Квест-игра в старшей группе "Помощь Марсианам"с использованием ТРИЗ-технологий и ИКТ
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Пешкова Юлия Сергеевна

Цель: закрепление математических знаний и умений у детей 5-6 лет в игровой форме с использованием ТРИЗ- технологий и ИКТ.

 Образовательные задачи: закреплять умение ориентироваться в пространстве; упражнять в умении считать в прямом и обратном порядке в пределах 10; уточнить знания детей о геометрических фигурах (круг, треугольник ,квадрат, овал, прямоугольник); закрепить знания у детей о временах года, частях суток и днях недели; продолжать решать задачи на сложение и вычитания в пределах 10 и записывать задачу с помощью цифр; формировать умение находить в числовом ряду число и соседние с ним числа.

Развивающие задачи: создать условия для развития логического и образного мышления, сообразительности, внимания; развивать смекалку, воображение; способствовать развитию мыслительных операций ,умению аргументировать свои высказывания; рассуждать ,доказывать.

 Воспитательные задачи: воспитывать самостоятельность, формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, инициативности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvest.docx27.78 КБ

Предварительный просмотр:

Квест- игра в старшей группе «Помощь Марсианам»

Цель: закрепление математических знаний и умений у детей 5-6 лет в игровой форме с использованием ТРИЗ- технологий и ИКТ.

 Образовательные задачи: закреплять умение ориентироваться в пространстве; упражнять в умении считать в прямом и обратном порядке в пределах 10; уточнить знания детей о геометрических фигурах (круг, треугольник ,квадрат, овал, прямоугольник); закрепить знания у детей о временах года, частях суток и днях недели; продолжать решать задачи на сложение и вычитания в пределах 10 и записывать задачу с помощью цифр; формировать умение находить в числовом ряду число и соседние с ним числа.

Развивающие задачи: создать условия для развития логического и образного мышления, сообразительности, внимания; развивать смекалку, воображение; способствовать развитию мыслительных операций ,умению аргументировать свои высказывания; рассуждать ,доказывать.

 Воспитательные задачи: воспитывать самостоятельность, формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, инициативности.

Оборудование:  макет ракеты, геометрические фигуры для пульта управления( круг, треугольники, овалы, прямоугольник, квадраты),деревянные палочки, листы для техники «граттаж» по количеству детей, звезды с цифрами, камни в виде геометрических фигур с примерами, макет кратера, проектор с экраном , ИКТ.

Предварительная работа: решение математических задач, игры на ориентировку в пространстве и во времени, беседы про космос.

Методы и приемы: словесный , наглядный ,практический.

Воспитатель: Все в сборе дети, взрослые

                          Мы можем начинать,

                          Но прежде надо дружно

                          Нам «Здравствуйте!» сказать.

Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся:

                         Здравствуйте! Ты скажешь человеку.

                          Здравствуй! Улыбнется он в ответ.

Пусть все наши гости и мы будем чаще улыбаться и у всех будет хорошее настроение!

( Звук ракеты, появляется марсианин)

Марсианин: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Здравствуйте! А вы кто такой?

Марсианин: Меня зовут Марсик. Я прилетел к вам с планеты Марс. Мою планету захватил злой волшебник и нарушил наш покой. Он освободит ее, если я выполню все его задания.  Но один я не смогу это сделать. Я слышал, что в д/с «Ромашка» самые смелые, умные и способные дети, поэтому я прилетел к вам за помощью. Вы мне поможете?

Воспитатель: Поможем, ребята?

Дети: Поможем.

Воспитатель: А на чем же мы доберемся до твоей планеты?

Марсианин: Я прилетел к вам на ракете. Только когда я приземлился, у меня сломался пульт управления, из него выпали  кнопки, без него мы не сможем взлететь. Поможете мне его починить?

Дети: Поможем.

