Математическое развитие (ФЭМП)
план-конспект занятия по математике


Предварительный просмотр:

Дидактические игры для закрепления состава числа из двух меньших чисел для детей подготовительной к школе группы.


Предшествующая работа: начиная со средней группы, мы учим детей операциям с множествами предметов, созданиям множества из подмножеств, деление множеств на подмножества, сравнение их между собой.
При обучении детей составу числа из двух меньших чисел мы должны соблюдать следующие требования:
- постепенность,
- не заучивать состав, а учить понимать способ действия,
- показать все возможные варианты разложения числа на два меньших.

Цель игр: Закрепить представления о составе чисел из двух меньших чисел (в пределах 10).

Задачи игр:
1. Продолжать учить соотносить цифру с числом.
2. Закрепить знания об образовании чисел в пределах от 5 до 10 и раскладывать их на два меньших.

Игра «Божьи коровки»

Материал: карточки с изображением божьих коровок с цифрой на левом крыле; карточки с цифрами для второго крыла; цифры в кругах.
Варианты использования пособия: 
1. Воспитатель кладёт цифру в круге над божьими коровками и предлагает детям подобрать цифру на второе крыло. Ребенок находит эту цифру и прикрепляет его на крыле.
2. На обоих крыльях божьих коровках разложены цифры. Ребёнок должен из двух чисел составить число и найти соответствующую цифру в круге.

Игра «Мухоморы»

Материал: двухсторонние шляпки мухоморов: на одной стороне приклеены белые точки (от 1 до 10), на второй стороне – примеры; ножки мухоморов с цифрами от 1 до 10; кружочки белого и красного цвета.


Варианты использования пособия: 

1. «Подбери ножку к шляпке мухомора»: Задание считается правильно выполненным, если количество точек на шляпке совпадёт с цифрой на ножке.

2. «Реши примеры»: Надо решить арифметические примеры (на шляпке мухомора) и найти ответ (цифра на ножке мухомора). Задание считается правильно выполненным, если правильно решён арифметический пример.


3. «Равно — неравно»: Ведущий хаотично расставляет ножки к шляпкам мухомора. Зачастую цифры на ножках не совпадают с количеством точек на шляпках. Ребёнку необходимо с помощью двухсторонних фишек добиться совпадения цифры и количества точек. Для этого он перекрывает лишние точки на шляпке красной стороной фишки, а недостающие точки добавляет белой стороной фишки. Задание считается правильно выполненным, если количество точек на шляпе совпадёт с цифрой на ножке.

Игра «Домики»

Материал: Домики с окошками. На каждом этаже только одна цифра. Набор цифр. 
Ход игры: Цифра на крыше обозначает количество жильцов на каждом этаже. Ребёнок должен подобрать и поставить цифру на второе окошко.

Игра «Подбери колёса к машине»

Варианты использования пособия: 
1. На машину кладётся цифра. Дети должны подобрать колёса к машине так, чтобы количество гаек на двух колёсах, обозначенное цифрами, составляло число, указанное на машине (подобрать все варианты).
2. К машине прикладываются колёса, обозначенные цифрами, а ребёнок должен определить их общее количество и положить на машину соответствующую цифру. 

Игра «Полянка»


Материал: Полянка (сделана из зелёного картона); 2 вида цветов из картона; в середине липучка для закрепления цифр на полянке.
Ход игры: На середину полянки кладётся цифра. Ребёнок должен составить это число из цветочков разного цета.

Игра «Числовик»
Материал: Циферблат с двумя стрелками.
Ход игры: Воспитатель называет любое число в пределах 10, а ребёнок указывает стрелками на числа, из которых можно составить это число.



Предварительный просмотр:

игры для освоения сериации

1 ) Игровое упражнение «Веселое путешествие»

Цель: закрепить представление детей о том, что палочки (полоски) каждого цвета имеют определенное число; продолжать упражнять в соотнесении цвета и числа; формировать навык самоконтроля.

Материал: набор палочек Кюизенера (цветные полоски белого, розового и голубого цвета); цифры от 1 до 3.

Вариант 1. Игровые действия: педагог предлагает детям построить необычный «поезд» из цветных палочек (полосок).

 https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2020/10/22/kartoteka_igr_s_palochkami_kyuizenera.docx_image8.jpg

«Пассажирами» этого «поезда» будут зайчики — белые палочки, каждая из которых обозначает число 1. Педагог предлагает посадить «зайчиков» в «вагончики» и узнать, сколько «пассажиров» поместится в каждом «вагончике». Дети практическим путем находят ответ: берут белые палочки (полоски) и накладывают на «вагончики» каждого цвета. Таким образом ребята могут найти ответы на вопросы: «Сколько "пассажиров" поедет в каждом "вагоне"? Почему?». Благодаря практическим действиям дети замечают, что в розовом «вагончике» помещается только два «пассажира», в голубом — три, т. е. палочка каждого цвета всегда обозначает определенное число. Затем педагог предлагает обозначить количество «пассажиров» цифрой.

Вариант 2. Игровые действия: предложить составить «поезд» из пяти палочек (желтого, белого, голубого, розового, красного цвета).

https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2020/10/22/kartoteka_igr_s_palochkami_kyuizenera.docx_image33.jpg

2 ) Игровое упражнение «Найди колпачок для гномиков»

Цель: упражнять детей в подборе палочки (полоски) нужного цвета и числового значения согласно словесному указанию взрослого; подвести к пониманию, что у каждого числа есть свой цвет; формировать навыки самоконтроля.

Материал: набор палочек Кюизенера (цветные полоски).

Игровые действия: педагог знакомит детей с «гномиками» (белые палочки), сообщает, что им очень не нравится быть одним, они любят совместные игры, поэтому ребятам нужно сгруппировать их по 2, 3, 4 и 5. Затем воспитатель предлагает подобрать каждой группе «гномиков» колпачок — палочку, равную по длине составленным вместе белым палочкам.

3) Игровое упражнение «Найди свой домик»

Цель: закрепить умение соотносить цветную палочку с цифрой; развивать память.

Материал: набор палочек Кюизенера; набор цифр от 1 до 5.

Вариант 1. Игровые действия: педагог, раскладывая цифры, сообщает, что каждый «домик» имеет свой номер, и предлагает заселить в домики «жильцов» (цветные палочки) так, чтобы каждой цифре соответствовала определенная цветная палочка.  

Вариант 2. Игровые действия: подобрать для цветной палочки соответствующую цифру.

https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2020/10/22/kartoteka_igr_s_palochkami_kyuizenera.docx_image24.jpg

4) Игровое упражнение «Построй лесенку»

Цель: закрепить умение считать в прямом и обратном порядке до 5 (порядковый счет); развивать глазомер.

Материал: набор палочек Кюизенера (цветные полоски).

