята, у кого быстрее получилось построить мост. (Группе у кого были кирпичики) Сколько кирпичиков понадобилось? (5) А другой группе сколько понадобилось кубиков? (10) Кто меньше времени потратил на постройку моста? (первая) Почему?

Вывод: чем длиннее детали, тем меньше количество.

- Вот и Логограф. Тут все разрушено. Ребята, на разноцветных деталях прикреплены цифры, это этажи. Каждому предлагаю построит свой дом. Выбирайте цвета. Ищите фигуры одного цвета, находите цифры и постройте многоэтажный дом. Ребята, какие дома у вас получились? Чем они отличаются? Давайте расставим дома на улицы по этажности.

(выполняют диктант под диктовку)

(выполняют физкультминутку)

(Дети находят на ощупь нужные фигуры).

(Дети выполняют)

(дети рассуждают и делают вывод)

(Дети выполняют).

(Разные)

(Цветами, высотой, этажами), (Дети расставляют)

Подведение итогов (5 мин)

Рефлексия

- Ребята, какой у нас получился город. Большой, яркий, разноцветный. Вам нравится, вы довольны своей работой. Я думаю, что жителям ЛЕГОграда очень понравятся ваши дома. А вот они и сами жители Молодцы.

Рефлексия:

-Ребята, где мы сегодня были?

-Чем мы там занимались?

-Что вам понравилось больше всего?

- Ребята, жители Лего-города очень вам благодарны за то, что вы им помогли построить город, и в знак благодарности дарят вам вот такие шарики.

(ответы детей)

(достают фигурки Человечков из лего конструктора)

(ответы детей)

Занятие 7

План-конспект по формированию элементарных математических представлений

 с помощью элементов LEGO-конструирования.

Тема: «Путешествие в Королевство Математики».

Цель: формирование математических способностей и познавательной активности дошкольников с помощью элементов LEGO-конструирования.

Задачи:

Образовательные:

- сформировать упражнять в счете в пределах 10 в прямом и обратном порядке;

- совершенствовать ориентирование в пространстве (слева-справа, впереди-сзади, между);

-  сформировать знание о последовательности дней недели, времен года;

-  совершенствовать конструкторские способности, логическое мышление, мелкую моторику рук;

- совершенствовать представление детей о геометрических фигурах, умение различать их, сравнивать по свойствах (по цвету и величине).

Развивающие:

- создать условия для развития логического мышления, сообразительности и внимания;

- развивать формирование мыслительных операций, развития речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные:

                -  воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее;

                - воспитывать интерес к математическим задачам.

Планируемые результаты:         

Личностные:

- умение осознавать свои возможности;

- умения прийти на помощь другу.

Регулятивные:

- умение ориентироваться в пространстве (слева-справа, впереди-сзади, между);

- знание о последовательности дней недели, времен года.

 Познавательные: 

-  умение считать в пределах 10, в прямом и обратном порядке ;

    - умение определять геометрические фигуры различать их, сравнивать по свойствах (по цвету и величине).

Коммуникативные: 

- умение слушать собеседника;

- умение ставить вопросы; обращаться за помощью; предлагать помощь и сотрудничество; формулировать собственное мнение и позицию.

Оборудование, дидактический материал:

Карточки с изображением цифр от 0 до 9, мяч, раздаточный материал, геометрические фигуры, дидактические игры, иллюстрации, конструктор LEGO, музыкальное сопровождение.

Виды детской деятельности:  игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская, физическое развитие.

Методические приемы: вопросы, практические задания (моделирование, конструирование),  драматизация, организованный диалог, работа в группах, беседа, объяснение, пояснение, указания, вопросы, поощрение, отгадывание загадок, использование проблемных ситуаций. 

Ход  занятия

Этапы

 Деятельность педагога доп. образования

Деятельность детей

Организационный этап (5 мин)

 В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо – раз, два, три.

А теперь пойдем налево - раз, два, три.

В центре круга соберемся - раз, два, три.

И на место все вернемся - раз, два, три.

Улыбнемся, подмигнем,

И играть сейчас начнем!

(Дети становятся в круг, выполняют  задание)

Введение в тему занятия (10 мин)

Создание проблемной ситуации

 -Ребята! Я очень рада вас видеть! Давайте внимательно посмотрим друг на друга.

Дидактическая игра «Определи свое место».

- Поочередно обращается к каждому ребенку с вопросом о его местоположении относительно других детей (кто находится справа, кто слева?)

А теперь поиграем с мячом.

- Я бросаю одному из вас мяч и задаю вопрос. Вы отвечаете и отдаете мне мяч.

- Какое сейчас время года?

- Начало, середина или конец зимы?

- Сколько хвостов у пяти собак?

- Сколько углов у квадрата?

- Сколько лап у трех гусей?

- Если дорога шире тропинки, то тропинка..?

- Если шкаф выше стула, то стул…?

- Сколько месяцев в году?

- Сколько дней в неделе?

- Если линейка длиннее карандаша, то карандаш…?

- Молодцы, вы очень сообразительны, с вами интересно играть.

- По моим вопросам вы, наверное, уже догадались, о чем пойдет речь на сегодняшнем занятии.

- Я попрошу вас закрыть глаза и вслух посчитать от 1 до 10.

Тем временем педагог переодевается в заранее подготовленный костюм Королевы Математики.

Здравствуйте, ребята! Вы узнаете меня? Кто я?

- Сегодня я приглашаю вас вновь отправиться в мое королевство, где нас ждут приключения.