Воспитатель: А у тебя есть схема пульта управления, чтобы мы помогли тебе вставить кнопки? Давайте посмотрим, какие же кнопки здесь выпали? Ребята, сейчас я буду вам называть, какие кнопки выпали, а вы будете вcтавлять их на место.

В правый нижний угол надо вставить две синие квадратные  кнопки. В верхний левый угол- две оранжевые овальные кнопки. В правом верхнем углу должна находиться красная прямоугольная кнопка. А в левом нижнем углу-желтая круглая кнопка. А по середине- три зеленые треугольные кнопки. Молодцы! Пульт управления готов! Проходим в ракету и отправляемся в путь.  Начинаем отчет: 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10…

Марсианин : Почему-то ракета не взлетает?

Дети: Потому что нужен обратный отчет

Воспитатель: Начинаем :10..9..8..7..6..5..4..3..2..1…Пуск!(ракета полетела)

Ребята, мы же с вами теперь как  космонавты, а все космонавты уточняют время полета, чтобы знать когда они улетели, сколько времени они пробудут в космосе и когда вернутся. Давайте и мы с вами пока летим  уточним и запишем  время полета?

- Какое сейчас время года?( Весна)

-А какое время года будет за весной?( Лето)

-Назовите весенние месяцы? ( Март, Апрель, Май)

-Какой сейчас месяц весны?( Апрель)

-Сегодня второй день недели. Как он называется?(Вторник)

-Какой день недели был вчера? (Понедельник)

-Наш полет будет длиться утро, день, вечер и ночь. Какова продолжительность полета?( Сутки)

Марсианин: Вот мы и прилетели на первую станцию, которая  называется «Космодром». Воспитатель: А где же все ракеты?

 Марсианин: Злой волшебник их все спрятал.

(Появляется злой волшебник)

Волшебник:  Я- Маркуриус- злой волшебник .Я здесь Властелин и нет мне равных в способностях и уме, ха-ха-ха. Зачем сюда пожаловали? 

Воспитатель: Мы хотим помочь марсианам.

 Волшебник: Ну попробуйте, я посмотрю на что вы способны, но для начала найдите все ракеты. 

Марсианин: Ребята , злой  волшебник поднял космический вихрь и все ракеты спрятал в космической пыли.

Воспитатель: Давайте их попробуем отыскать ? Посмотрите,  перед нами находятся  необычные поверхности, которые покрыты толстым слоем космической пыли. Как же мы отыщем ракеты на этих поверхностях?

Дети: Сдуем пыль.

Воспитатель: Попробуйте( дуют). Не сдувается.

Марсианин: Может попробуем стряхнуть космическую пыль?(стряхивают)

Воспитатель: И это не помогло. Что же можно еще сделать?

 Дети:  Может попробуем соскрести эту пыль?

Воспитатель: А чем же мы соскребем? У нас с вами нет ничего под рукой! Ой,смотрите, я кажется что-то нашла! Что это?

Дети: Деревянные палочки

Воспитатель: Давайте попробуем с помощью этих палочек соскрести космическую пыль.

 Марсианин:А я вижу здесь какие-то точки,  наверное что-то нужно с ними сделать?

Воспитатель: Как вы думаете ,что ?

Дети: Наверное соединить.

Воспитатель: Давайте попробуем соединить наши точечки ,так соединили .А вот и наши ракеты. Ну чего- то не хватает у ракет ?Чего?

Дети: Иллюминатора .

Воспитатель: Давайте мы очистим иллюминаторы от космической пыли. Молодцы. Справились с заданием.

Волшебник: Не думал ,что вы справитесь с этим заданием. Какие вы оказывается сообразительные! Проверим ваши способности на следующей станции.

Воспитатель: Веди нас Марсик  на следующую станцию.

Марсианин: Станция называется «Космозвездная».

 Воспитатель: Ребята ,во всей Вселенной очень много звёзд, все  мы их пересчитать не сможем. На самом деле чисел также много, как и звёзд. 