Вариант 1. Игровые действия: педагог предлагает составить «лесенку» для зверят из пяти палочек (от самой короткой до самой длинной). Затем дошкольники должны назвать «ступеньки» сверху вниз и снизу вверх, посчитать их по порядку. https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2020/10/22/kartoteka_igr_s_palochkami_kyuizenera.docx_image4.jpg

1

2

3

4

5

Вариант 2. Игровые действия: составить вертикальную «лесенку» (от самой низкой до самой высокой палочки) и назвать «ступеньки», посчитать их по порядку. https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2020/10/22/kartoteka_igr_s_palochkami_kyuizenera.docx_image41.jpg

Вариант 3. Игровые действия: построить двустороннюю лесенку с направлениями снизу вверх и сверху вниз, затем назвать «ступеньки» и посчитать их по порядку.

https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2020/10/22/kartoteka_igr_s_palochkami_kyuizenera.docx_image12.jpg

5 ) Игровое упражнение «Найди ступеньки»

Цель: закреплять умение называть числа-«соседей», сравнивать смежные числа; учить устанавливать логические связи и закономерности, развивать глазомер.

Материал: набор палочек Кюизенера (цветные полоски).

Вариант 1. Игровые действия: составить «лесенку» и назвать все числа-«ступеньки», которые обозначают числа больше 3 (меньше 4; больше 2, но меньше 5; больше 3, но не 4 и т. д.).

Вариант 2. Игровые действия: назвать числа «ступеньки», соседствующие со «ступенькой», обозначающей число 2 (3, 4).

Вариант 3. Игровые действия: назвать числа «ступеньки», обозначающие числа до 4 (после 2; от 3 до 5; между 1 и 3 и т. д.).



Предварительный просмотр:

Игры для формирования математических представлений о форме у детей средней группы

  1. «Подбери фигуру».

Цель: закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании.

Оборудование.Демонстрационный: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, вырезанные из картона.Раздаточный: карточки с контурами 5 геометрических лото.

Педагог показывает детям фигуры, обводит каждую пальцем.Дает задание детям: «У вас на столах лежат карточки, на которых нарисованы фигуры разной формы, и такие же фигуры на подносиках. Разложите все фигуры на карточки так, чтобы они спрятались». Просит детей обводить каждую фигуру, лежащую на подносе, а затем накладывает («прятать») ее на начерченную фигуру.

  1.  «Геометрическое лото»

Цель: учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой подбирать предметы по геометрическому образцу.

Оборудование.5 карточек с изображением геометрических фигур: по 1 кругу, квадрату, треугольнику, прямоугольнику, овалу. По 5 карточек с изображением предметов разной формы: круглой (теннисный мяч, яблоко, шарик, футбольный мяч, воз душный шар, квадратный коврик, платок, кубик и т. д. ; овальной (дыня, слива, лист, жук, яйцо); прямоугольной (конверт, портфель, книга, домино, картина).

Принимают участие 5 детей. Педагог рассматривает вместе с детьми материал. Дети называют фигуры и предметы. Затем по указанию В. подбирают к своим геометрическим образцам карточки с изображением предметов нужной формы. Педагог помогает детям правильно назвать форму предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная).

  1. «Какие бывают фигуры»

Цель: познакомить детей с новыми формами: овалом, прямоугольником, треугольником,давая их в паре с уже знакомыми: квадрат-треугольник, квадрат-прямоугольник, круг-овал.

Оборудование. Кукла.Демонстрационный:крупные картонные фигуры: квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, круг.Раздаточный: по 2 фигуры каждой формы меньшего размера.

Кукла приносит фигуры. Педагог показывает детям квадрат и треугольник, спрашивает, как называется первая фигура. Получив ответ, говорит, что в другой руке треугольник. Проводится обследование путем обведения контура пальцем. Фиксирует внимание на том, что у треугольника только три угла. Предлагает детям подобрать треугольники и сложить их вместе.Аналогично: квадрат с прямоугольником, овал с кругом.



Предварительный просмотр:

Картотека игр по формированию понятий о величине предметов у дошкольников

  1.  «Прятки»

Цель: практическое знакомство с величиной.

Материал: кубики, шарики, мячики и любые другие предметы большого и маленького размера.

Ход игры: Перед ребёнком разложены кубики, шарики, мячики и любые другие предметы большого и маленького размера. Взрослый просит ребёнка спрятать маленький шарик в ладошке, шарика не видно; затем ещё маленький предмет прячется в ладошке, проводится игра «Ку-ку». Далее даём большой шарик и тоже просим его спрятать, не получается. Делаем вывод, что маленькие предметы можно спрятать в ладошках, а большие нет.

  1. «Накормим кукол»

Цель: учить сортировать предметы по размерам.

Материал: большая и маленькая куклы, грецкие орехи и фундук.

Заранее подготовить большую и маленькую кукол, грецкие орехи и фундук. Важно: игрушки должны быть объёмные, плоскостные картинки не подходят.

Ход игры: Взрослый читает стихотворение:

«Сидит кукла на тележке, продаёт она орешки» и достаёт большую куклу.

- Посмотри к нам пришла кукла и принесла орешки. Пока ребёнок рассматривает орешки, появляется маленькая куколка.

Взрослый побуждает ребенка сравнить кукол по размеру и затем поделить орешки: большой кукле - большие грецкие орехи, а маленькой куколке - маленькие, фундук. Далее можно орешки посчитать и покатать ладошками для развития мелкой моторики.

  1. «Вода в стаканах»

Цель: формировать понятие о сохранении объема жидкости, в стаканах.

Материал: два стакана одинаковой формы, один стакан выше и уже, чем первых два.

Ход игры. Два стакана одинаковой формы, находятся на разном расстоянии от ребенка, но с равным количеством воды (о чем ребенок не знал). Вопросы к детям:

- Что ты видишь на столе?

- Посмотри и скажи, где воды больше?

Часто дети путаются, так как стаканы стоят на разном расстоянии от ребенка и поэтому кажется, что количество воды в стаканах разное.

Педагог переливает из одного стакана воду в другой стакан, который другого размера (на глазах у ребенка). В ходе занятия педагог формирует у ребенка понятие о том, что объем жидкости, в стаканах, не изменится независимо от формы стакана. Вопросы к ребенку:

- Посмотри и скажи, где воды больше?

- Скажи, поровну ли воды?

- Да, поровну. Вы воду не отливали, а просто перелили в этот стакан. Он выше, уже и кажется, что воды в нем больше.

4) «Елочки»

Цель: формировать умение сравнивать два предмета с помощью третьего.

Материал: две елочки, наклеенные на лист, карандаш, ножницы, мера – полоска цветной бумаги.

Ход игры. Педагог показывает детям две елочки, наклеенные на лист.

– Как узнать, какая елочка выше?

Для того чтобы определить из двух наклеенных фигурок (2елочки) большую, необходимо использовать третий предмет – полоску цветной бумаги. Я показываю ребенку, как выполняется задание. Из этой  полоски ребенок вырезает мерку, в точности соответствующую длине одной из фигурок. С помощью этой полоски ребенок узнает длину елочки (прием наложения). Следующий этап - ребенок самостоятельно сравнивает высоту, прикладывая меру сначала к одной, затем к другой елочке. Меряет по одной из елочек, ставит метку карандашом и отрезает лишнее.

 Примеряя меру к другой елочке, вместе с воспитателем делает вывод, что мера короче (длиннее), чем другая елочка.

