«Использование моделей в процессе обучения детей дошкольного возраста решению арифметических задач»
методическая разработка по математике (подготовительная группа)
Использование моделей - эффективный приём обучения дошкольников решению арифметических задач. Он помогает детям увидеть задачу в целом, понять её и самостоятельно найти правильное решение.
Цель использования моделей - обеспечить усвоение структуры задачи, связей и отношений между числовыми данными. Сначала дети создают модели совместно с взрослым, а затем самостоятельно.
Некоторые виды моделей, которые используются в работе с дошкольниками:
Предметные модели. Это технические игрушки, в которых отражён принцип устройства механизма, модели построек, аквариум, глобус и другие.
Предметно-схематические модели. К ним относятся, например, модель величины, модель численности групп, модель формы. Распространёнными предметно-схематическими моделями являются чертежи, выкройки.
Графические модели. Ситуация, предложенная в задаче, изображается с помощью схемы, схематического чертежа, стилизованного рисунка.
Объёмные модели. Например, модель «Спираль времени», которая помогает дошкольникам знакомиться с единицами измерения времени — сутки, неделя, месяц
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор статьи: Кочкалова Наталья Петровна, воспитатель, МОУ детский сад № 345.
Статья: «Использование моделей в процессе обучения детей дошкольного возраста решению арифметических задач»
Использование моделей - эффективный приём обучения дошкольников решению арифметических задач. Он помогает детям увидеть задачу в целом, понять её и самостоятельно найти правильное решение.
Цель использования моделей - обеспечить усвоение структуры задачи, связей и отношений между числовыми данными. Сначала дети создают модели совместно с взрослым, а затем самостоятельно.
Некоторые виды моделей, которые используются в работе с дошкольниками:
Предметные модели. Это технические игрушки, в которых отражён принцип устройства механизма, модели построек, аквариум, глобус и другие.
Предметно-схематические модели. К ним относятся, например, модель величины, модель численности групп, модель формы. Распространёнными предметно-схематическими моделями являются чертежи, выкройки.
Графические модели. Ситуация, предложенная в задаче, изображается с помощью схемы, схематического чертежа, стилизованного рисунка.
Объёмные модели. Например, модель «Спираль времени», которая помогает дошкольникам знакомиться с единицами измерения времени — сутки, неделя, месяц.
Процесс решения задачи с использованием моделей включает несколько этапов:
Восприятие и анализ задачи. Дети должны понять ситуацию, описанную в условии, уметь выделить и запомнить числовые данные, условие и вопрос задачи.
Поиск решения задачи. Это происходит с помощью рассуждений от вопроса к данным, путём создания модели.
Выполнение решения задачи и нахождение ответа. Можно выложить решение задачи с помощью различных предметов и посчитать их, создать условно-схематическую модель.
Проверка правильности решения задачи. Дети, руководствуясь пояснениями взрослого, устанавливают, правильно или неправильно они решили задачу.
Использование моделирования в обучении решению задач даёт возможность не только помочь детям в усвоении материала, но и развить их интерес к этой деятельности.
Виды арифметических задач, применяемых в стенах дошкольных образовательных организаций
В детском саду дети решают самые простые задачи. Содержание задач и их количественные данные направлены на то, чтобы познакомить детей с окружающей жизнью. О необходимости этого говорил ещё К.Д. Ушинский: «Задачи выбираются самые практические из жизни, с которой дети знакомы, и у хороших преподавателей дело выходит так, что арифметическая задача есть весьма занимательный рассказ, урок сельского хозяйства или домашней экономии, или историческая и статистическая тема и упражнения в языке».
Простые задачи, т.е. задачи, решаемые одним действием (сложением или вычитанием), принято делить на следующие группы:
К первой группе относятся те задачи, при которых дети усваивают конкретный смысл каждого из арифметических действий. Это задачи на нахождение суммы двух чисел и на нахождение остатка.
Ко второй группе относятся простые задачи, при решении которых надо осмыслить связь между компонентами и результатами арифметических действий. Это задачи на нахождение неизвестных компонентов:
а) нахождение слагаемого по известной сумме и второму слагаемому;
б) нахождение второго слагаемого по известной сумме и первому слагаемому;
в) нахождение уменьшаемого по известным вычитаемому и разности;
г) нахождение вычитаемого по известным уменьшаемому и разности.
К третьей группе относятся простые задачи, связанные с понятием разностных отношений:
а) увеличение числа на несколько единиц;
б) уменьшение числа на несколько единиц.
Также есть и другие разновидности задач, в которых раскрывается новый смысл арифметических действий. В зависимости от используемого для составления задач наглядного материала они подразделяются на:
- задачи - картинки
- задачи - иллюстрации
- задачи - драматизации.
Обучение дошкольников решению арифметических задач проходит через ряд взаимосвязанных между собой этапов.
1. Подготовительный этап - основная цель этого этапа - организовать систему упражнений по выполнению операций над множествами. Так, подготовкой к решению задач на сложение являются упражнения на объединение множеств. Упражнения на выделение части множества проводятся для подготовки детей решению задач на вычитание. С помощью операций над множествами раскрывается отношение «целое-часть», доводиться до понимания смысл выражений «больше на…», «меньше на…».
2. Работа над структурой задачи. На этом этапе учат составлять задачи, устанавливать связи между данными и искомым и на этой основе выбирать для решения необходимое практическое действие. Для понимания структуры задачи лучше всего использовать задачи-драматизации. Педагог знакомит детей со словом задача и при разборе составленной задачи подчёркивает необходимость числовых данных и вопросов: «Что известно?», «Что нужно знать?».
3. Обучение формулированию арифметического действия сложения и вычитания - задача третьего этапа. Когда дети научились находить ответ на вопрос задачи, опираясь на свои знания последовательности чисел, связей и отношений между ними. Теперь же нужно познакомить с арифметическими действиями сложения и вычитания, раскрыть их смысл, научить формулировать их и «записывать» с помощью цифр и знаков в виде числового примера.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование вариативных форм работы в процессе обучения детей дошкольного возраста татарскому языку.
На современном этапе дошкольного образования происходят очень серьёзные изменения. Коснулось это и организации обучения двум государственным языкам. Так на смену традиционным методам обуче...

Использование развивающих игр в процессе обучения детей дошкольного возраста.
Методическое пособие по теме Использование развивающих игр в процессе обучения детей дошкольного возраста....
Презентация «Использование моделей-схем при обучении детей старшего дошкольного возраста составлению описательных и сравнительных рассказов»
Систематическая и планомерная работа по использованию моделей-схем при обучении детей старшего дошкольного возраста составлению описательных и сравнительных рассказов помогает развива...
Использование игровых технологий в процессе обучения детей дошкольного возраста с ОНР на занятиях
Как научить ребенка успешно чему-то, чтобы у него не возникло трудностей в усвоении нового материала? Эту проблему вполне могут решить игровые технологии. Организация педагогического процесса в форме ...

Доклад «Реализация здоровьесберегающих технологий в процессе обучения детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционного оборудования»
https://yadi.sk/i/suPexufjebBQIA...

"Использование театрализованной деятельности в процессе обучения детей дошкольного возраста"
статья...

Использование лэпбука в процессе обучения детей дошкольного возраста
Использование лэпбука в процессе обучения детей дошкольного возраста...