 Марсианин: Посмотрите и здесь злой волшебник натворил злодеяние ,он нагнал космический вихрь ,от этого метеоритный поток сбил звёзды и перемешал их .

Воспитатель: Что же нам с вами нужно сделать?

Дети: Расставить звезды по своим местам.

Воспитатель: Что вы видите на звездах?

Дети: Цифры.

Воспитатель: Значит ,как нужно расставить звезды?

Дети: По порядку.

Воспитатель: А что еще вы замечаете?

Дети: Звезды разные по размеру.

Воспитатель: Значит как нужно расставить звезды?

Дети: По порядку и от самой маленькой до большой.

Воспитатель: Приступаем(дети расставляют звезды). Проверяем. Все верно. Назовите мне соседей числа 5(4 и 6) ,соседей числа 9( 8 и 10). Какое число больше 7 или 2?( 7) 3 или 8(8), какое число меньше 1 или 6(1),7 или 10(7).

Марсианин: Спасибо, ребята. И с этим заданием вы мне помогли.

Волшебник: Что ж и это вам удалось исправить. Но до следующей станции вы точно не доберетесь.  Попробуйте перейти через кратер ха-ха-ха.

Воспитатель: Доберемся. Ребята вы наверное устали? Сейчас я предлагаю вам немножко отдохнуть ,а потом продолжим путь.

Физминутка «Космодром»

Всё готово для полёта, (поднять руки вперёд, затем вверх.)
Ждут ракеты всех ребят. 
(соединить пальцы над головой, изображая ракету.)
Мало времени для взлёта, 
(марш на месте.)
Космонавты встали в ряд. 
(встать прыжком – ноги врозь, руки на пояс.)
Поклонились вправо, влево,
 (наклоны в стороны.)
Отдадим земной поклон. 
(наклоны вперёд.)
Вот ракета полетела. 
(прыжки на двух ногах)
Опустел наш космодром. 
(присесть на корточки, затем подняться.)

Марсианин: Продолжаем наш путь,

Воспитатель: Посмотрите от падающих метеоритов здесь образовался кратер и мы не можем через него перейти .Что же нам нужно с вами сделать ?

Дети: Перепрыгнуть, перелететь, построить мост. 

Воспитатель: А из чего же мы можем построить мост?

 Дети: Из досок, кирпичей, из канатов.

Воспитатель: Посмотрите вокруг , у нас же здесь ничего такого нет .

Марсианин: На Марсе есть  только камни .Что же нам  делать?

Дети: Здесь лежат камни, давайте из них построим мост.

Воспитатель: Посмотрите, это не обычные камни .  Посмотрите на них здесь что-то написано .

Дети: На них написаны примеры.

Воспитатель: Значит, что нам с вами нужно сделать?

Дети: Решить примеры и наверное из полученных ответов построить мост.

Воспитатель: Давайте будем решать и посмотрим, что у нас получится.(10-8=2, 7-3=4, 3+3=6, 2+6=8, 1+9=10). Молодцы, вот мы построили мост и перебрались через кратер.  Скажите пожалуйста, а что было бы ,если мы не нашли камни ? Как  бы мы тогда смогли перебраться? 

Дети: Мы бы образно представили, что здесь есть мост или мост появился по волшебству.

Марсианин:  Вот мы с вами и добрались до следующей космической станции, которая называется Космозадачкина.

Волшебник: Что ж! И это вам удалось !  Какие живые оказывается умные и смышленые ребята.

Я уверен, что со следующим заданием вы точно не справитесь, потому что вы не умеете решать задачи!

Дети: Справимся.

Воспитатель:  Оказывается ,мы не просто  с вами сейчас решали примеры. Мы тренировали свой ум, где он нам и понадобится.  

Но прежде чем решить задачу ,давайте вспомним, из  каких частей состоит задача( из  условия и вопроса ).Правильно . Смотрим на экран.

