Объёмные и плоскостные фигуры
видеоурок по математике (старшая группа)

Сечанина Татьяна Николаевна

Занятие по ФЭМП в старшей группе по программе "Игралочка" Л.Г.Петерсон

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) по программе Л.Г.Петерсон

Составила: Сечанина Т.Н.

ТЕМА: Объёмные и плоскостные фигуры

ЦЕЛЬ:

  1. Сформировать представление о том, чем отличаются плоские и объёмные фигуры; из каких элементов состоят пространственные фигуры.
  2. Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения на основе рефлексивного метода, закрепить способ действий «если что-то не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя по учебнику».
  3. Повторить названия изученных геометрических фигур, умение распознавать и называть их, закрепить умение сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар и использовать знаки для фиксации результатов сравнения, тренировать счётные умения.
  4. Тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции-анализ, синтез, сравнение, классификацию, развивать внимание, память, речь, воображение, мелкую моторику рук, инициативность, коммуникативные качества.

МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ:

Демонстрационный

  1. Прямоугольный параллелепипед, куб, шар, призма, пирамида, конус, цилиндр, круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.
  2. Паспорта объёмных фигур: цилиндра, куба,

конуса, треугольной призмы, треугольной пирамиды, шара.

  1. Образцы для выполнения задания игры «Больше-меньше»

Раздаточный

  1. Карточки с изображением предметов, имеющих форму шара, куба, призмы, пирамиды, цилиндра, конуса. («Пропуски»-по одной на каждого ребёнка)
  2. Куб, шар, круг, квадрат, чистый лист бумаги на группу из 4 детей.
  3. Куб, прямоугольный параллелепипед, цилиндр, конус, пирамида, шар, карточки (чёрно-белые «фотографии») с изображением круга, треугольника, прямоугольника, квадрата.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1.Введение в игровую ситуацию

Собрать детей около себя.

-Любите ли вы играть?

-В какие игры вы играете дома, в какие- на улице?

-Есть игры, в которые можно играть только на улице?

-Почему дома не играют в футбол?

-Можно дома играть в прятки?

-Предлагаю отправиться в детский сад, который находится в стране Геометрических фигур, и посмотреть, во что и как там играют дети. Хотите отправиться в Геометрическую страну?

2.Актуализация знаний.

2.1. «На что похоже?

-В детском саду страны Геом.ф. есть охрана. В садик пускают только по пропуску.  (Поставить на стол цилиндр, куб, конус, шар, призму, пирамиду. Раздать детям карточки- пропуски.)

-Как называется эта фигура?(каждый ребёнок даёт ответ)

-Охрана пропускает нас в садик, т.к. мы всё правильно ответили.

2.2. «Прятки»

-Присаживайтесь за столы по 4 человека. ( на каждом столе куб, шар, круг, квадрат, лист бумаги)

-Дети вышли на прогулку (фигуры) и решили поиграть в прятки. Стол- это участок. Прятаться можно только на нём. Попробуйте спрятать фигуры.

-Кому удалось спрятаться? (Кругу и квадрату)

-Кто спрятаться не смог?(Шар, куб)

-Почему?(круг и квадрат-плоские фигуры, куб и шар- объёмные)

-Какие ещё плоские фигуры вы знаете?(Треугольник, овал, прямоугольник, четырёхугольник-показать образцы)

-Какие ещё объёмные фигуры вы знаете? (Цилиндр, конус, призма, пирамида)

3.Затруднение

«Фотографы»

Заведующий детским садом пригласила фотографа, чтобы сфотографировать к празднику отдельно каждую геометрическую фигуру-ребёнка. Но фотограф заболел, и заведующий просит нас помочь. Поможем сфотографировать фигуры?

Направить свет фонарика на куб, потом шар

-Какая фотография получилась? (Квадрат, круг- выложить фото)

Направить свет на цилиндр и параллелепипед.

-Какая фигура получилась? (Прямоугольник- выложить 2 фото прямоугольника)

Направить свет на конус и пирамиду.

-Какая фигура получилась? (Треугольник-выложить 2 фото треугольников)

Сложить все фото в стопочку. Выложить на стол перед фигурами.

-В ателье фото напечатали, но они перепутались.

Затруднение-прямоугольник может быть фотографией и цилиндра, и параллелепипеда, треугольник- конуса и пирамиды.

