«Использование моделей в процессе обучения детей дошкольного возраста решению арифметических задач»
методическая разработка по математике (подготовительная группа)

Кочкалова Наталья Петровна

Использование моделей - эффективный приём обучения дошкольников решению арифметических задач. Он помогает детям увидеть задачу в целом, понять её и самостоятельно найти правильное решение. 

Цель использования моделей - обеспечить усвоение структуры задачи, связей и отношений между числовыми данными. Сначала дети создают модели совместно с взрослым, а затем самостоятельно. 

Некоторые виды моделей, которые используются в работе с дошкольниками:

Предметные модели. Это технические игрушки, в которых отражён принцип устройства механизма, модели построек, аквариум, глобус и другие. 

Предметно-схематические модели. К ним относятся, например, модель величины, модель численности групп, модель формы. Распространёнными предметно-схематическими моделями являются чертежи, выкройки.

Графические модели. Ситуация, предложенная в задаче, изображается с помощью схемы, схематического чертежа, стилизованного рисунка. 

Объёмные модели. Например, модель «Спираль времени», которая помогает дошкольникам знакомиться с единицами измерения времени — сутки, неделя, месяц

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kochkalova_n.p._ispolzovanie_modeley.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Автор статьи: Кочкалова Наталья Петровна, воспитатель, МОУ детский сад № 345.

Статья: «Использование моделей в процессе обучения детей дошкольного возраста решению арифметических задач»

Использование моделей - эффективный приём обучения дошкольников решению арифметических задач. Он помогает детям увидеть задачу в целом, понять её и самостоятельно найти правильное решение.

Цель использования моделей - обеспечить усвоение структуры задачи, связей и отношений между числовыми данными. Сначала дети создают модели совместно с взрослым, а затем самостоятельно.

Некоторые виды моделей, которые используются в работе с дошкольниками:

Предметные модели. Это технические игрушки, в которых отражён принцип устройства механизма, модели построек, аквариум, глобус и другие.

Предметно-схематические модели. К ним относятся, например, модель величины, модель численности групп, модель формы. Распространёнными предметно-схематическими моделями являются чертежи, выкройки.

Графические модели. Ситуация, предложенная в задаче, изображается с помощью схемы, схематического чертежа, стилизованного рисунка.

Объёмные модели. Например, модель «Спираль времени», которая помогает дошкольникам знакомиться с единицами измерения времени — сутки, неделя, месяц.

Процесс решения задачи с использованием моделей включает несколько этапов:

Восприятие и анализ задачи. Дети должны понять ситуацию, описанную в условии, уметь выделить и запомнить числовые данные, условие и вопрос задачи.

Поиск решения задачи. Это происходит с помощью рассуждений от вопроса к данным, путём создания модели.

Выполнение решения задачи и нахождение ответа. Можно выложить решение задачи с помощью различных предметов и посчитать их, создать условно-схематическую модель.

Проверка правильности решения задачи. Дети, руководствуясь пояснениями взрослого, устанавливают, правильно или неправильно они решили задачу.

Использование моделирования в обучении решению задач даёт возможность не только помочь детям в усвоении материала, но и развить их интерес к этой деятельности.

Виды арифметических задач, применяемых в стенах дошкольных образовательных организаций

В детском саду дети решают самые простые задачи. Содержание задач и их количественные данные направлены на то, чтобы познакомить детей с окружающей жизнью. О необходимости этого говорил ещё К.Д. Ушинский: «Задачи выбираются самые практические из жизни, с которой дети знакомы, и у хороших преподавателей дело выходит так, что арифметическая задача есть весьма занимательный рассказ, урок сельского хозяйства или домашней экономии, или историческая и статистическая тема и упражнения в языке».

Простые задачи, т.е. задачи, решаемые одним действием (сложением или вычитанием), принято делить на следующие группы:

К первой группе относятся те задачи, при которых дети усваивают конкретный смысл каждого из арифметических действий. Это задачи на нахождение суммы двух чисел и на нахождение остатка.

Ко второй группе относятся простые задачи, при решении которых надо осмыслить связь между компонентами и результатами арифметических действий. Это задачи на нахождение неизвестных компонентов:

а) нахождение слагаемого по известной сумме и второму слагаемому;

б) нахождение второго слагаемого по известной сумме и первому слагаемому;

в) нахождение уменьшаемого по известным вычитаемому и разности;

г) нахождение вычитаемого по известным уменьшаемому и разности.

К третьей группе относятся простые задачи, связанные с понятием разностных отношений:

а) увеличение числа на несколько единиц;

б) уменьшение числа на несколько единиц.

Также есть и другие разновидности задач, в которых раскрывается новый смысл арифметических действий. В зависимости от используемого для составления задач наглядного материала они подразделяются на:

- задачи - картинки

- задачи - иллюстрации

- задачи - драматизации.

Обучение дошкольников решению арифметических задач проходит через ряд взаимосвязанных между собой этапов.

1. Подготовительный этап - основная цель этого этапа - организовать систему упражнений по выполнению операций над множествами. Так, подготовкой к решению задач на сложение являются упражнения на объединение множеств. Упражнения на выделение части множества проводятся для подготовки детей решению задач на вычитание. С помощью операций над множествами раскрывается отношение «целое-часть», доводиться до понимания смысл выражений «больше на…», «меньше на…».

2. Работа над структурой задачи. На этом этапе учат составлять задачи, устанавливать связи между данными и искомым и на этой основе выбирать для решения необходимое практическое действие. Для понимания структуры задачи лучше всего использовать задачи-драматизации. Педагог знакомит детей со словом задача и при разборе составленной задачи подчёркивает необходимость числовых данных и вопросов: «Что известно?», «Что нужно знать?».

3. Обучение формулированию арифметического действия сложения и вычитания - задача третьего этапа. Когда дети научились находить ответ на вопрос задачи, опираясь на свои знания последовательности чисел, связей и отношений между ними. Теперь же нужно познакомить с арифметическими действиями сложения и вычитания, раскрыть их смысл, научить формулировать их и «записывать» с помощью цифр и знаков в виде числового примера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование вариативных форм работы в процессе обучения детей дошкольного возраста татарскому языку.

На современном этапе дошкольного образования происходят  очень серьёзные изменения. Коснулось это и организации обучения двум государственным языкам. Так на смену традиционным методам обуче...

Использование развивающих игр в процессе обучения детей дошкольного возраста.

Методическое пособие по теме Использование развивающих игр в процессе обучения детей дошкольного возраста....

Презентация «Использование моделей-схем при обучении детей старшего дошкольного возраста составлению описательных и сравнительных рассказов»

Систематическая  и планомерная работа  по использованию моделей-схем при обучении детей старшего дошкольного возраста составлению описательных и сравнительных рассказов помогает развива...

Использование игровых технологий в процессе обучения детей дошкольного возраста с ОНР на занятиях

Как научить ребенка успешно чему-то, чтобы у него не возникло трудностей в усвоении нового материала? Эту проблему вполне могут решить игровые технологии. Организация педагогического процесса в форме ...

Использование лэпбука в процессе обучения детей дошкольного возраста

Использование лэпбука в процессе обучения детей дошкольного возраста...