1) Миша летел до планеты 3 дня, а Даша 4 дня. Сколько дней они летели вместе?

Итак, давайте рассуждать. (рассуждения детей )

2) По дороге на планету Миша увидел 9 звезд, а Даша -7 звезд. На сколько звёзд больше увидел Миша, чем Даша ?

3) В Мишин  корабль ударилось 6 метеоритов , а в Дашин- 2 метеорита. На сколько метеоритов  в Дашин  корабль ударилось меньше, чем  в Мишин?

4) Ребята хотели путешествовать 6 дней . Сколько дней им осталось путешествовать, если прошло 3 дня?

 5) На планету прилетели 5 зелёных человечков и 3 жёлтых. Потом два человечка улетело. Сколько человечков осталось на планете?

Воспитатель:  Вот мы и решили с вами все задачи.

Волшебник: Не может этого быть!!!Как вы смогли решить эти задачи? Ведь это самое трудное задание, из всех, что я придумал! В этот раз вы победили!  Я еще сюда вернусь!

Марсианин: Спасибо вам большое, ребята! Без вашей помощи я бы не справился. В знак благодарности я хочу вам подарить эту замечательно игру. 

Воспитатель: Ну, а нам пора возвращаться на свою планету. Которая как называется?

Дети: Земля.

Марсианин: Я дам вам свою ракету, чтобы  вы смогли вернуться домой. Дорогу назад найдете? (найдем)

Воспитатель: Спасибо тебе большое, Марсик.

Марсианин: Мне пора возвращаться к своим товарищам. До свидания!

Воспитатель и дети: До свидания! Рады были с тобой познакомиться и помочь тебе.

Воспитатель: Пройдемте к ракете. Подготовиться к полету! Начинаем обратный отчет: 10..9..8..7..6..5..4..3..2..1.. пуск!

Скажите, на ракете летать  хорошо или плохо?

Дети: Хорошо-быстро долетает до нужного объекта, интересно наблюдать за звездами, планетами; плохо- страшно, опасно, неудобно кушать, мало места в ракете.

Воспитатель: Прямо по курсу Земля и наш детский сад! Приземляемся! Вот мы и вернулись!

Где мы сегодня с вами побывали?

Что делали на станциях?

Что вам больше всего понравилось в путешествии?

Чему вы научились сегодня?

Какие задания были самыми сложными?

Какие задания были  интересными?

Какие новые знания вы получили?

Давайте попрощаемся с нашими гостями. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ОС по развитию речи для старшего дошкольного возраста с использованием ТРИЗ технологии на тему «Книжный магазин».

Программные задачи: -формировать умение составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картин;-развивать умение следить за сюжетом, не упуская важных деталей;-продолжать знакомить детей с професси...

Конспект ОС по развитию речи для старшего дошкольного возраста с использованием ТРИЗ технологии на тему «Книжный магазин»».

Образовательное событие для детей старшего дошкольного возраста с использованием ТРИЗ технологии...

«Конспект занятия по развитию речи и словотворчеству с детьми старшего дошкольного возраста (с использованием ТРИЗ технологии)»

Конспект занятия по развитию речи и словотворчеству с детьми старшего дошкольного возраста(с использованием ТРИЗ технологии) Тема: «В гостях у леса»Цель: Продолжать использо...

Мастер-класс «Игры на развитие речи детей старшего дошкольного возраста с использованием ТРИЗ-технологии».

Мастер-класс «Игры на развитие речи детей старшего дошкольного возраста с использованием ТРИЗ-технологии». Игры - ТРИЗ способствует преодолению застенчивости, замкнутости, робости; ма...

Конспект «Насекомые» для детей старшего дошкольного возраста с использованием ТРИЗ-технологии

Задачи с интеграцией образовательных областей:1«Социально-коммуникативное развитие»-воспитывать бережное отношение к природе, насекомым, желание помогать им;-формировать навыки доброжелате...