-Смогли вы правильно раздать фотографии? (Нет, не всем фигурам)

-Почему не смогли? (Одна и та же фотография подходит к разным фигурам)

-Значит чему нам надо научиться? (Фотографировать фигуры так, чтобы по фотографии можно было определить, какая фигура фотографировалась)

4.Открытие нового знания

-Как мы можем это узнать? (Попробовать придумать ответ самим, а потом проверить по учебнику)

Выслушать предложения детей.

-У фигур есть отличия, которые надо показать на фотографии. Чем отличается цилиндр от параллелепипеда? Призма от пирамиды?

-Вывод: объёмные фигуры надо фотографировать с разных сторон, чтобы показать все их особенности.

-Посмотрите на цилиндр. Какая фотография получится, если сфотографировать цилиндр  с этой стороны(торец с двух сторон-круги). И с этой стороны мы его уже фотографировали-прямоугольник. (показать рисунок из учебника- паспорт цилиндра) Это паспорт цилиндра. Такая фотография рассказывает о цилиндре почти всё, как о человеке рассказывает паспорт. Значит, это паспорт цилиндра.

Аналогично разобрать конус, куб, треугольную призму, треугольную пирамиду и шар.

5.Включение нового знания в систему знаний

5.1.«Обведи устойчивую конструкцию и паспорта фигур, из которых она сложена»

-После прогулки и тихого часа дети из страны геометрических фигур сели играть в кубики. Давайте мы тоже поиграем с ними. Посмотрите, где расположена устойчивая конструкция? Что значит- устойчивая? (Внизу) Давайте проверим (продемонстрировать устойчивость-неустойчивость конструкций)

-Из каких фигур она состоит? (Цилиндр, куб, пирамида)

-Где находится паспорт цилиндра (куба. Пирамиды)? (Паспорт цилиндра- в нижнем ряду второго столбика, куба- в верхнем ряду первого столбика, пирамиды- в нижнем ряду первого столбика)

-Паспорт какой фигуры находится в среднем ряду первого столбика ( в верхнем ряду второго столбика)?(шар,конус)

5.2. «Сравни»

-Дети Геометрического д/с любят играть в игру «Больше или меньше». В этой игре нужно разделиться на части по какому-либо признаку и узнать, каких фигур больше, а каких меньше и на сколько. А в конце поставить между полученными числами знак. Поиграем вместе с ними?

-В первом случае на части поделились дети младшей группы.( во втором- средней, в третьем- старшей). По какому признаку они разбились? (По признаку формы: на треугольники и четырёхугольники, на круги и овалы, на квадраты и прямоугольники)

-Проверьте, правильно ли они сосчитали количество детей в каждой группе? (да)

-Что теперь нам надо сделать? (провести ниточки, обвести фигуры, которым хватило пары, сосчитать оставшиеся фигуры и поставить нужный знак. (один ребёнок выполняет задание у доски, остальные- в тетради. Свериться)

-На сколько треугольников больше, чем четырёхугольников? (на  4)

-Почему вы так считаете? (потому что 4 треугольника остались без пары)

-Что вы скажете о количестве кругов и овалов в средней группе? (равно. Никого не осталось без пары)

-На сколько квадратов меньше, чем прямоугольников? (на 4, потому что 4 прямоугольника остались без пары)

6.Итог занятия.

-Где вы сегодня побывали?

-Что интересного сделали?

-С кем познакомились?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Треугольник .Знакомство детей средней группы с плоскостной фигурой-треугольник.

Материал предназначен для проведения непрерывной оброзовательной деятельности по математике. На тему геометрические фигуры, а именно треугольник. Материал оформлен в виде сказки  в которой активн...

Объемные и плоскостные фигуры

ЦЕЛЬ: сформировать представление о том, чем отличаются плоские и пространственные (объемные) фигуры, и о том, из каких элементов состоят пространственные фигуры....

План-конспект непосредственной образовательной деятельности с воспитанниками старшей группы. «Знакомство с профессором Разумейкиным. Объемные и плоскостные фигуры»

Цель и задачи НОД: в соответствии с формируемыми компетенциямиПознавательное развитие:-сформировать представление о том, чем отличаются плоские и пространственные (объемные) фигуры, и о том, из каких ...

Альбом. Конструирование плоскостных фигур "Задания Тикоши".

Система практических заданий по ТИКО-моделированию позволяет формировать, развивать, корректировать у дошкольников пространственные зрительные  представления через игровой формат занятий. При это...

Коррекционное занятие по развитию зрительного восприятия: «Объёмные и плоскостные геометрические фигуры»

Занятие направлено на закрепление знаний об объемных и плоскостных геометрических фигурах у детей 4-5 лет....