(ответы детей)

(ответы детей)

(ответы детей)

(ответы детей)

(ответы детей)

(ответы детей)

(ответы детей)

Основная часть

 (25 мин)

Практическая деятельность

- Давайте возьмемся за руки и вместе произнесем волшебное заклинание (звучит «волшебная» музыка):

- Если мы глаза закроем

И подсматривать не будем,

Мы волшебный мир откроем,

О котором не забудем.

- Ну вот мы и оказались у меня в гостях!

Педагог приглашает детей занять места за столами, зная заранее, что по замыслу занятия на пути следования ждет препятствие – дорога перекрыта ребусом из геометрических фигур.

Дидактическая игра «Что лишнее?».

В ходе игры дети вспоминают названия геометрических фигур, умение различать их, сравнивать по свойствам.

- Вы молодцы! Преодолели препятствие. Как думаете, почему вы так быстро справились с заданием?

Педагог делит группу детей на две команды. Столы заранее расставлены в два ряда.

Задание №1.

«Расставь цифры по порядку».

- Как нам «помирить» цифры?

- Что нужно сделать, чтобы они встали в нужном порядке?

 Словесно поощряет команду, которая справилась с заданием быстрее.

«Соседи числа».

- Ребята! Помогите числам найти своих соседей.

- Назовите число, которое больше числа «5» на 1.

- Назовите число, которое больше числа «7» на 1.

Задание №2.

«Дидактические игры с конструктором LEGO».

Используется имеющаяся в группе картотека математических игр с LEGO:

«Чудесный мешочек»;

«Веселые цифры»;

«Счетная лесенка»;

«Разноцветные дорожки»;

«Найди постройку»;

«Выложи вторую половину узора».

Педагог каждой команде дает по три задания.

-Словесно поощряет команду, которая справилась с заданием быстрее.

Физкультминутка.

- Ну-ка, встаньте, улыбнитесь.

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернитесь.

Пола ручками коснитесь.

Сели-встали, сели-встали

И на месте поскакали.

Задание №3.

«Собери лепестки цветов».

- Ребята! Хотите поиграть на волшебной поляне с красивыми цветами? Пойдемте со мной!

На «поляне» разбросаны лепестки цветов.

не просто собрать лепесточки, а отгадать загадки для того, чтобы цветы ожили.

- Сколько солнышек на небе?

- Сколько спинок у трех свинок?

- Сколько у коня копыт, когда конь в траве лежит?

- Сколько пальцев на одной руке?

- А на двух?

- Пять щенят плюс мама Лайка. Сколько будет, сосчитай-ка!

- У маленькой Светы 4 конфеты. Еще 3 дала ей Оля. Сколько всего?

- Молодцы, быстро все отгадали! Теперь мы собрали все лепесточки и цветы ожили!

- Теперь у меня осталось для вас последнее задание. Присаживайтесь за столы.

Задание №4.

«Сложить круг».

- Ребята перед каждым из вас на столе лежит круг из цветной бумаги. Мы разделим круг на равные части. Как это сделать?

- Как называется каждая из частей круга?

- А теперь еще раз пополам. Как теперь называется полученная часть круга?

- Молодцы, все задания выполнили! А теперь пора возвращаться в детский сад. Закройте глаза и посчитайте от 10 до 1.

Звучит «волшебная» мелодия.

Педагог переодевается.

-Вот мы и в детском саду.

Мы в Королевстве побывали.

Очень много мы узнали.

Возвратились мы назад –

Детский сад нам очень рад.

(садятся на места и выполняют задание)

(ответы детей)

(ответы детей)

(ответы детей)

(ответы детей)

(ответы детей)

(ответы детей)

(выполняют физкультминутку)

(ответы детей)

(ответы детей)

(ответы детей)

(ответы детей)

(ответы детей)

(ответы детей)

Подведение итогов (5 мин)

Рефлексия

Сегодня мы с вами совершили увлекательное путешествие.

- Где мы с вами сегодня побывали?

- Что делали?

- Что было особенно интересно для вас?

- Что показалось трудным?

Как хорошо, что вам понравилось наше путешествие. Вы порадовали Королеву Математики своими знаниями и хорошо справились с заданиями.

(ответы детей)

 (ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект игры на формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста ( первая младшая группа)

План  -  конспект   игры   на формирование   элементарных математическихпредставлений  у  детей  раннего возраста  ( первая млад...

План - конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей с ОНР подготовительной группы

Занятие позволяет сформировать представление об объеме (вместимости); сравнение сосудов с помощью непосредственного переливания; сравнение свойств плавучести металлических, деревянных и пластмассовых...

План - конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей старшего возраста.

В материале определены цели и задачи занятия, используемый материал, подробно описан ход занятия....

План-конспект занятия по формированию элементарных математических представлений «Сравнение предметов по длине, ширине, высоте» в подготовительной к школе группе.

Занятие проводится с целью:Научить сравнивать предметы по величине (длине, высоте, ширине), определять величину предметов на глаз;Познакомить с элементарными способами измерения (приёмы наложения, при...

План - конспект занятия по формированию элементарных математических представлений на тему- измерение массы

Программное содержание:Обучающие:   Познакомить с понятием «масса» и единицами её измерения (килограммы, граммы), понятиями тяжелее – легче.   Формировать предста...

"Формирование элементарных математических представлений с использованием конструктора ЛЕГО в средней группе"

Цель: формирование элементарных математических представлений с использованием конструктора ЛЕГО Задачи:Обучающие:1. Закреплять умение считать в пределах 5.2. Продолжать закреп...