- А лишнее отрежем!

5) «В каком стакане больше гороха?»

Цель: сформировать понятие о сохранении дискретных количеств

Материал: пластмассовая баночка с горохом и два одинаковых прозрачных стаканчика.

Ход игры: перед ребенком стоят: пластмассовая баночка с горохом и два одинаковых прозрачных стаканчика. Предлагаю ребенку взять в каждую руку по горошине и одновременно опускать их в прозрачные стаканчики.

После того как часть стаканчиков заполнится горохом ребенок прекращает работу

.- Скажи, в каком стаканчике горошин больше?

- Поровну, я в каждую руку брала по одной горошинке и складывала их по стаканчикам, а стаканчики одинаковые. Далее воспитатель пересыпает горошины из одного стаканчика в другой, узкий и высокий.

- Где горошин больше?

- В этом стакане и в этом горошин одинаково, потому что не одну горошину не убирали и не прибавляли.

- А почему здесь так высоко горошинки поднялись?

- Он узенький и высокий, а этот стаканчик низкий и широкий, а горошин одинаково, потому что не брали горошины и не прибавляли».

6) «Какой длины кирпичики?»

Цель: формировать понятие о сохранении длины предметов.

Материал: два одинаковых по длине кирпичика, три мерки.

Ход игры: 

Перед ребенком два одинаковых по длине кирпичика, расположенных точно один под другим.

- Как узнать какой кирпичик длиннее?

- Нужно измерить их (измеряет первый кирпичик).

- Мерочка мерила его2 раза. Этот кирпичик мерка будет мерить тоже 2 раза, потому что они одинаковые. (Затем сдвигаю в сторону один из кирпичиков).

Перед педагогом стоит задача, довести до понимания детей, что как бы далеко предметы не находились друг от друга, их длина от этого не изменяется. Если ребенок затрудняется ответить, то можно предложить ему отметить каждое измерение на рабочей карточке с помощью фишки.

- Теперь какой кирпичик длиннее?

- Этот и этот кирпичики одинаковые, потому что мерка показала, что

этот кирпичик и этот кирпичик одинаковые по длине.



Предварительный просмотр:

Логико – математическая игра

«Поможем собачке построить дом»

 

Образовательная область: познавательное развитие

Цель : упражнять детей в подборе палочки (полоски) нужного цвета и числового значения согласно словесному указанию взрослого; подвести к пониманию, что у каждого числа есть свой цвет; формировать навыки самоконтроля.

Пространственно-временной ресурс:20 минут

Программно - методическое обеспечение (список литературы): Осноная образовательная программа дошкольного образования "От рождения жо школы"; В.П Новикова,Л.И Тихонова "Развивающие игры с палочками Кюизенера.Для работы с детьми 3-7 лет.

Материалы и оборудование: палочки Кюизенера ,мягкаяя игрушка "Собачка"

Этап

Цель, задачи этапа

Деятельность

педагога

Деятельность

воспитанников

Методы, формы,

приемы, возможные

виды деятельности

Результат

1 этап 

Мотивационный

Сюжет - завязка

Принять правила

логико-математической игре «поможем собачке построить дом»

Дети, посмотрите, что у меня в руках?  красивая коробчка, а давайте посмотрим, что в ней находится

(открытие коробки, в которой лежат 10 разноцветных палочек Кюизенера )

-Что это?

-Молодцы, правильно, сейчас мы отправимся в царство палочек Кюизинера

Ответы на вопросы

Словесный: Беседа, вопросы

Дети приняли правила логико-математической игры «поможем собачке построить дома»

2 этап 

Развитие игрового сюжета

Уметь сравнивать предметы по длине ,обозначать словами результат сравнения:длиннее,короче,равные по длине.

Проявлять интерес к математике,чуство радости от совместных действий ,успешно выполнять задания.

(Чтения стиха)

Давайте вспомним, чем они похожи, чем отличаются? Что обозначает цвет каждой палочки и какой цифре он соответствует?

Давайте мы построим лесенку от самой короткой, до самой длинной палочки

А сейчас проверим ваши знания, давайте поиграем. Я буду задавать вамвопросы ,а вы  будите быстро отвечать

Какая палочка по цвету на 3 месте?Какая палочка по цвету находиться между 3 и 5?Какая по счету синяя палочка?Какому числу соответствует жёлтая палочка?Какая палочка по цвету на 6 месте.?Какая палочка по цвету на 7 месте?Какая палочка по цвету на 10месте?

Какое число получится, если сложить две белых палочки?Какое число получится, если сложить две розовых палочки.Какое число получится, если сложить белую и розовую палочки?

Какое число получится, если сложить белую и голубую палочки?

Какое число получится, если сложить белую и красную палочки?

 Молодцы! А из каких палочек можно составить жёлтую палочку.Откройте коробочки с цветными счетными палочками. Достаньте палочку, которая обозначает число 10.

-Какого цвета эта палочка(оранжевая).

-А сейчас достаньте столько белых палочек, чтобы они все разместились под оранжевой.

-Да, правильно. Число 10 состоит из 10 единиц.

Физминутка «На 1 больше, на 1 меньше».Дети стоят в кругу, воспитатель показывает палочкулюбого цвета и просит детей выполнить на 1 движение больше или меньше: присесть; хлопнуть в ладоши; прыгнуть; моргнуть глазами; поднять руку вверх и т. д.

Ребята, вы любите слушать сказки? Сегодня я хочу вам рассказать сказку, не простую, а волшебную.

Жила-была на свете грустная собачка. Почему грустная? Да потому, что у нее не было дома. И вот однажды, проснувшись утром от дождя, собачка твердо решил строить себе дом. Строить дом очень трудно. Поэтому, он думал целые сутки.

Сколько это дети?

На следующий день она начала работу в 9 часов утра.

Дети, покажите это время на наших часах. Правильно.

Первое, что решила сделать собачка – это начертить схему дома. Она чертил до 6 вечера.

Ребята, покажите это время часах. Правильно.

Много потратила она времени, но ничего не получалось. И решила она просить помощь у вас. Единственное, что она точно знала, дом должен быть большим, так как у него есть братья.

Ребята, давайте поможем собачке  построить дом?Дети строят из палочек дома. Через некоторое время появляется собачка. Воспитатель говорит за собачку

Собачка: Привет, ребята! Я услышал, что вы строите мне дом и пришел выбрать самый красивыйСпасибо, ребята!  Я пошел к себе. Приходите в гости.

Ответы на вопросы

Словесный: Беседа, указания, вопросы

Практический :упражнения,

Наглядный: показ, игровой персонаж

Дети Умеют сравнивать предметы по длине ,обозначать словами результат сравнения:длиннее,короче,равные по длине.

Дети Проявляют интерес к математике,чуство радости от совместных действий ,успешно выполнять задания.

3 этап Заключительный .

Развязка игрового сюжета

Получить удовольствие от игры.

Произвести самоанализ,озвучить итоги игры.

Молодцы ребя! хорошо мы с вами потрудились и построили дом для собачки!!!

У Антона и Алины получились самые большие дома , а у Миши и Светы самые маленький ,для одной собачки они бы подошли , но для нее и ее братьев маловат. Что интересного было на занятии?А что понравилось больше всего?Какое задание было самым трудным?Какое задание было самым легким?

Ответы на вопросы.

Поблагодарить за игру

Словесный:Вопросы

Дети получили удовольствие от гры,произвили самоонализ,поблагодарили за игру .



Предварительный просмотр:

Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе по математике с элементами фольклора  «Сундук со сказками»

Цель:  Упражнять детей в порядковом счете с использованием элементов фольклора

Задачи:

Образовательные:      Закрепить у детей количественный и порядковый счет и знание цифр от 1 до 7.

 Упражнять в сравнении 6 предметов по высоте.

  Продолжать учить анализировать частично расчлененный образец.    Упражнять в умении передвигаться в указанном схемой  направлении.

 Продолжать формировать у детей умение ориентироваться во времени, определять по объективным признакам части суток и их последовательность

Развивающие: Закреплять умение детей соотносить форму предметов с геометрическими фигурами.

Развивать внимание, память, связную речь.

Воспитательные:       Воспитывать интерес к русскому народному творчеству: сказкам, загадкам, потешкам, пословицам.

Демонстрационный материал: иллюстрации к потешкам Васнецова Ю.А., частично расчлененная схема дома, домовёнок Кузя, Баба Яга, угощения из соленого теста разной формы, деревянные ведра 6 размеров, иллюстрация к сказке "Маша и медведь", схема пути на "камне", кочки на болоте с цифрами, сундук.

Раздаточный материал: маленькие иллюстрации к потешкам Васнецова Ю.А., угощения из соленого теста разной формы, "тарелочки": круглые, овальные, треугольные, квадратные, прямоугольные, 8 треугольников, 4 схемы расчлененного дома /для индивидуальной работы/.

Этапы

Деятельность педагога

Организационный

Вос-ль: Ребята, я сегодня вам предлагаю отправиться в сказочное путешествие. Хотите? Тогда пойдем /заходим в импровизированный лес/.

Ой, какой чудесный лес, деревья прямо до небес!

Птицы разные поют, постоим немного тут.

Вос-ль: Ребята, мы с вами попали в сказочный лес. Слышите, сюда кто-то спешит. Пойду, посмотрю /занести домовенка Кузю/.

Кузя: Ой, ребята, беда, беда! Мой сундук со сказками, пословицами, поговорками украли. Как же я без сундука теперь буду: ведь в нем все сказки живут?

Вос-ль: Ребята, что же теперь делать? /ответы детей/. Кузя, мы тебе поможем найти твой сундук, а ты нам за это свои сказки расскажешь.

Кузя: Сказки то я вам расскажу, я их много знаю. Только вот сундук то мой придется искать в сказочной стране, а там много чего приключиться может. Не испугаетесь?

Чтоб попасть ребята в сказку нужно трудный путь пройти,

Все болота и овраги надо будет обойти. Вы готовы?

Основной

Вос-ль: Ребята, Кузя, посмотрите, на нашем пути камень указатель. Что-то на нем написано. Давайте прочитаем.

Без плана пойдешь – в овраг попадешь.

По плану пойдешь – в сказку попадешь.

А вот кажется и план. Давайте его хорошо рассмотрим. Посмотрите, на нем изображены все елочки, пенечки мимо которых нам надо будет идти и показаны стрелочки, в какую сторону поворачивать /рассмотреть план, идем в соответствии с планом. Воспитатель задает вопросы: в какую сторону теперь надо повернуть и т.п./.

Вос-ль: Куда это мы пришли?

Кузя: А это в нашей сказочной стране математическое болото. Хотите узнать, как надо идти по этому болоту? На каждой кочке написаны цифры от 1 до 9.

Надо наступать на кочки, начиная с цифры 1 и далее по-порядку. Понятно? А перед тем как идти, давайте посчитаем сколько всего кочек на болоте /счет/.

Вы не забыли, как правильно идти по болоту? Давайте сначала по болоту пойдут мальчики, а девочки будут смотреть, правильно ли мальчики идут.

Вос-ль: Девочки, все ли мальчики правильно перешли болото?

Вос-ль: А теперь по болоту идут девочки, а мальчики контролируют.

Кирилл, правильно девочки прыгали с кочки на кочку? Никто не ошибся?

Вос-ль: Ребята, Кузенька, посмотрите, а вот и сундук.

Кузя: Радость-то, какая! Можно теперь и сказки сказывать.

Ой, вы, детушки, касатушки!

Проходите, не стесняйтесь.

Поудобнее располагайтесь. /дети садятся на рабочие места/

Всем ли видно, всем ли слышно,

Всем ли места хватило?

Приготовьте ушки, глазки

Расскажу-ка я вам сказки. /Кузю посадить за игрушечный стол/

Кузя: Хотите узнать, какие сказки живут в моем сундуке. Тогда слушайте загадку:

Сидит в корзине девочка

У мишки за спиной,

Он, сам того не ведая,

Несет её домой.

Ну, отгадал загадку?

Теперь скорей ответь

Названье этой сказки… «Маша и медведь» /показ иллюстрации/.

Кузя: А вы знаете, что случилось в этой сказке? Слушайте мою сказку.

Настряпала Машенька для бабушки и дедушки угощения. Да так старалась, что настряпала круглые булочки и треугольные рясстягаи, и овальные пирожки с капустой, и квадратные творожные слойки, и прямоугольный пирог с рыбой.

Увидел медведь угощения и говорит: «Вот разложишь все угощения по тарелкам такой же формы, как и угощения, тогда и понесу их бабушке и дедушке». Заплакала Машенька, ведь она не знает геометрических фигур и совсем не сможет одна справиться с заданием медведя. Давайте ей поможем и разложим правильно все угощения. Только сначала вспомним геометрические фигуры. Для вас на столах приготовлены тарелочки разной формы. Посмотрите, какой формы тарелочки? Сколько тарелочек круглой формы у Кирилла? Молодцы. А теперь слушайте внимательно задания:

  • Покажите тарелку, у которой нет углов.
  • Покажите тарелку с четырьмя углами.
  • Покажите тарелку, у которой все стороны равны.
  • Почему вы не показали прямоугольник?

Молодцы, теперь можно раскладывать угощения. Внимательно смотрите на форму угощения и кладите на тарелочку нужной формы.

Индивидуальная работа: Посчитай, сколько всего у тебя тарелок?

Дима, на какой тарелке у тебя больше угощений? На сколько?

Кузя: Молодцы. Все справились.

Вос-ль: Это потому, что ребята хорошо знают геометрические фигуры.

Уберите угощения на поднос, тарелочки отодвиньте на край стола.

Кузя: Вы готовы слушать следующую сказку? /достать из сундука Бабу Ягу/.

Как вы думаете, из какой сказки наша гостья? /из русской народной сказки «Гуси-лебеди»/. Посмотрите, ребята, на Бабу Ягу. Что-то она грустная, совсем незлая. Что же случилось у тебя, Баба Яга?

Б.Я.: Что расскажу тебе, горемычный ты мой. Давно я живу в сказках в своей избушке на курьих ножках. Ветхая она у меня стала, старая. Налетел недавно на наш лес ураган, да и развалил мою избушку на части. Попыталась я её собрать, да ничего у меня не получилось. Может ты мне, Кузенька, поможешь, аль ребята? Я вам даже схему дома принесла и кусочки от избушки.

Кузя: Ребята у нас умные, помогут тебе.

Вос-ль: Посмотрите, на какие фигуры рассыпалась избушка Бабы Яги? /на треугольники/. На сколько треугольников? /на 8/.Давайте рассмотрим схему дома.  

Вос-ль: Из какой геометрической фигуры состоит крыша? /из большого треугольника/.

Как мы можем собрать большой треугольник? /из 2 маленьких треугольников/. Смотрим дальше. Из какой геометрической фигуры состоят стены дома? Сколько треугольников нам потребуется, чтобы собрать квадрат? /4/. Сколько треугольников нам потребуется для курьих ног? /2 маленьких треугольника/.

Вос-ль: Ну, а теперь можно собирать дома. Давайте их будем собирать на полянке /на ковре/. На большом пне приготовлены для вас части избушки. Найдите себе на полянке место и приступайте к работе. БЕРИТЕСЬ ДРУЖНО – НЕ БУДЕТ ГРУЗНО.

/во время выполнения задания Баба Яга дает совет, например: «Подравняй крышу, а не то мне дуть будет»/.

Вос-ль: Молодцы, все справились. А что нам помогло справиться с заданием?

Кузя: Для Бабы Яги дома построили, целая улица получилась. А сейчас давайте построим дом для мухи. Вставайте в круг.

Физическая минутка «Мухин дом».

Ох, ох, что за гром?

(руки к щекам, наклоны в сторону).

Муха строит новый дом.

(Движения руками, имитирующие работу с молотком).

Молоток: стук-стук

(хлопки руками перед собой),

Помогать идет петух

(шаги с наклонами в стороны).

Катились колеса, колеса, колеса

(руки согнуты в локтях, ладони вперед, выполнять подталкивающие движения),

Катились колеса все влево, все косо

(руки на поясе, вращательные движения туловищем),

Скатились колеса на луг под откос

(то же, в обратную сторону);

И вот, что осталось от этих колес

(выпрямиться, развести в стороны).

Кузя: Посмотрим следующую сказку? /достает из сундука деревянные ведра/. Как вы думаете, из какой сказки эти предметы? / «По щучьему велению»/.

Отправили Емелю за водой, да лень ему. Сказал он волшебные слова: «По щучьему велению, по моему хотению – ступайте ведра в избу сами». Пошли ведра в избу, да вот только встали на лавку некрасиво, не по порядку. Надо их поставить так, чтобы ведра стояли по размеру: сначала большое, потом поменьше, еще поменьше и самое маленькое.

  • Алена, расставь ведра по порядку, начиная с самого большого.
  • На каком месте стоит большое ведро? /на первом/.
  • На каком месте стоит маленькое ведро?
  • На каком месте стоит ведро с красным ободком?
  • Посчитай ведра, начиная с большого.
  • Попробуем посчитать ведра справа налево, начиная с маленького ведра? Сколько их.

Вос-ль: С какой бы стороны мы не начинали считать, количество ведер не меняется.

Кузя: Ребята, а вы не забыли, что в моем сундуке живут и потешки, и загадки, и пословицы, и поговорки. Давайте их послушаем.

Итак, первая загадка.

Серое сукно тянется в окно.

Про какое время суток эта загадка? /вечер/. Покажите картинку, на которой изображен вечер. Как вы догадались? /показ большой иллюстрации Васнецова/.

А теперь слушайте потешку:

Ночь прошла

Темноту увела.

Замолчал сверчок,

Запел петушок.

Полежим немножко,

Распахнем окошко:

Здравствуй, солнышко, колоколнышко!

Про какую часть суток эта потешка? Объясните. Покажите картинку, на которой изображено утро.

Слушайте загадку:

Махнула птица крылом, покрыла весь свет черным пером.

Про какое время суток загадка? Почему вы так думаете? Покажите картинку.

И последняя потешка:

Качу, качу, зыбаю

Ушел отец за рыбаю,

А дед ушел дрова рубить,

А нянюшка – пеленки мыть,

А мать пошла уху варить,

Уху варить, детей кормить.

Про какое время суток эта потешка? Покажите картинку, объясните свой выбор.

Кузя: Слушайте мое последнее задание: «Разложите картинки, начиная с утра». Степа, помоги мне разложить картинки у доски /инд. работа/.

Вос-ль: Все умницы. Как хорошо знать части суток, можно все успеть.

Кузя: Вот и сказочкам конец, а кто слушал молодец! Остальные сказки я вам расскажу в следующий раз.

Ой, голова моя бедовая, совсем забыл. Ведь я для вас приготовил подарок за ваше усердие, старание, помощь. Ведь правильно говорят в народе: «Без муки нет и науки». Постарались, и у вас все получилось. А еще говорят: «Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей». Без вас бы я не нашел свой сундук. Вот вам, мои друзья, подарок  /книга сказок/. Прочитав эти сказки, может у вас появится желание помочь еще какому-нибудь сказочному герою. Мне пора возвращаться в сказку, а вам в детский сад. Скажите волшебные слова: «Раз, два, три – в садик снова попади» /дети произносят слова/.

Заключительный

Что нам помогло выполнить все задания? Какие знания нам пригодились?

Что больше всего понравилось ?

Что оказалось наиболее трудным?

Что оказалось наиболее легких?

Молодцы ребята!



Предварительный просмотр:

Технологическая карта НООД

Образовательные области: познавательное развитие

Тема занятия: «Математическое путешествие в сказку»

Возрастная группа: старшая группа

Цель занятия: Продолжать формировать элементарные математические представления через игровые упражнения.

Задачи занятия  

Обучающая: Повторить знания о последовательности чисел в прямом и обратном порядке.

Упражняться в умении последовательно называть время года, месяцы, дни недели, части суток

Повторить знание геометрических фигур.  

Развивающая: работать в группе, в паре; находить решение и делать выводы.  Проявлять внимание , логическое мышление, память и  хорошую речь.        

Воспитательная:  проявлять дружеское отношение к другим, слушать друг друга внимательно, не перебивать.

Дополнительные задачи: Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги.

Игровая: помочь Ивану Царевичу найти царевну

Словарная работа: развивать речевую активность детей; учить отвечать на вопрос полным предложением.

Планируемы результат занятия: У детей сформировалось элементарное понимание математического представления  через игровые упражнения.

Подготовительная работа: Рассадить детей на стулья, подготовить материалы для занятия

Материал и оборудование: клубочек, листы бумаги, карандаши ,карта

 п/п

Этапы

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы,

формы,

приемы

Предполагаемая  деятельность детей

Планированный

Результат

1.

Организационно-мотивационный этап

Принять правила игры, отвечать на вопросы.

Ребята, вы любите сказки? А хотели бы попасть в сказку и помочь нашим героям?

Сегодня я хочу вам рассказать сказку, сказка не простая, волшебная, с математическими заданиями.

А чтобы попасть в сказку нужно встать, закрыть глазки и произнести волшебные слова “ 1, 2, 3 обернись, в сказке окажись!”

Открываем глаза. Садимся. Сказка начинается

Словесный: Беседа, вопросы

Ответы на вопросы

Дети приняли правила игры, ответили на вопросы.

2.

Основной этап

Слушать внимательно сказку

Жил-был царь. И была у него дочь - красавица. Вот уехал как-то царь по своим царским делам, а дочка дома осталась. Вышла она в сад погулять, а тут налетел ветер, подхватил царевну и унес в тридевятое царство. Пригорюнился царь и попросил Ивана - царевича найти царевну. Идет Иван - царевич день, идет два. Подходит к избушке на курьих ножках. А там живет Баба Яга. Рассказал Иван - царевич про свою беду. Баба Яга обещала помочь, если Иван-царевич ответит на ее вопросы

Словесный: рассказ

слушают сказку

Дети внимательно прослушали сказку

2.1

Этап постановки проблемы

Отвечать на вопросы .

последовательно называть время года, месяцы, дни недели, части суток

Ребята смотрите ! Ветер принес мне конверт!

А там и находятся вопросы от Бабы Яги! Давайте скорее ответим на них, поможем принцессе вернуть к Ивану Царевичу!

Слушайте внимательно вопросы Бабы Яги:

1.Какой сегодня день недели?

2.Какой был вчера день недели?

3Какой будет завтра день недели?

4.Какой день недели будет послезавтра?

5.Какие времена года знаете? Назовите.

6.Сколько месяцев в году? Назовите.

7.Назовите части суток.

 Справились мы с заданием Бабы Яги.

Баба Яга дала клубочек и отправила царевича к Кикиморе.

( Воспитатель достает клубочек)

 У неё находится карта. Клубочек покатился, и царевич пошел за ним. Прикатился клубок к болоту. И перед царевичем появилась Кикимора. Она выслушала царевича и решила помочь, а чтобы получить карту, надо выполнить её задание.

Словесный: вопросы, рассказ, пояснения

Наглядный: Показ конверта

Отвечают на вопросы

Дети отвечают на вопросы .

последовательно называют время года, месяцы, дни недели, части суток

2.2

Этап ознакомления с новым материалом

Выложить цифры попорядку от 1 до 10 и обратно, отвечать на вопросы.

Отгадывать загадки

Давайте поможем Ивану- царевичу.

Чтобы нам двигаться дальше, нужно построить мост через болото, но необычный мост, а из кирпичиков-цифр. От 1 до 10 и в обратном порядке.

(Дети выкладывают цифры по порядку от 1 до 10 и обратно)

1.Назовите число больше 2 на 1 (3)

2.Самое маленькое число (1), самое большое (10)

3.Число, которое меньше 7 на 1 (6)

4.Назовите соседей числа 6 (5 и 7)

5.Покажите число больше 3 на 1.(4)

6.Назовите соседей числа 9.(8 и10)

Молодцы!

 Мы справились с заданием, и Кикимора дала карту Ивану - царевичу можно идти дальше. Клубочек покатился дальше и привел Ивана-царевича в сказочный лес.

Вот и мы попали в сказочный лес.

В лесу случаются чудеса. Лесные жители приготовили задание на сообразительность: 

1.Сколько ушей у двух мышей? (4)  Почему?               2.Сколько животиков у 5 бегемотиков ? (5)

3.Над рекой летели птицы: голубь, щука, две синицы? Сколько птиц?(3) Почему?

4.Сколько у коня копыт, когда конь в траве лежит?(4) Поясните.

5.Сколько домишек у 100 муравьишек ? (1)

6.Сколько раз в году бывает у Ивана Царевича день рождения? (1)

7.А у вас? (1)

Задачки – загадки:

Я нашел в дупле у белки

Девять штук орешков мелких.

Вот еще один лежит,

Мхом заботливо укрыт.

Ну и белка, вот хозяйка!

Все орешки посчитай –ка! (10) (Как получилось число 10?)

-Ответы детей.

Шесть веселых поросят,

У корытца в ряд стоят!

Тут один улегся спать _

Поросят осталось....(5)

Шесть щенят

Плюс мама –лайка.

Сколько будет?

посчитай – ка! (7)

Высоко задравши нос

Заяц шесть морковок нёс,

Спотыкнулся и упал –

Две морковки потерял. Сколько морковок у зайца осталось?  (4)

Однажды три цыпленка,

А с ними три мышонка,

А с ними три веселых,

Умытых поросенка

Бежали спозаранку играли на полянке? (9)

Три зайчонка, пять ежат

 Ходят вместе в детский сад.

 Посчитать мы вас попросим,

 Сколько малышей в саду?(8)

Молодцы, ребята! Справились с заданием!

Устали немножко?

Жители леса посоветовали набраться сил, чтобы идти дальше.

Физкультминутка

Иван- царевич:

Раз - нагнулся, разогнулся,

Два - нагнулся, разогнулся,

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка,

Руки в стороны развел и пошел, пошел, пошел за царевной в глушь лесную,

Вдруг пенек он увидал тихо сел и задремал.

Словесный: вопросы, пояснения, загадки

Практический: упражнения

выкладывают цифры, отвечают на вопросы, отгадывают загадки

Дети Выложили цифры попорядку от 1 до 10 и обратно, ответили  на вопросы.

Отгадали загадки

2.3

Этап практического решения проблемы

выполнить геометрический диктант, ориентируясь на листе бумаги

Дети, откройте глазки, видите, перед нами стоит замок в котором спрятана царевна. Ворота замка закрыты, вокруг замка высокая каменная стена! Как же попасть туда?

  -Я придумала! А давайте мы с вами сделаем ковёр – самолёт и тогда Иван- царевич сможет на нём перелететь через высокую стену!

Для этого нам нужно сесть за столы и приступить к изготовлению волшебных ковров.

Перед вами карандаши и бумага. Приготовьтесь слушать задание и рисовать (Графический диктант):

В левом верхнем углу нарисуйте красный треугольник;

В правом нижнем углу нарисуйте зеленый квадрат;

В левом нижнем углу нарисуйте синий прямоугольник;

В правом верхнем углу нарисуйте желтый круг.

В центре нарисуйте оранжевый овал;

Справа от оранжевого овала нарисуйте черный ромб

Слева-фиолетовую трапецию

Воспитатель: А сейчас проверим:

Какую геометрическую фигуру нарисовал Кирилл

в правом нижнем углу?

Где нарисовала София желтый круг?

В каком углу Андрей нарисовал овал?

И т. д.

-Дети, чем мы украсили наши ковры?

Молодцы. Иван-царевич перелетел через стену и освободил царевну!

Вернулись они к царю и стали жить, поживать и добра наживать!

И нам пора возвращаться в детский сад. Закройте глаза и начинаем отсчет от 1 до 5.

(Дети считают хором)

Вот мы и в детском саду.

Мы в сказке побывали,

Очень многое узнали,

Возвратились мы назад,

Детский сад нам очень рад.

Практический: упражнения

Словесный: указания, вопросы, беседа

Слушают задание и рисуют

Дети выполнили геометрический диктант, ориентируясь на листе бумаги

3

Заключительный этап

Получить удовольствие от игры.

Произвести самоанализ,

 Ребята где мы сегодня путешествовали, ребята?

Какое задание было самым трудным? Какое задание было самым легким?

Молодцы ребята!

Словесный: Вопросы

Ответы на вопросы.

Поблагодарить за игру

Дети получили удовольствие от игры, произвели самоанализ, поблагодарили за игру



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Направление: Формирование элементарных математических представлений.

Тема: «Порядковый счет, счет по названному числу; состав числа  из двух меньших».

Педагогическая цель: Продолжать знакомить с составом числа из двух меньших; различать количественный и порядковый счет в пределах 10, правильно отвечать на вопросы сколько, какой по счету; закрепит умение понимать отношения между числами, знать, как из неравенства  сделать равенство; развивать мыслительные операции, речь, внимание.

 Целевые ориентиры: Знают состав числа из двух меньших; различают количественный и порядковый счет в пределах 10; понимают отношения между числами, знают, как из неравенства сделать равенство.

 Виды деятельности: коммуникативная, игровая.

Средства реализации: кукла Буратино,   демонстрационный  материал  (цифры, карандаши, листы).

Организационная структура игрового занятия.

Этапы деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Организационный

Приветствие ( на ковре)

«Здравствуйте» слово,  какое чудесное,
Чуточку доброе, чуточку нежное.
«Здравствуйте» скажем,  мы этому дню,
«Здравствуйте» скажем, мы всем и всему!

Воспитатель.

Приглашает  занять свои места за столом.

На местах: Каждый день всегда везде –

На занятиях, в игре,
Громко, чётко говорим

И  тихонечко сидим.

Сюрпризный момент: 

(В  группу заходит Буратино)

Буратино.

- Ребята, я узнал, что вы очень любите считать, решать разные математические задачки, и приготовил  для вас несколько интересных математических игр. Справитесь? 

Дети приветствуют друг друга.

Дети усаживаются на свои места.

Отвечают на вопросы

Основной

Воспитатель.

Актуализация имеющихся знаний: игра «Молчанка»   - показывает различное количество предметов, а дети поднимают нужную цифру.

Воспитатель.

  • 1.Посчитай и скажи
  • Воспитатель.
  • Показывает лист с рисунком  овощей
  • Сколько всего овощей и фруктов?
  • Какой предмет на втором по счету?
  • Какой предмет на четвертом по счету?
  • Клубника,  на каком по счету месте?
  • Морковь,  на каком по счету месте?
  • Капуста ,на каком по счету месте?
  • Воспитатель
  • - Буратино, посмотри, как наши ребята справляются.
  • - Ребята, следующая игра называется, слушай и нарисуй.

2. Слушай и рисуй.

Нарисуйте в верхнем прямоугольнике столько кружков, сколько услышите хлопков в ладоши

-Сколько нарисовали кружков в верхнем прямоугольнике?

Нарисуйте в нижнем прямоугольнике на один кружок больше, чем кружков в верхнем прямоугольнике.

-Сколько нарисовали кружков и почему?

- Что можно сказать о количестве кружков в верхнем и нижнем прямоугольниках?

- Что надо сделать, чтобы кружков в прямоугольниках стало поровну, по девять?

 Нарисуйте один кружок в верхнем прямоугольнике.

- Что можно сказать теперь о количестве кружков в прямоугольниках?

Физкультминутка «Быстро встаньте, улыбнитесь».

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, отпустите.

Влево, вправо повернулись,

Руками  коленей  коснулись.

   Сели - встали, сели- встали

   И на мете побежали.

Воспитатель

- Ребята, Буратино для нас приготовил интересную игру про домик.

3. Игра «Домики» 

- Ребята, на каждом этаже в домике живет шесть человек, а в каждой квартире их количество разное.

- Сколько человек живет на первом этаже, если в одной квартире пятого этажа живет 5 человек?

- Сколько человек живет на втором этаже, если в одной квартире второго этажа живет 4 человека?

- Сколько живет человек на 3 этаже, если в одной квартире третьего этажа живет 3 человека?

Воспитатель

Предложить детям самостоятельно сформулировать, что надо сделать в этом задании.

- Ребята, посмотрите на лист и что нужно сделать скажите.

4. Рисуем овалы

Отвечают на вопросы

Слушают, рисуют.

Дети выполняют движения по тексту стихотворения.

Дети показывают соответствующую цифру.

Заключительный

 Буратино.

- Ребята вы молодцы, хорошо играли. Вы  доказали  что любите математику.  А мне уже пора возвратится.

-  Вам понравились мои игры?

 - А что именно вам понравилось?

Внимательно слушают, отвечают  на вопросы



Предварительный просмотр:

Технологическая  карта совместной деятельности с элементами

самостоятельной деятельности дошкольника

Тема занятия: «Фикси - математика»

Возрастная группа: Средняя группа

Цель занятия:  Формирование элементарных математических представлений и интеллектуальных способностей детей в совместной игровой деятельности в процессе решения практических заданий.

Задачи занятия  

Обучающая: Упражнять в умении считать в пределах пяти; различать и называть геометрические фигуры; в умении вести порядковый и количественный счёт; различать контрастные по длине предметы, используя при этом слова «длиннее, короче»

Развивающая: Способствовать развитию речи, мыслительной активности; развитию мышления, памяти, внимания, математических навыков; развитию координации движения

Воспитательная:  Способствовать развитию интереса к математическим занятиям; побуждать детей доводить начатое дело до завершения.

Материал и оборудование: презентация по теме «Фиксики»,ноутбук, проектор, экран; игрушечные болтики, спичечный коробок. шнурок-мерка, веревка - «провод»,набор геометрических фигур, полоска белой бумаги; коробка для «проводов».

Этапы

Действия педагога

Действия детей

Организационно-мотивационный этап

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас радостный день. Потому что у нас в группе поселилась радость!

Чтение стихотворения:

-Радость побежала по дорожке,

-Радость распахнула все окошки,

-Радость разбудила все детей,

-Радость пригласила к нам гостей!

Слушают педагога, приветствуют друг друга.

Введение в ситуацию.Постановка проблемы ,создание мотивации детей Воспитатель:

Ребята, сегодня по дороге к вам детский сад, я нашла вот такой спичечный коробок. А как вы думаете, что там?

Сейчас мы с вами узнаем, что же там лежит на самом деле.

Воспитатель трясёт коробку, вместе с детьми заглядывает в нее.

Ой, (показывает детям винтики) у фиксиков закончилась энергия, и они превратились в винтики. Как же им помочь?

Пора их отправить в компьютер заряжаться. Пойдёмте все вместе к ноутбуку и винтим винтики.

Воспитатель подносит коробку к ноутбуку и как бы «ввинчивает» их в ноутбук. Приветствуют гостей.

Высказывают предположения,что в коробке.

Подсказывают, как помочь фиксикам вернуть энергию.

На экране появляются фиксики, по мере вкручивания винтиков.

Внимательно слушают воспитателя

Основной этап

Актуализировать у детей имеющиеся представления на основе имеющегося опыта. Способствовать развитию внимания.

Воспитатель: А вот и они. Давайте вспомним, как их зовут.

Фиксики очень рады ,что мы помогли им вернуть энергию и теперь они хотят с нами поиграть, вы согласны?

1.Количественный счет: игровое упражнение «Скажи, сколько?»

Воспитатель: - Ребята, сколько фиксиков на экране(5) А как вы узнали?

Так что же нужно сделать, чтобы узнать сколько?

И все же, сейчас проверим, правильно ли мы сосчитали.

2.Количественный счет: игровое упражнение «Исправь ошибку».

Воспитатель начинает считать, при счете допускает ошибки: считает 2 раза один предмет, пропускает один предмет. Дети исправляют.

Подведение итога: нужно считать каждый предмет; каждый предмет нужно считать только один раз. Давайте все вместе сосчитаем. Сколько всего фиксиков?

Дети отвечают: Папус, Мася, Дедус, Симка, Нолик.

Смотрят на экран и считают вместе, отвечают на вопросы педагога.

Следят за счетом и исправляют ошибки.

Побуждать детей к умению устанавливать сходство между предметами, делать выводы.

Закреплять знания геометрических фигур, умения сопоставлять предметы по величине.

Работа с наглядным материалом:

Ребята, однажды фиксики решили превратиться не в винтики, а в геометрические фигуры.

Возьмите из коробочки все фигуры и разложите их перед собой на столе. Посмотрите на них внимательно.

Как вы думаете, в какую фигуру превратился Папус?

Как вы догадались?

Положите перед собой полоску белой бумаги, а на её начало - прямоугольник.

В какую фигуру превратилась Мася? Дедус?

Остальные фигуры положите самостоятельно.

А теперь давайте проверим.

Воспитатель:

А вы заметили, как мы разложили фигуры? А какая фигура самая большая?

А какая самая маленькая?

А все ли фигуры нам понадобились?

Какая осталась лишняя у тебя? А у тебя? Молодцы.

Рассматривают фигуры и раскладывают их соответственно образу фиксиков.

Дети отвечают: от самой большой к самой маленькой.

Соблюдение двигательного режима, профилактика утомления.

Физкультминутка:

Воспитатель:- Фиксики ушли отдыхать, как вы думаете, где они живут?

Да и нам пора передохнуть.

2. Физминутка с фиксиками «Фикси-пелки» - «Телевизор».

Дети отвечают: в телевизоре.

Выполняют действия в соответствии с текстом.

Упражнять в навыках ведения порядкового счета.

Упражнение на развитие внимания.

Работа с экраном:

На слайде фон без фиксиков.

Воспитатель:- Давайте позовем фиксиков.

-Фиксики(появляются) Ребята,давайте сосчитаем их: первый, второй, третий четвертый пятый.

Воспитатель:- Кто пришел первым? А кто вторым? А третьим?Давайте посчитаем по порядку: первый, второй, третий, четвертый, пятый. Кто первый? А кто четвертый? А кто между первым и третьим? А в каком порядке они стоят?

Дедус предлагает нам поиграть в игру «Что изменилось?» Ребята, постарайтесь запомнить, кто где стоит.

Сейчас кто-то из фиксиков поменяется местами, а вы отгадаете. Приготовились?

Считают персонажей по мере их появления.

Дети рассуждают, кто пришёл первым, кто вторым и т. д.

Определяют, что изменилось в расположении фиксиков?

Совершенствовать умение определять длину с использованием мерки.

Ремонт ноутбука

Ой, что это? Изображение исчезло. Ой-ой-ой. Порвался провод. Срочно нужен провод вот такой длины (показывает мерку). У меня в коробке есть провода, но они разной длины. Как же нам найти вот такой длины провод?

Сейчас я вам раздам веревочки, и вы с помощью нее поможете мне отыскать нужный провод такой же длины.

Воспитатель вместе с детьми проверяют у каждого правильность выполнения задания.

Молодцы нашли нужные провода. Пойду, прикреплю.

Воспитатель изображает, что прикручивает провод.

Дети отвечают: приложить веревочку к проводам и найти такой же.

Дети выходят на ковёр и выбирают провод нужной длины способом приложения.

Упражнять в умении конструировать из геометрических фигур. Побуждать детей доводить начатое дело до завершения

Способствовать проявлению творческого воображения.

Игровое упражнение «Домик для фиксиков»

Так уже лучше, теперь все работает. Но фиксикам пора возвращаться домой. Давайте построим домики для фиксиков, такие, как на экране или такие, какие вы придумаете сами.

На экране появляется домик, дети запоминают расположения деталей и затем самостоятельно выкладывают домик.

Давайте посмотрим,какие интересные получились домики у каждого из вас.

Дети самостоятельно выкладывают домик.

Дети рассматривают домики своих товарищей.

Отвечают на вопросы, выполняют  игровые упражнения Выполняют действия в соответствии с текстом.

Заключительный этап

 Фиксики поселились каждый в своём домике и благодарят вас за помощь.

 Пора нам с ними прощаться.

Кто приходил к нам в гости? Что вам больше всего понравилось, когда мы играли с фиксиками? Что было самым трудным? А самым простым? Молодцы ребята!.

Дети подводят итоги занятия, благодарят  педагога, отвечают на вопросы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» ФЭМП (Формирование элементарных математических представлений ) Тема: «Знайки и смышлёныши» (математическая викторина)

Конспект  непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» ФЭМП (Формирование элементарных математических представлений ) Тема: «...

Тема: Игры и игрушки. Математическое развитие (ФЭМП) младшая группа

Занятие-презентация по математическому развитию (ФЭМП) в младшей группе по теме "Игры и игрушки"....

Математическое развитие (ФЭМП) подготовительная группа "Найди лишнюю фигуру"

Подборка слайдов с интересными вариантами фигур, среди которых воспитанники подготовительной группы на занятии по математическому развитию находят общий признак и вычисляют лишнюю фигуру....

План-конспект занятия по математическому развитию (ФЭМП) на тему "Круг, квадрат" ( 2 младшая группа)

Тема занятия: "Круг, квадрат"Образоватльная область: "Познавательное развитие"Цель занятия: создание условий для совершенствования у детей умения различать круг и квадрат, по ...

План-конспект занятия по математическому развитию (ФЭМП) на тему "Сколько?" ( 2 младшая группа)

Тема занятия: «Сколько?»Образовательная область: «Познавательное развитие»Цель занятия: формирование умения отвечать на вопрос: «Сколько?» используя слова: один, мн...

План-конспект занятия по математическому развитию (ФЭМП) на тему: "Высокий- низкий" (2 младшая группа)

Тема: "Высокий-низкий"Образовательная область: "Познавательное развитие"Цель занятия: Создание условий для формирования у детей умений сравнивания двух предметов по высоте; учить п...